Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2125   2126   2127   2128   2129   2130   2131   2132   2133  2134   2135   2136   2137   2138   2139   2140   2141   2142   2143  » »»

   1904-05 был артистом тифлисской оперы. В
   1905-16 - ведущий солист  Оперного  т-ра  Зимина  в  Москве.  Обладал
голосом большого  диапазона  (пел  партии  драматического  -  баритона),
драматическим   дарованием.   Муз.-сце-нич.   образы    С.    отличались
скульптурной выразительностью, точным внешним рисунком (грим, костюм).
   Лучшие партии: Борис, Варлаам, Рангони ("Борис Годунов"), Светлейший,
Кочубей ("Черевички", "Мазепа" Чайковского), Мельник;  Галицкий  ("Князь
Игорь"),  Мефистофель  ("Фауст"),  Эскамильо.  С.  -первый   исполнитель
партий:   Додон,   ("Золотой   петушок",   1909),   Сулейман   ("Измена"
Ипполитова-Иванова, 1910) и др.
   В 1916 оставил оперную сцену. В„л режисс„рскую деятельность.  В  1917
вместе с артистом  Мариинского  т-ра  М.  Е.  Медведевым  организовал  в
Саратове первый сов. оперный т-р. Пост.: "Травиата",  "Евгений  Онегин",
"Майская ночь" и др. В 1920 создал  оперную  труппу  в  Ростове-на-Дону.
Преподавал   в   консерваториях:   Саратовской   (1916-20),   Ростовской
(1920-24), Бакинской (1924-32). Профессор Моск. консерватории  (1939-52)
и Муз.-педагогич. ин-та им. Гнесиных (1946-51). Среди  учеников:  В.  А.
Багадуров,  М.  Ба-гиров,   Н.   Л.   Вельтер,   П.   В.   Валовое,   Г.
Гаджибаба-беков, А. А. Дроздов, Е. В. Иванов, Р. Мамедов  (Бюль-Бюлъ)  и
др.
   Лит.: "Театр", 1912, ј 1045, с. 5; 1914, ј 1457, с. 9;
   "Рампа и жизнь", 1912, J\o 3, с. 9; В а с и л е и к  о  С.,  Страницы
воспоминаний, М.-Л., 1948, с. 147-48. М Р
   СПЕРАНСКИЙ, П„тр Тихонович (20.Х1(2.ХП)'.  1890-13.XII.1964]  -  сов.
театр. художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). Нар. художник Тат. АССР
(1955).  По  окончании  драм.  студии  в  Казани  выступал  как   акт„р,
одновременно занимался в  Казанской  художеств.  школе.  В  1916-20  был
художником-декоратором в Казанском оперном т-ре. Оформлял спектакли тат.
труппы "Сайяр", а в 1920-22  -  спектакли  Первого  тат.  показательного
т-ра. В 1922-24 учился в Казанском художеств. ин-те.  В  1922-39  -  гл.
художник Тат. академич. т-ра драмы (Т-р им. Камала). С  1939  -  главный
художник Тат. т-ра  оперы  и  балета.  С  1939  преподавал  в  Казанском
художеств. училище.
   Оформил спектакли в Т-ре им. Камала: "Безземельные"  (1922),"Тахир  и
Зухра" (1925)  Бурнаша,  "Голубая  шаль"  Тин-чурина  (1927),  "На„мщик"
Гиззата (1929), "Банкрот"  Камала  (1933),  "Разлом"  Лаврен„ва  (1928),
"Гибель эскадры" (1934), "Женитьба Фигаро" (1938) и др.; в Т-ре оперы  и
балета - "Зюгре" (1946), "Намус" (1950), "Муса Джалиль" (1956) Жиганова,
"Иван  Сусанин"  (1949);  "Башмачки"  Файзи  (1954),  "Шурале"  Яруллина
(1957), "Пиковая дама" (1960).
   X. Я., АН. Ш.
   СПЕРАНТОВА, Валентина Александровна [р. 11 (24).II.1904 ]- рус.  сов.
актриса. Нар. арт. РСФСР (1950). Чл. Коммунистич. партии с 1953. В  1925
окончила  театр.  техникум  им.  А.  В.  Луначарского  и  с   этого   же
года-актриса 1-го  Гос.  педагогич.  т-ра  (впоследствии  Госцентюз).  В
1942-44 играла во фронтовом т-ре ВТО.  С  1944-актриса  Центр.  детского
т-ра. Уже первая большая  роль  С.-  Егорка  ("Ч„рный  яр"  Афиногенова)
определила осн. тему  творчества  актрисы  -  раскрытие  '  в  характере
реб„нка героич. черт будущего человека. В  течение  мы.  лет  С.  играла
12-14-летних подростков. На сцене т-ра для  детей  она  воплотила  яркие
образы юного современника. В сценич. созданиях С. тех  лет  всегда  было
нечто  общее,   роднившее   их   между   собой,мужественность,   чувство
собственного достоинства, воинствующее  неприятие  несправедливости.  Е„
юные герои и героини были предельно достоверны в сво„м сценич. поведении
и внешнем облике. Их внутр. мир актриса раскрывала психологически точно,
с проникновенной лирикой.
   Лучшими ролями С. были: Ахмет ("Винтовка ј 49211 б" Крона, 1929), Том
Кенти (о. п. Михалкова по роману М.  Твена  "Принц  и  нищий"),  Панюшка
("Единая боевая" Бруштейн, 1941), Ганя С„мушкин ("Дом ј 5" Штока, 1941),
Герда и К ей ("Снежная королева"  Шварца),  Ваня  Солнцев  ("Сын  полка"
Катаева, 1945), Шура Бадейкин ("Красный  галстук"  Михалкова,  1947).  В
сер. 50-х гг. С.  перешла  на  характерные  роли.  В  характерно-бытовой
манере  играла   она   роли   Кукушкиной   ("Доходное   место"),   Ф„клы
("Женитьба"). В новом амплуа немолодых женщин,  сыгранных  С.  в  пьесах
Розова: Анна Григорьевна ("Е„ друзья"), Клавдия Васильевна  ("В  поисках
радости"), Ольга Петровна ("Неравный бой"),  снова  зазвучала  осн  тема
творчества   С.;   е„   героини,   уже   умудр„нные   жизнью,   так   же
бескомпромиссны, честны и благородны, как мальчики и девочки,  к-рых  С.
играла ранее. В 1957 С. пост. спектакль "Сомбреро" (совм. с Некрасовой).
   С. много выступает по радио, продолжая играть в радиоспектаклях  роли
подростков (инсп. произв. А. Гайдара и др.). Снимается в кино.
   Лит.: M и н д л и н Э. Л., Валентина  Александровна  Сперантова,  М.,
1951. ff. Mop.
   СПОНТЙНИ (Spontini), Гаспаре(14.Х1.1774, Майо-лати,-  24.1.1851,  там
же) -  итал.  композитор.  Музыке  учился  в  консерватории  в  Неаполе.
Дебютировал как композитор в 1796.  Писал  для  оперных  сцен  Флоренции
("Узнанный Тезей", 1798), Рима, Неаполя, Палермо, Венеции. В 1803-20 жил
в Париже, где в 1807 была пост. его лучшая опера  "Весталка"  (Парижская
Опера),  имевшая  огромный   успех.   "Весталка"   содержит   музыкально
выразительные и драматически сильные сцены.  Написанная  в  монумент,  и
воинственно парадном стиле (обилие  шествий,  маршей  и  т.  п.),  опера
отразила вкусы наполеоновского времени. В том же стиле, но с ещ„ большей
помпезностью и уклоном в экзотику, написана опера "Фернанд  Кортес,  или
Завоевание Мексики" (1809, Парижская Опера,  2-я  ред.  1817,  там  же).
Менее ярка, хотя и театрально эффектна опера "Олимпия" (1819,  2-я  ред.
1821, там же). Творчество С. во многом подготовило франц.  жанр  большой
оперы. Влияние опер С. на свои ранние произв.  признавал  Р.  Вагнер.  В
1820-41   С.   работал   в   качестве   "генеральмузикдиректора"   (муз.
руководителя)  в  Берлине.  Оперы  С.   последнего   периода   ("Агнесса
Гогенштауфен", 1829, Королевская опера, 2-я ред. 1837, там же, и др.) не
оставили следа в истории муз. т-ра.
   Лит.: Серов А., Спонтини и его музыка, в его кн.:
   Избранные статьи, т. 1,  M.-Л.,  1950;  Wagner  R.,  Erinnerungen  an
Spontini, в его кн.: Samtliche Schriften und Dichtungen, 5 Aufl., Bd  5,
Lpz., [s. а.]; В о u v  e  t  Gh.,  Spontini,  P.,  1930;  Schubert  K.,
Spontini's  italienische  Schule,  Strassb.,  1932;  GhislanzoniA.,   G.
Spontini, Roma, 1951; Fragapane P., G. Spontini, Firenze, 1954 (BibL).
   "СПЯЩАЯ  КРАСАВИЦА"  -  балет  П.  И.  Чайковского,  либретто  И.  А.
Всеволожского. Пост. 3 янв. 1890,
   Мариинский т-р (Аврора - Брианца, Дезире - П. Гердт, фея  Сирени  -М.

Страницы: «« « 2125   2126   2127   2128   2129   2130   2131   2132   2133  2134   2135   2136   2137   2138   2139   2140   2141   2142   2143  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия