Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2125 2126 2127 2128 2129 2130 2131 2132 2133 2134 2135 2136 2137 2138 2139 2140 2141 2142 2143 » »» 1904-05 был артистом тифлисской оперы. В 1905-16 - ведущий солист Оперного т-ра Зимина в Москве. Обладал голосом большого диапазона (пел партии драматического - баритона), драматическим дарованием. Муз.-сце-нич. образы С. отличались скульптурной выразительностью, точным внешним рисунком (грим, костюм). Лучшие партии: Борис, Варлаам, Рангони ("Борис Годунов"), Светлейший, Кочубей ("Черевички", "Мазепа" Чайковского), Мельник; Галицкий ("Князь Игорь"), Мефистофель ("Фауст"), Эскамильо. С. -первый исполнитель партий: Додон, ("Золотой петушок", 1909), Сулейман ("Измена" Ипполитова-Иванова, 1910) и др. В 1916 оставил оперную сцену. В„л режисс„рскую деятельность. В 1917 вместе с артистом Мариинского т-ра М. Е. Медведевым организовал в Саратове первый сов. оперный т-р. Пост.: "Травиата", "Евгений Онегин", "Майская ночь" и др. В 1920 создал оперную труппу в Ростове-на-Дону. Преподавал в консерваториях: Саратовской (1916-20), Ростовской (1920-24), Бакинской (1924-32). Профессор Моск. консерватории (1939-52) и Муз.-педагогич. ин-та им. Гнесиных (1946-51). Среди учеников: В. А. Багадуров, М. Ба-гиров, Н. Л. Вельтер, П. В. Валовое, Г. Гаджибаба-беков, А. А. Дроздов, Е. В. Иванов, Р. Мамедов (Бюль-Бюлъ) и др. Лит.: "Театр", 1912, ј 1045, с. 5; 1914, ј 1457, с. 9; "Рампа и жизнь", 1912, J\o 3, с. 9; В а с и л е и к о С., Страницы воспоминаний, М.-Л., 1948, с. 147-48. М Р СПЕРАНСКИЙ, П„тр Тихонович (20.Х1(2.ХП)'. 1890-13.XII.1964] - сов. театр. художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). Нар. художник Тат. АССР (1955). По окончании драм. студии в Казани выступал как акт„р, одновременно занимался в Казанской художеств. школе. В 1916-20 был художником-декоратором в Казанском оперном т-ре. Оформлял спектакли тат. труппы "Сайяр", а в 1920-22 - спектакли Первого тат. показательного т-ра. В 1922-24 учился в Казанском художеств. ин-те. В 1922-39 - гл. художник Тат. академич. т-ра драмы (Т-р им. Камала). С 1939 - главный художник Тат. т-ра оперы и балета. С 1939 преподавал в Казанском художеств. училище. Оформил спектакли в Т-ре им. Камала: "Безземельные" (1922),"Тахир и Зухра" (1925) Бурнаша, "Голубая шаль" Тин-чурина (1927), "На„мщик" Гиззата (1929), "Банкрот" Камала (1933), "Разлом" Лаврен„ва (1928), "Гибель эскадры" (1934), "Женитьба Фигаро" (1938) и др.; в Т-ре оперы и балета - "Зюгре" (1946), "Намус" (1950), "Муса Джалиль" (1956) Жиганова, "Иван Сусанин" (1949); "Башмачки" Файзи (1954), "Шурале" Яруллина (1957), "Пиковая дама" (1960). X. Я., АН. Ш. СПЕРАНТОВА, Валентина Александровна [р. 11 (24).II.1904 ]- рус. сов. актриса. Нар. арт. РСФСР (1950). Чл. Коммунистич. партии с 1953. В 1925 окончила театр. техникум им. А. В. Луначарского и с этого же года-актриса 1-го Гос. педагогич. т-ра (впоследствии Госцентюз). В 1942-44 играла во фронтовом т-ре ВТО. С 1944-актриса Центр. детского т-ра. Уже первая большая роль С.- Егорка ("Ч„рный яр" Афиногенова) определила осн. тему творчества актрисы - раскрытие ' в характере реб„нка героич. черт будущего человека. В течение мы. лет С. играла 12-14-летних подростков. На сцене т-ра для детей она воплотила яркие образы юного современника. В сценич. созданиях С. тех лет всегда было нечто общее, роднившее их между собой,мужественность, чувство собственного достоинства, воинствующее неприятие несправедливости. Е„ юные герои и героини были предельно достоверны в сво„м сценич. поведении и внешнем облике. Их внутр. мир актриса раскрывала психологически точно, с проникновенной лирикой. Лучшими ролями С. были: Ахмет ("Винтовка ј 49211 б" Крона, 1929), Том Кенти (о. п. Михалкова по роману М. Твена "Принц и нищий"), Панюшка ("Единая боевая" Бруштейн, 1941), Ганя С„мушкин ("Дом ј 5" Штока, 1941), Герда и К ей ("Снежная королева" Шварца), Ваня Солнцев ("Сын полка" Катаева, 1945), Шура Бадейкин ("Красный галстук" Михалкова, 1947). В сер. 50-х гг. С. перешла на характерные роли. В характерно-бытовой манере играла она роли Кукушкиной ("Доходное место"), Ф„клы ("Женитьба"). В новом амплуа немолодых женщин, сыгранных С. в пьесах Розова: Анна Григорьевна ("Е„ друзья"), Клавдия Васильевна ("В поисках радости"), Ольга Петровна ("Неравный бой"), снова зазвучала осн тема творчества С.; е„ героини, уже умудр„нные жизнью, так же бескомпромиссны, честны и благородны, как мальчики и девочки, к-рых С. играла ранее. В 1957 С. пост. спектакль "Сомбреро" (совм. с Некрасовой). С. много выступает по радио, продолжая играть в радиоспектаклях роли подростков (инсп. произв. А. Гайдара и др.). Снимается в кино. Лит.: M и н д л и н Э. Л., Валентина Александровна Сперантова, М., 1951. ff. Mop. СПОНТЙНИ (Spontini), Гаспаре(14.Х1.1774, Майо-лати,- 24.1.1851, там же) - итал. композитор. Музыке учился в консерватории в Неаполе. Дебютировал как композитор в 1796. Писал для оперных сцен Флоренции ("Узнанный Тезей", 1798), Рима, Неаполя, Палермо, Венеции. В 1803-20 жил в Париже, где в 1807 была пост. его лучшая опера "Весталка" (Парижская Опера), имевшая огромный успех. "Весталка" содержит музыкально выразительные и драматически сильные сцены. Написанная в монумент, и воинственно парадном стиле (обилие шествий, маршей и т. п.), опера отразила вкусы наполеоновского времени. В том же стиле, но с ещ„ большей помпезностью и уклоном в экзотику, написана опера "Фернанд Кортес, или Завоевание Мексики" (1809, Парижская Опера, 2-я ред. 1817, там же). Менее ярка, хотя и театрально эффектна опера "Олимпия" (1819, 2-я ред. 1821, там же). Творчество С. во многом подготовило франц. жанр большой оперы. Влияние опер С. на свои ранние произв. признавал Р. Вагнер. В 1820-41 С. работал в качестве "генеральмузикдиректора" (муз. руководителя) в Берлине. Оперы С. последнего периода ("Агнесса Гогенштауфен", 1829, Королевская опера, 2-я ред. 1837, там же, и др.) не оставили следа в истории муз. т-ра. Лит.: Серов А., Спонтини и его музыка, в его кн.: Избранные статьи, т. 1, M.-Л., 1950; Wagner R., Erinnerungen an Spontini, в его кн.: Samtliche Schriften und Dichtungen, 5 Aufl., Bd 5, Lpz., [s. а.]; В о u v e t Gh., Spontini, P., 1930; Schubert K., Spontini's italienische Schule, Strassb., 1932; GhislanzoniA., G. Spontini, Roma, 1951; Fragapane P., G. Spontini, Firenze, 1954 (BibL). "СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА" - балет П. И. Чайковского, либретто И. А. Всеволожского. Пост. 3 янв. 1890, Мариинский т-р (Аврора - Брианца, Дезире - П. Гердт, фея Сирени -М. Страницы: «« « 2125 2126 2127 2128 2129 2130 2131 2132 2133 2134 2135 2136 2137 2138 2139 2140 2141 2142 2143 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |