Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2119   2120   2121   2122   2123   2124   2125   2126   2127  2128   2129   2130   2131   2132   2133   2134   2135   2136   2137  » »»

в Колоне, близ Афин, в семье богатого владельца оружейной мастерской.  В
молодости был близок  к  вождю  афинской  аристократии  Кимону,  позднее
примкнул  к  лидеру  демократии  Пе-риклу.  Избирался  на  важные   гос.
должности.
   Первую победу на состязаниях трагич. поэтов С. одержал в  468  до  н.
э., впоследствии 17 раз занимал первое место на Великих Дионисиях, 6 раз
- на Ленеях. Древние филологи располагали 123 произв. С.,  нам  известны
по назв. 114. Целиком дошли только
   7 трагедий: "Аякс" (до 442), "Антигона" (ок. 442), "Трахинянки" (дата
неизв.), "Царь Эдип" (ок. 429), "Электра"  (дата  неизв.),  "Фил  октет"
(409), "Эдип в Колоне"  (пост.  поем.  в  401).  Сохранилось  также  мн.
фрагментов разл. величины, в т. ч.  папирусные  отрывки  из  сатировской
драмы "Следопыты".
   Мировоззрение  С.,  поэта  эпохи  расцвета   афинской   рабовладельч.
демократии, отражает противоречивость  идеологии  афинского  полиса  2-й
пол. 5 в. до н. э. С одной стороны, выдающееся положение в  греч.  мире,
достигнутое Афинами к сер. 5 в., их духовный подъ„м оказались возможными
только в результате недолговечного классового единства,  сложившегося  к
этому времени  среди  свободных  граждан  гос-ва,  и,  в  свою  очередь,
требовали сохранения и укрепления  коллективной  солидарности.  Полисная
идеология,  выросшая  на  основе  "...совместной  частной  собственности
активных граждан государства..." (Маркс К. и Э'нгельс Ф., Соч., 2  изд.,
т. 3, с. 21), видела свой  оплот  во  всевластии  божеств,  промысла,  в
незыблемости традиц. установлении. С  др.  стороны,  именно  в  условиях
наивысшего  для  того  времени   уровня   демократии   вс„   настойчивее
становилась тенденция  к  высвобождению  личности  из  полисных  связей:
испытания и страдания, выпадающие на долю  отдельного  человека  вопреки
его собств. усилиям, не могли найти достаточно удовлетворит,  объяснения
в божеств. воле. В трагедиях С.,  выступавшего  за  сохранение  полисных
устоев, отч„тливо различима стоящая позади всякого события  неотвратимая
воля божества, но С., в отличие от  своего  предшественника  Эсхила,  не
пытался объяснить е„ к.-л. этич. соображениями.
   8 то же время пристальное внимание С. привлекал активно  действующий,
самостоят, в своем поведении и решениях  человек,  принимающий  на  себя
полную ответственность за свои поступки. Уже в  ранней  трагедии  "Аякс"
герой осознает несовместимость содеянного  им  преступления  с  нравств.
кодексом доблестного вождя и находит освобождение от позора и  бесчестья
в добровольной смерти. В трагедии "Царь Эдип" только отдал„нным  нам„ком
звучит  мотив  родового  проклятья,  с  к-рым  связан  миф  об  Эдипе  в
предшествовавшей С.  лит.  традиции;  зловещее  предсказание,  сбывшееся
несмотря  на  все  усилия  Эдипа,  ставит  его  перед   таинственной   и
непознаваемой силой судьбы. Но в безграничной  смелости,  с  к-рой  Эдип
борется с судьбой, в  непреклонной  решимости  раскрыть  окружающую  его
тайну проявляется подлинное величие человека. Неведение,  в  к-ром  Эдип
совершает страшные преступления, не освобождает его от  ответственности,
хотя и делает неприемлемой в толковании трагедии идею  его  субъективной
вины  и  божеств,  возмездия.  Жертвой  такого  же   трагич.   неведения
становится Деянира ("Трахинян-ки"). Выявление истины приводит героев  С.
к "прозрению", и эта ситуация позволяет С. раскрыть  противоречие  между
субъективными  устремлениями  человека  и  объективным  результатом  его
побуждений. Цельной, непоколебимой в сво„м  решении  предста„т  Антигона
(о. п.), но, в отличие от Эдипа, е„ субъективное поведение  находится  в
соответствии с  "неписанными"  нормами  гражданской  этики,  освящ„нными
вечной божеств, волей. Логика событий в трагедии  приводит  к  осуждению
тиранич. единовластия Креонта, и таким обр. С.  полемизирует  с  тезисом
софистов о человеке как "мере всех вещей", противопоставляя ему  традиц.
полисную мораль.
   Вне всякой связи с иррациональными силами  живут  и  действуют  герои
трагедий "Электра" и "Филоктет": их деяния и страдания возникают  из  их
внутр. состояния, из врожд„нных нравств. свойств. В  образах  Электры  и
Неоптолема глубже, чем в ранних трагедиях, раскрыт процесс созревания  и
обоснования поступков людей. Персонажи С. достаточно  индивидуальны,  но
их индивидуальность, свободная от всего  случайного  и  несущественного,
возникает на основе идеального представления драматурга о  человеке;  С.
говорил, что он изображает людей такими, "какими они должны  быть"  (см.
Аристотель, Об искусстве поэзии, М., 1957, с.  129).  Персонажам  С.  не
свойственно также психологич. развитие; в ходе действия трагедии  только
обнаруживается п раскрывается "природа" каждого из героев.
   Новые задачи в изображении человека определили специфич. черты  драм.
техники. С. почти целиком отказался от объединения трагедий в  трилогии,
значительно  увеличил  диалогич.  части  и  вв„л  третьего  акт„ра.  Это
позволило  (начиная  с  "Царя  Эдипа")  усилить  напряжение  в  развитии
действия. Своеобразная двухчастность  построения  ранних  трагедий,  при
к-рой судьба осн. героя (Аякса, Антигоны,  Деяниры)  решается  в  первой
половине трагедии, а события  второй  части  представляют  результат  их
действий или гибель, преодолевается в "Царе Эдипе", затем в "Электре"  и
"Филоктете", где все нити ведут  к  постепенному  раскрытию  "характера"
осн. героя. Герою  часто  противопоставляется  второстепенный  персонаж,
стремящийся отклонить его от  выполнения  нравств.  долга  (Тек-месса  в
"Аяксе", Йемена в "Антигоне", Хрисофемида в "Электре", отчасти Иокаста в
"Царе  Эдипе");  в  противодействии   этому   "искушению"   утверждается
достоинство и величие человека. С. увеличил состав хора до  15  человек,
но по сравнению с Эсхилом существенно сократил объ„м и значение  хоровых
партий; обычно в них содержится  реакция  на  изображаемые  события  или
размышления на этич. темы. С. приписывают введение декорац. живописи.
   Творчество С. высоко ценилось в древности. Верги-лий и Овидий считали
его образцом трагич. поэта. Сюжеты и  образы  трагедий  С.  неоднократно
использовались в последующей античной (Ливии Андроник, Акций, Сенека)  и
европ.  лит-ре.  Среди  многочисл.  переработок  С.   в   новое   время:
"Несчастная царица  Иокаста"  Сакса  (1550),  "Эдип"  Корнеля  (1659)  и
Вольтера (1718) ,  оперы  Г.  Перселла,  А.  Скарлатти  и  др.  Глубокий
теоретич. интерес к С. возник в конце 18 - нач. 19 вв. в Германии (Г. Э.
Лессинг, И. В. Г„те, Ф. Клейст, Ф. Шиллер, И. Г„льдерлин). В  19  в.  Ф.
Мендельсон-Бартольди  написал  музыку  к  "Эдипу"  (1841)  и  "Антигоне"
(1845). В нач. 20 в.  мотивы  трагедий  С.  использовал  Г.  Гофмансталь
("Электра",  1903,  "Эдип  и  Сфинкс",   1906,   "Царь   Эдип",   1909),
впоследствии В. Газенклевер ("Антигона", 1917), Ж. Кокто  ("Антигона"  и
"Царь Эдип", 1928, фильм "Эдип", 1953), А. Жид ("Эдип", 1931), Ж. Жироду
("Электра", 1937), Ж. Ануй ("Антигона",  1942),  Б.  Брехт  ("Антигона",
1948), П.Карваш ("Антигона и другие", 1962); в опере:

Страницы: «« « 2119   2120   2121   2122   2123   2124   2125   2126   2127  2128   2129   2130   2131   2132   2133   2134   2135   2136   2137  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия