|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2119 2120 2121 2122 2123 2124 2125 2126 2127 2128 2129 2130 2131 2132 2133 2134 2135 2136 2137 » »» в Колоне, близ Афин, в семье богатого владельца оружейной мастерской. В
молодости был близок к вождю афинской аристократии Кимону, позднее
примкнул к лидеру демократии Пе-риклу. Избирался на важные гос.
должности.
Первую победу на состязаниях трагич. поэтов С. одержал в 468 до н.
э., впоследствии 17 раз занимал первое место на Великих Дионисиях, 6 раз
- на Ленеях. Древние филологи располагали 123 произв. С., нам известны
по назв. 114. Целиком дошли только
7 трагедий: "Аякс" (до 442), "Антигона" (ок. 442), "Трахинянки" (дата
неизв.), "Царь Эдип" (ок. 429), "Электра" (дата неизв.), "Фил октет"
(409), "Эдип в Колоне" (пост. поем. в 401). Сохранилось также мн.
фрагментов разл. величины, в т. ч. папирусные отрывки из сатировской
драмы "Следопыты".
Мировоззрение С., поэта эпохи расцвета афинской рабовладельч.
демократии, отражает противоречивость идеологии афинского полиса 2-й
пол. 5 в. до н. э. С одной стороны, выдающееся положение в греч. мире,
достигнутое Афинами к сер. 5 в., их духовный подъ„м оказались возможными
только в результате недолговечного классового единства, сложившегося к
этому времени среди свободных граждан гос-ва, и, в свою очередь,
требовали сохранения и укрепления коллективной солидарности. Полисная
идеология, выросшая на основе "...совместной частной собственности
активных граждан государства..." (Маркс К. и Э'нгельс Ф., Соч., 2 изд.,
т. 3, с. 21), видела свой оплот во всевластии божеств, промысла, в
незыблемости традиц. установлении. С др. стороны, именно в условиях
наивысшего для того времени уровня демократии вс„ настойчивее
становилась тенденция к высвобождению личности из полисных связей:
испытания и страдания, выпадающие на долю отдельного человека вопреки
его собств. усилиям, не могли найти достаточно удовлетворит, объяснения
в божеств. воле. В трагедиях С., выступавшего за сохранение полисных
устоев, отч„тливо различима стоящая позади всякого события неотвратимая
воля божества, но С., в отличие от своего предшественника Эсхила, не
пытался объяснить е„ к.-л. этич. соображениями.
8 то же время пристальное внимание С. привлекал активно действующий,
самостоят, в своем поведении и решениях человек, принимающий на себя
полную ответственность за свои поступки. Уже в ранней трагедии "Аякс"
герой осознает несовместимость содеянного им преступления с нравств.
кодексом доблестного вождя и находит освобождение от позора и бесчестья
в добровольной смерти. В трагедии "Царь Эдип" только отдал„нным нам„ком
звучит мотив родового проклятья, с к-рым связан миф об Эдипе в
предшествовавшей С. лит. традиции; зловещее предсказание, сбывшееся
несмотря на все усилия Эдипа, ставит его перед таинственной и
непознаваемой силой судьбы. Но в безграничной смелости, с к-рой Эдип
борется с судьбой, в непреклонной решимости раскрыть окружающую его
тайну проявляется подлинное величие человека. Неведение, в к-ром Эдип
совершает страшные преступления, не освобождает его от ответственности,
хотя и делает неприемлемой в толковании трагедии идею его субъективной
вины и божеств, возмездия. Жертвой такого же трагич. неведения
становится Деянира ("Трахинян-ки"). Выявление истины приводит героев С.
к "прозрению", и эта ситуация позволяет С. раскрыть противоречие между
субъективными устремлениями человека и объективным результатом его
побуждений. Цельной, непоколебимой в сво„м решении предста„т Антигона
(о. п.), но, в отличие от Эдипа, е„ субъективное поведение находится в
соответствии с "неписанными" нормами гражданской этики, освящ„нными
вечной божеств, волей. Логика событий в трагедии приводит к осуждению
тиранич. единовластия Креонта, и таким обр. С. полемизирует с тезисом
софистов о человеке как "мере всех вещей", противопоставляя ему традиц.
полисную мораль.
Вне всякой связи с иррациональными силами живут и действуют герои
трагедий "Электра" и "Филоктет": их деяния и страдания возникают из их
внутр. состояния, из врожд„нных нравств. свойств. В образах Электры и
Неоптолема глубже, чем в ранних трагедиях, раскрыт процесс созревания и
обоснования поступков людей. Персонажи С. достаточно индивидуальны, но
их индивидуальность, свободная от всего случайного и несущественного,
возникает на основе идеального представления драматурга о человеке; С.
говорил, что он изображает людей такими, "какими они должны быть" (см.
Аристотель, Об искусстве поэзии, М., 1957, с. 129). Персонажам С. не
свойственно также психологич. развитие; в ходе действия трагедии только
обнаруживается п раскрывается "природа" каждого из героев.
Новые задачи в изображении человека определили специфич. черты драм.
техники. С. почти целиком отказался от объединения трагедий в трилогии,
значительно увеличил диалогич. части и вв„л третьего акт„ра. Это
позволило (начиная с "Царя Эдипа") усилить напряжение в развитии
действия. Своеобразная двухчастность построения ранних трагедий, при
к-рой судьба осн. героя (Аякса, Антигоны, Деяниры) решается в первой
половине трагедии, а события второй части представляют результат их
действий или гибель, преодолевается в "Царе Эдипе", затем в "Электре" и
"Филоктете", где все нити ведут к постепенному раскрытию "характера"
осн. героя. Герою часто противопоставляется второстепенный персонаж,
стремящийся отклонить его от выполнения нравств. долга (Тек-месса в
"Аяксе", Йемена в "Антигоне", Хрисофемида в "Электре", отчасти Иокаста в
"Царе Эдипе"); в противодействии этому "искушению" утверждается
достоинство и величие человека. С. увеличил состав хора до 15 человек,
но по сравнению с Эсхилом существенно сократил объ„м и значение хоровых
партий; обычно в них содержится реакция на изображаемые события или
размышления на этич. темы. С. приписывают введение декорац. живописи.
Творчество С. высоко ценилось в древности. Верги-лий и Овидий считали
его образцом трагич. поэта. Сюжеты и образы трагедий С. неоднократно
использовались в последующей античной (Ливии Андроник, Акций, Сенека) и
европ. лит-ре. Среди многочисл. переработок С. в новое время:
"Несчастная царица Иокаста" Сакса (1550), "Эдип" Корнеля (1659) и
Вольтера (1718) , оперы Г. Перселла, А. Скарлатти и др. Глубокий
теоретич. интерес к С. возник в конце 18 - нач. 19 вв. в Германии (Г. Э.
Лессинг, И. В. Г„те, Ф. Клейст, Ф. Шиллер, И. Г„льдерлин). В 19 в. Ф.
Мендельсон-Бартольди написал музыку к "Эдипу" (1841) и "Антигоне"
(1845). В нач. 20 в. мотивы трагедий С. использовал Г. Гофмансталь
("Электра", 1903, "Эдип и Сфинкс", 1906, "Царь Эдип", 1909),
впоследствии В. Газенклевер ("Антигона", 1917), Ж. Кокто ("Антигона" и
"Царь Эдип", 1928, фильм "Эдип", 1953), А. Жид ("Эдип", 1931), Ж. Жироду
("Электра", 1937), Ж. Ануй ("Антигона", 1942), Б. Брехт ("Антигона",
1948), П.Карваш ("Антигона и другие", 1962); в опере:
Страницы: «« « 2119 2120 2121 2122 2123 2124 2125 2126 2127 2128 2129 2130 2131 2132 2133 2134 2135 2136 2137 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |