Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2124 2125 2126 2127 2128 2129 2130 2131 2132 2133 2134 2135 2136 2137 2138 2139 2140 2141 2142 » »» спады драматического напряжения. Однако и декорац. оформление С., и его мизансценич. рисунок, темп и ритм оживают только при условии органич. и одухотвор„нного акт„рского исполнения (см. Искусство акт„ра}. Поэтому осн. задачей постановщика С. является работа с акт„рами в процессе репетиций (см. Режисс„рское искусство). Во время репетиций режисс„р добивается активного выражения идеи драм. произв. в художественно целостном С., форма к-рого выражает содержание драмы, е„ гл. мысль. Мизансцены С. проверяются в условиях уже заверш„нного оформления, в костюмах и гримах, согласовываются с музыкой (см. Музыка в драматическом театре), шумами (см. Шумовое оформление спектакля) п т. п., окончательно устанавливается световая 34 Театральная энциклопедия, том 4. партитура (см. Свет на сцене). Последний этап работы над С.генеральная репетиция, к-рая, в отличие от всех предшествующих, проводится на публике и да„т возможность понять участникам С., в какой мере достигнуты цели, к-рые они ставили перед собой. См. также ст. Театр. К. Р. СПЕНДИАРОВ, Александр Афанасьевич [20. Х (1.XI). 1871, Каховка,-7.V.1928, Ереван] - арм. сов. композитор. Нар. арт. Арм. ССР (1926). Окончил гимназию в Симферополе (1890) и юридич. ф-т Моск. ун-та (1895). Теорию композиции изучал у Н. С. Кле-новского в Москве (1892-94) и Н. А. Римского-Кор-сакова в Петербурге (1896- 1900). Мн. годы жил в Крыму, где работал как композитор, в„л муз.-обществ, деятельность, дирижировал в симф. концертах. Творчество С. развивалось под влиянием передовой арм. и рус. культуры, в тесном общении с Н. А. Римским-Корсаковым, А. К. Глазуновым, М. Горьким, О. Туманяном, М. Сарь-яном и др. В сво„м творчестве С. утверждал иск-во реалистическое, близкое и понятное народу. Для него характерны: светлая, внутренне сдержанная лирика, колоритные бытовые зарисовки, поэтичные муз. пейзажи. Значит, место занимают картины историч. прошлого, образы нар. борьбы. С. написал много симф. соч., романсов, соч. в разл. жанрах. За симф. картину "Три пальмы", легенду "Бэда-проповедник" и мелодекламацию с оркестром "Мы отдохн„м" на текст монолога Сони из пьесы "Дядя Ваня" (1910) С. трижды была присуждена Глинкинская пр. (в 1908, 1910 и 1912). После Октябрьской революции С. сразу же стал в ряды строителей новой культуры. Он руководил первыми самодеят. хорами и оркестрами в Крыму, участвовал в организации муз. школы, обрабатывал рус., укр. и др. нар. песни, в т. ч. революционные. В 1924 С. переехал в Ереван и полностью посвятил себя развитию нац. муз. иск-ва Сов. Армении. Он принимал активное участие в работе Ин-та науки и иск-ва Арм. ССР, Ереванской консерватории, в организации муз. изд-ва, симф. оркестра, оперного класса, в воспитании молодого поколения музыкантов, выступал как дириж„р. Творчество С. достигло в этот период наивысшего расцвета. С. проявлял большой интерес к театр. музыке. В 1909-10 он работал над оперой "Шамирам". В 1912 М. М. Фокин пост. балет "Семь дочерей короля джи-нов" на муз. симф. картины "Три пальмы" (премьера - в янв. 1913 в Берлине, в гл. партии - А. Павлова). В 1919 С. написал музыку к детской пьесе "Танцовщица и солдатик", а в 1926 - к спектаклю Т-ра им. Сундукяна "Отелло". С 1916 и до последних дней своей жизни С. работал над созданием героико-патрио-тич. оперы "Алмаст" по поэме "Взятие Тмкаберта" Туманяна об освободит, борьбе арм. народа против персидских захватчиков в 18 в. Написанная в традициях рус. оперной классики, опера отличается вместе с тем ярким нац. своеобразием. Опираясь на арм. нар. музыку, С. создал разв„рнутые оперные формы; опера содержит колоритные массовые нар. сцены (хоры, танцы), драматически насыщенные эпизоды, выразит, характеристики героев. Большую роль в муз. драматургии оперы играют сквозное симф. развитие, сложная и разветвл„нная система лейтмотивов. "Алмаст" пост. впервые в Москве в 1930 на сцене филиала Большого т-ра (в ред. М. О. Штейнберга), в 1933 - в Ереване; опера шла и в др. городах СССР. В 1945 в Ереване был пост. балет "Хандут" по эпосу "Давид Сасунский" на музыку из разл. соч. С. Творчество С. сыграло выдающуюся роль в развитии арм. нац. композиторской школы, в формировании е„ эстетич. принципов и стилистич. особенностей. Он обогатил арм. музыку новыми идеями и образами, опытом и традициями рус. классич. музыки, расширил круг жанров, форм и выразит, средств. Яркая, жизнеутверждающая музыка С., отличающаяся свежестью мелодий, красочностью гармонии и оркестровки, пользуется любовью и признанием народа. Именем С. назван Т-р оперы и балета в Ереване. С о ч.: Автобиография, "Сов. музыка", 1938, ј 4 Письма, Ер., 1962. Лит.: Шавердян А. А., А. Спендиаров. Жизнь и творчество. Кр. очерк, М.-Л., 1939, [2 изд.], М., 1957; Тигранов Г., А. А. Спендиаров, М., 1959; С п е нд и а р о в а М., А. Спендиаров, М., 1964. Г. Г. СПЕРАНСКИЙ, Евгений Вениаминович [р. 9(22). VII. 1903]-рус. сов. акт„р, режисс„р и драматург т-ра кукол. С 1925 работал в Т-ре кукол при Центр, доме художеств. воспитания детей. С 1931 - акт„р Гос. центр, т-ра кукол, был одним из основателей этого т-ра. С.-один из выдающихся акт„ров т-ра кукол. Его сценич. образы отличаются мягким юмором, пси-хологич. тонкостью и ч„ткостью рисунка. Роли: Аладин и Мудрейший ("Волшебная лампа Алади-на" Гернет), Кот ("Кот в сапогах" Владычиной), Фадинар ("Соломенная шляпка" Эрдмана по Э. Лабишу), Кон„к ("Кон„к-Горбунок" Курдюмова по П. П. Ершову), Конферансье ("Необыкновенный концерт"), П„тр Томилин ("Дело о разводе", автор С.) и др. Написал пьесы: "Порос„нок в ванне" (1932), "Краса ненаглядная" (1943), "Дело о разводе" (1954), "Га-сан - искатель счастья" (1957), "Необыкновенное состязание" (1956), "Под шорох твоих ресниц" (1949), "И-го-го" (1964) и др. Инсценировки: "Каштанка" по Чехову (1935), "Ночь перед рождеством" по Гоголю (1941), "Король-Олень" - сценич. редакция по Гоцци (1943). Среди пост. С.: "Кот в сапогах" (1937), "Любит- не любит" Полякова (1952), "Буратино" Борисовой (1953) и др. Б. Дис. СПЕРАНСКИЙ, Николай Иванович [18(30) .VII. 1877-5.II 1.1952] - рус. сов. артист оперы (бас), вокальный педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1946). Род. в семье земского врача. В 1895 окончил Саратовское муз. уч-ще, в 1899 - юридич. ф-т Моск. ун-та. Брал уроки пения у К. Эве-рарди, М. Баттистини, фп. - у С. В. Рахманинова, акт„рского иск-ва - у Г. Н. Федотовой. В 1901 дебютировал на сцене Моск. частной рус. оперы. В Страницы: «« « 2124 2125 2126 2127 2128 2129 2130 2131 2132 2133 2134 2135 2136 2137 2138 2139 2140 2141 2142 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |