|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2124 2125 2126 2127 2128 2129 2130 2131 2132 2133 2134 2135 2136 2137 2138 2139 2140 2141 2142 » »» спады драматического напряжения.
Однако и декорац. оформление С., и его мизансценич. рисунок, темп и
ритм оживают только при условии органич. и одухотвор„нного акт„рского
исполнения (см. Искусство акт„ра}. Поэтому осн. задачей постановщика С.
является работа с акт„рами в процессе репетиций (см. Режисс„рское
искусство). Во время репетиций режисс„р добивается активного выражения
идеи драм. произв. в художественно целостном С., форма к-рого выражает
содержание драмы, е„ гл. мысль.
Мизансцены С. проверяются в условиях уже заверш„нного оформления, в
костюмах и гримах, согласовываются с музыкой (см. Музыка в драматическом
театре), шумами (см. Шумовое оформление спектакля) п т. п., окончательно
устанавливается световая
34 Театральная энциклопедия, том 4. партитура (см. Свет на сцене).
Последний этап работы над С.генеральная репетиция, к-рая, в отличие от
всех предшествующих, проводится на публике и да„т возможность понять
участникам С., в какой мере достигнуты цели, к-рые они ставили перед
собой. См. также ст. Театр. К. Р.
СПЕНДИАРОВ, Александр Афанасьевич [20. Х (1.XI). 1871,
Каховка,-7.V.1928, Ереван] - арм. сов. композитор. Нар. арт. Арм. ССР
(1926). Окончил гимназию в Симферополе (1890) и юридич. ф-т Моск. ун-та
(1895). Теорию композиции изучал у Н. С. Кле-новского в Москве (1892-94)
и Н. А. Римского-Кор-сакова в Петербурге (1896- 1900). Мн. годы жил в
Крыму, где работал как композитор, в„л муз.-обществ, деятельность,
дирижировал в симф. концертах. Творчество С. развивалось под влиянием
передовой арм. и рус. культуры, в тесном общении с Н. А.
Римским-Корсаковым, А. К. Глазуновым, М. Горьким, О. Туманяном, М.
Сарь-яном и др.
В сво„м творчестве С. утверждал иск-во реалистическое, близкое и
понятное народу. Для него характерны: светлая, внутренне сдержанная
лирика, колоритные бытовые зарисовки, поэтичные муз. пейзажи. Значит,
место занимают картины историч. прошлого, образы нар. борьбы. С. написал
много симф. соч., романсов, соч. в разл. жанрах. За симф. картину "Три
пальмы", легенду "Бэда-проповедник" и мелодекламацию с оркестром "Мы
отдохн„м" на текст монолога Сони из пьесы "Дядя Ваня" (1910) С. трижды
была присуждена Глинкинская пр. (в 1908, 1910 и 1912).
После Октябрьской революции С. сразу же стал в ряды строителей новой
культуры. Он руководил первыми самодеят. хорами и оркестрами в Крыму,
участвовал в организации муз. школы, обрабатывал рус., укр. и др. нар.
песни, в т. ч. революционные. В 1924 С. переехал в Ереван и полностью
посвятил себя развитию нац. муз. иск-ва Сов. Армении. Он принимал
активное участие в работе Ин-та науки и иск-ва Арм. ССР, Ереванской
консерватории, в организации муз. изд-ва, симф. оркестра, оперного
класса, в воспитании молодого поколения музыкантов, выступал как
дириж„р. Творчество С. достигло в этот период наивысшего расцвета.
С. проявлял большой интерес к театр. музыке. В 1909-10 он работал над
оперой "Шамирам". В 1912 М. М. Фокин пост. балет "Семь дочерей короля
джи-нов" на муз. симф. картины "Три пальмы" (премьера - в янв. 1913 в
Берлине, в гл. партии - А. Павлова). В 1919 С. написал музыку к детской
пьесе "Танцовщица и солдатик", а в 1926 - к спектаклю Т-ра им. Сундукяна
"Отелло". С 1916 и до последних дней своей жизни С. работал над
созданием героико-патрио-тич. оперы "Алмаст" по поэме "Взятие Тмкаберта"
Туманяна об освободит, борьбе арм. народа против персидских захватчиков
в 18 в. Написанная в традициях рус. оперной классики, опера отличается
вместе с тем ярким нац. своеобразием. Опираясь на арм. нар. музыку, С.
создал разв„рнутые оперные формы; опера содержит колоритные массовые
нар. сцены (хоры, танцы), драматически насыщенные эпизоды, выразит,
характеристики героев. Большую роль в муз. драматургии оперы играют
сквозное симф. развитие, сложная и разветвл„нная система лейтмотивов.
"Алмаст" пост. впервые в Москве в 1930 на сцене филиала Большого т-ра (в
ред. М. О. Штейнберга), в 1933 - в Ереване; опера шла и в др. городах
СССР. В 1945 в Ереване был пост. балет "Хандут" по эпосу "Давид
Сасунский" на музыку из разл. соч. С.
Творчество С. сыграло выдающуюся роль в развитии арм. нац.
композиторской школы, в формировании е„ эстетич. принципов и стилистич.
особенностей. Он обогатил арм. музыку новыми идеями и образами, опытом и
традициями рус. классич. музыки, расширил круг жанров, форм и выразит,
средств. Яркая, жизнеутверждающая музыка С., отличающаяся свежестью
мелодий, красочностью гармонии и оркестровки, пользуется любовью и
признанием народа. Именем С. назван Т-р оперы и балета в Ереване.
С о ч.: Автобиография, "Сов. музыка", 1938, ј 4 Письма, Ер., 1962.
Лит.: Шавердян А. А., А. Спендиаров. Жизнь и творчество. Кр. очерк,
М.-Л., 1939, [2 изд.], М., 1957;
Тигранов Г., А. А. Спендиаров, М., 1959; С п е нд и а р о в а М., А.
Спендиаров, М., 1964.
Г. Г.
СПЕРАНСКИЙ, Евгений Вениаминович [р. 9(22). VII. 1903]-рус. сов.
акт„р, режисс„р и драматург т-ра кукол. С 1925 работал в Т-ре кукол при
Центр, доме художеств. воспитания детей. С 1931 - акт„р Гос. центр, т-ра
кукол, был одним из основателей этого т-ра. С.-один из выдающихся
акт„ров т-ра кукол. Его сценич. образы отличаются мягким юмором,
пси-хологич. тонкостью и ч„ткостью рисунка.
Роли: Аладин и Мудрейший ("Волшебная лампа Алади-на" Гернет), Кот
("Кот в сапогах" Владычиной), Фадинар ("Соломенная шляпка" Эрдмана по Э.
Лабишу), Кон„к ("Кон„к-Горбунок" Курдюмова по П. П. Ершову), Конферансье
("Необыкновенный концерт"), П„тр Томилин ("Дело о разводе", автор С.) и
др.
Написал пьесы: "Порос„нок в ванне" (1932), "Краса ненаглядная"
(1943), "Дело о разводе" (1954), "Га-сан - искатель счастья" (1957),
"Необыкновенное состязание" (1956), "Под шорох твоих ресниц" (1949),
"И-го-го" (1964) и др. Инсценировки: "Каштанка" по Чехову (1935), "Ночь
перед рождеством" по Гоголю (1941), "Король-Олень" - сценич. редакция по
Гоцци (1943).
Среди пост. С.: "Кот в сапогах" (1937), "Любит- не любит" Полякова
(1952), "Буратино" Борисовой (1953) и др. Б. Дис. СПЕРАНСКИЙ, Николай
Иванович [18(30) .VII. 1877-5.II 1.1952] - рус. сов. артист оперы (бас),
вокальный педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1946). Род. в семье земского
врача. В 1895 окончил Саратовское муз. уч-ще, в 1899 - юридич. ф-т Моск.
ун-та. Брал уроки пения у К. Эве-рарди, М. Баттистини, фп. - у С. В.
Рахманинова, акт„рского иск-ва - у Г. Н. Федотовой. В 1901 дебютировал
на сцене Моск. частной рус. оперы. В
Страницы: «« « 2124 2125 2126 2127 2128 2129 2130 2131 2132 2133 2134 2135 2136 2137 2138 2139 2140 2141 2142 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |