Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2124   2125   2126   2127   2128   2129   2130   2131   2132  2133   2134   2135   2136   2137   2138   2139   2140   2141   2142  » »»

спады драматического напряжения.
   Однако и декорац. оформление С., и его мизансценич. рисунок,  темп  и
ритм оживают только при условии органич.  и  одухотвор„нного  акт„рского
исполнения (см. Искусство акт„ра}. Поэтому осн. задачей постановщика  С.
является работа  с  акт„рами  в  процессе  репетиций  (см.  Режисс„рское
искусство). Во время репетиций режисс„р добивается  активного  выражения
идеи драм. произв. в художественно целостном С., форма  к-рого  выражает
содержание драмы, е„ гл. мысль.
   Мизансцены С. проверяются в условиях уже заверш„нного  оформления,  в
костюмах и гримах, согласовываются с музыкой (см. Музыка в драматическом
театре), шумами (см. Шумовое оформление спектакля) п т. п., окончательно
устанавливается световая
   34 Театральная энциклопедия, том 4. партитура (см.  Свет  на  сцене).
Последний этап работы над С.генеральная репетиция, к-рая, в  отличие  от
всех предшествующих, проводится на публике  и  да„т  возможность  понять
участникам С., в какой мере достигнуты цели,  к-рые  они  ставили  перед
собой. См. также ст. Театр. К. Р.
   СПЕНДИАРОВ,   Александр   Афанасьевич   [20.    Х    (1.XI).    1871,
Каховка,-7.V.1928, Ереван] - арм. сов. композитор. Нар.  арт.  Арм.  ССР
(1926). Окончил гимназию в Симферополе (1890) и юридич. ф-т Моск.  ун-та
(1895). Теорию композиции изучал у Н. С. Кле-новского в Москве (1892-94)
и Н. А. Римского-Кор-сакова в Петербурге (1896- 1900). Мн.  годы  жил  в
Крыму, где  работал  как  композитор,  в„л  муз.-обществ,  деятельность,
дирижировал в симф. концертах. Творчество С.  развивалось  под  влиянием
передовой  арм.  и  рус.  культуры,   в   тесном   общении   с   Н.   А.
Римским-Корсаковым, А. К.  Глазуновым,  М.  Горьким,  О.  Туманяном,  М.
Сарь-яном и др.
   В сво„м творчестве С.  утверждал  иск-во  реалистическое,  близкое  и
понятное народу. Для  него  характерны:  светлая,  внутренне  сдержанная
лирика, колоритные бытовые зарисовки, поэтичные  муз.  пейзажи.  Значит,
место занимают картины историч. прошлого, образы нар. борьбы. С. написал
много симф. соч., романсов, соч. в разл. жанрах. За симф.  картину  "Три
пальмы", легенду "Бэда-проповедник" и  мелодекламацию  с  оркестром  "Мы
отдохн„м" на текст монолога Сони из пьесы "Дядя Ваня" (1910)  С.  трижды
была присуждена Глинкинская пр. (в 1908, 1910 и 1912).
   После Октябрьской революции С. сразу же стал в ряды строителей  новой
культуры. Он руководил первыми самодеят. хорами и  оркестрами  в  Крыму,
участвовал в организации муз. школы, обрабатывал рус., укр. и  др.  нар.
песни, в т. ч. революционные. В 1924 С. переехал в  Ереван  и  полностью
посвятил себя развитию  нац.  муз.  иск-ва  Сов.  Армении.  Он  принимал
активное участие в работе Ин-та науки  и  иск-ва  Арм.  ССР,  Ереванской
консерватории, в  организации  муз.  изд-ва,  симф.  оркестра,  оперного
класса,  в  воспитании  молодого  поколения  музыкантов,  выступал   как
дириж„р. Творчество С. достигло в этот период наивысшего расцвета.
   С. проявлял большой интерес к театр. музыке. В 1909-10 он работал над
оперой "Шамирам". В 1912 М. М. Фокин пост. балет  "Семь  дочерей  короля
джи-нов" на муз. симф. картины "Три пальмы" (премьера - в  янв.  1913  в
Берлине, в гл. партии - А. Павлова). В 1919 С. написал музыку к  детской
пьесе "Танцовщица и солдатик", а в 1926 - к спектаклю Т-ра им. Сундукяна
"Отелло". С 1916  и  до  последних  дней  своей  жизни  С.  работал  над
созданием героико-патрио-тич. оперы "Алмаст" по поэме "Взятие Тмкаберта"
Туманяна об освободит, борьбе арм. народа против персидских  захватчиков
в 18 в. Написанная в традициях рус. оперной классики,  опера  отличается
вместе с тем ярким нац. своеобразием. Опираясь на арм. нар.  музыку,  С.
создал разв„рнутые оперные формы;  опера  содержит  колоритные  массовые
нар. сцены (хоры,  танцы),  драматически  насыщенные  эпизоды,  выразит,
характеристики героев. Большую роль  в  муз.  драматургии  оперы  играют
сквозное симф. развитие, сложная и  разветвл„нная  система  лейтмотивов.
"Алмаст" пост. впервые в Москве в 1930 на сцене филиала Большого т-ра (в
ред. М. О. Штейнберга), в 1933 - в Ереване; опера шла и  в  др.  городах
СССР. В 1945  в  Ереване  был  пост.  балет  "Хандут"  по  эпосу  "Давид
Сасунский" на музыку из разл. соч. С.
   Творчество  С.  сыграло  выдающуюся  роль  в   развитии   арм.   нац.
композиторской школы, в формировании е„ эстетич. принципов и  стилистич.
особенностей. Он обогатил арм. музыку новыми идеями и образами, опытом и
традициями рус. классич. музыки, расширил круг жанров, форм  и  выразит,
средств. Яркая,  жизнеутверждающая  музыка  С.,  отличающаяся  свежестью
мелодий, красочностью  гармонии  и  оркестровки,  пользуется  любовью  и
признанием народа. Именем С. назван Т-р оперы и балета в Ереване.
   С о ч.: Автобиография, "Сов. музыка", 1938, ј 4 Письма, Ер., 1962.
   Лит.: Шавердян А. А., А. Спендиаров. Жизнь и творчество.  Кр.  очерк,
М.-Л., 1939, [2 изд.], М., 1957;
   Тигранов Г., А. А. Спендиаров, М., 1959; С п е нд и а р о в а М.,  А.
Спендиаров, М., 1964.
   Г. Г.
   СПЕРАНСКИЙ, Евгений Вениаминович  [р.  9(22).  VII.  1903]-рус.  сов.
акт„р, режисс„р и драматург т-ра кукол. С 1925 работал в Т-ре кукол  при
Центр, доме художеств. воспитания детей. С 1931 - акт„р Гос. центр, т-ра
кукол, был одним  из  основателей  этого  т-ра.  С.-один  из  выдающихся
акт„ров  т-ра  кукол.  Его  сценич.  образы  отличаются  мягким  юмором,
пси-хологич. тонкостью и ч„ткостью рисунка.
   Роли: Аладин и Мудрейший ("Волшебная  лампа  Алади-на"  Гернет),  Кот
("Кот в сапогах" Владычиной), Фадинар ("Соломенная шляпка" Эрдмана по Э.
Лабишу), Кон„к ("Кон„к-Горбунок" Курдюмова по П. П. Ершову), Конферансье
("Необыкновенный концерт"), П„тр Томилин ("Дело о разводе", автор С.)  и
др.
   Написал  пьесы:  "Порос„нок  в  ванне"  (1932),  "Краса  ненаглядная"
(1943), "Дело о разводе" (1954), "Га-сан  -  искатель  счастья"  (1957),
"Необыкновенное состязание" (1956), "Под  шорох  твоих  ресниц"  (1949),
"И-го-го" (1964) и др. Инсценировки: "Каштанка" по Чехову (1935),  "Ночь
перед рождеством" по Гоголю (1941), "Король-Олень" - сценич. редакция по
Гоцци (1943).
   Среди пост. С.: "Кот в сапогах" (1937), "Любит-  не  любит"  Полякова
(1952), "Буратино" Борисовой (1953) и др. Б.  Дис.  СПЕРАНСКИЙ,  Николай
Иванович [18(30) .VII. 1877-5.II 1.1952] - рус. сов. артист оперы (бас),
вокальный педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1946). Род. в семье земского
врача. В 1895 окончил Саратовское муз. уч-ще, в 1899 - юридич. ф-т Моск.
ун-та. Брал уроки пения у К. Эве-рарди, М. Баттистини, фп.  -  у  С.  В.
Рахманинова, акт„рского иск-ва - у Г. Н. Федотовой. В  1901  дебютировал
на сцене Моск. частной рус. оперы. В

Страницы: «« « 2124   2125   2126   2127   2128   2129   2130   2131   2132  2133   2134   2135   2136   2137   2138   2139   2140   2141   2142  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия