|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2123 2124 2125 2126 2127 2128 2129 2130 2131 2132 2133 2134 2135 2136 2137 2138 2139 2140 2141 » »» остро сатирич. памфлет "Умбабумба" (1935, Новый т-р), где под личиной
африканских правителей выведена гитлеровская клика. После опубликования
аллегорич. рассказа "Гость"
(1941), призывавшего к борьбе с оккупантами, С. был посажен в
концлагерь. В драме "После" (1947, Нар. т-р) С. заклеймил дат.
коллаборационистов. В пьесе-диспуте "Лев в корсете" (1950) показана
опасность новой войны. Контраст между благопристойной видимостью и
духовной растленностью бурж. общества выведен в пьесе "В светлую ночь"
(1956, т-р в Оденсе). С. не верит в возможность коренных социальных
преобразований, но в его лучших произв. критика гос. и моральных устоев
бурж. демократии сочетается с верой в нравств. превосходство трудящихся.
Пьесы С. представляют собой синтез реалистически-бытовых и
гротесково-сатирич. мотивов.
Соч.: Fire Komedier, pt 1-2, Fredericia, 1946; в рус. пер.- Паразиты,
М., 1959 (см. послесловие Вл. Матусеви-ча). Вл. М.
СПАДАВЕККИА, Антонио Эммануилович [р. 21. V(3.VI).1907 ] - рус. сов.
композитор. По национальности итальянец. Засл. деят. иск-в РСФСР (1963).
Чл.Коммунистич. партии с 1944. В 1937 окончил Моск. консерваторию по
классу композиции В. Я. Шебалина. Позднее брал уроки у С. С. Прокофьева.
Автор опер: "Акбузат" ("Волшебный конь") на сюжет башк. легенды (совм. с
X. Займовым, 1942, 2-я ред. 1957, Башк. т-р оперы и балета), "Хозяйка
гостиницы" по о. п. Гольдони (1949, Муз. т-р им. Станиславского и
Немировича-Данченко), "Хождение по мукам" по о. п. А. Н. Толстого (1953,
Пермский т-р оперы и балета), "Овод" по о. п. Э. Войнич (1957, там же;
пост. на сценах ок. 30 т-ров, в т. ч. Чехословакии и Болгарии), "Бравый
солдат Швейк" по Гашеку (1963, Свердловский т-р оперы и балета); балетов
на совр. темы - "Враги" (1938, Хореографич. уч-ще Большого т-ра), "Берег
счастья" (1948, Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко;
2-я ред. 1955); муз. комедий - "Нежданная свадьба" (1944, Уфа),
"Сердце скрипки" (соч. 1954). С. принадлежит музыка к комедийным и
детским сказочным спектаклям моск. т-ров, а также к кинофильмам (в т. ч.
"Золушка", 1947).
Лит.: Полякова Л., А. Спадавеккиа и его опера "Овод", "Сов. музыка",
1958, ј 2; История русской советской музыки, т. 4, ч. 1-2, М., 1963. Б.
Ш.
СПАНДАРЯН, Спандар (1849-1921) - арм. лит. театр. критик. Отец
революционера-большевика С. Спандаряна. Высшее образование получил в
Германии. Редактор-издатель арм. газеты "Нор дар" ("Новый век"). Один из
лучших театр. рецензентов 80-х годов. С. принадлежит ряд статей об арм.
трагике П. Адамяне. Б. А.
"СПАРТАК" - балет А. И. Хачатуряна, либретто Н. Д. Волкова. Пост. 27
дек. 1956, Ленингр. т-р оперы и балета им. Кирова (Спартак - Макаров,
Эгина - Шелест, Моисеева, Фригия - Петрова, Зубковская; балетм. Якобсон,
дириж„р Фельдт, худ. Ходасевич). В 1958 - Большой т-р (Спартак - Бегак,
Эгина - Плисецкая, Фригия - Ры-женко; балетм. Моисеев, дириж„р Файер,
худ. Константи-новский). Нов. ред. 1962 (Спартак - Бегак, Лиспа,
ЭгинаРыженко, Фригия - Плисецкая, Кондратьева; балетм. Якобсон, дириж„р
Жюрайтис, худ. Рындин и Клементьев). Пост. в т-рах оперы и балета др.
городов: Рига (1961), Вильнюс (1961), Ереван (1961), Одесса (1962),
Донецк (1963), Минск (1964). За рубежом пост.: Прага (1957). Л. 77.
СПЕЙБЛ, Ш п е и б л (Spejbl),- персонаж чеш. т-ра марионеток - "Т-р
Спейбла и Гурвинека"; гротесковая театр. кукла создана в 1920 худ. К.
Носе-ком. В 1926 Г. Носек создал партн„ра С.-Гурвинека, внешне схожего с
С., но по характеру являющегося его полной противоположностью. Живой,
наивный и любознательный Гурвинек ставит в тупик наивными вопросами
медлительного, ортодоксального, консервативного С. Выдающийся чеш.
кукловод И. Скупа постоянно выступал с этими куклами, и их имена стали
нарицательными,
Лит.: Образцов С. В., Актер с куклой, М.-Л., 1938; М а 1 i k J.,
Narodni umelec Josef Skupa, Praha, 1962. Л. Сол. "СПЕЙБЛА И ГУРВИНЕКА
ТЕАТР" - чехословацкий т-р кукол. Осн. в 1930 в Пльзене И. Скупой, к-рый
в дальнейшем руководил этим т-ром. Сво„ название т-р получил по имени
двух популярных среди чеш. зрителей кукол, созданных И. Скупой и худ. К.
Но-секом. Т-р преимущественно гастролировал в Пльзене, в зимние месяцы
работал в Праге. Во время оккупации деятельность т-ра была прервана; с
1945 т-р работает в Праге. В своих спектаклях т-р использует
куклы-марионетки. Представление обычно состоит из неск. номеров,
объедин„нных одной темой. Репертуар созда„тся творч. объединением
акт„ров т-ра, в составе к-рого: Я. Дворжак, М. Хакен, Л. Гмола, М.
Кирш-нер и М. Вомела. Среди пост. т-ра - "Цирк в театре",
"Сверхграндтеатр Спейбл","Спейбл в Гронове","Спейбл в яме у льва". Т-р
ставит спектакли для взрослых и для детей. В детских спектаклях наряду
со Спейб-лом и Гурвинеком участвуют персонажи - кукла Маничка, собачка
Жерик (созданы Скупой, худ. Г. Но-секом и И. Трнкой для спектакля "Ревю
по необходимости", 1930). С 1957, после смерти Скупы, художеств.
руководство т-ра осуществляет И. Скупова. Т-р выезжает на зарубежные
гастроли: Болгария, Польша, Австрия, Швейцария, ГДР и др.; дважды был в
СССР (1949 и 1963).
Лит.: Театр кукол (из серии: Театр в Чехословакии), Прага, [б. г.]; М
а 1 i k J., Narodni umelec Josef Skupa Praha, 1962. Л. Сол\
СПЕКТАКЛЬ (франц. spectacle, от лат.- spec-taculum - зрелище) -
произведение театрального иск-ва, создаваемое театральным коллективом
(акт„ры, художник-декоратор, композитор и др.), возглавляемым в совр.
т-ре режисс„ром-постановщиком. Процесс подготовки С. начинается с выбора
пьесы, к-рый определяется духовными и эстетич. запросами зрительской
аудитории, возможностями данной труппы и т. п. Затем т-р приступает к
работе над С. В замысле С. обычно бывают в осн. чертах предрешены и цель
(по Станиславскому - "сверхзадача", по Немировичу-Данченко - "зерно" С.)
- во имя чего ставится данный С., и его будущий облик. Исходя из этой
цели, постановщик определяет истолкование пьесы в целом и е„ осн. ролей,
а также общие очертания сценической формы представления. Замысел
постановщика конкретизируется в работе с художником, к-рая имеет
огромное значение для определения стилистич. особенностей С., его
внешней формы (см. Декорационное искусство).
Одним из наиболее важных моментов в постановке С. является
определение его мизансценич. рисунка (см. Мизансцена), т. е.
расположения акт„ров относительно друг друга и в определ„нном сочетании
с вещественным оформлением С. в каждый конкретный момент действия. С
построением мизансценич. рисунка связана и организация темпа и ритма С.
Темп определяет ускорение или замедление действия; ритм - подъ„мы и
Страницы: «« « 2123 2124 2125 2126 2127 2128 2129 2130 2131 2132 2133 2134 2135 2136 2137 2138 2139 2140 2141 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |