Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2123   2124   2125   2126   2127   2128   2129   2130   2131  2132   2133   2134   2135   2136   2137   2138   2139   2140   2141  » »»

остро сатирич. памфлет "Умбабумба" (1935, Новый т-р),  где  под  личиной
африканских правителей выведена гитлеровская клика. После  опубликования
аллегорич. рассказа "Гость"
   (1941), призывавшего  к  борьбе  с  оккупантами,  С.  был  посажен  в
концлагерь.  В  драме  "После"  (1947,  Нар.  т-р)  С.  заклеймил   дат.
коллаборационистов. В пьесе-диспуте  "Лев  в  корсете"  (1950)  показана
опасность новой  войны.  Контраст  между  благопристойной  видимостью  и
духовной растленностью бурж. общества выведен в пьесе "В  светлую  ночь"
(1956, т-р в Оденсе). С. не  верит  в  возможность  коренных  социальных
преобразований, но в его лучших произв. критика гос. и моральных  устоев
бурж. демократии сочетается с верой в нравств. превосходство трудящихся.
Пьесы   С.   представляют   собой   синтез    реалистически-бытовых    и
гротесково-сатирич. мотивов.
   Соч.: Fire Komedier, pt 1-2, Fredericia, 1946; в рус. пер.- Паразиты,
М., 1959 (см. послесловие Вл. Матусеви-ча). Вл. М.
   СПАДАВЕККИА, Антонио Эммануилович [р. 21. V(3.VI).1907 ] - рус.  сов.
композитор. По национальности итальянец. Засл. деят. иск-в РСФСР (1963).
Чл.Коммунистич. партии с 1944. В 1937  окончил  Моск.  консерваторию  по
классу композиции В. Я. Шебалина. Позднее брал уроки у С. С. Прокофьева.
Автор опер: "Акбузат" ("Волшебный конь") на сюжет башк. легенды (совм. с
X. Займовым, 1942, 2-я ред. 1957, Башк. т-р оперы  и  балета),  "Хозяйка
гостиницы" по о. п.  Гольдони  (1949,  Муз.  т-р  им.  Станиславского  и
Немировича-Данченко), "Хождение по мукам" по о. п. А. Н. Толстого (1953,
Пермский т-р оперы и балета), "Овод" по о. п. Э. Войнич (1957,  там  же;
пост. на сценах ок. 30 т-ров, в т. ч. Чехословакии и Болгарии),  "Бравый
солдат Швейк" по Гашеку (1963, Свердловский т-р оперы и балета); балетов
на совр. темы - "Враги" (1938, Хореографич. уч-ще Большого т-ра), "Берег
счастья" (1948, Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко;
   2-я ред. 1955); муз.  комедий  -  "Нежданная  свадьба"  (1944,  Уфа),
"Сердце скрипки" (соч. 1954).  С.  принадлежит  музыка  к  комедийным  и
детским сказочным спектаклям моск. т-ров, а также к кинофильмам (в т. ч.
"Золушка", 1947).
   Лит.: Полякова Л., А. Спадавеккиа и его опера "Овод", "Сов.  музыка",
1958, ј 2; История русской советской музыки, т. 4, ч. 1-2, М., 1963.  Б.
Ш.
   СПАНДАРЯН, Спандар  (1849-1921)  -  арм.  лит.  театр.  критик.  Отец
революционера-большевика С. Спандаряна.  Высшее  образование  получил  в
Германии. Редактор-издатель арм. газеты "Нор дар" ("Новый век"). Один из
лучших театр. рецензентов 80-х годов. С. принадлежит ряд статей об  арм.
трагике П. Адамяне. Б. А.
   "СПАРТАК" - балет А. И. Хачатуряна, либретто Н. Д. Волкова. Пост.  27
дек. 1956, Ленингр. т-р оперы и балета им. Кирова  (Спартак  -  Макаров,
Эгина - Шелест, Моисеева, Фригия - Петрова, Зубковская; балетм. Якобсон,
дириж„р Фельдт, худ. Ходасевич). В 1958 - Большой т-р (Спартак -  Бегак,
Эгина - Плисецкая, Фригия - Ры-женко; балетм.  Моисеев,  дириж„р  Файер,
худ.  Константи-новский).  Нов.  ред.  1962  (Спартак  -  Бегак,  Лиспа,
ЭгинаРыженко, Фригия - Плисецкая, Кондратьева; балетм. Якобсон,  дириж„р
Жюрайтис, худ. Рындин и Клементьев). Пост. в т-рах оперы  и  балета  др.
городов: Рига (1961), Вильнюс  (1961),  Ереван  (1961),  Одесса  (1962),
Донецк (1963), Минск (1964). За рубежом пост.: Прага (1957). Л. 77.
   СПЕЙБЛ, Ш п е и б л (Spejbl),- персонаж чеш. т-ра марионеток  -  "Т-р
Спейбла и Гурвинека"; гротесковая театр. кукла создана в  1920  худ.  К.
Носе-ком. В 1926 Г. Носек создал партн„ра С.-Гурвинека, внешне схожего с
С., но по характеру являющегося его  полной  противоположностью.  Живой,
наивный и любознательный Гурвинек  ставит  в  тупик  наивными  вопросами
медлительного,  ортодоксального,  консервативного  С.  Выдающийся   чеш.
кукловод И. Скупа постоянно выступал с этими куклами, и их  имена  стали
нарицательными,
   Лит.: Образцов С. В., Актер с куклой, М.-Л., 1938; М  а  1  i  k  J.,
Narodni umelec Josef Skupa, Praha, 1962. Л. Сол.  "СПЕЙБЛА  И  ГУРВИНЕКА
ТЕАТР" - чехословацкий т-р кукол. Осн. в 1930 в Пльзене И. Скупой, к-рый
в дальнейшем руководил этим т-ром. Сво„ название т-р  получил  по  имени
двух популярных среди чеш. зрителей кукол, созданных И. Скупой и худ. К.
Но-секом. Т-р преимущественно гастролировал в Пльзене, в  зимние  месяцы
работал в Праге. Во время оккупации деятельность т-ра была  прервана;  с
1945  т-р  работает  в  Праге.  В  своих   спектаклях   т-р   использует
куклы-марионетки.  Представление  обычно  состоит  из   неск.   номеров,
объедин„нных  одной  темой.  Репертуар  созда„тся  творч.   объединением
акт„ров т-ра, в составе к-рого: Я.  Дворжак,  М.  Хакен,  Л.  Гмола,  М.
Кирш-нер  и  М.  Вомела.  Среди  пост.   т-ра   -   "Цирк   в   театре",
"Сверхграндтеатр Спейбл","Спейбл в Гронове","Спейбл в яме у  льва".  Т-р
ставит спектакли для взрослых и для детей. В детских  спектаклях  наряду
со Спейб-лом и Гурвинеком участвуют персонажи - кукла  Маничка,  собачка
Жерик (созданы Скупой, худ. Г. Но-секом и И. Трнкой для спектакля  "Ревю
по  необходимости",  1930).  С  1957,  после  смерти  Скупы,  художеств.
руководство т-ра осуществляет И. Скупова.  Т-р  выезжает  на  зарубежные
гастроли: Болгария, Польша, Австрия, Швейцария, ГДР и др.; дважды был  в
СССР (1949 и 1963).
   Лит.: Театр кукол (из серии: Театр в Чехословакии), Прага, [б. г.]; М
а 1 i k J., Narodni umelec Josef Skupa Praha, 1962. Л. Сол\
   СПЕКТАКЛЬ (франц. spectacle,  от  лат.-  spec-taculum  -  зрелище)  -
произведение театрального иск-ва,  создаваемое  театральным  коллективом
(акт„ры, художник-декоратор, композитор и др.),  возглавляемым  в  совр.
т-ре режисс„ром-постановщиком. Процесс подготовки С. начинается с выбора
пьесы, к-рый определяется духовными  и  эстетич.  запросами  зрительской
аудитории, возможностями данной труппы и т. п. Затем  т-р  приступает  к
работе над С. В замысле С. обычно бывают в осн. чертах предрешены и цель
(по Станиславскому - "сверхзадача", по Немировичу-Данченко - "зерно" С.)
- во имя чего ставится данный С., и его будущий облик.  Исходя  из  этой
цели, постановщик определяет истолкование пьесы в целом и е„ осн. ролей,
а  также  общие  очертания  сценической  формы  представления.   Замысел
постановщика  конкретизируется  в  работе  с  художником,  к-рая   имеет
огромное  значение  для  определения  стилистич.  особенностей  С.,  его
внешней формы (см. Декорационное искусство).
   Одним  из  наиболее  важных  моментов  в   постановке   С.   является
определение  его  мизансценич.   рисунка   (см.   Мизансцена),   т.   е.
расположения акт„ров относительно друг друга и в определ„нном  сочетании
с вещественным оформлением С. в каждый  конкретный  момент  действия.  С
построением мизансценич. рисунка связана и организация темпа и ритма  С.
Темп определяет ускорение или замедление  действия;  ритм  -  подъ„мы  и

Страницы: «« « 2123   2124   2125   2126   2127   2128   2129   2130   2131  2132   2133   2134   2135   2136   2137   2138   2139   2140   2141  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия