|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2116 2117 2118 2119 2120 2121 2122 2123 2124 2125 2126 2127 2128 2129 2130 2131 2132 2133 2134 » »» Лит.: Слонимский Ю., Советский балет, М.-Л., 1950; Ежегодник
Московского академического хореографического училища. 1961 г., ј 4, М.,
1963. Юр. Б" "СОРОЧИНСКАЯ ЯРМАРКА" - опера М. П. Мусоргского, либр.
композитора при участии А. А. Голенищева-Кутузова, по о. п. Н. В.
Гоголя. Соч. 1874-81 (не оконч.). Муз. материал в ред. А. К. Лядова, В.
Г. Каратыгина и Н. А. Римского-Корсакова ("Ночь на Лысой горе") частично
досочин„н и доинструментован Ю.С. Сахновским. Пост. 8 окт. 1913,
Свободный т-р под рук. К. Марджанова, Москва (в спектакль вмонтированы
куски гоголевского текста; дириж„р Сараджев, реж. Санин, худ. Симов;
Хивря - Макарова-Шевченко, Парася - Милявская, Попович - Монахов,
Черевик - Дракули, Грицько - Каратов). В 1915-16 опера оконч. и
инструментована Ц. А. Кюи; пост. 13 окт. 1917, т-р Муз. драмы, Петроград
(дириж„р Фительберг; Черевик - Журавленке, Хивря - Андреева-Дельмас,
Парася - Покровская, Кум - Луканин, Грицько - Варфоломеев).
На сов. сцене пост. 10 янв. 1925, Большой т-р (ред. и инструментовка
Ю. Сахновского, дириж„р Голованов, пост. Петровского, худ. Соколов,
балетм. Рябцев; Черевик - Арсеньев, Хивря - Макарова, Парася - Зорич,
Грицько - Озеров, Попович - Стрельцов, Кум - Люминарский, Цыган -
Бугайский). В 1930 Шебалин окончил оперу на основе сохранившихся
материалов Мусоргского и инструментовал е„; в этой ред. пост. 1931,
Ленингр. Малый оперный т-р (дириж„р Самосуд, пост. Энритона, худ.
Левин); 1952, там же (дириж„р Дониях, пост. Н. Смолича, худ. Анушин,
балетм. Анисимова); 1932, Моск. муз. т-р им. Немировича-Данченко (ред.
Ламма и Шебалина, дириж„р Столяров, пост. Б. Мордвинова, режисс„ры
Остроумов и Станицын, худ. Шифрин);
1947, Оперно-драм. т-р им. Станиславского (дириж„р Дружинин,
режисс„ры Кристи и Боголепова, худ. Васильев); 1952, Большой т-р
(дириж„р Жуков, реж. Баратов, худ. Чемоду-ров, балетм. Захаров,
хормейстеры Рыбнов и Савва).
Среди, исполнит ел ей на сов. сцене: И. Петров, Кривченя, Райков
(Черевик), Вельтер, Антонова, Головина (Хивря), Нежданова, Кемарская,
Шумская, И. Масленникова (Парася), Остроумов, Лемешев (Попович),
Канделаки, Модестов, Бунчиков (Цыган) и др.
Пост. в др. городах Сов. Союза: Горький (1947), Ташкент (1952),
Кишин„в (1958).
Пост. за рубежом: Монте-Карло (1923, окончена и оркестрована Н.
Черепниным; дириж„р Н. Черепний), Рим (1955), Братислава (1960),
Мейнинген (1961), Лондон (1964, силами студенч. оперного об-ва).
И з д а н и я: "С. я." - партитура и клавир (оконч. 1916 Ц. Кюи),
Петроград, Бессель, [1916]; клавир, закончена и оркестрована Н.
Черепниным, Париж, Бессель, 1923 (ти-тульн. лист на франц. яз.);
Партитура, составил и проработал по автографам композитора П. А. Ламм,
недостающие сцены досочинил В. Я. Шебалин, М., Музгиз, 1934 (Полн. собр.
соч., т. 3, вып. 2); клавир, то же, М., Музгиз, 1933 (Полное собр. соч.,
т. 3, вып. 1); последнее изд. клавира, М., Музгиз, 1957. Я. Гр.
СОРРЙЛЬЯ-И-МОРАЛЬ (Zorrilla y Moral), Xoce (21.II.1817-23.1.1893) -
исп. поэт, драматург. Учился в ун-те Толедо. В 1839 обратился к
драматургии. В 1855 уехал в Мексику, где занимал в 1860-66 пост
директора Нац. т-ра (Мехико). Наиболее талантливый представитель
консервативного крыла в исп. романтизме, С.-и-М. в своей драматургии
ориентировался на классич. исп. т-р 17 в. Его пьесы "Каждый по-своему
прав" (1839), "Выиграть теряя" (1839) воспроизводят осн. сюжетные схемы
и традиционные при„мы "комедии плаща и шпаги". Драма "Сапожник и король"
(ч. 1-2, 1840-41) основана на легендах о короле Педро Жестоком, "Кинжал
гота" (1842) воспроизводит легенду о гибели вестготской
монархии,"Предатель, не признавший себя виновным, и мученик" (1849) - на
сюжет из истории Португалии. Эти пьесы на историко-легендарные сюжеты
утверждают реакц. идею единения народа с монархией. Наиболее значит,
драма С.-и-М. "Дон Хуан Тенорио" (ч. 1-2, 1844) опирается на предания о
Дон-Жуане. В отличие от своих предшественников, автор вводит в финал
пьесы мотив искупления грехов героя, изображ„нного неудовлетвор„нным
искателем идеальной любви. Эта пьеса по традиции ставится ежегодно в
исп. т-рах 1 ноября.
Соч.: Obras completas, v. 1-2, Valladolid, 1943 (v. 2- Teatro).
Лит.: Cortes N. A., Zorrilla, su vida y sus obras, y. 1-3,
Valladolid, 1916-20. J. Я.
СОСНИН (наст. фам.- Соловь„в), Николай Николаевич
[23.IV(5.V).1884-26.XI.1962] - рус. сов. акт„р. Нар. арт. РСФСР (1957).
Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества на архитектурном
отделении). Артистич. деятельность начал в 1906 в Николаеве. Играл в
т-рах России и Украины. В 1914- 1916- в Моск. драм. т-ре Суходольских, в
1917-24- в Киевском рус. т-ре Соловцова (с 1919 - Второй гос. драм. т-р
УССР им. Ленина). В 1924-30 работал в Астрахани, Воронеже, Симферополе и
др. городах. В 1930-31 - в Киевском рус. драматич. т-ре. В 1931 переш„л
на работу в Москву, в Т-р б. Корш. В 1933- 1959 - акт„р МХАТа.
Для творчества С. были характерны благородство исполнительской
манеры, глубокое проникновение во внутр. мир героев, отказ от внешних
эффектов. Исполнение комедийных ролей отличалось тонким юмором,
л„гкостью диалога.
Лучшие роли: Протасов ("Живой труп"), Параклет ("Самое главное"
Евреинова), Тот, Керженцев ("Тот, кто получает пощ„чины", "Мысль"
Андреева), Трофимов ("Вишн„вый сад"), Павел I (о. п. Мережковского),
Фрон-дозо ("Фуэнтэовехуна"), Сольнес ("Строитель Сольнес" Ибсена); во
МХАТе - Нароков ("Таланты и поклонники"), Алексей Турбин ("Дни Турбиных"
Булгакова), Забелин ("Кремл„вские куранты"), Гаев ("Вишн„вый сад"),
Берсенев ("Разлом"), Каренин ("Анна Каренина") и др.
Лит.: Государственный русский драматический театр им. Леси Украинки.
20 лет. Сб., Киев, 1946; Городись-к и й М. П., Кивський театр
"Соловцов", Кив, 1961.
СОСНИЦКИЙ, Иван Иванович [18.11 (1.III).1794,
Петербург,-24.XII.1871(5.1.1872), там же] - рус. акт„р. Занимался в
Петерб. театр. уч-ще (у И. А. Дмитревского и Ш. Л. Дидло). Будучи
учеником, выступал на сцене Петерб. т-ра (в балете "Медея и Язон", в
трагедии "Пожарский" Крюковского-роль сына Пожарского). После окончания
уч-ща(1811) играл в т. н. "Молодой труппе" А. А. Шаховского и на сцене
Петерб. т-ра; в 1812 был зачислен в труппу этого т-ра на роли
"любовников" и "молодых повес". В первый период своей деятельности
(1020-е гг. 19 в.) С. выступал гл. обр. в л„гких комедиях и водевилях,
исполняя роли светских молодых людей: Ольгин, Радугин ("Урок кокеткам,
или Липецкие воды" и "Пустодомы" Шаховского), Арист ("Молодые супруги"
Страницы: «« « 2116 2117 2118 2119 2120 2121 2122 2123 2124 2125 2126 2127 2128 2129 2130 2131 2132 2133 2134 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |