Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2116   2117   2118   2119   2120   2121   2122   2123   2124  2125   2126   2127   2128   2129   2130   2131   2132   2133   2134  » »»

   Лит.:  Слонимский  Ю.,  Советский  балет,  М.-Л.,   1950;   Ежегодник
Московского академического хореографического училища. 1961 г., ј 4,  М.,
1963. Юр. Б" "СОРОЧИНСКАЯ ЯРМАРКА" -  опера  М.  П.  Мусоргского,  либр.
композитора при участии А.  А.  Голенищева-Кутузова,  по  о.  п.  Н.  В.
Гоголя. Соч. 1874-81 (не оконч.). Муз. материал в ред. А. К. Лядова,  В.
Г. Каратыгина и Н. А. Римского-Корсакова ("Ночь на Лысой горе") частично
досочин„н  и  доинструментован  Ю.С.  Сахновским.  Пост.  8  окт.  1913,
Свободный т-р под рук. К. Марджанова, Москва (в  спектакль  вмонтированы
куски гоголевского текста; дириж„р Сараджев,  реж.  Санин,  худ.  Симов;
Хивря -  Макарова-Шевченко,  Парася  -  Милявская,  Попович  -  Монахов,
Черевик -  Дракули,  Грицько  -  Каратов).  В  1915-16  опера  оконч.  и
инструментована Ц. А. Кюи; пост. 13 окт. 1917, т-р Муз. драмы, Петроград
(дириж„р Фительберг; Черевик -  Журавленке,  Хивря  -  Андреева-Дельмас,
Парася - Покровская, Кум - Луканин, Грицько - Варфоломеев).
   На сов. сцене пост. 10 янв. 1925, Большой т-р (ред. и  инструментовка
Ю. Сахновского, дириж„р  Голованов,  пост.  Петровского,  худ.  Соколов,
балетм. Рябцев; Черевик - Арсеньев, Хивря - Макарова,  Парася  -  Зорич,
Грицько - Озеров, Попович  -  Стрельцов,  Кум  -  Люминарский,  Цыган  -
Бугайский).  В  1930  Шебалин  окончил  оперу  на  основе  сохранившихся
материалов Мусоргского и инструментовал е„;  в  этой  ред.  пост.  1931,
Ленингр. Малый  оперный  т-р  (дириж„р  Самосуд,  пост.  Энритона,  худ.
Левин); 1952, там же (дириж„р Дониях, пост.  Н.  Смолича,  худ.  Анушин,
балетм. Анисимова); 1932, Моск. муз. т-р им.  Немировича-Данченко  (ред.
Ламма и Шебалина,  дириж„р  Столяров,  пост.  Б.  Мордвинова,  режисс„ры
Остроумов и Станицын, худ. Шифрин);
   1947,  Оперно-драм.  т-р  им.   Станиславского   (дириж„р   Дружинин,
режисс„ры  Кристи  и  Боголепова,  худ.  Васильев);  1952,  Большой  т-р
(дириж„р  Жуков,  реж.  Баратов,  худ.  Чемоду-ров,   балетм.   Захаров,
хормейстеры Рыбнов и Савва).
   Среди, исполнит ел ей на сов.  сцене:  И.  Петров,  Кривченя,  Райков
(Черевик), Вельтер, Антонова, Головина  (Хивря),  Нежданова,  Кемарская,
Шумская,  И.  Масленникова  (Парася),  Остроумов,   Лемешев   (Попович),
Канделаки, Модестов, Бунчиков (Цыган) и др.
   Пост. в др. городах  Сов.  Союза:  Горький  (1947),  Ташкент  (1952),
Кишин„в (1958).
   Пост. за рубежом:  Монте-Карло  (1923,  окончена  и  оркестрована  Н.
Черепниным;  дириж„р  Н.  Черепний),  Рим  (1955),  Братислава   (1960),
Мейнинген (1961), Лондон (1964, силами студенч. оперного об-ва).
   И з д а н и я: "С. я." - партитура и клавир  (оконч.  1916  Ц.  Кюи),
Петроград,  Бессель,  [1916];  клавир,  закончена  и   оркестрована   Н.
Черепниным,  Париж,  Бессель,  1923  (ти-тульн.  лист  на  франц.  яз.);
Партитура, составил и проработал по автографам композитора П.  А.  Ламм,
недостающие сцены досочинил В. Я. Шебалин, М., Музгиз, 1934 (Полн. собр.
соч., т. 3, вып. 2); клавир, то же, М., Музгиз, 1933 (Полное собр. соч.,
т. 3, вып. 1); последнее изд. клавира, М., Музгиз, 1957. Я. Гр.
   СОРРЙЛЬЯ-И-МОРАЛЬ (Zorrilla y Moral), Xoce  (21.II.1817-23.1.1893)  -
исп. поэт,  драматург.  Учился  в  ун-те  Толедо.  В  1839  обратился  к
драматургии. В  1855  уехал  в  Мексику,  где  занимал  в  1860-66  пост
директора  Нац.  т-ра  (Мехико).  Наиболее   талантливый   представитель
консервативного крыла в исп. романтизме,  С.-и-М.  в  своей  драматургии
ориентировался на классич. исп. т-р 17 в. Его  пьесы  "Каждый  по-своему
прав" (1839), "Выиграть теряя" (1839) воспроизводят осн. сюжетные  схемы
и традиционные при„мы "комедии плаща и шпаги". Драма "Сапожник и король"
(ч. 1-2, 1840-41) основана на легендах о короле Педро Жестоком,  "Кинжал
гота"   (1842)    воспроизводит    легенду    о    гибели    вестготской
монархии,"Предатель, не признавший себя виновным, и мученик" (1849) - на
сюжет из истории Португалии. Эти пьесы  на  историко-легендарные  сюжеты
утверждают реакц. идею единения народа  с  монархией.  Наиболее  значит,
драма С.-и-М. "Дон Хуан Тенорио" (ч. 1-2, 1844) опирается на предания  о
Дон-Жуане. В отличие от своих предшественников,  автор  вводит  в  финал
пьесы мотив искупления  грехов  героя,  изображ„нного  неудовлетвор„нным
искателем идеальной любви. Эта пьеса по  традиции  ставится  ежегодно  в
исп. т-рах 1 ноября.
   Соч.: Obras completas, v. 1-2, Valladolid, 1943 (v. 2- Teatro).
   Лит.:  Cortes  N.  A.,  Zorrilla,  su  vida  y  sus  obras,  y.  1-3,
Valladolid, 1916-20. J. Я.
   СОСНИН     (наст.     фам.-     Соловь„в),     Николай     Николаевич
[23.IV(5.V).1884-26.XI.1962] - рус. сов. акт„р. Нар. арт. РСФСР  (1957).
Учился в Моск. уч-ще  живописи,  ваяния  и  зодчества  на  архитектурном
отделении). Артистич. деятельность начал в 1906  в  Николаеве.  Играл  в
т-рах России и Украины. В 1914- 1916- в Моск. драм. т-ре Суходольских, в
1917-24- в Киевском рус. т-ре Соловцова (с 1919 - Второй гос. драм.  т-р
УССР им. Ленина). В 1924-30 работал в Астрахани, Воронеже, Симферополе и
др. городах. В 1930-31 - в Киевском рус. драматич. т-ре. В 1931  переш„л
на работу в Москву, в Т-р б. Корш. В 1933- 1959 - акт„р МХАТа.
   Для  творчества  С.  были  характерны  благородство   исполнительской
манеры, глубокое проникновение во внутр. мир героев,  отказ  от  внешних
эффектов.  Исполнение  комедийных  ролей   отличалось   тонким   юмором,
л„гкостью диалога.
   Лучшие роли:  Протасов  ("Живой  труп"),  Параклет  ("Самое  главное"
Евреинова),  Тот,  Керженцев  ("Тот,  кто  получает  пощ„чины",  "Мысль"
Андреева), Трофимов ("Вишн„вый сад"), Павел  I  (о.  п.  Мережковского),
Фрон-дозо ("Фуэнтэовехуна"), Сольнес ("Строитель  Сольнес"  Ибсена);  во
МХАТе - Нароков ("Таланты и поклонники"), Алексей Турбин ("Дни Турбиных"
Булгакова), Забелин  ("Кремл„вские  куранты"),  Гаев  ("Вишн„вый  сад"),
Берсенев ("Разлом"), Каренин ("Анна Каренина") и др.
   Лит.: Государственный русский драматический театр им. Леси  Украинки.
20  лет.  Сб.,  Киев,  1946;  Городись-к  и  й  М.  П.,  Кивський  театр
"Соловцов", Кив, 1961.
   СОСНИЦКИЙ,       Иван       Иванович       [18.11       (1.III).1794,
Петербург,-24.XII.1871(5.1.1872), там же]  -  рус.  акт„р.  Занимался  в
Петерб. театр. уч-ще (у И.  А.  Дмитревского  и  Ш.  Л.  Дидло).  Будучи
учеником, выступал на сцене Петерб. т-ра (в балете  "Медея  и  Язон",  в
трагедии "Пожарский" Крюковского-роль сына Пожарского). После  окончания
уч-ща(1811) играл в т. н. "Молодой труппе" А. А. Шаховского и  на  сцене
Петерб.  т-ра;  в  1812  был  зачислен  в  труппу  этого  т-ра  на  роли
"любовников" и "молодых  повес".  В  первый  период  своей  деятельности
(1020-е гг. 19 в.) С. выступал гл. обр. в л„гких комедиях  и  водевилях,
исполняя роли светских молодых людей: Ольгин, Радугин  ("Урок  кокеткам,
или Липецкие воды" и "Пустодомы" Шаховского), Арист  ("Молодые  супруги"

Страницы: «« « 2116   2117   2118   2119   2120   2121   2122   2123   2124  2125   2126   2127   2128   2129   2130   2131   2132   2133   2134  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия