Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2109   2110   2111   2112   2113   2114   2115   2116   2117  2118   2119   2120   2121   2122   2123   2124   2125   2126   2127  » »»

Ф. Кокошкина  "Удивительное  представление,  или  Сюрприз  публике".  На
гастролях в Курске труппа Штейна распалась. С. остался в этом  городе  с
артистами, перешедшими к Л. Ю. Млотковскому. С труппой  Млотковского  С.
выступал в ряде городов, гл. обр. на  Украине,  приобр„л  скоро  широкую
популярность как острокомедийный акт„р. В 1836 о С. узнал Н. В. Гоголь и
пригласил его как "решительно комический талант" на  роль  Хлестакова  в
Петербург. В 1837 С. играл вместе с М. С. Щепкиным на сцене Одесского  и
Вознесенского т-ров и был снова приглаш„н в Петербург, но  С.  оба  раза
отклонил приглашение и остался на Украине; играл гл. обр. в Харькове (на
укр. и рус. яз.). Пресса называла С. харьковским Щепкиным, и сам великий
рус. акт„р высоко  оценивал  дарование  С.  Лучшими  ролями  С.  в  рус.
драматургии были: Хлестаков (1836), Бобчинский  (1840),  Осип  (1850)  в
"Ревизоре", Репетилов (1837) и  Фамусов  (1842)  в  "Горе  от  ума".  Из
водевильных ролей С. ярче всего  играл  Льва  Гурыча  Синичкина  (о.  п.
Ленского),  Кочергина  ("Акт„р"  Некрасова),  Жовиаля   ("Стряпчий   под
столом"). Обладая острым комизмом, С. в то же время вносил в  исполнение
многих ролей т. н. "патетический элемент", поднимал нек-рые  водевильные
образы до драматич. звучания (роль Руперта в водевиле Некрасова "Шила  в
мешке не утаишь"). С успехом  играл  в  пьесах  Шекспира  и  Шиллера,  в
комедиях Мольера. Но славу С. принесли роли в укр.  драматургии.  С.  не
знал   соперников   в   исполнении    ролей    Выборного    и    Возного
("Наталка-Полтавка" Котляревского), а также в пьесах Квитко-Основьяненко
- Стецько ("Сватанье на Гонча  ривке"),  Потапа  Лавурды  ("Бой-жинка"),
Шельменко ("Шельменко-денщик").
   Вершиной сценич. творчества С.  в  укр.  нац.  репертуаре  был  образ
чумака Михаила Чупруна ("Москаль-чаровник" Котляревского). В  этой  роли
С. увидел  Шевченко  (на  Роменской  ярмарке  в  1845).  Он  называл  С.
гениальным артистом и отмечал,  что  в  этой  роли  он  "естественнее  и
изящнее неподражаемого Щепкина". Глубокое знание  жизни  укр.  народа  и
высокое  сценич.   мастерство   позволяли   С.   превращать   подчас   и
псевдонациональные роли в  театр.  шедевры  (писарь  Грицко  в  водевиле
"Казак-стихотворец", Филька-хохол в водевиле П.  Григорьева  "Комедия  с
дядюшкой"). С. отличался также неистощимым даром импровизации. Пламенный
приверженец  щепкинской  школы  сценич.  реализма,  мастер   внутреннего
перевоплощения, С. был убежд„нным  противником  "иск-ва  представления".
Умер от чахотки.
   Лит.: . Н.. Харьковский акт„р К. Т. Соленик, "Москвитянин", 1852,  т.
1, ј 1; Кис?ль О., Укранський актор Карпо Соленик (1811-1851).  Життя  ?
творч?сть, Харк?в, 1928; Д ? б р о в.е н к о М., Карпо Соленик. Життя  ?
д?яльн?сть, Кив, 1951; Плетн„в  А.  В.,У  истоков  харьковского  театра,
Харьков, 1960; Г р ? н А. А., Карпо Тро-химович Соленик, Кив,  1963.  А.
Г.
   СОЛИСТ (итал. solista, от лат. solus - один только) - 1)  исполнитель
муз. произв. или отдельной партии (соло). 2) В опере- певец, исполняющий
самостоят, партии. 3) В балете- артист, исполняющий ведущие  партии  или
сольные номера.
   СОЛЛЕРТЙНСКИЙ, Иван Иванович [20. XI (3.XII).1902-11.II.1944] -  рус.
сов. историк т-ра, музыковед, литературовед, педагог. Один из выдающихся
исследователей рус. и зарубежного т-ра и музыки.  Был  высоко  одар„нным
человеком, обладал огромной эрудицией. В 1923 окончил Петрогр.гос.  ин-т
истории иск-в, в 1924-ф-т обществ, наук  Ленингр.  гос.  ун-та.  С  1923
читал лекции по  истории  музыки  и  т-ра  во  мн.  учебных  заведениях,
Ленингр. и Моск. консерваториях и др.  С  1924  сотрудничал  в  журналах
"Сов. музыка", "Жизнь иск-ва", "Рабочий и т-р" и  др.  Автор  многочисл.
статей  о  творчестве  Глинки,  Мусоргского,  Чайковского,  Шостаковича,
зарубеж. композиторов, рецензий на спектакли и др. С  1929  -  лектор  и
консультант, а позднее художеств. руководитель  Ленингр.  филармонии.  В
1936-41 - преподаватель Ленингр. консерватории (с 1939 - профессор).
   Соч.: пер., вступ, ст. и примеч. к кн.: Ж.-Ж. Н о-в e р р.  Письма  о
танце. Л., 1927; Французский театр  XVIII  в.  в  переоценке  моралистов
третьего сословия, в сб.:
   О театре. Л., 1929, с. 1-34; пер., вступ, ст. и прим ?; кн.'  Мемуары
Ф.-Ж. Тальма, М.-Л:, 1931, с. XIII-XXXI и  293-366;  Густав  Малер,  Л.,
1932; Гектор Берлиоз, [М.],1932;
   Музыкальный театр  на  пороге  Октября  и  проблема  оперно-балетного
наследия, в кн.: История советского театра Л , 1933, с. 298-307;  Вступ,
ст. к кн.: Ваганова А. Я" Основы классического танца. Л., 1934, с. 5-14;
Арнольд Шенберг, Л.  [1934];  Стендаль  и  музыка,  в  кн.:  Собр.  соч.
Стендаля, т. 10, Л., 1936, с. 5-16; Жизнь и творчество Новерра,  в  сб.:
Классики хореографии, М.-Л., 1937, с. 17-35; Шекспир и мировая музыка, в
сб.:  Шекспир  Л.-М.,  1939,  с.  97-130;  Шекспир  на  балетной  сцене,
"Искусство и жизнь", Л., 1940,  ј  1,  с.  28-31;  Исто  рические  этюды
(вступ, статья Д. Д. Шостаковича), 2 изд., Л., 1963; Критические статьи.
Л., 1963.
   Лит.:  Борисоглебский  М.  (сост.),  Материалы  по  истории  русского
балета, т. 2, Л., 1939; И. И.  Соллер-тинский.  Избр.  статьи  о  музыке
(статья А. Гозенпуд и М Дру-скина), Л.-М., 1946. /у. Л.
   СОЛЛОГУБ, Владимир Александрович [8(20)  .VIII.  1813-5(17).VI.1882],
граф,- рус. писатель и драматург. Окончил Дерптский  ун-т  (1834).  Лит.
деятельность  начал  в  1830-е  гг.  В  1842  С.  написал  свою   первую
комедию-водевиль "Ямщик, или Шалость гусарского офицера", затем "Букеты,
или Петербургское цветобесие" (1845), "Мыльные пузыри"  (1846),  "Модные
петербургские лечения" (1847), "Местничество" (1849), "Беда  от  нежного
сердца" (1850), "Сотрудники, или Чужим  добром  не  наживешься"  (1850),
"Мастерская русского живописца" и "Ночь перед свадьбой, или Грузия через
сто лет" (1854), "Тридцатое августа 1756"  (1856),  "Горбун,  или  Выбор
невесты" (1855), "Меценат" (1864), "Разочарованные" (1867) и  др.  Автор
либретто оперы "Ундина" (1848, муз. А. Ф. Львова). Почти  все  пьесы  С.
были пост. в Александрийском т-ре, ставились в Малом т-ре, на  кл  убных
сценах.
   Мастер  анекдотич.  сюжета,  блестяще   знающий   законы   построения
водевиля, С.  увлекательно  развивал  интригу,  действие.  Его  водевили
отличались злободневностью, но были лишены социальной глубины  (политич.
взгляды С. носили умеренно-либеральный  характер).  Лучшие  водевили  С.
("Беда  от  нежного  сердца"  и  др.),   отмеченные   внутр.   комизмом,
приближаются к бытовой комедии. В 1856 С.  написал  комедию  "Чиновник",
принадлежащую к  либерально-обли-чит.  направлению,  в  к-рой  произвол,
взяточничество объяснялись бедностью чиновников; эту пьесу осудил Н.  А.
Некрасов  (фельетон  "Несколько  слов  о  комедии  "Чиновник"").  Н.  А.
Добролюбов  указывал  на  узкий  круг  жизненных   наблюдений   С.,   на

Страницы: «« « 2109   2110   2111   2112   2113   2114   2115   2116   2117  2118   2119   2120   2121   2122   2123   2124   2125   2126   2127  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия