Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2102   2103   2104   2105   2106   2107   2108   2109   2110  2111   2112   2113   2114   2115   2116   2117   2118   2119   2120  » »»

своего влияния, эти театры поглощают мн.  стационарные  т-рЫу  остальные
деградируют  и  погибают,  не  выдерживая  конкуренции  трестов.   Т-ры,
объедин„нные в тресты, обычно работали по системе "серийный  бег":  одна
пьеса ставилась во всех т-рах, принадлежавших тресту до  тех  пор,  пока
она делала сборы. Постановки  подобных  театров  в  большинстве  случаев
отличались консервативностью, в них преобладали стандарты, штампы. Делая
ставку на кассовый успех, т-ры постепенно  превращались  в  коммерческие
предприятия,  пропагандировавшие  империалистич.   идеологию.   В   1896
театральные тресты  объединились  в  театр.  синдикаты  (в  Филадельфии,
Нью-Йорке),  к-рые  давали  разрешения  на  аренду  театр.  помещений  и
организацию  спектаклей.  Фирмы  синдиката  контролировали  деятельность
т-ров по стране, получали отчисления от  спектаклей  и,  хотя  отдельные
драматурги и деятели т-ров стремились сохранить независимость (Мансфилд,
Фиск), сопротивление их подавлялось синдикатом. В конце 19  в.  возникли
коммерч. т-ры  Бродвея  ("бродвейские  театры").  Репертуар  этих  т-ров
состоял преим. из муз. комедий, водевилей,  ревю.  Театр.  помещения  на
Бродвее принадлежали отдельным предпринимателям.  Для  постановки  пьесы
набиралась труппа, арендовалось здание, спектакль ставился до  тех  пор,
пока он делал сборы; как только сборы падали, труппа распускалась.
   На рубеже 19-20 вв. прогрессивная художеств.  интеллигенция  пытается
противодействовать   практике   Т-ров   Бродвея.    Попытки    возродить
репертуарный т-р, имеющий в текущем  репертуаре  неск.  пьес,  в  т.  ч.
классические, предпринимали нек-рые богатые любители т-ра ("Новый т-р" в
Нью-Йорке) и акт„ры (т-ры Фиска, Дж. Джефферсона и др.). Но эти т-ры  не
выдерживали  конкуренции  т-ров,  объедин„нных  в   тресты,   и   быстро
закрывались. Более долговечными были т-ры "Республиканский" и "Беласко",
принадлежавшие режисс„ру и антрепрен„ру Д. Беласко. Около 10 лет он  в„л
борьбу с театр. синдикатом. Однако по своей деятельности его  т-ры  были
сходны с т-рами Бродвея. Беласко не пропагандировал распростран„нные  на
Бродвее ревю и муз. комедии, но, идя навстречу  мещанским  вкусам  бурж.
зрителя, ставил гл. обр.  банальные  мелодрамы  собственного  сочинения,
широко  использовал  систему  "зв„зд".  Беласко   был   первым   крупным
режисс„ром США, испытавшим влияние натурализма.  Положит.  значение  его
деятельности  выразилось  в  том,  что  он  поднял  культуру  спектакля,
использовал световые  и  шумовые  эффекты,  технически  усовершенствовал
сцену.
   Наиболее  действенной  и   прогрессивной   формой   протеста   против
бродвейского  коммерч.  иск-ва  было  движение  т.  н.  малых   театров,
начавшееся в первом десятилетии 20 в. и принявшее широкий  размах  после
1-й мировой войны. Эти коллективы боролись за общедоступный репертуарный
т-р,  за   развитие   и   утверждение   нац.   драматургии,   режиссуры,
популяризацию  классики,  создание  ансамбля,   новаторство   в   выборе
художеств. средств, синтез различных иск-в в спектакле.  Они  стремились
возбудить интерес к театр. иск-ву  среди  широких  слоев  населения.  Но
деятельность  мн.  малых  т-ров  ("Нейборхуд  плейхаус"  и   др.)   была
противоречива,  в  их  спектаклях  реалистич.  принципы   сочетались   с
модернистскими  устремлениями.  Эти  т-ры  возникли   как   любительские
коллективы во  мн.  частях  страны,  выступали  в  клубах,  общественных
зданиях, иногда даже в деревенских сараях. Постепенно  мн.  любительские
труппы становились профессиональными, в т.  ч.:  т-ры  "Вашингтон  Сквер
плейере" (1916-18), реорганизованный впоследствии в "Гилд-тиэтр" (1919),
"Провинстаун плейере"  (1916-29).  Новаторство,  прогрессивные  обществ.
устремления малых т-ров  (встречи  со  зрителями,  конференции,  смотры,
конкурсы) способствовали обновлению театр. иск-ва США  в  1920-30-е  гг.
"Груп-тиэтр"  пропагандировал  идеи  Станиславского,  осваивал  опыт  М.
Рейнхардта и др. передовых режисс„ров. Движение  малых  т-ров  встретило
поддержку  высших  учебных  заведений,  провинциальных  муниципалитетов.
Крупнейшие ун-ты начали подготовку деятелей т-ра, открывали театр. ф-ты,
вводя в преподавание  театр.  дисциплины,  организовывали  семинары  для
начинающих  драматургов,  театр.  лаборатории  для  постановки  их  пьес
(напр., осн. в  1912  "47-я  мастерская"  проф.  Беккера  в  Гарвардском
ун-те). Открывались учебные, т. н. университетские театры (т-р Иельского
ун-та, осн. в 1926; ун-та в Айове, осн. в 1934; колледжа Уильямса,  осн.
в 1941, и др.). С деятельностью  малых  и  университетских  т-ров  тесно
связано творчество крупнейших драматургов: Ю.  0'Нила,  С.  Хоуарда,  П.
Грина, Э. Раиса, А. Мальца, Дж. Лоусона и др.;  режисс„ров:  А.Хопкинса,
Ф. М„лле-ра, X. Клермена, Л. Страсберга, Э.  Казана,  Р.  Маму-лянаидр.;
акт„ров: А. Ланта, Л. Фонтанн, К. Кор-нелл, X. Хейс, Е. Ле Галъенн,  Дж.
Барримора, М. Гилмор, Л. Адлера и др.; театр. художников: Р. Джонса,  Л.
Саймонсона, Н. Бел-Геддиса, С. Хью-ма, М.  Горелика,  Д.  Милзинера,  Р.
Питерса и др. Передовые деятели амер. т-ра способствовали утверждению  в
нац. иск-ве реалистич. тенденций. В конце 30-х гг. П. Грин организовал в
штате Сев. Каролина спектакли на  открытом  воздухе,  положившие  начало
новой театр. форме - фестивалю.
   После 1-й мировой  войны  и  особенно  в  период  эко-номич.  кризиса
1929-33 усиливается процесс формирования пролетарской театр. культуры. В
1927 возникает "Театр новых драматургов",  созданный  Дж.  Лоусоном,  М.
Голдом и др. Они ставили пьесы, посвящ„нные острой  социальной  тематике
("Хобокен Блюз" Голда, "Интернационал" Лоусона и др.). Несмотря  на  то,
что т-р этот существовал только три года, он оказал большое  влияние  на
формирование  передового  театр.  иск-ва.  В  1929  работало  более  200
агитпропгрупп (агитбригад).  Разъезжая  по  стране,  они  показывали  на
заводах (на митингах, во время забастовок) небольшие пьесы -  "летучки",
посвящ„нные  жизни  и  борьбе  рабочего  класса.  Широкую   популярность
приобрела группа Дж.  Рида  в  Филадельфии,  "Пролетарская  сцена"  нем.
рабочих в Нью-Йорке и др.  В  1930  мн.  агитпропгруппы  объединились  в
"Рабочий лабораторный т-р". Большое значение для развития рабочего  т-ра
имела Всеамериканская олимпиада  (1932),  после  проведения  к-рой  была
сформирована Лига  рабочих  т-ров,  входившая  в  Междунар.  объединение
рабочих т-ров (МОРТ) в Москве. Лига открывала студии и театр. школы  для
обучения  рабочих  акт„рскому  мастерству,   режиссуре.   К   работе   в
агитпропгруппах привлекались  прогрессивные  деятели  т-ра.  Возникли  и
стационарные рабочие т-ры; они ставили  пьесы  -  "Матросы  из  Катарро"
Вольфа, "Грузчик" Питерса и  Склара,  "Судный  день"  Раиса  (1932,  т-р
"Юнион"), "Достигаев и другие" и "Егор Булычев и другие"  Горького  (т-р
"Артеф", возник  в  конце  1920-х  гг.).  Большое  влияние  на  развитие
американского театра оказал приезд в  1923-24  МХАТа.  С  этого  времени
принципы МХАТа, система Станиславского оказывают решающее воздействие на
передовой  амер.  т-р.  Под  влиянием  МХАТа  был  создан   "Гражданский
репертуарный   театр",   утверждавший   высокое   качество   репертуара,

Страницы: «« « 2102   2103   2104   2105   2106   2107   2108   2109   2110  2111   2112   2113   2114   2115   2116   2117   2118   2119   2120  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия