Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2094   2095   2096   2097   2098   2099   2100   2101   2102  2103   2104   2105   2106   2107   2108   2109   2110   2111   2112  » »»

"Амстердамский городской т-р" (см. "Схаубур г"). Выдающийся  трагический
акт„р,  С.  был   крупнейшим   представителем   сценического   искусства
классицизма в Голландии (18 - нач. 19 вв.).  Успешно  выступал  также  в
мещанской драме и мелодраме.
   Роли:  Гейсбрехт  ван  Амстел  (о.  п.   Вондела),   Ахилл   (о.   п.
Х„йдекопера), Гамлет, Макбет,  Отелло;  Нерон,  Ипполит,  первосвященник
Иоад ("Британник", "Федра", "Аталия" Ра-сина),  Магомет,  Оросман,  Эдип
("Магомет",  "Заира",  "Эдип"  Вольтера),  Маринелли  ("Эмилия  Галотти"
Лессинга), Мейнау ("Ненависть к людям и раскаяние" Коцебу) и др.
   Лит.:   HellwaldP.von,   Geschichte   des   hollandischen   Theaters,
Rotterdam, 1874. Вл. о.
   "СОБАКА НА СЕНЕ"  (др.  назв.-  "Собака  садовника";  "El  Perro  del
поеапо-медия в 3 д. в стихах Лопе де  Вега  (см.  Вега  Карпъо).  Первая
редакция - 1613 (предположительно), окончательная -  1618.  Из  новейших
постановок "С. на с." - Т-р Мариньи, Париж  (1955,  реж.  и  исполнитель
роли Теодоро -Ж. Л. Бар-ро, Диана - М. Рено).
   В России впервые пост. в Александрийском Т-ре (1891, Диана -  Савина,
Теодоро - Дальский, Марсела - Мичурина, Тристан - Варламов). Затем пьесу
ставили: Малый т-р (1893, Диана - Лешковская, Теодоро  -  А.  Ильинский,
Тристан - Макшеев);  Т-р  лит.-художеств.  об-ва,  позднее-  Малый  т-р,
Петербург (1903, 1912).
   Из пост. "С. на с." на сов. сцене: Малый т-р (1919, реж. Санин,  худ.
Юон; Диана - Шухмина, Теодоро - Остужев, Тристан - Н. Яковлев), Т-р  им.
Сундукяна (1925, реж. Бурд-жалян; 1955),  Ленингр.  т-р  Комедии  (1936,
реж. и худ. Акимов; Диана - Гошева, Юнгер, Теодоро  -  Ханзель,  Лецкий,
Марселла - Гурецкая, Тристан - Суханов), Калининский т-р  (1936),  Моск.
т-р Революции (1937, реж. Власов,  худ.  Фаворский;  Диана  -  Бабанова,
Теодоро - Лукьянов, Тристан - Дм. Орлов, Толмазов),  Волгоградский  т-р,
Куйбышевский т-р (реж. Асеев; Диана - Чекмасова, Теодоро - Бурэ, Тристан
- В. Михайлов), Свердловский  т-р  (реж.  Ефремов,  Диана  -  Скальская,
Теодоро  -  Молчанов,  Тристан   -   Георгиевский)   -   все   в   1938;
Ростов-ский-на-Дону  т-р  (1940,  реж.  Брилль,  Тристан   -   Леондор),
Смоленский т-р (1940), Латв. т-р драмы (1948), Каунасский муз.-драматич.
т-р (1950), Горьковский т-р (1958), т-р "Красный факел" (1962, Тристан -
И. Поляков) и др.
   Издания.- Первая публикация - Comedias de L. de Vega  Carpio  sacadas
de sus originales, pt. XI, Madrid - Barcelona, 1618. Первое  рус.  изд.,
[пер. H. Пятницкого] под назв. "С. на с." - ж. "Библиотека для  чтения",
СПБ, 1843, т. 58, отдел  П;  позднее,  под  назв.  "Садовничья  собака",
"Отечественные записки", СПБ, 1853, т. 90, ј 9, отд. 1, с.  30-  88;  Из
сов. изд.: "Собака садовника", пер. А. Бежецкого (Мас-лова), М.,  [1921]
(литогр. изд.); пер. В. Пяста, М., 1936  (стеклогр.  изд.);  в  пер.  М.
Лозинского, Л., 1938 и М.-Л., 1938; Лопе де  Вега  Ф.,  Избр.  драматич.
произв., т. 1, М., 1954; Лопе де Вега Ф., Собр. соч. в 6 тт., т. IV, М.,
1963. А. Шн.
   СОБАКИНА, Арина (прозвище - Арина  Матвеевна;  р.  ок.  1762  -  дата
смерти неизв.)  -  рус.  артистка  балета.  Одна  из  выдающихся  комич.
танцовщиц конца 18 в. В 1780 окончила балетную школу (класс Л. Парадиза)
и была направлена в Петербургский "Вольный российский  т-р"  гл.  комич.
танцовщицей. Работала в этомт-ре под  рук.  акт„ра  и  режисс„ра  И.  А.
Дмитревского. Затем перешла в Москву и в 1784-85 была одной  из  ведущих
актрис Петровского т-ра.
   Лит.: Всеволодский В. (Гернгросс), История театрального образования в
России, т. 1, СПБ, 1913;
   Красовская В., Русский балетный театр от  возникновения  до  середины
XIX века, Л.-М., 1958. Г. Ш.
   СОБЕЩАНСКАЯ, Анна Иосифовна [3(15).1.1842- 22.XI(5.XII).1918] -  рус.
артистка балета. В 1850-62  училась  в  Моск.  театр.  уч-ще  (класс  К.
Блазиса). Будучи ученицей, выступала на  сцене  Большого  т-ра,  успешно
исполнила партии Гитаны (о. п. Шмидта и Обера) и  Жизели.  По  окончании
уч-ща была принята в  труппу  Большого  т-ра.  С.  развивала  реалистич.
традиции рус. хореографич. школы,  стремилась  к  созданию  драматически
выразительных сценич. образов.
   Партии: Маргарита ("Фауст" Панница и  Пуни),  Галатея  ("Пигмалион"),
Царь-Девица ("Кон„к-Горбунок" Пуни), Гений папортника  ("Папортник,  или
Ночь под Ивана Купала" Гербера), Аспиччия ("Дочь фараона"  Пуни),  Китри
("Дон Кихот"), Одетт а-Одиллия и др.
   Выступала  также  в  танц.  сценах   в   операх   и   дивертисментах.
Исполнительское иск-во С. высоко ценил М. И. Петипа.  В  1879,  закончив
сценич. деятельность, занималась подготовкой молодых танцовщиц. Лит.:  В
а л ь ц К. Ф., Шестьдесят пять лет в театре, Л., 1928;Блазис  К.,  Танцы
вообще, балетные знаменитости и национальные танцы,  М.,  1864;  Большой
театр СССР... Сб. статей, М., 1947; Слонимский Ю-, П.  И.  Чайковский  и
балетный театр его времени, М., 1956. Юр. Б.
   СОБИНОВ, Леонид Витальевич  [26.V(7.VI).1872,Рига]-рус. сов. певец (лирич. тенор). Нар. арт. Республики (1923).  Род.
в семье приказчика (дед С. был крепостным). В 1894 окончил  юридич.  ф-т
Моск. ун-та. В 1895-99 работал помощником присяжного поверенного. Будучи
студентом, пел  в  университетском  хоре,  в  хоре  укр.  труппы  М.  К.
Заньковецкой, гастролировавшей в Москве. На выдающиеся  вок.  данные  С.
обратил внимание П. А. Шостаковский - директор  Муз.-драм.  уч-ща  Моск.
филармонич. об-ва. В 1892  С.  поступил  в  уч-ще  (класс  пения  А.  М.
Додонова), к-рое окончил  в  1897  (последний  год  занимался  у  А.  А.
Сантагано-Горчако-вой).  В  годы   учения   с   успехом   выступал   как
певец-солист в итал. оперной  труппе  в  партиях  Арлекина  ("Паяцы")  и
Рулевого ("Летучий голландец" Вагнера). С 1896 принимал активное участие
в  концертах  "Кружка  любителей  русской  музыки",  сблизившись  с  его
организаторами А.  М.  и  М.  С.  Керзиными,  с  основателями  МХТ  K.C.
Станиславским  и  В.  И.  Немирови-чем-Данченко.  Общение  с  передовыми
деятелями рус. иск-ва оказало  большое  влияние  на  творчество  С.,  на
формирование его демократич. обществ, взглядов. После  успешного  дебюта
24 апр. 1897 в Большом т-ре (в партии Синодала) С. был принят  в  состав
оперной труппы. Вскоре стал одним из крупнейших рус.  оперных  артистов.
Его имя как художника и как передового деятеля рус.  культуры  приобрело
громадную популярность. На протяжении всей своей творч. деятельности  С.
был связан с Большим т-ром. Выступления С. в 1905-11  на  сценах  лучших
зап.-европ. оперных т-ров ("Ла Скала" и др.) принесли ему мировую славу.
В сов. время широко  развернулась  муз  .-обществ,  деятельность  С.  (в
1917-18 был директором Большого т-ра), к-рую он  сочетал  с  интенсивной
исполнительской деятельностью.

Страницы: «« « 2094   2095   2096   2097   2098   2099   2100   2101   2102  2103   2104   2105   2106   2107   2108   2109   2110   2111   2112  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия