|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2094 2095 2096 2097 2098 2099 2100 2101 2102 2103 2104 2105 2106 2107 2108 2109 2110 2111 2112 » »» "Амстердамский городской т-р" (см. "Схаубур г"). Выдающийся трагический
акт„р, С. был крупнейшим представителем сценического искусства
классицизма в Голландии (18 - нач. 19 вв.). Успешно выступал также в
мещанской драме и мелодраме.
Роли: Гейсбрехт ван Амстел (о. п. Вондела), Ахилл (о. п.
Х„йдекопера), Гамлет, Макбет, Отелло; Нерон, Ипполит, первосвященник
Иоад ("Британник", "Федра", "Аталия" Ра-сина), Магомет, Оросман, Эдип
("Магомет", "Заира", "Эдип" Вольтера), Маринелли ("Эмилия Галотти"
Лессинга), Мейнау ("Ненависть к людям и раскаяние" Коцебу) и др.
Лит.: HellwaldP.von, Geschichte des hollandischen Theaters,
Rotterdam, 1874. Вл. о.
"СОБАКА НА СЕНЕ" (др. назв.- "Собака садовника"; "El Perro del
поеапо-медия в 3 д. в стихах Лопе де Вега (см. Вега Карпъо). Первая
редакция - 1613 (предположительно), окончательная - 1618. Из новейших
постановок "С. на с." - Т-р Мариньи, Париж (1955, реж. и исполнитель
роли Теодоро -Ж. Л. Бар-ро, Диана - М. Рено).
В России впервые пост. в Александрийском Т-ре (1891, Диана - Савина,
Теодоро - Дальский, Марсела - Мичурина, Тристан - Варламов). Затем пьесу
ставили: Малый т-р (1893, Диана - Лешковская, Теодоро - А. Ильинский,
Тристан - Макшеев); Т-р лит.-художеств. об-ва, позднее- Малый т-р,
Петербург (1903, 1912).
Из пост. "С. на с." на сов. сцене: Малый т-р (1919, реж. Санин, худ.
Юон; Диана - Шухмина, Теодоро - Остужев, Тристан - Н. Яковлев), Т-р им.
Сундукяна (1925, реж. Бурд-жалян; 1955), Ленингр. т-р Комедии (1936,
реж. и худ. Акимов; Диана - Гошева, Юнгер, Теодоро - Ханзель, Лецкий,
Марселла - Гурецкая, Тристан - Суханов), Калининский т-р (1936), Моск.
т-р Революции (1937, реж. Власов, худ. Фаворский; Диана - Бабанова,
Теодоро - Лукьянов, Тристан - Дм. Орлов, Толмазов), Волгоградский т-р,
Куйбышевский т-р (реж. Асеев; Диана - Чекмасова, Теодоро - Бурэ, Тристан
- В. Михайлов), Свердловский т-р (реж. Ефремов, Диана - Скальская,
Теодоро - Молчанов, Тристан - Георгиевский) - все в 1938;
Ростов-ский-на-Дону т-р (1940, реж. Брилль, Тристан - Леондор),
Смоленский т-р (1940), Латв. т-р драмы (1948), Каунасский муз.-драматич.
т-р (1950), Горьковский т-р (1958), т-р "Красный факел" (1962, Тристан -
И. Поляков) и др.
Издания.- Первая публикация - Comedias de L. de Vega Carpio sacadas
de sus originales, pt. XI, Madrid - Barcelona, 1618. Первое рус. изд.,
[пер. H. Пятницкого] под назв. "С. на с." - ж. "Библиотека для чтения",
СПБ, 1843, т. 58, отдел П; позднее, под назв. "Садовничья собака",
"Отечественные записки", СПБ, 1853, т. 90, ј 9, отд. 1, с. 30- 88; Из
сов. изд.: "Собака садовника", пер. А. Бежецкого (Мас-лова), М., [1921]
(литогр. изд.); пер. В. Пяста, М., 1936 (стеклогр. изд.); в пер. М.
Лозинского, Л., 1938 и М.-Л., 1938; Лопе де Вега Ф., Избр. драматич.
произв., т. 1, М., 1954; Лопе де Вега Ф., Собр. соч. в 6 тт., т. IV, М.,
1963. А. Шн.
СОБАКИНА, Арина (прозвище - Арина Матвеевна; р. ок. 1762 - дата
смерти неизв.) - рус. артистка балета. Одна из выдающихся комич.
танцовщиц конца 18 в. В 1780 окончила балетную школу (класс Л. Парадиза)
и была направлена в Петербургский "Вольный российский т-р" гл. комич.
танцовщицей. Работала в этомт-ре под рук. акт„ра и режисс„ра И. А.
Дмитревского. Затем перешла в Москву и в 1784-85 была одной из ведущих
актрис Петровского т-ра.
Лит.: Всеволодский В. (Гернгросс), История театрального образования в
России, т. 1, СПБ, 1913;
Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины
XIX века, Л.-М., 1958. Г. Ш.
СОБЕЩАНСКАЯ, Анна Иосифовна [3(15).1.1842- 22.XI(5.XII).1918] - рус.
артистка балета. В 1850-62 училась в Моск. театр. уч-ще (класс К.
Блазиса). Будучи ученицей, выступала на сцене Большого т-ра, успешно
исполнила партии Гитаны (о. п. Шмидта и Обера) и Жизели. По окончании
уч-ща была принята в труппу Большого т-ра. С. развивала реалистич.
традиции рус. хореографич. школы, стремилась к созданию драматически
выразительных сценич. образов.
Партии: Маргарита ("Фауст" Панница и Пуни), Галатея ("Пигмалион"),
Царь-Девица ("Кон„к-Горбунок" Пуни), Гений папортника ("Папортник, или
Ночь под Ивана Купала" Гербера), Аспиччия ("Дочь фараона" Пуни), Китри
("Дон Кихот"), Одетт а-Одиллия и др.
Выступала также в танц. сценах в операх и дивертисментах.
Исполнительское иск-во С. высоко ценил М. И. Петипа. В 1879, закончив
сценич. деятельность, занималась подготовкой молодых танцовщиц. Лит.: В
а л ь ц К. Ф., Шестьдесят пять лет в театре, Л., 1928;Блазис К., Танцы
вообще, балетные знаменитости и национальные танцы, М., 1864; Большой
театр СССР... Сб. статей, М., 1947; Слонимский Ю-, П. И. Чайковский и
балетный театр его времени, М., 1956. Юр. Б.
СОБИНОВ, Леонид Витальевич [26.V(7.VI).1872,Рига]-рус. сов. певец (лирич. тенор). Нар. арт. Республики (1923). Род.
в семье приказчика (дед С. был крепостным). В 1894 окончил юридич. ф-т
Моск. ун-та. В 1895-99 работал помощником присяжного поверенного. Будучи
студентом, пел в университетском хоре, в хоре укр. труппы М. К.
Заньковецкой, гастролировавшей в Москве. На выдающиеся вок. данные С.
обратил внимание П. А. Шостаковский - директор Муз.-драм. уч-ща Моск.
филармонич. об-ва. В 1892 С. поступил в уч-ще (класс пения А. М.
Додонова), к-рое окончил в 1897 (последний год занимался у А. А.
Сантагано-Горчако-вой). В годы учения с успехом выступал как
певец-солист в итал. оперной труппе в партиях Арлекина ("Паяцы") и
Рулевого ("Летучий голландец" Вагнера). С 1896 принимал активное участие
в концертах "Кружка любителей русской музыки", сблизившись с его
организаторами А. М. и М. С. Керзиными, с основателями МХТ K.C.
Станиславским и В. И. Немирови-чем-Данченко. Общение с передовыми
деятелями рус. иск-ва оказало большое влияние на творчество С., на
формирование его демократич. обществ, взглядов. После успешного дебюта
24 апр. 1897 в Большом т-ре (в партии Синодала) С. был принят в состав
оперной труппы. Вскоре стал одним из крупнейших рус. оперных артистов.
Его имя как художника и как передового деятеля рус. культуры приобрело
громадную популярность. На протяжении всей своей творч. деятельности С.
был связан с Большим т-ром. Выступления С. в 1905-11 на сценах лучших
зап.-европ. оперных т-ров ("Ла Скала" и др.) принесли ему мировую славу.
В сов. время широко развернулась муз .-обществ, деятельность С. (в
1917-18 был директором Большого т-ра), к-рую он сочетал с интенсивной
исполнительской деятельностью.
Страницы: «« « 2094 2095 2096 2097 2098 2099 2100 2101 2102 2103 2104 2105 2106 2107 2108 2109 2110 2111 2112 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |