Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2094 2095 2096 2097 2098 2099 2100 2101 2102 2103 2104 2105 2106 2107 2108 2109 2110 2111 2112 » »» "Амстердамский городской т-р" (см. "Схаубур г"). Выдающийся трагический акт„р, С. был крупнейшим представителем сценического искусства классицизма в Голландии (18 - нач. 19 вв.). Успешно выступал также в мещанской драме и мелодраме. Роли: Гейсбрехт ван Амстел (о. п. Вондела), Ахилл (о. п. Х„йдекопера), Гамлет, Макбет, Отелло; Нерон, Ипполит, первосвященник Иоад ("Британник", "Федра", "Аталия" Ра-сина), Магомет, Оросман, Эдип ("Магомет", "Заира", "Эдип" Вольтера), Маринелли ("Эмилия Галотти" Лессинга), Мейнау ("Ненависть к людям и раскаяние" Коцебу) и др. Лит.: HellwaldP.von, Geschichte des hollandischen Theaters, Rotterdam, 1874. Вл. о. "СОБАКА НА СЕНЕ" (др. назв.- "Собака садовника"; "El Perro del поеапо-медия в 3 д. в стихах Лопе де Вега (см. Вега Карпъо). Первая редакция - 1613 (предположительно), окончательная - 1618. Из новейших постановок "С. на с." - Т-р Мариньи, Париж (1955, реж. и исполнитель роли Теодоро -Ж. Л. Бар-ро, Диана - М. Рено). В России впервые пост. в Александрийском Т-ре (1891, Диана - Савина, Теодоро - Дальский, Марсела - Мичурина, Тристан - Варламов). Затем пьесу ставили: Малый т-р (1893, Диана - Лешковская, Теодоро - А. Ильинский, Тристан - Макшеев); Т-р лит.-художеств. об-ва, позднее- Малый т-р, Петербург (1903, 1912). Из пост. "С. на с." на сов. сцене: Малый т-р (1919, реж. Санин, худ. Юон; Диана - Шухмина, Теодоро - Остужев, Тристан - Н. Яковлев), Т-р им. Сундукяна (1925, реж. Бурд-жалян; 1955), Ленингр. т-р Комедии (1936, реж. и худ. Акимов; Диана - Гошева, Юнгер, Теодоро - Ханзель, Лецкий, Марселла - Гурецкая, Тристан - Суханов), Калининский т-р (1936), Моск. т-р Революции (1937, реж. Власов, худ. Фаворский; Диана - Бабанова, Теодоро - Лукьянов, Тристан - Дм. Орлов, Толмазов), Волгоградский т-р, Куйбышевский т-р (реж. Асеев; Диана - Чекмасова, Теодоро - Бурэ, Тристан - В. Михайлов), Свердловский т-р (реж. Ефремов, Диана - Скальская, Теодоро - Молчанов, Тристан - Георгиевский) - все в 1938; Ростов-ский-на-Дону т-р (1940, реж. Брилль, Тристан - Леондор), Смоленский т-р (1940), Латв. т-р драмы (1948), Каунасский муз.-драматич. т-р (1950), Горьковский т-р (1958), т-р "Красный факел" (1962, Тристан - И. Поляков) и др. Издания.- Первая публикация - Comedias de L. de Vega Carpio sacadas de sus originales, pt. XI, Madrid - Barcelona, 1618. Первое рус. изд., [пер. H. Пятницкого] под назв. "С. на с." - ж. "Библиотека для чтения", СПБ, 1843, т. 58, отдел П; позднее, под назв. "Садовничья собака", "Отечественные записки", СПБ, 1853, т. 90, ј 9, отд. 1, с. 30- 88; Из сов. изд.: "Собака садовника", пер. А. Бежецкого (Мас-лова), М., [1921] (литогр. изд.); пер. В. Пяста, М., 1936 (стеклогр. изд.); в пер. М. Лозинского, Л., 1938 и М.-Л., 1938; Лопе де Вега Ф., Избр. драматич. произв., т. 1, М., 1954; Лопе де Вега Ф., Собр. соч. в 6 тт., т. IV, М., 1963. А. Шн. СОБАКИНА, Арина (прозвище - Арина Матвеевна; р. ок. 1762 - дата смерти неизв.) - рус. артистка балета. Одна из выдающихся комич. танцовщиц конца 18 в. В 1780 окончила балетную школу (класс Л. Парадиза) и была направлена в Петербургский "Вольный российский т-р" гл. комич. танцовщицей. Работала в этомт-ре под рук. акт„ра и режисс„ра И. А. Дмитревского. Затем перешла в Москву и в 1784-85 была одной из ведущих актрис Петровского т-ра. Лит.: Всеволодский В. (Гернгросс), История театрального образования в России, т. 1, СПБ, 1913; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.-М., 1958. Г. Ш. СОБЕЩАНСКАЯ, Анна Иосифовна [3(15).1.1842- 22.XI(5.XII).1918] - рус. артистка балета. В 1850-62 училась в Моск. театр. уч-ще (класс К. Блазиса). Будучи ученицей, выступала на сцене Большого т-ра, успешно исполнила партии Гитаны (о. п. Шмидта и Обера) и Жизели. По окончании уч-ща была принята в труппу Большого т-ра. С. развивала реалистич. традиции рус. хореографич. школы, стремилась к созданию драматически выразительных сценич. образов. Партии: Маргарита ("Фауст" Панница и Пуни), Галатея ("Пигмалион"), Царь-Девица ("Кон„к-Горбунок" Пуни), Гений папортника ("Папортник, или Ночь под Ивана Купала" Гербера), Аспиччия ("Дочь фараона" Пуни), Китри ("Дон Кихот"), Одетт а-Одиллия и др. Выступала также в танц. сценах в операх и дивертисментах. Исполнительское иск-во С. высоко ценил М. И. Петипа. В 1879, закончив сценич. деятельность, занималась подготовкой молодых танцовщиц. Лит.: В а л ь ц К. Ф., Шестьдесят пять лет в театре, Л., 1928;Блазис К., Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы, М., 1864; Большой театр СССР... Сб. статей, М., 1947; Слонимский Ю-, П. И. Чайковский и балетный театр его времени, М., 1956. Юр. Б. СОБИНОВ, Леонид Витальевич [26.V(7.VI).1872,Рига]-рус. сов. певец (лирич. тенор). Нар. арт. Республики (1923). Род. в семье приказчика (дед С. был крепостным). В 1894 окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. В 1895-99 работал помощником присяжного поверенного. Будучи студентом, пел в университетском хоре, в хоре укр. труппы М. К. Заньковецкой, гастролировавшей в Москве. На выдающиеся вок. данные С. обратил внимание П. А. Шостаковский - директор Муз.-драм. уч-ща Моск. филармонич. об-ва. В 1892 С. поступил в уч-ще (класс пения А. М. Додонова), к-рое окончил в 1897 (последний год занимался у А. А. Сантагано-Горчако-вой). В годы учения с успехом выступал как певец-солист в итал. оперной труппе в партиях Арлекина ("Паяцы") и Рулевого ("Летучий голландец" Вагнера). С 1896 принимал активное участие в концертах "Кружка любителей русской музыки", сблизившись с его организаторами А. М. и М. С. Керзиными, с основателями МХТ K.C. Станиславским и В. И. Немирови-чем-Данченко. Общение с передовыми деятелями рус. иск-ва оказало большое влияние на творчество С., на формирование его демократич. обществ, взглядов. После успешного дебюта 24 апр. 1897 в Большом т-ре (в партии Синодала) С. был принят в состав оперной труппы. Вскоре стал одним из крупнейших рус. оперных артистов. Его имя как художника и как передового деятеля рус. культуры приобрело громадную популярность. На протяжении всей своей творч. деятельности С. был связан с Большим т-ром. Выступления С. в 1905-11 на сценах лучших зап.-европ. оперных т-ров ("Ла Скала" и др.) принесли ему мировую славу. В сов. время широко развернулась муз .-обществ, деятельность С. (в 1917-18 был директором Большого т-ра), к-рую он сочетал с интенсивной исполнительской деятельностью. Страницы: «« « 2094 2095 2096 2097 2098 2099 2100 2101 2102 2103 2104 2105 2106 2107 2108 2109 2110 2111 2112 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |