Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2090   2091   2092   2093   2094   2095   2096   2097   2098  2099   2100   2101   2102   2103   2104   2105   2106   2107   2108  » »»

удавались С. роли сильных, волевых женщин. Исполнение  комедийных  ролей
С. отличалось мастерством ведения диалога, наблюдательностью, юмором.  В
1928 С. ушла со сцены. В 1918-22 преподавала в  школе-студии  при  моск.
Малом т-ре; курс, к-рый она вела совм. с В. Н. Пашенной,  после  выпуска
превратился в самостоятельный т-р  (с  1925  -  Студия  Малого  т-ра,  с
1932-Новый т-р, в 1936-44-Моск. драм. т-р).
   Соч.:  Воспоминания,  М.,  1947;  Ермолова  в  пьесе  П.  И.  Гнедича
"Холопы", в сб.: М. Н. Ермолова, М., 1955;
   Мария Петровна, в сб.: М. П. Лилина, М., 1960.
   Лит.: Россов Н., "Макбет" на сцене  Малого  т-ра,  "Рампа  и  жизнь",
1914, .ј5;Федоров В., Н. А. Смирнова, "Современный т-р", 1928, ј 12.  С.
Г.
   СМИРНОВА (по  мужу  -Невахович),  Татьяна  Петровна  (1821-1871)-рус.
артистка балета. В 1829 училась в Петерб.  театр.  уч-ще,  по  окончании
к-рого была зачислена солисткой в труппу Мариин-ского т-ра. Училась у А.
А. Лихутиной, К.  Дидло,  Я.  Люстих,  А.  Титюса.  Большое  влияние  на
творчество  С.  оказало  иск-во  М.  Тальони.  Следуя  лучшим  традициям
романтич. балета, С.  достигала  в  сво„м  иск-ве  особой  пластичности,
л„гкости и превосходной  техники.  С.  исполняла  партии  из  репертуара
Тальони; гл. партии в балетах: "Сильфида" Шнейцгоффера, "Тень"  Маурера,
"Дая, или Португальцы в Индии" и  "Воспитанница  Амура"  Келлера,  "Дева
Дуная" Адана и др. С. была  первой  .в  России  исполнительницей  партии
Повелительницы виллис в балете "Жи-зель", а также первой рус. балериной,
выступившей на сцене Парижской Оперы (1844, балет  "Сильфида").  В  1854
оставила сцену.
   Лит.: Борисоглебский М.  [сост.  ],  Материалы  по  истории  русского
балета, т. 1, Л., 1938; К р а с о в-ская В., Русский балетный  театр  от
возникновения до середины XIX века, Л.- М., 1958. Г Д
   СМИРНбВ-СОКОЛЬСКИЙ, Николай  Павлович  [5(17).III.  1898-13.I.  1962]
-артист сов. эстрады. Нар. арт. РСФСР(1957).  Был  газетным  репорт„ром,
писал текст для артистов эстрады. Дебютировал  как  куплетист  в  дачных
т-рах (1915), затем в  "Одеоне"  (1916),  в  т-ре  Струйского  (1917)  в
Москве. В годы гражд. войны  исполнял  злободневные  куплеты  в  рабочих
клубах  и  красноармейских  частях.  С  1920  выступал  на  эстраде  как
фельетонист.  Создал  жанр  устного  сатирико-публици-стич.   эстрадного
фельетона, имеющего форму импровизированной и  эмоциональной  ораторской
речи, произносимой от лица  рядового  совр.  человека,  к-рый  не  может
мириться с пережитками прошлого и бичует  отрицательные  явления  жизни.
Отсюда подч„ркнуто разговорный,  нередко  уснащ„нный  прибаутками  язык,
местами  близкий  к  рифмованной  прозе  ра„шников,  насыщенный  смелыми
метафорами, особая бытовая интонация, своеобразное построение монологов.
С.-С. выступал как рассказчик-собеседник, у которого  мысли  подчиняются
произвольным ассоциациям,  ирония  часто  сменялась  лирикой,  серь„зное
чередовалось со смешным. С.-С. обладал мощным голосом,  ч„ткой  дикцией,
намеренно грубоватой, но выразительной жестикуляцией и мимикой. Выступал
в традиционном костюме - ч„рная бархатная куртка, пышный белый бант. Его
выступления сочетали сатиру  и  патетику,  были  исполнены  публицистич.
пафоса. С.-С. стремился сделать эстраду  политич.  трибуной.  Среди  его
лучших работ - фельетоны о мещанстве ("Всероссийская ноздря", "Канарейка
с розовым бантом", "Роптать желаю!",  "Советский  карандаш",  "Император
всероссийский"), фельетоны, направленные против грубости, хулиганства  в
разл. областях жизни.  Со  второй  пол.  30-х  гг.  С.-С.  обращается  к
вопросам иск-ва и лит-ры ("Отелло", "Театральный разъезд"),  к  вопросам
морали,  норм  поведения  сов.  человека  ("На  вс„  Каспийское   море",
"Проверьте ваши  носы!",  "Коварство  и  любовь",  "Во  поле  бер„зонька
стояла"), от  стихотворного  текста  он  переходит  к  прозе,  применяет
афоризмы, гиперболы, гротески. В  поисках  новых  выразительных  средств
С.-С.  обращался  к   театрализации,   использовал   декорации,   куклы,
кино-кадры  ("Тайная  вечеря",  "Разговор   с   Христофором   Колумбом",
"Путешествие  на  Олимп").  В  послевоенные  годы  С.-С.  уделял  особое
внимание работе над текстом. Был одним из организаторов т-ра  Эстрады  в
Москве.
   С.-С. был знатоком и любителем книг, собрал  ок.  20  тыс.  ценнейших
изданий.  Автор  библиографич.  работ:  "Рассказы  о   книгах"   (1959),
"Рассказы о прижизненных изданиях Пушкина" (1962), статей об эстраде.
   Лит.: Д м и т р и ев Ю.,  Н.  Смирнов-Сокольский,  в  кн.:  Ежегодник
Ин-та истории  искусств  АН  СССР.  Театр.  М.,  1958;  Золотницкий  Д.,
Разговоры Смирнова-Сокольского, "Театр", 1963, ј 3. М.З.
   СМИЯН, Сергей Константинович (р. 17.V.1925)  -  укр.  сов.  режисс„р.
Заслуженный деят. иск-в УССР (1964). Чл.  Коммунистич.  партии  с  1950.
Окон-нил  акт„рский  ф-т  Киевского   ин-та   театр.   иск-ва   им.   И.
Карпенко-Карого (1948). В 1948-50- акт„р  Днепропетровского  украинского
драматич. театра им. Т. Шевченко. Гл. режисс„р Запорожского  укр.  драм.
т-ра им. Н. Щорса (1950-51), Полтавского укр.  муз.-драм.  т-ра  им.  Н.
Гоголя  (1951-59),  Львовского  т-ра  оперы  и  балета  им.  И.   Франко
(1959-61); с  1961  -  гл.  реж.  Львовского  укр.  драм.  т-ра  им.  М.
Занько-вецкой.    Лучшие    спектакли    С.     отличаются     глубиной,
монументальностью, акт„рским ансамблем.
   Пост.: "Разлом", "Шторм", "Оптимистическая трагедия";
   "Интервенция" Славина,  "Третья  патетическая"  Погодина,  "На  грани
ночи" Иванчука, "Остановитесь"  Рачады,  "Украденное  счастье"  Мейтуса,
"Назар Стодоля" Данькевича. Р.Б.
   СМОКТУНОВСКИЙ, Иннокентий Михайлович (р.  18.III.1925)  -  рус.  сов.
акт„р. Засл. арт. РСФСР (1964). В 1945-46 учился в студии при драм. т-ре
им. Пушкина в Красноярске. В 1946-51 - акт„р 2-го Заполярного драм. т-ра
им. Горького в Норильске. В 1951-52 - акт„р рус.  т-ра  им.  Горького  в
Махачкале, в 1952-55  работал  в  Волгоградском  т-ре  им.  Горького,  в
1955-57 - в Центр, студии киноакт„ра при "Мосфильме".  Дарование  акт„ра
раскрылось во время его работы в Ленингр.  Большом  драматич.  т-ре  им.
Горького (1957-60). Крупным событием театр.  жизни  было  исполнение  С.
роли князя Мышкина в спектакле "Идиот" по Достоевскому (1957). С  тонкой
одухотвор„нностью выражал акт„р гуманистич. идею спектакля,  трагическую
сущность судьбы своего героя. В Большом драматич. т-ре  С.  играл  также
роли Сергея ("Иркутская история" Арбузова),  Дзержинского  ("Кремл„вские
куранты"), читал текст  от  автора  в  спектакле  "Поднятая  целина"  по
Шолохову. С 1960 С. работает гл. обр. в кино,  где  создал  ряд  значит,
ролей в фильмах "Девять дней одного года", "Ночной  гость",  "Високосный
год" и др. В 1965 за исполнение  роли  Гамлета  (в  одноим.  фильме)  С.
удостоен Ленинской пр.
   СМОЛИК (Smolik), Франтишек (р.23.1.1891) - чехословацкий акт„р.  Нар.

Страницы: «« « 2090   2091   2092   2093   2094   2095   2096   2097   2098  2099   2100   2101   2102   2103   2104   2105   2106   2107   2108  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия