Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2090 2091 2092 2093 2094 2095 2096 2097 2098 2099 2100 2101 2102 2103 2104 2105 2106 2107 2108 » »» удавались С. роли сильных, волевых женщин. Исполнение комедийных ролей С. отличалось мастерством ведения диалога, наблюдательностью, юмором. В 1928 С. ушла со сцены. В 1918-22 преподавала в школе-студии при моск. Малом т-ре; курс, к-рый она вела совм. с В. Н. Пашенной, после выпуска превратился в самостоятельный т-р (с 1925 - Студия Малого т-ра, с 1932-Новый т-р, в 1936-44-Моск. драм. т-р). Соч.: Воспоминания, М., 1947; Ермолова в пьесе П. И. Гнедича "Холопы", в сб.: М. Н. Ермолова, М., 1955; Мария Петровна, в сб.: М. П. Лилина, М., 1960. Лит.: Россов Н., "Макбет" на сцене Малого т-ра, "Рампа и жизнь", 1914, .ј5;Федоров В., Н. А. Смирнова, "Современный т-р", 1928, ј 12. С. Г. СМИРНОВА (по мужу -Невахович), Татьяна Петровна (1821-1871)-рус. артистка балета. В 1829 училась в Петерб. театр. уч-ще, по окончании к-рого была зачислена солисткой в труппу Мариин-ского т-ра. Училась у А. А. Лихутиной, К. Дидло, Я. Люстих, А. Титюса. Большое влияние на творчество С. оказало иск-во М. Тальони. Следуя лучшим традициям романтич. балета, С. достигала в сво„м иск-ве особой пластичности, л„гкости и превосходной техники. С. исполняла партии из репертуара Тальони; гл. партии в балетах: "Сильфида" Шнейцгоффера, "Тень" Маурера, "Дая, или Португальцы в Индии" и "Воспитанница Амура" Келлера, "Дева Дуная" Адана и др. С. была первой .в России исполнительницей партии Повелительницы виллис в балете "Жи-зель", а также первой рус. балериной, выступившей на сцене Парижской Оперы (1844, балет "Сильфида"). В 1854 оставила сцену. Лит.: Борисоглебский М. [сост. ], Материалы по истории русского балета, т. 1, Л., 1938; К р а с о в-ская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.- М., 1958. Г Д СМИРНбВ-СОКОЛЬСКИЙ, Николай Павлович [5(17).III. 1898-13.I. 1962] -артист сов. эстрады. Нар. арт. РСФСР(1957). Был газетным репорт„ром, писал текст для артистов эстрады. Дебютировал как куплетист в дачных т-рах (1915), затем в "Одеоне" (1916), в т-ре Струйского (1917) в Москве. В годы гражд. войны исполнял злободневные куплеты в рабочих клубах и красноармейских частях. С 1920 выступал на эстраде как фельетонист. Создал жанр устного сатирико-публици-стич. эстрадного фельетона, имеющего форму импровизированной и эмоциональной ораторской речи, произносимой от лица рядового совр. человека, к-рый не может мириться с пережитками прошлого и бичует отрицательные явления жизни. Отсюда подч„ркнуто разговорный, нередко уснащ„нный прибаутками язык, местами близкий к рифмованной прозе ра„шников, насыщенный смелыми метафорами, особая бытовая интонация, своеобразное построение монологов. С.-С. выступал как рассказчик-собеседник, у которого мысли подчиняются произвольным ассоциациям, ирония часто сменялась лирикой, серь„зное чередовалось со смешным. С.-С. обладал мощным голосом, ч„ткой дикцией, намеренно грубоватой, но выразительной жестикуляцией и мимикой. Выступал в традиционном костюме - ч„рная бархатная куртка, пышный белый бант. Его выступления сочетали сатиру и патетику, были исполнены публицистич. пафоса. С.-С. стремился сделать эстраду политич. трибуной. Среди его лучших работ - фельетоны о мещанстве ("Всероссийская ноздря", "Канарейка с розовым бантом", "Роптать желаю!", "Советский карандаш", "Император всероссийский"), фельетоны, направленные против грубости, хулиганства в разл. областях жизни. Со второй пол. 30-х гг. С.-С. обращается к вопросам иск-ва и лит-ры ("Отелло", "Театральный разъезд"), к вопросам морали, норм поведения сов. человека ("На вс„ Каспийское море", "Проверьте ваши носы!", "Коварство и любовь", "Во поле бер„зонька стояла"), от стихотворного текста он переходит к прозе, применяет афоризмы, гиперболы, гротески. В поисках новых выразительных средств С.-С. обращался к театрализации, использовал декорации, куклы, кино-кадры ("Тайная вечеря", "Разговор с Христофором Колумбом", "Путешествие на Олимп"). В послевоенные годы С.-С. уделял особое внимание работе над текстом. Был одним из организаторов т-ра Эстрады в Москве. С.-С. был знатоком и любителем книг, собрал ок. 20 тыс. ценнейших изданий. Автор библиографич. работ: "Рассказы о книгах" (1959), "Рассказы о прижизненных изданиях Пушкина" (1962), статей об эстраде. Лит.: Д м и т р и ев Ю., Н. Смирнов-Сокольский, в кн.: Ежегодник Ин-та истории искусств АН СССР. Театр. М., 1958; Золотницкий Д., Разговоры Смирнова-Сокольского, "Театр", 1963, ј 3. М.З. СМИЯН, Сергей Константинович (р. 17.V.1925) - укр. сов. режисс„р. Заслуженный деят. иск-в УССР (1964). Чл. Коммунистич. партии с 1950. Окон-нил акт„рский ф-т Киевского ин-та театр. иск-ва им. И. Карпенко-Карого (1948). В 1948-50- акт„р Днепропетровского украинского драматич. театра им. Т. Шевченко. Гл. режисс„р Запорожского укр. драм. т-ра им. Н. Щорса (1950-51), Полтавского укр. муз.-драм. т-ра им. Н. Гоголя (1951-59), Львовского т-ра оперы и балета им. И. Франко (1959-61); с 1961 - гл. реж. Львовского укр. драм. т-ра им. М. Занько-вецкой. Лучшие спектакли С. отличаются глубиной, монументальностью, акт„рским ансамблем. Пост.: "Разлом", "Шторм", "Оптимистическая трагедия"; "Интервенция" Славина, "Третья патетическая" Погодина, "На грани ночи" Иванчука, "Остановитесь" Рачады, "Украденное счастье" Мейтуса, "Назар Стодоля" Данькевича. Р.Б. СМОКТУНОВСКИЙ, Иннокентий Михайлович (р. 18.III.1925) - рус. сов. акт„р. Засл. арт. РСФСР (1964). В 1945-46 учился в студии при драм. т-ре им. Пушкина в Красноярске. В 1946-51 - акт„р 2-го Заполярного драм. т-ра им. Горького в Норильске. В 1951-52 - акт„р рус. т-ра им. Горького в Махачкале, в 1952-55 работал в Волгоградском т-ре им. Горького, в 1955-57 - в Центр, студии киноакт„ра при "Мосфильме". Дарование акт„ра раскрылось во время его работы в Ленингр. Большом драматич. т-ре им. Горького (1957-60). Крупным событием театр. жизни было исполнение С. роли князя Мышкина в спектакле "Идиот" по Достоевскому (1957). С тонкой одухотвор„нностью выражал акт„р гуманистич. идею спектакля, трагическую сущность судьбы своего героя. В Большом драматич. т-ре С. играл также роли Сергея ("Иркутская история" Арбузова), Дзержинского ("Кремл„вские куранты"), читал текст от автора в спектакле "Поднятая целина" по Шолохову. С 1960 С. работает гл. обр. в кино, где создал ряд значит, ролей в фильмах "Девять дней одного года", "Ночной гость", "Високосный год" и др. В 1965 за исполнение роли Гамлета (в одноим. фильме) С. удостоен Ленинской пр. СМОЛИК (Smolik), Франтишек (р.23.1.1891) - чехословацкий акт„р. Нар. Страницы: «« « 2090 2091 2092 2093 2094 2095 2096 2097 2098 2099 2100 2101 2102 2103 2104 2105 2106 2107 2108 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |