|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2090 2091 2092 2093 2094 2095 2096 2097 2098 2099 2100 2101 2102 2103 2104 2105 2106 2107 2108 » »» удавались С. роли сильных, волевых женщин. Исполнение комедийных ролей
С. отличалось мастерством ведения диалога, наблюдательностью, юмором. В
1928 С. ушла со сцены. В 1918-22 преподавала в школе-студии при моск.
Малом т-ре; курс, к-рый она вела совм. с В. Н. Пашенной, после выпуска
превратился в самостоятельный т-р (с 1925 - Студия Малого т-ра, с
1932-Новый т-р, в 1936-44-Моск. драм. т-р).
Соч.: Воспоминания, М., 1947; Ермолова в пьесе П. И. Гнедича
"Холопы", в сб.: М. Н. Ермолова, М., 1955;
Мария Петровна, в сб.: М. П. Лилина, М., 1960.
Лит.: Россов Н., "Макбет" на сцене Малого т-ра, "Рампа и жизнь",
1914, .ј5;Федоров В., Н. А. Смирнова, "Современный т-р", 1928, ј 12. С.
Г.
СМИРНОВА (по мужу -Невахович), Татьяна Петровна (1821-1871)-рус.
артистка балета. В 1829 училась в Петерб. театр. уч-ще, по окончании
к-рого была зачислена солисткой в труппу Мариин-ского т-ра. Училась у А.
А. Лихутиной, К. Дидло, Я. Люстих, А. Титюса. Большое влияние на
творчество С. оказало иск-во М. Тальони. Следуя лучшим традициям
романтич. балета, С. достигала в сво„м иск-ве особой пластичности,
л„гкости и превосходной техники. С. исполняла партии из репертуара
Тальони; гл. партии в балетах: "Сильфида" Шнейцгоффера, "Тень" Маурера,
"Дая, или Португальцы в Индии" и "Воспитанница Амура" Келлера, "Дева
Дуная" Адана и др. С. была первой .в России исполнительницей партии
Повелительницы виллис в балете "Жи-зель", а также первой рус. балериной,
выступившей на сцене Парижской Оперы (1844, балет "Сильфида"). В 1854
оставила сцену.
Лит.: Борисоглебский М. [сост. ], Материалы по истории русского
балета, т. 1, Л., 1938; К р а с о в-ская В., Русский балетный театр от
возникновения до середины XIX века, Л.- М., 1958. Г Д
СМИРНбВ-СОКОЛЬСКИЙ, Николай Павлович [5(17).III. 1898-13.I. 1962]
-артист сов. эстрады. Нар. арт. РСФСР(1957). Был газетным репорт„ром,
писал текст для артистов эстрады. Дебютировал как куплетист в дачных
т-рах (1915), затем в "Одеоне" (1916), в т-ре Струйского (1917) в
Москве. В годы гражд. войны исполнял злободневные куплеты в рабочих
клубах и красноармейских частях. С 1920 выступал на эстраде как
фельетонист. Создал жанр устного сатирико-публици-стич. эстрадного
фельетона, имеющего форму импровизированной и эмоциональной ораторской
речи, произносимой от лица рядового совр. человека, к-рый не может
мириться с пережитками прошлого и бичует отрицательные явления жизни.
Отсюда подч„ркнуто разговорный, нередко уснащ„нный прибаутками язык,
местами близкий к рифмованной прозе ра„шников, насыщенный смелыми
метафорами, особая бытовая интонация, своеобразное построение монологов.
С.-С. выступал как рассказчик-собеседник, у которого мысли подчиняются
произвольным ассоциациям, ирония часто сменялась лирикой, серь„зное
чередовалось со смешным. С.-С. обладал мощным голосом, ч„ткой дикцией,
намеренно грубоватой, но выразительной жестикуляцией и мимикой. Выступал
в традиционном костюме - ч„рная бархатная куртка, пышный белый бант. Его
выступления сочетали сатиру и патетику, были исполнены публицистич.
пафоса. С.-С. стремился сделать эстраду политич. трибуной. Среди его
лучших работ - фельетоны о мещанстве ("Всероссийская ноздря", "Канарейка
с розовым бантом", "Роптать желаю!", "Советский карандаш", "Император
всероссийский"), фельетоны, направленные против грубости, хулиганства в
разл. областях жизни. Со второй пол. 30-х гг. С.-С. обращается к
вопросам иск-ва и лит-ры ("Отелло", "Театральный разъезд"), к вопросам
морали, норм поведения сов. человека ("На вс„ Каспийское море",
"Проверьте ваши носы!", "Коварство и любовь", "Во поле бер„зонька
стояла"), от стихотворного текста он переходит к прозе, применяет
афоризмы, гиперболы, гротески. В поисках новых выразительных средств
С.-С. обращался к театрализации, использовал декорации, куклы,
кино-кадры ("Тайная вечеря", "Разговор с Христофором Колумбом",
"Путешествие на Олимп"). В послевоенные годы С.-С. уделял особое
внимание работе над текстом. Был одним из организаторов т-ра Эстрады в
Москве.
С.-С. был знатоком и любителем книг, собрал ок. 20 тыс. ценнейших
изданий. Автор библиографич. работ: "Рассказы о книгах" (1959),
"Рассказы о прижизненных изданиях Пушкина" (1962), статей об эстраде.
Лит.: Д м и т р и ев Ю., Н. Смирнов-Сокольский, в кн.: Ежегодник
Ин-та истории искусств АН СССР. Театр. М., 1958; Золотницкий Д.,
Разговоры Смирнова-Сокольского, "Театр", 1963, ј 3. М.З.
СМИЯН, Сергей Константинович (р. 17.V.1925) - укр. сов. режисс„р.
Заслуженный деят. иск-в УССР (1964). Чл. Коммунистич. партии с 1950.
Окон-нил акт„рский ф-т Киевского ин-та театр. иск-ва им. И.
Карпенко-Карого (1948). В 1948-50- акт„р Днепропетровского украинского
драматич. театра им. Т. Шевченко. Гл. режисс„р Запорожского укр. драм.
т-ра им. Н. Щорса (1950-51), Полтавского укр. муз.-драм. т-ра им. Н.
Гоголя (1951-59), Львовского т-ра оперы и балета им. И. Франко
(1959-61); с 1961 - гл. реж. Львовского укр. драм. т-ра им. М.
Занько-вецкой. Лучшие спектакли С. отличаются глубиной,
монументальностью, акт„рским ансамблем.
Пост.: "Разлом", "Шторм", "Оптимистическая трагедия";
"Интервенция" Славина, "Третья патетическая" Погодина, "На грани
ночи" Иванчука, "Остановитесь" Рачады, "Украденное счастье" Мейтуса,
"Назар Стодоля" Данькевича. Р.Б.
СМОКТУНОВСКИЙ, Иннокентий Михайлович (р. 18.III.1925) - рус. сов.
акт„р. Засл. арт. РСФСР (1964). В 1945-46 учился в студии при драм. т-ре
им. Пушкина в Красноярске. В 1946-51 - акт„р 2-го Заполярного драм. т-ра
им. Горького в Норильске. В 1951-52 - акт„р рус. т-ра им. Горького в
Махачкале, в 1952-55 работал в Волгоградском т-ре им. Горького, в
1955-57 - в Центр, студии киноакт„ра при "Мосфильме". Дарование акт„ра
раскрылось во время его работы в Ленингр. Большом драматич. т-ре им.
Горького (1957-60). Крупным событием театр. жизни было исполнение С.
роли князя Мышкина в спектакле "Идиот" по Достоевскому (1957). С тонкой
одухотвор„нностью выражал акт„р гуманистич. идею спектакля, трагическую
сущность судьбы своего героя. В Большом драматич. т-ре С. играл также
роли Сергея ("Иркутская история" Арбузова), Дзержинского ("Кремл„вские
куранты"), читал текст от автора в спектакле "Поднятая целина" по
Шолохову. С 1960 С. работает гл. обр. в кино, где создал ряд значит,
ролей в фильмах "Девять дней одного года", "Ночной гость", "Високосный
год" и др. В 1965 за исполнение роли Гамлета (в одноим. фильме) С.
удостоен Ленинской пр.
СМОЛИК (Smolik), Франтишек (р.23.1.1891) - чехословацкий акт„р. Нар.
Страницы: «« « 2090 2091 2092 2093 2094 2095 2096 2097 2098 2099 2100 2101 2102 2103 2104 2105 2106 2107 2108 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |