Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2091   2092   2093   2094   2095   2096   2097   2098   2099  2100   2101   2102   2103   2104   2105   2106   2107   2108   2109  » »»

арт. ЧССР (1953). В 1908  окончил  драматич.  школу  Я.  Строугла  и  К.
Желен-ского и поступил в труппу Я. Фальтыса. Выступал в одной из трупп в
Вост. Чехии, передвижном т-ре Б. Ержабека, Ф. Жольнера и др.  С  1934  -
акт„р Нац. т-ра в Праге. В сво„м творчестве С. опирается  на  реалистич.
традиции   чеш.   акт„ров-комиков   19    в.,    достигает    мастерства
перевоплощения.
   Роли:  Колинский  ("Дочь  поджигателя"  Тыла),  Сганарель   ("Скупой"
Мольера), Фирс ("Вишн„вый сад"), профессор Горностаев ("Любовь Яровая"),
доктор Гален ("Белая болезнь"
   Чапека),  Сторог  ("Битва  женщин"  Клицперы),   профессор   Полежаев
("Беспокойная старость"  Рахманова),  Арган  ("Мнимый  больной")  и  др.
Выступает и как акт„р кино.
   Лит.: С е г п у Fr.,  Narodni  umelec  Frantisek  Smolik,  "Divadlo",
Praha, 1955, ј 9, s. 742-55. Л.Сол.
   СМОЛИН, Дмитрий Петрович [18(30) .V.1891 -19.XII.1955]  -  рус.  сов.
драматург. В 1910 окончил Моск. академию коммерч. наук. Печататься начал
в  1918.  С.-  автор  пьес:  "Товарищ  Хлестаков"  (1921,  Масткомдрама)
"Елизавета Петровна" (1925, Вторая студия МХАТа;  Елизавета  Петровна  -
B.C. Соколова), "Пугач„в и Екатерина II" (1925, Т-р б. Корш), "Семь  ж„н
Иоанна Грозного" (1925, Малый т-р). Пьеса  С.  "Иван  Козырь  и  Татьяна
Русских" была первой пьесой С., поев.  сов.  действительности  (пост.  в
Малом т-ре, 1925, реж. Платон;  Татьяна-Пашенная,  Иван  -  Ольховский).
Перев„л  комедию  Аристофана   "Лиси-страта"   (1923,   Муз.   т-р   им.
Немировича-Данченко), написал либретто оперы "Иван-Солдат" (1925, филиал
Большого т-ра), либретто бал'ета  "Крепостная  балерина,  или  Душенька"
(1927, Ленингр. т-р оперы и балета им. Кирова). Историч. пьесы  С.  были
обычно построены на историч. анекдотах "из  придворной  жизни",  но  они
имели успех, т. к. обладали занимательностью, сценичностью. С. Г.
   СМОЛИЧ, Дмитрий Николаевич (р.11.IV.1919) -  сов.  оперный  режисс„р.
Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1953). Засл. деят. иск-в РСФСР (1958). Нар.
арт. УССР (1960). Нар. арт. БССР (1964). Чл. Коммунистич. партии с 1956.
Депутат Верх. Совета БССР 5-го созыва. Сын Н. В. Смолича. В 1941 окончил
Оперно-драм. студию им. К. С. Станиславского.  В  1941-56  -  реж.  Т-ра
оперы и балета им. Шевченко, 1956-58 - гл. реж. Челябинского, 1958-61  -
Одесского т-ров  оперы  и  балета.  С  1962  -  худ.  рук.  и  гл.  реж.
Белорусского т-ра оперы и балета.
   Пост.: в  Т-ре  оперы  и  балета  им.  Шевченко:  "Травиата"  (1945),
"Севильский цирюльник", "Кармен" (1946); "Галька" Монюшко (1947),  "Иван
Сусанин"  (1953),  "Пиковая  дама",  "Демон",  "Борис  Годунов"  (1954);
"Молодая гвардия" Мейтуса (1955); в Т-ре оперы и балета им. Палиашвили -
"Богдан Хмельницкий" Данькевича  (1954);  в  Челябинском  т-ре  оперы  и
балета - "Чио-Чио-сан", "Князь Игорь",  "Пиковая  дама"  (1956);  "Город
юности" Шантыря (1957); в Одесском т-ре оперы и балета - "Город  юности"
Шантыря
   (1961), "Макбет" Верди, "В степях Украины" Сандлера
   (1962); в Белорус. т-ре оперы и  балета  -  "Обручение  в  монастыре"
Прокофьева,  "К  его  и  Котэ"  Долидзе  (1962),  "Джоконда"  Понкьелли,
"Орестея" Танеева, "Отелло" Верди,  "Ясный  рассвет"  Туренкова  (1963),
"Октябрь" Мурадели (1964) и др. с. и Я. Hue.
   СМОЛИЧ, Николай Васильевич [р.12(24) .VI .1888 ]- рус. сов.  акт„р  и
режисс„р. Нар. арт. СССР (1944).  Чл.  Коммунистич.  партии  с  1946.  Б
1905-08  учился  на  историко-филологич.  ф-те  Петерб.  ун-та.  В  1908
поступил на драм. курсы при имп. т-pax, к-рые окон-чилв1911 (класс С. И.
Яковлева и В. Н. Давыдова). В1911-17 - акт„р Алекса  н-дринского  (затем
Петрогр. академич.) т-ра. Роли:  Митро-фан  ("Недоросль"),  Раскольников
("Преступление и наказание" по Достоевскому), царь Ф„дор  Иоаннович  (о.
п. А. К. Толстого), Хлестаков и др.
   С 1916 стал работать как режисс„р. Пост. в этом т-ре:
   "Декабрист" Гнедича (1918), "Женитьба Фигаро" (1918);
   "Заговор Фиеско" Шиллера (1920), "Эльга" Гауптмана (1922), "Канцлер и
слесарь" Луначарского (1923) и др.  Этапной  работой  для  т-ра  явилась
пост. С. драмы "Посадник" А. К. Толстого (1922). После 1917 С. входил во
Временный комитет,  возглавлявший  работу  т-ра,  в  1920  был  назначен
руководителем художеств. части.  С  1922  одновременно  работал  оперным
режисс„ром в ГАТОБе (с  1935-Т-р  оперы  и  балета  им.  Кирова).  Пост.
спектакли: "Травиата" (1923), "Севильский цирюльник" (1924),  "Гугеноты"
(1935, 1951), "Фауст" (1949),  "Кармен"  (1956).  Особенно  плодотворной
была деятельность С. в  Ленингр.  Малом  оперном  т-ре  (в  1924-30  был
художеств. руководителем и директором этого т-ра), где  пост.  синтетич.
агитзрелище "Двадцать пятое" (текст В. Маяковского, участники -  артисты
драмы, оперы и балета ленингр. т-ров),  что  способствовало  утверждению
совр. тематики в муз. т-ре. Пост. С.  в  этом  т-ре  отличались  смелыми
поисками новаторского решения. С. прин„с в оперный  т-р  культуру  драм.
сцены, он стремился привить солистам и хору  навыки  акт„рского  иск-ва,
создать художеств. ансамбль. Впервые на  сов.  сцене  здесь  были  пост.
оперы:  "Нос"  (1930),  "Леди   Макбет   Мценского   уезда"   ("Катерина
Измайлова", 1934) Шостаковича, "Именины" Желобинского  (1935),  "Свадьба
Кречинского" Пащенко (1949). В 1930-38 С.- гл.  реж.  Большого  т-ра,  в
1938-47-гл. реж., худ. рук. и директор Т-ра оперы и балета им. Шевченко.
В 1961-63 был педагогом Моск. консерватории.
   Др. пост.: в Ленингр. Малом оперном т-ре - "Золотой петушок"  (1923);
"Там, где  жаворонок  по„т"  (1923)  и  "Ж„лтая  кофта"  (1925)  Легара,
"Испанский соловей" Фалля (1924), "Прыжок через тень" (1927)  и  "Джонни
наигрывает"  (1928)  Кшенека,  "Снегурочка"  (1928),  "Евгений   Онегин"
(1937);  "Разбойники"  Оффенбаха  (1948),  "Суворов"  Василенко  (1952),
"Сорочинская   ярмарка"   Мусоргского   (1952),   "Таинственный   замок"
("Страшный двор") Монюшко (1953), "Дон Паскуале" Доницетти (1954),  "Дон
Карлос" Верди (1955); в Большом т-ре-"Загмук"Крейна, "Руслан и Людмила",
"Пиковая дама" (все 1931); "Отелло" Верди (1932), "Тихий Дон"  (1936)  и
др.;  в  Т-ре  оперы  и  балета  им.  Шевченко  -   "Перекоп"   Мейтуса,
Рыбальчемко, Тица  (1939),  "Шевченко"  ("18  47  год")  Йориша  (1940),
"Честь" Жуковского (1947), "Тарас Бульба" Лысенко (1941, 1947) и др.;  в
Ленингр. т-ре муз. комедии - "Кето и Котэ" Долидзе (1950); в Т-ре  оперы
и балета им. Палиашвили - "Пиковая дама" (1932), "Аида" (1934);  в  Т-ре
оперы и балета им. Спен-диарова  -  "Мазепа"  (1949);  в  Петрозаводском
муз.-драм. т-ре - "Кумоха" Пергамента (1959).
   Лит.: "Рабочий и театр", 1933, янв., .ј 2 (ст.  И.  Соллер-тинского);
"Красная  газета",  1935,  1  апр.,  .ј  73   (ст.   А.   Пиотровского);
"Театральная декада", 1936, .Na  I  (37)  (ст.  К.  С.  Станиславского);
Очерки истории русского советского  драматического  театра,  т.  1,  М.,

Страницы: «« « 2091   2092   2093   2094   2095   2096   2097   2098   2099  2100   2101   2102   2103   2104   2105   2106   2107   2108   2109  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия