|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2085 2086 2087 2088 2089 2090 2091 2092 2093 2094 2095 2096 2097 2098 2099 2100 2101 2102 2103 » »» творчества С.-комедиографа характерны общественно-актуальные темы. Он
использует остроумную шутку, скептпч. усмешку. С.- автор театр.
рецензий, в к-рых C'IKO высмеивает мещанский репертуар довоенной Полыни.
Лауреат Гос. пр. 1955.
Лит.: Т о e p l i t z K. T., Dramaturg nieznany, "Dialog", 1959, ј2,
s. 67-76; Lipski J. J., Klasyk komedii:
Antoni Sionimski, "Dialog", 1963, .ј1,8. 117-26. Еж.К.
СЛОНИМСКИЙ, Юрий Иосифович (р. 13.IIL 1902) - сов. критик и историк
балета, драматург-либреттист. Чл. Коммунистич. партии с 1944. С 1919
начал выступать с критич. статьями. В 1922 написал первую книгу о балете
("Сильфида"). В 1924 окончил юридич. ф-т Петрогр. ун-та. В 1922 - 1961
(с перерывами) - научный сотрудник Ин-та истории иск-в (позднее Ин-т
т-ра, музыки и кинематографии).
Автор сценариев к балетам: "Ночь перед рождеством" Асафьева (1938,
"Художеств. балет" под рук. В. В. Кригер), "Соловей" Крошнера (совм. с
А. Н. Ермолаевым, 1939, Минский т-р оперы и балета), "Сказка о попе и
работнике его Балде" и "Юность" Чулаки (1940 и 1949, Ленингр. Малый
оперный т-р), "Семь красавиц" (1952, Т-р оперы и балета им. Ахундова) и
"Тропою грома" (1957, Ленингр. т-р оперы и балета им. Кирова) Караева,
"Берег надежды" Петрова (1959, там же) и др. В 1932-48 в„л педагогич.
деятельность. В 1959 С. присвоено поч„тное звание доктора Парижского
ун-та танца.
С о ч.: "Жизель". Балет, Л., 1926; "Сильфида". Балет, Л., 1927;
Мастера балета (XIX столетия), M.-Л., 1937;
Советский балет. Материалы к истории советского балета, М.- Л., 1950;
П. И. Чайковский и балетный театр его времени, М., 1956; Дидло. Вехи
творческой биографии, Л.-М., 1958; [Ред.- сост. и авт. вступ. статей], в
книгах: Бочаров А. И., Лопухов А. В.иШиряев А. В., Основы характерного
танца, М.- Л., 1939; Г л ушко в-с к и и А., Воспоминания балетмейстера,
М.-Л., 1940;
Вальберх Ив., Из архива балетмейстера, М.- Л., 1948; Фокин М., Против
течения. Воспоминания балетмейстера, Л.-М., 1962, и др. П. Л.
СЛОНОВ, Иван Артемьевич [22.V(3.VI). 1882- 19. IX.1945] - рус. сов.
акт„р, режисс„р, педагоги общественный деятель. Нар. арт. РСФСР (1938).
Окончил моск. Уч-ще живописи, ваяния и зодчества. Учился в
Муз.-драматич. уч-ще Филармонич. об-ва (драматич. отд.). Не окончив его,
дебютировал в роли Жа-дова в спектакле Рус.театр. об-ва и был приглаш„н
в Витебский т-р. П. Н. Орле-нев, находясь в этом городе на гастролях,
обратил внимание на молодого акт„ра и рекомендовал его в Т-р В. Ф.
Комиссаржевской. С. дебютировал здесь в роли Зимина ("Дачники"). Затем
он играл роли Власа ("Дачники"), Ка-рандышева; М алькова ("Дикарка"
Островского и Соловь„ва), Макса ("Бой бабочек" Зудермана) и др.
Исполнение этих ролей отличалось эмоциональной силой, ярким
темпераментом. В 1906 С. уш„л из Т-ра Комиссаржевской, работал в т-рах
Иркутска, Омска, Екатеринодара, Новочеркасска. На провинциальной сцене
С. приобр„л опыт, не утратив непосредственности, искренности исполнения.
С 1910 С.- ведущий акт„р т-ров Одессы, Киева. Лучшие работы С. в этот
период - роли в рус. клас-сич. репертуаре. Интерпретация образов
Чацкого, Незнамова, Карандышева; Мелузова ("Таланты и поклонники"),
Васьки Пепла ("На дне") и особенно Нила ("Мещане") имела ярко
демократии, характер, и спектакли восторженно воспринимались в
предре-волюц. годы передовой частью зрителей, гл. обр. молод„жью. Играя
роль Протасова ("Живой труп", 1911), С. глубоко раскрыл тему
столкновения человека высокой духовной чистоты с бурж. обществом (в
сценах с Абрезковым и следователем). В эти годы определилась творч.
индивидуальность С., мастерски сочетающего силу чувств с тонким
пси-хологич. анализом. Внешний рисунок его ролей был строг, ч„ток и
выразителен. После Октябрьской революции С. окончательно связывает свою
творч. жизнь с Саратовским т-ром (где работал с 1915), на развитие
к-рого он оказал значит, влияние. С. создал на сцене этого т-ра образы
героев новой, революц. действительности: Хомутов ("Огненный мост"
Ромашова), Годун ("Разлом"), Кошкин, Швандя ("Любовь Яровая"). За
кажущейся обыденностью своих героев, лиш„нных показного пафоса, акт„р
раскрывал высокую патетику первых лет революции. В последующие годы С.
сыграл роли: Гай ("Мой друг" Погодина), Берест ("Платон Кречет"), Глеба
("Русские люди") и др. С. играл и остро характерные роли: Мурзавецкий
("Волки и овцы"), Сем„н Рак ("Воздушный пирог" Ромашова), губернатор
Козелков ("Тень освободителя" по произв. Салтыкова-Щедрина). Одна из
лучших ролей С.- Николай I ("Декабристы" Лернера). Играя Карандышева, С.
раскрывал трагедию "маленького" человека, "униж„нного и оскорбл„нного".
С. создал также ряд точных, артистически выполненных зарисовок историч.
лиц; он играл Пушкина ("Поэт и царь" Лернера), Кутузова ("Фельдмаршал
Кутузов" Соловь„ва), Брусилова ("Генерал Брусилов" Сельвинского),
Чапаева (о. п. по Фурманову).
В числе лучших ролей С. также: Фердинанд; герцог Рейнхштадский
("Орл„нок" Ростана), Раскольников ("Преступление и наказание" по
Достоевскому), Тот ("Тот, кто получает пощ„чины" Андреева), Арбенин
("Маскарад"), Вершинин ("Три сестры"). Царь Ф„дор Иоаннович (о. п. А. К.
Толстого), Гранатов ("Человек с портфелем" Фай-ко), Гамлет, Хлестаков;
Очерет ("Слава" Гусева), Пугач„в ("Пугач„вщина" Трен„ва), Дыбов
("Междубурье" Кудрина) и др. Из ролей последних лет - Яков Бардин
("Враги"),
Черкун ("Варвары"), Мироц ("Фронт").
С. выступал также как режисс„р. Пост. спектакли:
"Гроза" (1933); "Аристократы" Погодина, "Лес" (оба в 1935), "Живой
труп", "Ревизор" (оба в 1936), "Любовь Яровая" (1938) и др. С 1916 в„л
педагогия. деят. В 1933 Саратовскому театр. уч-щу было присвоено имя И.
А Слонов а.
Лит : XXXV лет сценической и общественно-педагогической деятельности
народного артиста И. А. Слонова, Саратов, 1938; Слонова Н., И, А.
Слонов. Записки о жизни и творчестве, М., 1950; Я в-ч у н о в с к и и
Я., Народный артист И. Слонов, Саратов, 1961. Я, Сл.
СЛОНОВ, Юрий Михайлович. 1(14). VII. 1906]- рус. сов. композитор, В
1936 окончил Моск. консерваторию по классу композиции А. Н.
Александрова. В 1930-40- зав. муз. частью МТЮЗа. Автор оперетт: "Палки в
кол„са, или Любовь и спорт" (1940, Моск, радио), "Серебряный остров"
(1952, Ростовский т-р муз. комедии), "Девичья любовь" ("Коса на камень",
1961, Оренбургский т-р муз. комедии). Писал музыку к спектаклям драм.
т-ров: "Наше оружие" Крона (1937, МТЮЗ), "Мнимый больной" (1938, там
же), "Первая любовь" Фраермана (1940, там же), "Много шума из ничего"
Страницы: «« « 2085 2086 2087 2088 2089 2090 2091 2092 2093 2094 2095 2096 2097 2098 2099 2100 2101 2102 2103 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |