Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2076   2077   2078   2079   2080   2081   2082   2083   2084  2085   2086   2087   2088   2089   2090   2091   2092   2093   2094  » »»

построенной на забавном стечении обстоятельств, смешных  недоразумениях.
Драматургия     С.-     мастера      "хорошо      сделанной      пьесы",
буржуазно-охранительная  по  своему  содержанию,  поэтизирует  мещанское
счастье, бурж. практицизм. Герои его пьес - деловые  люди,  к-рые  нашли
сво„ призвание в бурж. семье ("Разумный  брак",  1826,  "Бюджет  молодой
четы", 1831, обе в т-ре "Жимназ"). С. недоверчиво относился  к  революц.
борьбе народа, возлагая все надежды на бурж. прогресс. В обществ,  жизни
периода Июльской монархии С. осуждает  распущенность  нравов,  деспотизм
аристократии ("Лисабон-ский  лютник",  1831,  т-р  "Жимназ"),  карьеризм
("Товарищество, или Лестница славы", 1837, "Комеди Франсез"), официально
поддерживаемую ложь ("Пуф, или Ложь и истина", 1848, "Комеди  Франсез"),
но в его критике нет социальной остроты. В 40-е гг., в  период  расцвета
своего  творчества,  С.  написал  пьесу  "Стакан  воды,  или  Причины  и
следствия" (1840, "Комеди  Франсез")  -  образцовую  "комедию  интриги",
построенную на условно-историч. материале. В пьесе  "Адриенна  Лекувр„р"
(совм. с Э. Легуве,  1849,  "Комеди  Франсез"),  созданной  для  актрисы
Рашель, романтически трактованный  образ  замечательной  франц.  актрисы
противопоставлен развращ„нному аристократич. обществу 18  в.  Обе  пьесы
вошли в репертуар т-ров многих стран.
   С. сыграл видную роль в формировании жанра  т.н.  большой  оперы.  Он
писал либретто, отличавшиеся  занимательностью  фабулы  и  динамичностью
действия,  для  опер  комп.  Дж.  Мейербера  -  "Роберт-Дьявол"   (18Й),
"Гугеноты" (1836), "Пророк" (1849), "Африканка" (1865), Д. Ф. Э. Обера -
"Немая из Портичи" ("Фенелла", 1828), Ф. Ж. Галеви  -  "Жидовка"  ("Дочь
кардинала", 1835) и др.
   На рус. яз. переведено 140 пьес и  либретто  С.В  доре-волюц.  России
ставился водевиль "Шарлатанство"  (1829,  Малый  т-р,  Петербург,  1840,
Александрпн-ский т-р), комедия "Стакан воды", к-рая  была  переведена  в
1842, но разрешена цензурой лишь в 1872. С тех пор  эта  пьеса  получила
широкое распространение на рус. сцене. В ней играли ведущие роли  М.  Н.
Ермолова, А. И. Южин, А. А. Яблочкина, Е. К. Лешковская, Н. М. Радин, Е.
Н. Гоголева, Л. С. Вивьен, Н. Н. Бромлей, Е. М. Вольф-Израэль  и  др.  С
пьесой "Адриенна Лекувр„р" рус. зритель познакомился в 1853-54 во  время
гастролей франц. актрисы Рашель. В 1858  эта  пьеса  была  переведена  и
пост. в Александрийском т-ре. В сов. время  выдающейся  исполнительницей
роли Адриенны Лекувр„р была А. Г. Коонен (1919, Камерный т-р, Москва).
   Соч.: Theatre complet,  v.  1-24,  2  ed.,  P.,  1834-1842;  на  рус.
яз.-Пьесы, М., 1960 (см. ст. ФинкельштейнЕ. Л., Эжен Скриб).
   Лит.: История западноевропейского театра, т.  3,  М.,  1963;  История
французской литературы, т. 2, М., 1956; Герцен А. И., Собр.  соч.  в  30
тт., т. 5; Кони Ф., Евгений Скриб, "Пантеон Русского и всех  европейских
театров", 1841, ч. 1,.ј3; Луначарский А. В., Скриб и скрибпзм, "Театр  и
искусство", 1911, .N" 33; Legouve Е., Eugene Scribe, P., 1874; Sain  t-B
e u v e Ch. A., Portraits contemporains, v. 2, P., 1846. И.Дюш.
   СКРЯБИН, Леонид Васильевич  [р.  29.111(11.IV).  1904]  -  рус.  сов.
акт„р. Нар.  арт.  Map.  ACCP  (1952),  засл.  арт.  РСФСР  (1954).  Чл.
Коммунистич.  партии  с  1946.  Сценич.  деятельность  начал  в  1925  в
казанском  коллективе  "Красной  блузы".  С   1927   работал   в   т-рах
Стерлитамака, Белорецка, Улан-Удэ, Якут-ска. В 1941-42  и  в  1945-55  -
акт„р рус. т-ра в Йошкар-Оле, с 1955 - Новгородского т-ра. В  репертуаре
С. преобладают  роли  отрицательных  персонажей,  но  он  играл  и  роли
положительных людей, с сильными, целеустремл„нными  характерами.  Особое
место  среди  них  занимает   роль   Василия   Павловича   в   спектакле
"Ленинградский проспект" Штока.
   Роли: Прибытков, Дудукин, Каркунов  ("Последняя  жертва",  "Без  вины
виноватые", "Сердце  -  не  камень"  Островского),  Шприх  ("Маскарад"),
Лебедев  ("Иванов"  Чехова),  Мастаков  ("Чудаки"  Горького),  Мальволио
("Двенадцатая ночь"),  Вурм  ("Коварство  и  любовь"),  Кошкин  ("Любовь
Яровая"), Часовни-ков-отец ("Океан" Штейна), Русаков ("Люди,  которых  я
видел" Смирнова), Неделин ("Перед ужином"  Розова),  Дремлюга  ("Крылья"
Корнейчука),  Райесмик  ("Блудный  сын"  Раннета)у   Агроном   ("Ксения"
Волкова), Фабиани ("Кредит у Нибелун-гов" Куна) и др. А. Ив.
   СКУАРЦЙНА(8диаг2П1а),Луиджи  (р.  18.II.1922)  -  итал.  режисс„р   и
драматург. В 1946 окончил  Нац.  академию  драм.  иск-ва  (Рим).  Ставил
спектакли в разл. труппах, пропагандируя  преим.  произв.  прогрессивных
зарубежных драматургов, в т. ч. "Все мои сыновья" Миллера (1947). В 1952
организовал и возглавил (вместе с В. Гасманом) "Т-р итальянского иск-ва"
(Рим). Пост. "Гамлета" (1952, совм. с Гасманом) в этом т-ре выдвинула С.
в число ведущих итал. режисс„ров. С. ставит спектакли  во  мн.  драм.  и
оперных т-рах Италии: "Дочь Йорио" Д'Аннунцио (1957), "Сотворившая чудо"
Гибсона (1960, оба пост. в труппе А. Проклемер-Дж. Альбертацци), "Федра"
Пицетти (1959), "Макбет" Э. Блоха по  Шекспиру  (1960),  "Сон  в  летнюю
ночь" Бриттена (1961, все в т-ре "Ла Скала",  Милан),  "Фальстаф"  Верди
(1960, в т-ре "Пиккола Скала", Милан) и др.  Важный  этап  в  творчестве
С.работа в "Театро стабиле" (Генуя), к-рый он возглавляет с 1962  (совм.
с И. Кьеза);  пост.  здесь  спектакли:  "Человек  и  сверхчеловек"  Шоу,
"Каждый по своему" Пиранделло (оба в 1961) и др.
   В  1949  С.  дебютировал  как  драматург,  написав  пьесу  "Всемирная
выставка" (1955, т-р в Катовице, Польша), направленную претив дельцов  и
спекулянтов. Антифашистская пьеса "Девушка  из  Романьи"  ("Ро-маньола",
1957, "Т-р итальянского иск-ва") вызвала ярость профашистски настроенных
элементов, пытавшихся сорвать спектакль. В Италии пьеса не  ставится.  В
СССР пост. в Моск. драм.  т-ре  им.  Пушкина  (1963).  Др.  пьесы:  "Три
четверти луны" (1953, "Т-р итальянского иск-ва"), "Е„  роль  в  истории"
(1955,  "Фольксте-атр".   Вена).   Участвовал   в   подготовке   издания
"Энчи-клопедиа делло спеттаколо" ("Энциклопедия зрелищ").
   Соч.: Teatro, Bari, 1959; в  рус.  пер.-  "Всемирная  выставка",  М.,
1959; "Девушка из Романьи", М., 1961. Я Каг.
   СКУЕНИЕЦЕ    (наст.    фам.    -Дамбекалне),    Бирута     Эдуардовна
(9.IX.1888-8.VIII.1931) - латышская актриса. Спенич. деятельность начала
в Новом латыш, т-ре в Риге (1902-05).  Роли:  Раутенделейн  ("Потонувший
колокол" Гауптмана, 1904),  Смайдиня  ("Серебряное  покрывало"  Аспазии,
1905). В 1907-09 училась в Муз .-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва.  В
1909-12 - актриса Нового рижского т-ра. Роли:
   Лаймдота ("Огонь и ночь" Райниса, 1911), Визбулите ("Индулис и  Ария"
Райниса, 1912), Варя ("Вишн„вый сад", 1911). С 1912 выступала  в  разных
т-рах. Обаяние, звучный, чистый голос, женственность  отличали  игру  С.
Исполняла роли нежных, лирич. женщин. Выступала и как режисс„р (в 1923 -
25 руководила созданным ею Интимным т-ром).
   Др.  роли:  Байба  ("Вей,  ветерок!"  Райниса),   Беатриса   ("Сестра

Страницы: «« « 2076   2077   2078   2079   2080   2081   2082   2083   2084  2085   2086   2087   2088   2089   2090   2091   2092   2093   2094  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия