Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2074   2075   2076   2077   2078   2079   2080   2081   2082  2083   2084   2085   2086   2087   2088   2089   2090   2091   2092  » »»

Стрелкова, Н. Н. Кудрина, П. К. Красовский, М. Т.  ИвановКозельский,  В.
Н. Андреев-Бурлак и др. В 1895 здесь была пост. "Власть  тьмы".  В  1891
т-р переш„л к антрепрен„ру А. А. Черепанову, в 1896 - к Д. А. Вольскому.
В 1897 был закрыт.
   Лит.: Гиляровский В л., Люди театра, М.-Л., 1941;Кошаев Хр., Толпится
публика в рубахах и тулупах, "Театральная жизнь", 1960, ј 22. С. Г.
   СКОМОРОХИ-странствующие акт„ры Др. Руси. Первое летописное упоминание
о С. относится к 1068. Представление С. изображено на фресках Софийского
собора в Киеве (1037). С.- выходцы из  нар.  среды.  Они  выделились  из
участников  обрядов  и  игр.  Постепенно  наиболее  талантливые  из  них
профессионализировались. Татаро-монгольское нашествие надолго  задержало
развитие экономики и культуры на Руси, в т. ч. и развитие театр. иск-ва.
После освобождения от татарского ига (15 в.) иск-во  С.  снова  получило
широкое распространение. С. выступали как певцы, острословы,  музыканты,
исполнители сценок, дрессировщики, акробаты, звукоподражатели  и  т.  п.
Гл. герой представления С.- вес„лый  и  разбитной  мужик  себе  на  уме,
обычно облекающий  свою  сметливость  в  личину  простоты.  Выступая  на
улицах, площадях в окружении толпы людей, С. непосредственно общались со
зрителями, вовлекая их в свою игру, использовали для  выступлений  разл.
маски (в т. ч. и звериные).
   В скоморошьих сценках и песенках, часто направленных против  правящих
классов и церкви, сочувственно упоминалось о нар. бунтах и  крестьянских
войнах. Иск-во С. прославляло земные радости и противостояло  аскетизму,
к-рый насаждался церковью. Это  вызывало  жестокие  преследования  С.  В
16-17 вв. С. образуют большие группы- ватаги, включающие до 100 и  более
человек. К ватагам С. присоединялись  беглые  крестьяне,  что  усиливало
враждебное отношение к С. царского правительства. Нападки на С. особенно
участились в 40-е гг. 17 в., в годы нар. восстаний. В 1648 царь  Алексей
Михайлович  запретил  их  выступления.  М.  Горький  писал:  "Но   когда
воцарился первый Романов, а особенно при его  сыне  Алексее,  церковь  и
боярство истребили ,,скоморохов"  и  калик  перехожих,  а  тех  холопов,
которые помнили и пели  скоморошьи  песни,  велено  было  "нещадно  бить
кнутом"" (Собр. соч., т. 26,  1953,  с.  421).  Значит,  часть  С.  была
выслана в сев. губернии. Однако представления с участием С.  (по  преим.
любителей) разыгрывались во время нар.  праздников.  Некоторые  традиции
иск-ва  С.  были  использованы   придворными   шутами   и   проникли   в
представления церковного школьного т-ра. Эти традиции получили  развитие
при возникновении придворного и публичного т-ров (особенно в  исполнении
комедийных ролей).
   Иск-во С. оказало влияние на  представления  балаганных  т-ров  18-19
вв.,  особенно  на  выступления  дедов-ра„шников',  от  них   скоморошья
традиция перешла на эстраду и цирковую арену.
   Лит.: Ф а м и н ц ы н А. С., Скоморохи на Руси, СПБ, 1889; Беляев,  О
скоморохах,  "Временник  императорского  Московского  об-ва  истории   и
древностей российских", 1854, кн. 20;Барщевский И.,  Несколько  слов  из
истории искусства скоморохов, Ростов-Ярославский, 1914; Всеволод с  к  и
й-Г ернгросс В., Русский театр. От истоков до середины XVIII  века,  М.,
1957, гл. 1-3. Ю. Д.
   СКОПИНА, Людмила Александровна  fp.10  (23).  IX.  1903]-  рус.  сов.
актриса. Нар. арт. РСФСР (1954). В 1920-22 училась в Ин-те живого слова.
В 1929 окончила студию при Ленингр.  т-ре  драмы  им.  Пушкина,  в  1930
вступила в труппу этого т-ра. Сыграла здесь роли: Элеонора  ("Робеспьер"
Раскольникова), Валентина ("Страх"), Марфа ("Ярость" Яновского), Аспазия
("Соломенная шляпка" Лабиша) и др. В 1933-37- актриса Харьковского  т-ра
рус. драмы. В этом  т-ре  играла  роли:  Лена  ("Слава"  Гусева),  Жанна
("Интервенция"  Славина),  Лаура  ("Каменный  гость"  Пушкина).  В  1937
работала  в  Ленингр.  т-ре  Комедии.  С  1941  -  актриса  Моск.   т-ра
Транспорта. В числе наиболее крупных работ в этом т-ре:  Любовь  Яровая;
Лариса ("Бесприданница"), Джемма ("Овод" по Войнич), Вилде ("Буря" по В.
Лацису), Маргарет ("Кража" Лондона), Ильза Лидум ("К новому  берегу"  по
В. Лацису), Ганна Лихта ("Заговор обреч„нных" Вирты). В 1956  перешла  в
Моск. т-р им.  Пушкина.  Роли:  Олена  ("Жена"  Борщаговского),  Бабушка
("Деревья  умирают  стоя"  Касоны),  Елизавета  Никанд-ровна   ("Дневник
женщины" Финна) и др.
   Иск-во С. строго и просто. Е„ обаятельные, скромные героини  наделены
тонким интеллектом, сильной волей. Гос. пр. СССР  (1951)  за  участие  в
фильме "Заговор обреч„нных". Препода„т в ГИТИСе.
   Лит.: Людмила Скопина, Л., 1939. ,9. К. СКОПЦОВ (наст. фам.-С к о б ц
о  в),  Иван  Михайлович  [р.  28.X.  1900]-  рус.  сов.  артист   оперы
(драматический баритон). Засл. арт. Морд. АССР (1955). В 1920-24  учился
в Моск. консерватории. С 1924 - артист хора, в 1926-53 - солист Большого
т-ра. Выступает  в  концертах  с  исполнением  нар.  песен  и  романсов.
Гастролировал за рубежом.
   Партии:  Борис  Годунов,  Грязной;  Юшко  ("Псковитянка"),  Троекуров
("Дубровский" Направника), Бес ("Черевички" Чайковского), Скула  ("Князь
Игорь"),  Эабани  ("Загмук"  Крейна),  Нагульнов  ("Поднятая   целина"),
Данкайро ("Кармен"), Дон Бартоло ("Севильский цирюльник") и др. А ffe
   СКОРОБОГАТОВ, Константин Васильевич [р. 22. 11(6.III).1887]-рус. сов.
акт„р. Нар. арт. СССР (1953). До революции  работал  в  небольших  т-pax
петербургских окраин,  после  революции  -  в  т-pax  Саратова,  Самары,
Иркутска. В 1926 вернулся в Ленинград, работал в Т-ре строителей, с 1928
- в Большом драм. т-ре, с 1936 - акт„р Гос.  академич.  т-ра  драмы  им.
Пушкина. Лучшие роли: Братишка ("Шторм",  1926),  Таланов  ("Нашествие",
1943),  Яго  (1944);  Суворов   ("Полководец   Суворов"   Бах-терева   и
Разумовского, 1948;
   Гос. пр. СССР, 1949), Градобоев  ("Горячее  сердце",  1942),  Полоний
("Гамлет", 1954),  Шварц  ("Потерянный  сын"  Арбузова,  1961).  Большое
значение для формирования  таланта  С.  имела  работа  над  драматургией
Горького; он играл роли Достигаева ("Достигаев и другие", 1933),  Антипы
Зыкова ("Зыковы", 1940), Луки (1957).
   С. один из создателей на сов. сцене  образа  В.  И.  Ленина;  впервые
выступил в эпизоде без текста в пьесе Трен„ва "На берегу  Невы"  (1937);
затем акт„р сыграл роль В. И.Ленина в спектаклях "Ленин" А. Каплера и Т.
Зла-тогоровой  (1939),  "Кремл„вские  куранты"  (1943).  С   подкупающей
искренностью воссоздавал  артист  задушевность  и  теплоту  Ленина,  его
чуткое,  любовное  отношение  к  людям,  отч„тливо  передавал   рождение
ленинской   мысли.   Творчество   С.   отличается   особой    простотой,
естественностью, ч„ткостью рисунка роли.В сценич. образах  С.  воплощает
черты рус. нац. характера, лучшие  типич.  качества  рус.  человека.  С.
снимался в кино: "Пирогов" (загл. роль; Гос. пр. СССР,  1948),  "Адмирал

Страницы: «« « 2074   2075   2076   2077   2078   2079   2080   2081   2082  2083   2084   2085   2086   2087   2088   2089   2090   2091   2092  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия