|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2074 2075 2076 2077 2078 2079 2080 2081 2082 2083 2084 2085 2086 2087 2088 2089 2090 2091 2092 » »» Стрелкова, Н. Н. Кудрина, П. К. Красовский, М. Т. ИвановКозельский, В.
Н. Андреев-Бурлак и др. В 1895 здесь была пост. "Власть тьмы". В 1891
т-р переш„л к антрепрен„ру А. А. Черепанову, в 1896 - к Д. А. Вольскому.
В 1897 был закрыт.
Лит.: Гиляровский В л., Люди театра, М.-Л., 1941;Кошаев Хр., Толпится
публика в рубахах и тулупах, "Театральная жизнь", 1960, ј 22. С. Г.
СКОМОРОХИ-странствующие акт„ры Др. Руси. Первое летописное упоминание
о С. относится к 1068. Представление С. изображено на фресках Софийского
собора в Киеве (1037). С.- выходцы из нар. среды. Они выделились из
участников обрядов и игр. Постепенно наиболее талантливые из них
профессионализировались. Татаро-монгольское нашествие надолго задержало
развитие экономики и культуры на Руси, в т. ч. и развитие театр. иск-ва.
После освобождения от татарского ига (15 в.) иск-во С. снова получило
широкое распространение. С. выступали как певцы, острословы, музыканты,
исполнители сценок, дрессировщики, акробаты, звукоподражатели и т. п.
Гл. герой представления С.- вес„лый и разбитной мужик себе на уме,
обычно облекающий свою сметливость в личину простоты. Выступая на
улицах, площадях в окружении толпы людей, С. непосредственно общались со
зрителями, вовлекая их в свою игру, использовали для выступлений разл.
маски (в т. ч. и звериные).
В скоморошьих сценках и песенках, часто направленных против правящих
классов и церкви, сочувственно упоминалось о нар. бунтах и крестьянских
войнах. Иск-во С. прославляло земные радости и противостояло аскетизму,
к-рый насаждался церковью. Это вызывало жестокие преследования С. В
16-17 вв. С. образуют большие группы- ватаги, включающие до 100 и более
человек. К ватагам С. присоединялись беглые крестьяне, что усиливало
враждебное отношение к С. царского правительства. Нападки на С. особенно
участились в 40-е гг. 17 в., в годы нар. восстаний. В 1648 царь Алексей
Михайлович запретил их выступления. М. Горький писал: "Но когда
воцарился первый Романов, а особенно при его сыне Алексее, церковь и
боярство истребили ,,скоморохов" и калик перехожих, а тех холопов,
которые помнили и пели скоморошьи песни, велено было "нещадно бить
кнутом"" (Собр. соч., т. 26, 1953, с. 421). Значит, часть С. была
выслана в сев. губернии. Однако представления с участием С. (по преим.
любителей) разыгрывались во время нар. праздников. Некоторые традиции
иск-ва С. были использованы придворными шутами и проникли в
представления церковного школьного т-ра. Эти традиции получили развитие
при возникновении придворного и публичного т-ров (особенно в исполнении
комедийных ролей).
Иск-во С. оказало влияние на представления балаганных т-ров 18-19
вв., особенно на выступления дедов-ра„шников', от них скоморошья
традиция перешла на эстраду и цирковую арену.
Лит.: Ф а м и н ц ы н А. С., Скоморохи на Руси, СПБ, 1889; Беляев, О
скоморохах, "Временник императорского Московского об-ва истории и
древностей российских", 1854, кн. 20;Барщевский И., Несколько слов из
истории искусства скоморохов, Ростов-Ярославский, 1914; Всеволод с к и
й-Г ернгросс В., Русский театр. От истоков до середины XVIII века, М.,
1957, гл. 1-3. Ю. Д.
СКОПИНА, Людмила Александровна fp.10 (23). IX. 1903]- рус. сов.
актриса. Нар. арт. РСФСР (1954). В 1920-22 училась в Ин-те живого слова.
В 1929 окончила студию при Ленингр. т-ре драмы им. Пушкина, в 1930
вступила в труппу этого т-ра. Сыграла здесь роли: Элеонора ("Робеспьер"
Раскольникова), Валентина ("Страх"), Марфа ("Ярость" Яновского), Аспазия
("Соломенная шляпка" Лабиша) и др. В 1933-37- актриса Харьковского т-ра
рус. драмы. В этом т-ре играла роли: Лена ("Слава" Гусева), Жанна
("Интервенция" Славина), Лаура ("Каменный гость" Пушкина). В 1937
работала в Ленингр. т-ре Комедии. С 1941 - актриса Моск. т-ра
Транспорта. В числе наиболее крупных работ в этом т-ре: Любовь Яровая;
Лариса ("Бесприданница"), Джемма ("Овод" по Войнич), Вилде ("Буря" по В.
Лацису), Маргарет ("Кража" Лондона), Ильза Лидум ("К новому берегу" по
В. Лацису), Ганна Лихта ("Заговор обреч„нных" Вирты). В 1956 перешла в
Моск. т-р им. Пушкина. Роли: Олена ("Жена" Борщаговского), Бабушка
("Деревья умирают стоя" Касоны), Елизавета Никанд-ровна ("Дневник
женщины" Финна) и др.
Иск-во С. строго и просто. Е„ обаятельные, скромные героини наделены
тонким интеллектом, сильной волей. Гос. пр. СССР (1951) за участие в
фильме "Заговор обреч„нных". Препода„т в ГИТИСе.
Лит.: Людмила Скопина, Л., 1939. ,9. К. СКОПЦОВ (наст. фам.-С к о б ц
о в), Иван Михайлович [р. 28.X. 1900]- рус. сов. артист оперы
(драматический баритон). Засл. арт. Морд. АССР (1955). В 1920-24 учился
в Моск. консерватории. С 1924 - артист хора, в 1926-53 - солист Большого
т-ра. Выступает в концертах с исполнением нар. песен и романсов.
Гастролировал за рубежом.
Партии: Борис Годунов, Грязной; Юшко ("Псковитянка"), Троекуров
("Дубровский" Направника), Бес ("Черевички" Чайковского), Скула ("Князь
Игорь"), Эабани ("Загмук" Крейна), Нагульнов ("Поднятая целина"),
Данкайро ("Кармен"), Дон Бартоло ("Севильский цирюльник") и др. А ffe
СКОРОБОГАТОВ, Константин Васильевич [р. 22. 11(6.III).1887]-рус. сов.
акт„р. Нар. арт. СССР (1953). До революции работал в небольших т-pax
петербургских окраин, после революции - в т-pax Саратова, Самары,
Иркутска. В 1926 вернулся в Ленинград, работал в Т-ре строителей, с 1928
- в Большом драм. т-ре, с 1936 - акт„р Гос. академич. т-ра драмы им.
Пушкина. Лучшие роли: Братишка ("Шторм", 1926), Таланов ("Нашествие",
1943), Яго (1944); Суворов ("Полководец Суворов" Бах-терева и
Разумовского, 1948;
Гос. пр. СССР, 1949), Градобоев ("Горячее сердце", 1942), Полоний
("Гамлет", 1954), Шварц ("Потерянный сын" Арбузова, 1961). Большое
значение для формирования таланта С. имела работа над драматургией
Горького; он играл роли Достигаева ("Достигаев и другие", 1933), Антипы
Зыкова ("Зыковы", 1940), Луки (1957).
С. один из создателей на сов. сцене образа В. И. Ленина; впервые
выступил в эпизоде без текста в пьесе Трен„ва "На берегу Невы" (1937);
затем акт„р сыграл роль В. И.Ленина в спектаклях "Ленин" А. Каплера и Т.
Зла-тогоровой (1939), "Кремл„вские куранты" (1943). С подкупающей
искренностью воссоздавал артист задушевность и теплоту Ленина, его
чуткое, любовное отношение к людям, отч„тливо передавал рождение
ленинской мысли. Творчество С. отличается особой простотой,
естественностью, ч„ткостью рисунка роли.В сценич. образах С. воплощает
черты рус. нац. характера, лучшие типич. качества рус. человека. С.
снимался в кино: "Пирогов" (загл. роль; Гос. пр. СССР, 1948), "Адмирал
Страницы: «« « 2074 2075 2076 2077 2078 2079 2080 2081 2082 2083 2084 2085 2086 2087 2088 2089 2090 2091 2092 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |