Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2072   2073   2074   2075   2076   2077   2078   2079   2080  2081   2082   2083   2084   2085   2086   2087   2088   2089   2090  » »»

или Великодушные враги",  1652,  "Маре")  утвердили  во  франц.  т-ре  и
драматургии  тип  энергичного,  вес„лого  слуги,  получивший  дальнейшее
развитие в комедиях  Ж.  Б.  Мольера,  Ж.  Ф.  Реньяра,  А.  Р.  Лесажа.
Показывая слугу  в  роли  дворянина,  С.  средствами  гротеска,  пародии
разрушал традиц.  представление  о  дворянстве.  С.  широко  использовал
фарсовые традиции; живой, гибкий диалог его комедий построен  на  резких
столкновениях.
   Соч.: Oeuvres, t. 1-7, Р., 1786; Le roman comique, V.  1-2,  Р.,1951;
в" рус. пер. -Комический роман, M.-Л., 1934; Комедии, М.,  1964  (ст.  и
примеч. В. ЛозовецкогОд с. 5-30).
   Лит.: M o r i 1 1 о t Р., Scarron et le genre burlesque, Р.. 1888. В.
Л\ СЕАРСКАЯ, Надежда Ф„доровна (1869-17.VI. 1958) - рус. актриса, театр.
деятель,  педагог.  Засл.   арт.   Республики   (1927).   Дочь   Ф.   П.
Комиссаржевско-го, сестра В. Ф. Комиссаржевской. В 1899 дебютировала  на
любительской сцене. В том же году была принята в МХТ; играла здесь  один
сезон. Затем работала в Т-ре К. Н. Незлобина в Н. Новгороде, в  1901-02в
труппе П. П. Гайдебурова в Елисаветграде и Н. Новгороде. В 1903 вместе с
Гайдебуровым  (впоследствии  муж  С.)  возглавила   организованный   ими
Общедоступный т-р при Лиговском нар. доме в Петербурге. В 1905  на  базе
этого т-ра Гайдебу-ров и С.  создали  Первый  передвижной  драматический
театр. Деятельность этих  т-ров  носила  просветительский  характер.  С.
исполнила здесь св. 200 ролей, преим. в  классич.  репертуаре:  Катерина
("Гроза"), Антигона (о. п. Софокла), Офелия и Гертруда ("Гамлет") и  др.
Играла в пьесах А. П. Чехова (Соня-"Дядя Ваня", Сарра- "Иванов", Маша  -
"Три сестры", Раневская - "Вишн„вый сад"), Л.  Н.  Толстого  (Матр„на  -
"Власть тьмы", Звездинцева - "Плоды просвещения"), Ибсена (фру Альвинг -
"Привидения", Гедда Габлер - о. п.).
   В иск-ве С. драматизм, лирич. взволнованность сочетались  с  ясностью
мысли. Была постоянной партн„ршей  Гайдебурова.  В  1918  С.  возглавила
студию, созданную  в  том  же  году  при  Передвижном  т-ре  (с  1921  -
"Палестра"), в к-рой вместе  с  Гайдебуровым  работала  над  воспитанием
акт„ров. В 1928 после  тяж„лой  болезни  С.  оставила  сцену  и  целиком
перешла на педагогич. работу.
   Лит. см. к ст. Гайдебуров и Первый передвижной драматический театр. (
р
   "СКАТУВЭ" (лат. Skatuve-сцена)-латыш, сов. т-р. Организован в  Москве
в 1919 по инициативе Е.  Вахтангова  как  студия;  руководитель  -ученик
Вахтангова О. Глазниек (Глазунов). Коллектив воспитывался  на  принципах
Станиславского и  Вахтангова;  среди  педагогов  были  акт„ры  Т-ра  им.
Вахтангова. В 1924 состоялся первый выпуск студии. В 1930 со спектаклями
"Пан" Лерберга и "Разлом" студия выступала на 1-й  Всесоюзной  олимпиаде
нац. т-ров. В 1932 преобразован в Гос. латышский т-р. В репертуаре  т-ра
преобладали сов. пьесы.
   Лучшие спектакли: "Разлом" (1927); "Вей,  ветерок!"  Райниса  (1932),
"После бала" Погодина (1934), "Авантюра" Апина и Йокума (1935),  "Волки"
Эйдемана (1935). В числе ведущих артистов были: Я. Балтаус,  Р.  Банцан,
М. Лейко, Э. Мишке и др. Т-р "С." достиг значительных творч. успехов, но
в 1932 многие деятели  его  были  незаконно  репрессированы  и  т-р  был
закрыт.
   Лит.: Teatra "Skatuve" 15 gadu darbs, в кн.: Valsts Lat-viesu teatris
"Skatuve", Maskava, 1935; М i k e Е., Valsts latviesu teatris "Skatuve".
1919-1938, Riga, 1963. /f. /f.
   СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ - термин, широко применяемый в сов. т-ре. Введ„н К.
С. Станиславским (см. Станиславского система).  С.  д.  наз.  гл.  линия
дра-матургич. развития пьесы, обусловленная идеей пьесы, творч. замыслом
драматурга.  Верное  понимание  С.  д.  помогает  режисс„ру  и   акт„рам
достигнуть  последовательного,  целеустремл„нного   раскрытия   идейного
содержания роли и пьесы в целом. . Н. Гор.
   СКВОРЦОВА, Мария Васильевна (25.1.1888- 25.XII.1964) - сов. цыганская
актриса. Засл. арт. РСФСР (1947). Чл. Коммунистич. партии с 1944.
   В детстве и юности кочевала с табором. С  1904  на-чала  выступать  в
цыганском хоре И. Г. Лебедева в  Москве,  исполняла  цыганские  песни  и
танцы. С 1931 С.- актриса цыганского т-ра "Роман". В 1939  сыграла  роль
Матери в спектакле  "Кровавая  свадьба"  Гарсиа  Лорки,  создав  глубоко
драматич.  образ.  Среди   ролей   С.:   Гельби   ("Песнь   об   Урсаре"
Ром-Лебедева),  Настасья  Филипповна  ("Венчальная"  Финна),  Мануй-лиха
("Олеся"  по  Куприну),  Матр„на   ("Верность"   Лу-ковского),   Гордыля
("Цыганка  Аза"  Старицкого),  Мария   Васильевна   ("Кабачок   Макрель"
Ром-Лебедева), Мать ("Марианна Пинеда" Гарсиа Лорки),  Доротея  ("Кармен
из Трианы" по Мериме) и  др.  В  творчестве  С.  органически  сочетались
иск-во драмы, песни, танца. Актрисе присущи артистизм, большое  обаяние,
е„ сценич. образы исполнены человечности, теплоты, глубокого драматизма.
   Лит.: Альтман И., Гарсия Лорка и театр "Ромэн". "Театр", 1939,  ј  4;
Московский  цыганский  театр  "РОМУН",М.,  1961;  Рыжова  В.,  Необычные
судьбы, "Театральная жизнью, 1962, ј 4. С. Г.
   СКЕНА (греч. стхт, основное значение - палатка, дерев. будка) -  одна
из тр„х частей др.-греч. театра. В ранний период (до Эсхила) С.временное
деревянное помещение для  переодевания  и  выхода  акт„ра,  исполнявшего
разл. роли. С усложнением  театр.  действия  и  введением  2-го  и  3-го
акт„ров, позади  орхестры  или  по  касательной  к  е„  окружности  была
построена стена, получившая назв. С.
   С. являлась резонатором, на ней же укреплялись рисованные  на  досках
или холсте декорации (позже для этой  цели  используется  проскений).  В
сер. 5  в.  к  С.  были  пристроены  боковые  крылья  -  параскении.  От
древнегреч. слова (JT.T и лат. scaena происходит совр. слово "сцена".
   Лит.: Варнеке Б. В., История античного театра, М.-Л., 1940;  Колобова
М.М., Древний город Афины и его  памятники,  Л.,  1961;  См.  также  ст.
Древнегреческий театр. Древнеримский театр и лит. к ним. Над. М.
   СКЙБИН (Skibine), Жорж (р.  30.1.1920)  -  амер.  артист  балета.  По
национальности русский, ученик О. И. Преображенской, А. И.  Вильтзака  и
др. С 1938- в труппе "Балет Рене Блюма" (Монте-Карло),  с  1940-  солист
"Орижиналь балле рюсс" (там же), с 1941 - "Балле тиэтр" (Нью-Йорк),  где
исполнял ведущие партии, в т. ч. Алеко  (о.  п.  на  муз.  Чайковского),
принца Сапфира ("Синяя Борода" на муз. Оффенбаха)  и  др.  В  1947-56  -
танцовщик труппы "Гран балле де Монте-Карло". С 1956 -  солист  балетной
труппы "Гранд-Опера" в Париже, а в 1958-63-гл. балетмейстер этого  т-ра.
С 1964 - рук. труппы "Харкнес балле" (США). Пост. спектакли: "Трагедия в
Вероне" на муз.  Чайковского  (1950),  "Аннабель  Ли"  Шифма-на  (1954),
"Идилия" Серрета (1954), "Кавказский пленник" на муз. Хачатуряна (1951),
"Серый ангел" на муз. Дебюсси (1953), "Возвращение" на  муз.  Прокофьева

Страницы: «« « 2072   2073   2074   2075   2076   2077   2078   2079   2080  2081   2082   2083   2084   2085   2086   2087   2088   2089   2090  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия