|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2072 2073 2074 2075 2076 2077 2078 2079 2080 2081 2082 2083 2084 2085 2086 2087 2088 2089 2090 » »» или Великодушные враги", 1652, "Маре") утвердили во франц. т-ре и
драматургии тип энергичного, вес„лого слуги, получивший дальнейшее
развитие в комедиях Ж. Б. Мольера, Ж. Ф. Реньяра, А. Р. Лесажа.
Показывая слугу в роли дворянина, С. средствами гротеска, пародии
разрушал традиц. представление о дворянстве. С. широко использовал
фарсовые традиции; живой, гибкий диалог его комедий построен на резких
столкновениях.
Соч.: Oeuvres, t. 1-7, Р., 1786; Le roman comique, V. 1-2, Р.,1951;
в" рус. пер. -Комический роман, M.-Л., 1934; Комедии, М., 1964 (ст. и
примеч. В. ЛозовецкогОд с. 5-30).
Лит.: M o r i 1 1 о t Р., Scarron et le genre burlesque, Р.. 1888. В.
Л\ СЕАРСКАЯ, Надежда Ф„доровна (1869-17.VI. 1958) - рус. актриса, театр.
деятель, педагог. Засл. арт. Республики (1927). Дочь Ф. П.
Комиссаржевско-го, сестра В. Ф. Комиссаржевской. В 1899 дебютировала на
любительской сцене. В том же году была принята в МХТ; играла здесь один
сезон. Затем работала в Т-ре К. Н. Незлобина в Н. Новгороде, в 1901-02в
труппе П. П. Гайдебурова в Елисаветграде и Н. Новгороде. В 1903 вместе с
Гайдебуровым (впоследствии муж С.) возглавила организованный ими
Общедоступный т-р при Лиговском нар. доме в Петербурге. В 1905 на базе
этого т-ра Гайдебу-ров и С. создали Первый передвижной драматический
театр. Деятельность этих т-ров носила просветительский характер. С.
исполнила здесь св. 200 ролей, преим. в классич. репертуаре: Катерина
("Гроза"), Антигона (о. п. Софокла), Офелия и Гертруда ("Гамлет") и др.
Играла в пьесах А. П. Чехова (Соня-"Дядя Ваня", Сарра- "Иванов", Маша -
"Три сестры", Раневская - "Вишн„вый сад"), Л. Н. Толстого (Матр„на -
"Власть тьмы", Звездинцева - "Плоды просвещения"), Ибсена (фру Альвинг -
"Привидения", Гедда Габлер - о. п.).
В иск-ве С. драматизм, лирич. взволнованность сочетались с ясностью
мысли. Была постоянной партн„ршей Гайдебурова. В 1918 С. возглавила
студию, созданную в том же году при Передвижном т-ре (с 1921 -
"Палестра"), в к-рой вместе с Гайдебуровым работала над воспитанием
акт„ров. В 1928 после тяж„лой болезни С. оставила сцену и целиком
перешла на педагогич. работу.
Лит. см. к ст. Гайдебуров и Первый передвижной драматический театр. (
р
"СКАТУВЭ" (лат. Skatuve-сцена)-латыш, сов. т-р. Организован в Москве
в 1919 по инициативе Е. Вахтангова как студия; руководитель -ученик
Вахтангова О. Глазниек (Глазунов). Коллектив воспитывался на принципах
Станиславского и Вахтангова; среди педагогов были акт„ры Т-ра им.
Вахтангова. В 1924 состоялся первый выпуск студии. В 1930 со спектаклями
"Пан" Лерберга и "Разлом" студия выступала на 1-й Всесоюзной олимпиаде
нац. т-ров. В 1932 преобразован в Гос. латышский т-р. В репертуаре т-ра
преобладали сов. пьесы.
Лучшие спектакли: "Разлом" (1927); "Вей, ветерок!" Райниса (1932),
"После бала" Погодина (1934), "Авантюра" Апина и Йокума (1935), "Волки"
Эйдемана (1935). В числе ведущих артистов были: Я. Балтаус, Р. Банцан,
М. Лейко, Э. Мишке и др. Т-р "С." достиг значительных творч. успехов, но
в 1932 многие деятели его были незаконно репрессированы и т-р был
закрыт.
Лит.: Teatra "Skatuve" 15 gadu darbs, в кн.: Valsts Lat-viesu teatris
"Skatuve", Maskava, 1935; М i k e Е., Valsts latviesu teatris "Skatuve".
1919-1938, Riga, 1963. /f. /f.
СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ - термин, широко применяемый в сов. т-ре. Введ„н К.
С. Станиславским (см. Станиславского система). С. д. наз. гл. линия
дра-матургич. развития пьесы, обусловленная идеей пьесы, творч. замыслом
драматурга. Верное понимание С. д. помогает режисс„ру и акт„рам
достигнуть последовательного, целеустремл„нного раскрытия идейного
содержания роли и пьесы в целом. . Н. Гор.
СКВОРЦОВА, Мария Васильевна (25.1.1888- 25.XII.1964) - сов. цыганская
актриса. Засл. арт. РСФСР (1947). Чл. Коммунистич. партии с 1944.
В детстве и юности кочевала с табором. С 1904 на-чала выступать в
цыганском хоре И. Г. Лебедева в Москве, исполняла цыганские песни и
танцы. С 1931 С.- актриса цыганского т-ра "Роман". В 1939 сыграла роль
Матери в спектакле "Кровавая свадьба" Гарсиа Лорки, создав глубоко
драматич. образ. Среди ролей С.: Гельби ("Песнь об Урсаре"
Ром-Лебедева), Настасья Филипповна ("Венчальная" Финна), Мануй-лиха
("Олеся" по Куприну), Матр„на ("Верность" Лу-ковского), Гордыля
("Цыганка Аза" Старицкого), Мария Васильевна ("Кабачок Макрель"
Ром-Лебедева), Мать ("Марианна Пинеда" Гарсиа Лорки), Доротея ("Кармен
из Трианы" по Мериме) и др. В творчестве С. органически сочетались
иск-во драмы, песни, танца. Актрисе присущи артистизм, большое обаяние,
е„ сценич. образы исполнены человечности, теплоты, глубокого драматизма.
Лит.: Альтман И., Гарсия Лорка и театр "Ромэн". "Театр", 1939, ј 4;
Московский цыганский театр "РОМУН",М., 1961; Рыжова В., Необычные
судьбы, "Театральная жизнью, 1962, ј 4. С. Г.
СКЕНА (греч. стхт, основное значение - палатка, дерев. будка) - одна
из тр„х частей др.-греч. театра. В ранний период (до Эсхила) С.временное
деревянное помещение для переодевания и выхода акт„ра, исполнявшего
разл. роли. С усложнением театр. действия и введением 2-го и 3-го
акт„ров, позади орхестры или по касательной к е„ окружности была
построена стена, получившая назв. С.
С. являлась резонатором, на ней же укреплялись рисованные на досках
или холсте декорации (позже для этой цели используется проскений). В
сер. 5 в. к С. были пристроены боковые крылья - параскении. От
древнегреч. слова (JT.T и лат. scaena происходит совр. слово "сцена".
Лит.: Варнеке Б. В., История античного театра, М.-Л., 1940; Колобова
М.М., Древний город Афины и его памятники, Л., 1961; См. также ст.
Древнегреческий театр. Древнеримский театр и лит. к ним. Над. М.
СКЙБИН (Skibine), Жорж (р. 30.1.1920) - амер. артист балета. По
национальности русский, ученик О. И. Преображенской, А. И. Вильтзака и
др. С 1938- в труппе "Балет Рене Блюма" (Монте-Карло), с 1940- солист
"Орижиналь балле рюсс" (там же), с 1941 - "Балле тиэтр" (Нью-Йорк), где
исполнял ведущие партии, в т. ч. Алеко (о. п. на муз. Чайковского),
принца Сапфира ("Синяя Борода" на муз. Оффенбаха) и др. В 1947-56 -
танцовщик труппы "Гран балле де Монте-Карло". С 1956 - солист балетной
труппы "Гранд-Опера" в Париже, а в 1958-63-гл. балетмейстер этого т-ра.
С 1964 - рук. труппы "Харкнес балле" (США). Пост. спектакли: "Трагедия в
Вероне" на муз. Чайковского (1950), "Аннабель Ли" Шифма-на (1954),
"Идилия" Серрета (1954), "Кавказский пленник" на муз. Хачатуряна (1951),
"Серый ангел" на муз. Дебюсси (1953), "Возвращение" на муз. Прокофьева
Страницы: «« « 2072 2073 2074 2075 2076 2077 2078 2079 2080 2081 2082 2083 2084 2085 2086 2087 2088 2089 2090 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |