Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2071   2072   2073   2074   2075   2076   2077   2078   2079  2080   2081   2082   2083   2084   2085   2086   2087   2088   2089  » »»

периодич. изданиях  ("Санкт-Петербургские  ведомости",  "Новое  время").
Иногда  подписывался  псевдонимом  "Балетоман".  Не  всегда  объективные
(иногда фельетонного характера),  но  ценные  по  фактологич.  материалу
статьи С. представляют интерес для исследователей т-ра.
   Соч.: Балет. Его история и место в ряду изящных искусств, СПБ,  1882;
В театральном мире. Наблюдения, воспоминания и рассуждения,  СПБ,  1899;
Новые путевые впечатления. Вдоль и  поперек  Европы.  Несколько  дней  в
Варшаве.- Лондон,-Париж.- В  Испании  и  Марокко,  СПБ,  1889;  За  год.
Воспоминания. Исторические очерки. Публицистика..., Путевые впечатления,
СПБ, 1905.
   Лит.: Бертенсон В. Б., Из воспоминаний о  К.  А.  Скальковском,  СПБ,
1912; Борисоглебский М. [сост.]. Материалы по истории  русского  балета,
т.1,Л., 1938. Г. Ш.
   СКАРАМУЧЧА (итал. Scaramuccia, франц. Scara-mouche) - персонаж  итал.
комедии делъ арте. Первоначально С. был одним из  вариантов  Капитана  и
отличался от него  только  ч„рным  костюмом.  Выдающийся  неаполитанский
акт„р Т. Фьорилли, выступавший со 2-й пол. 40-х  гг.  17  в.  в  Париже,
изменил характер этой маски. Он превратил Капитана в светского хвастуна,
отказался от деталей, указывавших на его воен. профессию, не носил маски
(белил лицо мукой  или  мелом).  Высокое  иск-во  мимики  Фьорилли,  его
песенки, игра на гитаре разрушали устаревшие каноны комедии дель арте.
   Лит.: Дживелегов  А.  К.,  Итальянская  народная  комедия.  "Commedia
dell   СКАРАМУШ- см. Скарамучча.  СКАРЛАТТИ  (Scarlatti),  Алессандро  (2.V.
1660, Палермо,-24.X.1725, Неаполь) - итал. композитор,  капельмейстер  и
педагог. Глава неаполитанской оперной школы. С 12 лет  жил  в  Риме.  На
муз. развитие С. оказали влияние композиторы Б. Паскуини, А. Корелли. 19
лет  С.  дебютировал  оперой  "Ошибки  из-за  сходства"   (1679,   театр
"Карпаника", Рим). С 1679 - придворный капельмейстер в  Риме,с  1684-  в
Неаполе. С 1702  в  Риме  руководил  церк.  капеллой,  писал  оперы  для
Флоренции и др. горОг дов. В 1708 был приглаш„н на прежнюю  должность  в
Неаполь. Своим творчеством С. подв„л итог вековой эволюции итал. оперы и
определил пути развития оперы-се-риа в 18 в.; был основоположником этого
оперного жанра. Написал ок. 115  опер  (сохранилось  ок.  50),  кантаты,
мессы, оратории, мотеты, мадригалы, оркестровые и др. произв.  Стиль  С.
определился в опере  "Пирр  и  Деметрий"  (1694,  т-р  "Сан-Бартоломео",
Неаполь). Среди  лучших  соч.:  "Падение  децемвиров"  (1697,  там  же),
"Митридат  Евпатор"  (1707,  т-р  "Сан-Джованни  Гризостомо",  Венеция),
"Тигран" (1715, т-р "Сан-Бартоломео"). С. писал также комедийные  оперы:
"Любовные недоразумения, или Розаура"  (1690,  Рим),  "Торжество  чести"
(1718, т-р "Фьорентини", Неаполь) и др.
   С творчеством С. связан расцвет иск-ва бель канто. Красивое  мелодич.
пение, преим. сольное, становится основой жанра оперы-сериа. Драматургия
произв. С. строится гл. обр. на чередовании арий и речитативов. В операх
С. сохраняется равновесие между за-конч. муз. формами и драм. действием.
Он утвердил осн. типы арий - лирич. и  бравурной,  господствующую  форму
арии  да  капо  (3-частной,  последняя   часть   повторяет   первую,   с
украшениями), две  гл.  манеры  оперного  пения  -  певучую  для  лирики
(кантилена) и виртуозно-бравурную для патетики  (колоратура),  два  типа
речитатива -  "сухого"  для  диалога  (под  аккомпанемент  клавесина)  и
"аккомпанированного"   (сопровождаемого   оркестром)    для    монолога,
переходящего в арию, и,  наконец,  тип  неаполитанской  (тр„хчастной,  с
медленной  средней  частью)  оперной  увертюры  -   прообраза   классич.
симфонии. Сюжеты опер С. в осн. взяты из др.-греч. и др.-рим.  мифологии
и истории, действие строится на любовной интриге.
   Музыка выражает  гл.  обр.  эмоциональные  состояния  героев;  в  ней
различимы связи с итал., преим. неаполитанской, нар. песней, танцем.
   С. преподавал в одной из неаполитанских консерваторий. Его ученики  -
сын Доменико С. (1685- 1757), выдающийся клавесинист и композитор, автор
многочисл. сонат и 13 опер, композиторы А. Гассе, Ф. Джеминьяни и др.
   Лит.: Р о л л а н Р., Опера в XVII веке в Италии,  Германии,  Англии,
пер. с франц., М., 1931; D e n t E. J., A. Scarlatti. His lifeand works,
2 ed., L., 1960; L o r e n z A., A.  Scarlatti's,  Jugendoper,  Bd  1-2,
Augsburg, 1927; T i b у О., La  Famiglia  Scarlatti.  Nuove  ricerche  o
documenti. Roma, 1947. Б. Ili.
   СКАРПЕТТА  (Scarpetta),  Эдуарде  (13.III.1853-29.XI.1925)  -   итал.
акт„р, драматург. В 15-летнем возрасте дебютировал как  акт„р  на  сцене
т-ра "Сан-Карлино" (Неаполь), затем выступал в разл. районах Калабрии  с
труппой М. Боцци. Вернувшись через 2 года в Неаполь, С. вступил в труппу
А. Летито а после его смерти возглавил т-р "Сан-Карлино".  Создал  здесь
образ дона Феличе Шошамокки, заменивший традиционную маску  Пульчинеллы.
Это выдвинуло С.  в  число  лучших  комедийных  акт„ров  неаполитанского
диалектального т-ра. Дон Феличе стал гл. персонажем  многочисл.  комедий
С.,  сатирически  изображающих  выскочек-буржуа.  Отказываясь  от  маски
Пульчинеллы, заменяя  е„  живым  человеческим  характером,  акт„р  более
глубоко и полно показывал совр. действительность. Мн. пьесы, близкие  по
стилю к фарсу, С. писал, перерабатывая комедии  франц.  драматургов  (Э.
Лабиша, Ж. Фейдо, А. Н. Эннекена и др.). В его комедиях  щедрый  комизм,
жизнеутверждающая темпераментность сочетаются с критикой нек-рых  сторон
жизни   Неаполя,   подлинным    демократизмом,    точным    изображением
неаполитанского быта, характеров. Лучшая пьеса  С.-  "Беднота  и  знать"
(1888), показывающая жизнь двух семей, к-рых голод и  нищета  довели  до
отчаяния, не утратила социальной остроты до наст. времени.
   С. принадлежат книги автобиографич. характера:
   "От Сан-Карлино до Фьорентини" (Da San Carlino ai Fiorentini, Napoli,
1895), "Дон Феличе" (Don Felice, Napoli, 1883), "Пятьдесят лет на сцене"
(Cinqu-ant'anni di palcoscenico. Napoli, 1922).
   Лит.: ScarpettaM., Felice Sciosciammocca, mio padre, Napoli, 1950; на
рус.  яз.-Де  Филиппе  Э.,  Страницы  истории  неаполитанского   театра,
"Театр", 1958, ј 7. р /fn.
   CKAPPOH  (Scarron),  Поль  (4.VII.1610-7.X.1660)-поэт,  драматург.  Автор  бурлескных  поэм  и  знаменитого  "Комического
романа",  рисующего  полную  драматизма  жизнь   бродячих   комедиантов,
противопоставленную миру  смешных  и  порочных  обывателей.  С.  написал
комедии "Жодле, или Хозяин-слуга", "Смешной наследник" (1645, 1649,  т-р
"Бургундский   отель"),   "Три   Доротеи,   или   Обесчещенный    Жодле"
("Жодле-дуэлист"), "Дон Яфет Армянский"  (1646,  1652,  т-р  "Маре"),  в
к-рых использовал бурлескный при„м пародирования сюжетов  исп.  комедии.
Во мн. свои пьесы С. вв„л в качестве гл.  персонажа  фигуру  популярного
фарсового акт„ра Жодле. Образы Жодле и Криспена  ("Саламанкский  школяр,

Страницы: «« « 2071   2072   2073   2074   2075   2076   2077   2078   2079  2080   2081   2082   2083   2084   2085   2086   2087   2088   2089  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия