|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2071 2072 2073 2074 2075 2076 2077 2078 2079 2080 2081 2082 2083 2084 2085 2086 2087 2088 2089 » »» периодич. изданиях ("Санкт-Петербургские ведомости", "Новое время").
Иногда подписывался псевдонимом "Балетоман". Не всегда объективные
(иногда фельетонного характера), но ценные по фактологич. материалу
статьи С. представляют интерес для исследователей т-ра.
Соч.: Балет. Его история и место в ряду изящных искусств, СПБ, 1882;
В театральном мире. Наблюдения, воспоминания и рассуждения, СПБ, 1899;
Новые путевые впечатления. Вдоль и поперек Европы. Несколько дней в
Варшаве.- Лондон,-Париж.- В Испании и Марокко, СПБ, 1889; За год.
Воспоминания. Исторические очерки. Публицистика..., Путевые впечатления,
СПБ, 1905.
Лит.: Бертенсон В. Б., Из воспоминаний о К. А. Скальковском, СПБ,
1912; Борисоглебский М. [сост.]. Материалы по истории русского балета,
т.1,Л., 1938. Г. Ш.
СКАРАМУЧЧА (итал. Scaramuccia, франц. Scara-mouche) - персонаж итал.
комедии делъ арте. Первоначально С. был одним из вариантов Капитана и
отличался от него только ч„рным костюмом. Выдающийся неаполитанский
акт„р Т. Фьорилли, выступавший со 2-й пол. 40-х гг. 17 в. в Париже,
изменил характер этой маски. Он превратил Капитана в светского хвастуна,
отказался от деталей, указывавших на его воен. профессию, не носил маски
(белил лицо мукой или мелом). Высокое иск-во мимики Фьорилли, его
песенки, игра на гитаре разрушали устаревшие каноны комедии дель арте.
Лит.: Дживелегов А. К., Итальянская народная комедия. "Commedia
dell СКАРАМУШ- см. Скарамучча. СКАРЛАТТИ (Scarlatti), Алессандро (2.V.
1660, Палермо,-24.X.1725, Неаполь) - итал. композитор, капельмейстер и
педагог. Глава неаполитанской оперной школы. С 12 лет жил в Риме. На
муз. развитие С. оказали влияние композиторы Б. Паскуини, А. Корелли. 19
лет С. дебютировал оперой "Ошибки из-за сходства" (1679, театр
"Карпаника", Рим). С 1679 - придворный капельмейстер в Риме,с 1684- в
Неаполе. С 1702 в Риме руководил церк. капеллой, писал оперы для
Флоренции и др. горОг дов. В 1708 был приглаш„н на прежнюю должность в
Неаполь. Своим творчеством С. подв„л итог вековой эволюции итал. оперы и
определил пути развития оперы-се-риа в 18 в.; был основоположником этого
оперного жанра. Написал ок. 115 опер (сохранилось ок. 50), кантаты,
мессы, оратории, мотеты, мадригалы, оркестровые и др. произв. Стиль С.
определился в опере "Пирр и Деметрий" (1694, т-р "Сан-Бартоломео",
Неаполь). Среди лучших соч.: "Падение децемвиров" (1697, там же),
"Митридат Евпатор" (1707, т-р "Сан-Джованни Гризостомо", Венеция),
"Тигран" (1715, т-р "Сан-Бартоломео"). С. писал также комедийные оперы:
"Любовные недоразумения, или Розаура" (1690, Рим), "Торжество чести"
(1718, т-р "Фьорентини", Неаполь) и др.
С творчеством С. связан расцвет иск-ва бель канто. Красивое мелодич.
пение, преим. сольное, становится основой жанра оперы-сериа. Драматургия
произв. С. строится гл. обр. на чередовании арий и речитативов. В операх
С. сохраняется равновесие между за-конч. муз. формами и драм. действием.
Он утвердил осн. типы арий - лирич. и бравурной, господствующую форму
арии да капо (3-частной, последняя часть повторяет первую, с
украшениями), две гл. манеры оперного пения - певучую для лирики
(кантилена) и виртуозно-бравурную для патетики (колоратура), два типа
речитатива - "сухого" для диалога (под аккомпанемент клавесина) и
"аккомпанированного" (сопровождаемого оркестром) для монолога,
переходящего в арию, и, наконец, тип неаполитанской (тр„хчастной, с
медленной средней частью) оперной увертюры - прообраза классич.
симфонии. Сюжеты опер С. в осн. взяты из др.-греч. и др.-рим. мифологии
и истории, действие строится на любовной интриге.
Музыка выражает гл. обр. эмоциональные состояния героев; в ней
различимы связи с итал., преим. неаполитанской, нар. песней, танцем.
С. преподавал в одной из неаполитанских консерваторий. Его ученики -
сын Доменико С. (1685- 1757), выдающийся клавесинист и композитор, автор
многочисл. сонат и 13 опер, композиторы А. Гассе, Ф. Джеминьяни и др.
Лит.: Р о л л а н Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии, Англии,
пер. с франц., М., 1931; D e n t E. J., A. Scarlatti. His lifeand works,
2 ed., L., 1960; L o r e n z A., A. Scarlatti's, Jugendoper, Bd 1-2,
Augsburg, 1927; T i b у О., La Famiglia Scarlatti. Nuove ricerche o
documenti. Roma, 1947. Б. Ili.
СКАРПЕТТА (Scarpetta), Эдуарде (13.III.1853-29.XI.1925) - итал.
акт„р, драматург. В 15-летнем возрасте дебютировал как акт„р на сцене
т-ра "Сан-Карлино" (Неаполь), затем выступал в разл. районах Калабрии с
труппой М. Боцци. Вернувшись через 2 года в Неаполь, С. вступил в труппу
А. Летито а после его смерти возглавил т-р "Сан-Карлино". Создал здесь
образ дона Феличе Шошамокки, заменивший традиционную маску Пульчинеллы.
Это выдвинуло С. в число лучших комедийных акт„ров неаполитанского
диалектального т-ра. Дон Феличе стал гл. персонажем многочисл. комедий
С., сатирически изображающих выскочек-буржуа. Отказываясь от маски
Пульчинеллы, заменяя е„ живым человеческим характером, акт„р более
глубоко и полно показывал совр. действительность. Мн. пьесы, близкие по
стилю к фарсу, С. писал, перерабатывая комедии франц. драматургов (Э.
Лабиша, Ж. Фейдо, А. Н. Эннекена и др.). В его комедиях щедрый комизм,
жизнеутверждающая темпераментность сочетаются с критикой нек-рых сторон
жизни Неаполя, подлинным демократизмом, точным изображением
неаполитанского быта, характеров. Лучшая пьеса С.- "Беднота и знать"
(1888), показывающая жизнь двух семей, к-рых голод и нищета довели до
отчаяния, не утратила социальной остроты до наст. времени.
С. принадлежат книги автобиографич. характера:
"От Сан-Карлино до Фьорентини" (Da San Carlino ai Fiorentini, Napoli,
1895), "Дон Феличе" (Don Felice, Napoli, 1883), "Пятьдесят лет на сцене"
(Cinqu-ant'anni di palcoscenico. Napoli, 1922).
Лит.: ScarpettaM., Felice Sciosciammocca, mio padre, Napoli, 1950; на
рус. яз.-Де Филиппе Э., Страницы истории неаполитанского театра,
"Театр", 1958, ј 7. р /fn.
CKAPPOH (Scarron), Поль (4.VII.1610-7.X.1660)-поэт, драматург. Автор бурлескных поэм и знаменитого "Комического
романа", рисующего полную драматизма жизнь бродячих комедиантов,
противопоставленную миру смешных и порочных обывателей. С. написал
комедии "Жодле, или Хозяин-слуга", "Смешной наследник" (1645, 1649, т-р
"Бургундский отель"), "Три Доротеи, или Обесчещенный Жодле"
("Жодле-дуэлист"), "Дон Яфет Армянский" (1646, 1652, т-р "Маре"), в
к-рых использовал бурлескный при„м пародирования сюжетов исп. комедии.
Во мн. свои пьесы С. вв„л в качестве гл. персонажа фигуру популярного
фарсового акт„ра Жодле. Образы Жодле и Криспена ("Саламанкский школяр,
Страницы: «« « 2071 2072 2073 2074 2075 2076 2077 2078 2079 2080 2081 2082 2083 2084 2085 2086 2087 2088 2089 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |