|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2068 2069 2070 2071 2072 2073 2074 2075 2076 2077 2078 2079 2080 2081 2082 2083 2084 2085 2086 » »» ("Измена" Южина-Сумбатова, 1904).
Излюбленный драматург артистки - Шекспир. Ещ„ в молодые годы (1880)
она сыграла Офелию в первой пост. "Гамлета" с участием (взагл.роли)
П.Адамяна. Впоследствии играла Дездемону, Катарину, Гоне-рилью, Порцию,
леди Макбет ("Отелло", "Укрощение строптивой", "Король Лир",
"Венецианский купец", "Макбет"). Острые споры вызвало исполнение С. роли
Гамлета (1901). С. развивала традицию Адамяна, играя Гамлета как борца
за справедливость, полемизировала с трактовкой акт„ров, изображавших
Гамлета пассивным созерцателем.
Сценич. образы С.- плод глубокого изучения, долголетней работы,
активной творч. мысли артистки. Игра С. всегда была насыщена эмоциями;
переживания е„ героинь, казалось, возникали перед зрителем
непосредственно на сцене под воздействием драматпч. ситуации. Бурный,
подчас даже могучий темперамент, глубокая искренность и
непосредственность сочетались у С. с высокой акт„рской техникой. Иск-во
С., рожд„нное эпохой нарастания освободит. движения нар. масс, было
глубоко демократичным и гуманным. Е„ героини не мирились с рабскими
условиями жизни в бурж. об-ве, активно протестовали, стремились к
свободе. Основной темой творчества С. были защита благородных человеч.
устремлений, трагедия гибели этих устремлений.
С. выступала со статьями о т-ре в арм. периодике, утверждала принцип
народности театр. иск-ва (статья о трактовке Гамлета, 1907).
Лит. на арм. яз.: 3 а р я н Р., Сирануйш, Ереван, 1956, 2 изд.,
Ереван, 1957; Степанян Г., Сирануйш, Ереван, 1957; Сирануйш. 1857-1957
(Альбом), сост. Л. Хала-тян, Ереван. 1957. р J.
СИСТЕМА СТАНИСЛАВСКОГО - см. Станиславского система.
СИТАРА Д‚ВИ (р. 1919) - инд. танцовщица. Род. в семье потомственных
танцовщиков, исполнителей танцев школы "катакх". Танц. иск-ву обучалась
с детства у отца, затем у известных педагогов Акхана и Шамбу Магараджи.
С. Д. исполняет танцы школы "катакх", обладает виртуозной техникой и
законченным мастерством. В 40-х гг. выступала как балетмей- т стер
(ставила танцы в кинофильмах), снималась в кино.
Гастролировала в крупнейших городах Европы и Азии. Л. Г р.
СЙФНИОС (Sifnios), Душанка (р. 15.X.1934) - югославская артистка
балета. Училась в средней балетной школе в Белграде. Будучи ученицей,
выступала в Нар. т-ре (Белград) и вскоре была принята в труппу на
положение солистки. Первая большая партия- Джульетта. С. в совершенстве
владеет техникой танца, обладает грацией, л„гким стремительным прыжком,
е„ танец отличается выразительной силой. Среди лучших партий: Паулина
Бонапарте ("Королева острова"), Девочка ("Чудесный мандарин" Бартока),
Ела ("Дьявол на селе"), Жизель и др. С 1961-в труппе "Балет XX века"
(США). Гастролировала во многих странах. Г. Шум.
"СИЦИЛИЙСКАЯ ВЕЧЕРНЯ" ("I Vespri siciliani") - опера Дж. Верди, либр.
Э. Скриба и Ш. Дю-верье (в основу сюжета положено подлинное историч.
событие - народное восстание 30 марта 1282 в г. Палермо против франц.
господства в стране, вошедшее в историю под назв. "Сицилийская
вечерня").
Пост. 13 июня 1855, т-р "Гранд-Опера", Париж (Монфор- Бонне, Арриго -
Геймар, Джованни да Прочида - Обен, Елена - Крувелли, Нинетта - Санье,
Даниель - Було, Тебальдо - Эме, Роберто - Марье, Манфредо - К„ниг);
2-я ред. под назв. "Джованна ди Гусман", либр. Э. Кайми, пост. 4
февр. 1856, Милан. Ставилась в др. странах.
В России впервые пост. т-ром итал. оперы в Петербурге, 1857. На сов.
сцене пост. 23 июля 1952, Ленингр. Малый оперный т-р (пер. С. Левина и
В. Азарова, дириж„р Грику-ров, реж. Киреев, худ. Вирсаладзе, хорм.
Лебедев, балетм. Фенстер; Монфор - Булатников, Арриго - Пичугин,
Джованни да Прочида - Кривуля, Елена - Яшинникова);
1954, Моск. муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Дан-ченко
(дириж„р Самосуд, постановщики Баратов, Кемарская, Златогоров, худ.
Рабинович, хорм. А. Степанов; Монфор - Юницкий, Арриго - Щавинский и
Николов, Джованни да Прочида- Дударов и Андриевский, Елена -
Смирнова-Не-мирович) Др. пост.: Саратов (1954), Одесса (1955), Вильнюс
(1961).
Издания: "С. в."- клавир. Р., Escudier, [s. d.].
Я. Г р.
СИЦЮЙ - одна из осн. форм. кит. традиционного т-ра, состоящая из
разл. жанров: иянского, куныпань-ского, хойцзюй, пекинской муз. драмы и
др. С.- синтетич. вид иск-ва, сочетающий разговорную речь, пение, танец,
пантомиму, акробатику. Исполнители - профессиональные музыканты,
танцовщицы и певцы, воспитанные в спец. учебных заведениях, а также нар.
акт„ры и музыканты - участники сельских представлений. Для С. также
характерно строгое деление на амплуа и использование условных при„мов
сценич. выразительности (см. Китайская драматургия и театр"). С. С.
"СКАЗ О КАМЕННОМ ЦВЕТКЕ" - балет с. С. Прокофьева, либретто М. А.
Мендельсон-Прокофьевой и Л. М. Лавровского (по сказам П. П. Бажова).
Пост. 12 февр. 1954, Большой т-р, Москва (Катерина - Уланова, Данила -
Преображенский, Хозяйка Медной горы - Плисецкая, Северьян - Ермолаев;
балетм.- Лавровский, дириж„р - Файер, худ. - Старженецкая). Нов. ред.
под назв. "Каменный цветок", пост. 1957, Ленингр. т-р оперы и балета им.
Кирова (Катерина - Колпакова, Данила - Грибов, Хозяйка Медной горы -
Осипенко, Северьян - Гридин; балетм.-Григорович, дириж„р - Гамалей,
худ.-Вирсаладзе). В этой же редакции пост. в 1957 в Большом т-ре
(Катерина- Кондратова, Данила - Фадеечев, Хозяйка Медной горы -
Плисецкая, Северьян - Левашов; балетм.- Григорович, дириж„р - Файер,
худ.- Вирсаладзе).
Пост. в т-рах оперы и балета др. городов СССР: Новосибирск (1959),
Челябинск (1960), Казань и Горький (1961), Харьков (1962), Куйбышев и
Саратов (1964).
За рубежом пост.: в Чехословакии - Братислава (1958), Острава (1958),
Прага (1961); ГДР - Дрезден (1962); Швеция - Стокгольм (1962). Г. Ш.
"СКАЗАНИЕ, О НЕВИДИМОМ ГРАДЕ КИТЕЖЕ И ДЕВЕ ФЕВРОНИИ"- опера Н. А.
Римского-Корсакова, либр. В. И. Бельского по мотивам др.-рус. сказаний и
легенд. Соч. 1904. Пост. 7 февр. 1907, Мариинский т-р (дириж„р
Блуменфельд, реж. Шкафер, художники Коровин и Васнецов; Юрий
Всеволодович - Филиппов, Всеволод - Ла-бинский, ФевронияКузнецова-Бенуа,
Гришка КутерьмаЕршов, Ф„дор Поярок - Шаронов, Отрок - Маркович,
Медведчик - Угринович, Бедяй - Григорович, Бурундай - Серебряков, Сирин
- Забела, Алконост -Збруева, Гусляр-Касторский); 1908, Большой т-р
[дириж„р Сук, реж. Михайлов (Лапицкий), художники Коровин, Клодт,
Васнецов; Юрий Всеволодович - В. Петров, Всеволод - Ростовский, Феврония
Страницы: «« « 2068 2069 2070 2071 2072 2073 2074 2075 2076 2077 2078 2079 2080 2081 2082 2083 2084 2085 2086 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |