|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2061 2062 2063 2064 2065 2066 2067 2068 2069 2070 2071 2072 2073 2074 2075 2076 2077 2078 2079 » »» Отечеств, войны, стали гл. героями сов. лит-ры,- их самозабвенное
патриотич. чувство, безграничная самоотверженность, интернационализм.
Именно поэтому пьеса "Парень из нашего города" пользовалась огромным
успехом и в Отечеств, войну, она определила важнейшие черты драматургии
тех лет. Пьеса "Русские люди" (Гос. пр. СССР, 1943; опубликована в
"Правде" 13-16 июля 1942) раскрывала сущность сов. патриотизма,
показывала лучшие черты русского нац. характера, в ней была воссоздана
картина всенародного сопротивления фашизму. Две другие пьесы С. военного
времени "Жди меня" (1943) и "Так и будет" (1944) посвящены испытаниям,
рожд„нным войной, морально-этическим коллизиям в семье, в любви. В них
опоэтизирован образ России борющейся, возмужавшей в жестоких испытаниях,
нравственно превосходящей врага; они рождали уверенность в победе над
фашизмом, создавали значит, образы героев-современников. Действие пьес
"Под каштанами Праги" (1945), "Русский вопрос" (Гос. пр. СССР, 1947) и
"Четв„ртый" (1961) перенесено за рубеж; автора прежде всего интересует
послевоенное устройство мира. Герои этих пьес поставлены перед выбором:
или встать на защиту фашизма и войны, или вступить на путь борьбы с
ними, даже ценой отказа от личного благополучия. С. тяготеет к
психологич. драме, его внимание сосредоточено прежде всего на
побудительных мотивах поступков людей, на внутренней логике их
поведения. Для него важен бытовой колорит. Драматург очень точно
указывает приметы среды и времени, в к-рое разв„ртывается действие. С.
предпочитает традиционное построение, исключением является лишь его
пьеса "Четв„ртый", к-рая по форме представляет инсценированный
внутренний монолог героя, складывающийся из отдельных эпизодов.
Творчество С. тесно связано с Т-ром им. Ленинского комсомола
(Москва), где пост. почти все произв. драматурга: "История одной любви"
(1939), "Парень из нашего города" (1941), "Русские люди" (1942), "Так и
будет" (1944), "Под каштанами Праги" (1945), "Русский вопрос" (1946),
"Доброе имя" (1954). Другие значит, постановки пьес С.: "Русские люди" -
Моск. театр драмы (1942), МХАТ (1943); "Русский вопрос" -Малый театр
(1946), МХАТ (1947), Ленингр. Большой драматич. т-р им. Горького (1946);
"Четв„ртый" - Ленингр. Большой драматич. т-р им. Горького и моск. т-р
"Современник" (1961).
Многие пьесы С. экранизированы: "Парень из нашего города", "Жди
.меня", "Русский вопрос", "Русские люди" (под назв. "Во имя Родины").
Гос. пр. СССР, 1946, 1949, 1950.
Соч.: Сочинения, т. 1-3, М., 1952-53; Стихи, пьесы, рассказы, М.,
1949; Пьесы, М., 1954; Четвертый, М., 1962. Лит.: Ломунов К.,
Драматургия К. Симонова, в кн.: Советская литература, сб. статей, М.,
1952; Лазарев Л., Драматургия Симонова, М., 1952; Вишневская И.,
Константин Симонов и его герои, "Театр", 1962, ј7. Л. Лаз.
СИМОНОВ, Николай Константинович [р.21.Х1(4. XII).1901] - рус. сов.
акт„р. Нар. арт. СССР (1950). Учился в Самарской художеств.-пром. школе,
в 1919-22-в Академии художеств в Петрограде. В 1924 окончил петрогр.
Ин-т сценич. иск-в (педагог - Л. С. Вивьен). С 1924 - акт„р Ленингр.
т-ра драмы им. Пушкина (в 1932-33 работал в Куйбышевском т-ре). В 20-е
гг. С. выступал преим. в сов. пьесах. Роли:
Павел ("Виринея" Сейфулли-ной и Правдухина, 1926), Ме-хоношев ("Конец
Криворыль-ска" Ромашова, 1926), Вершинин ("Бронепоезд 14-69", 1927),
Братишка ("Штиль" Билль-Белоцерковского, 1927), Айвазов ("Высоты"
Ли-бединского, 1929), Сем„н ("Ярость" Яновского, 1930). Исполняя роль
Мехоношева, акт„р раскрыл типич. черты нового героя - оптимизм, энергию,
целеустремл„нность.
В образе Вершинина с драматической силой передал процесс возмужания
своего героя, его поиски правды. В этот период выявились характерные
черты творчества С. - романтич. приподнятость, сила чувств, взрывчатый
темперамент. С. присуща масштабность, акт„р всегда укрупняет образы,
подч„ркивает значительность своих героев. Центр, темой его творчества
стало высокое понимание гражд. долга, утверждение нравственной чистоты и
благородства. Эти черты нашли выражение в образе Береста ("Платон
Кречет", 1935), в к-ром С. показал силу сов. гуманизма, вдохновенное
служение людям. Тема патрио-тич. долга получила выражение в образе
генерала Муравь„ва ("Победители" Чирскова, 1946, Гос. пр.
СССР, 1947), гневом художника-гражданина пронизан образ Хлебникова
("Персональное дело" Штейна, 1955), в этом спектакле акт„р горячо
утверждал партийную принципиальность и честность.
В послевоенные годы в лучших сценич. портретах С. особенно явственно
проявляются стремление к высоким трагич. взл„там, философская глубина
обобщений, скульптурность пластики, великолепное владение иск-вом
монолога. Для творчества С. характерна трагич. окраска образов. Играя
роль Протасова ("Живой труп", 1950), С. показал трагич. судьбу
чистого,благородного человека, растоптанного бурж. обществом. Страстно,'
с публицистич. пафосом звучали в исполнении С. монологи Сатина (1956).
Трагедию незаурядного человека, ослепл„нного фанатизмом, передал С.,
играя роль Сальери ("Маленькие трагедии" Пушкина, 1962). Одной из лучших
ролей С. в зарубежном репертуаре был Маттиас Клаузен ("Перед заходом
солнца" Гаупт-мана, 1963). В конце 50-х гг. С. создал ряд значит,
психологически углубл„нных образов: Суходолов, Родин ("Сонет Петрарки",
1957, "Цветы живые", 1960, Погодина), Лаврецкий ("Дворянское гнездо" по
Тургеневу, 1958; играл эту роль также в 1941).
С. выступал и как режисс„р. Пост. (совм. с М. И. Вольским) в Ленингр.
т-ре драмы им. Пушкина спектакли: "Бесприданница" (1936), "Очная ставка"
бр. Тур и Шейнина (1938), "Зыковы" Горького (1940). С 20-х гг. снимается
в кино. Широкую известность получил в его исполнении образ Петра I в
одноим. фильме (Гос. пр. СССР, 1941). Гос. пр. СССР (1950) за участие в
фильме "Сталинградская битва".
Лит.: Остроухов С., Народный артист СССР... Н. К. Симонов, Л., 1951;
Смирнов-Несвицкий К)., "Театральная жизнь", 1963,"Мо12;Беньяш Р., Н.
Симонов, "Нева", 1963, ј 8. М,Люб. СИМОНОВ, Рубен Николаевич
[р.20.111(1. IV). 1899] - рус. сов. акт„р и режисс„р. Нар. арт. СССР
(1946). В 1919 поступил в драматич. Студию им. Ф.И.Шаляпина, в 1920-в
3-ю Студию МХА Та (с 1926 -Т-рим. Евг. Вахтангова). С 1924 -режисс„р (с
1939 - гл. режисс„р) Т-ра им. Вахтангова. В 1928-37 (одновременно с
работой в т-ре) руководил театром-студией, носящей его имя. Пост. здесь
спектакли "Таланты и поклонники" (1932), "Бесприданница" (1937), "Дети
солнца" (1937).
Акт„рская работа С. началась под рук. Е. Б. Вахтангова. В пост.
Вахтанговым спектаклях С. играл Жозефа ("Чудо святого Антония"
Метерлинка, 1921), Пан-талоне, Труффальдино ("Принцесса Турандот" Гоцци,
Страницы: «« « 2061 2062 2063 2064 2065 2066 2067 2068 2069 2070 2071 2072 2073 2074 2075 2076 2077 2078 2079 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |