|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2054 2055 2056 2057 2058 2059 2060 2061 2062 2063 2064 2065 2066 2067 2068 2069 2070 2071 2072 » »» деревне (организовывала оперные спектакли, концерты). С.- автор опер на
собств. либр. "Уриэль Акоста" по о. п. К. Гуцкова (1885, Большой т-р),
"Илья Муро-мец" (1899, Моск. частная рус. опера), "Мария" и др. Совм. с
Н. Ф. Соловь„вым завершила оперу А. Н. Серова "Вражья сила".
Опубликовала в 1914 воспоминания о муже и сыне (художнике В. А. Серове).
Лит.: Серова В., Итоги, "Рус. ведомости", 1913, 17 авг., ј 189;
Ефимова-Симонович H., Памяти музыканта-общественника Валентины Семеновны
Серовой, "Сов. музыка", 1947, .ј 4. См. также лит-ру при ст. Серов, А.
Н.
CEPPAHO (Serrano), Лупе (р. 1930) - амер. артистка балета.
Хореографич. иск-ву обучалась с четыр„х лет. В 1943 дебютировала в
труппе "Балет Дворца иск-в" (г. Мехико) в гл. партии в балете
"Шопениана". В 1951 переехала в Нью-Йорк, с того же года-солистка амер.
труппы "Балле рюсс де Монте-Карло", с 1953 - труппы "Балле тиэтр".
С.технически сильная, акт„рски одар„нная танцовщица. В числе лучших
партий: Мирта ("Жизель"), Клоринда ("Дуэль" Де Банфилда). Ham. P.
С‚САГОТО - танцевальные пьесы в япон. т-ре Кабуки. Появились и
получили развитие в 18 в. В нач. С. назывались сцены, исполнявшиеся
между актами; к 19 в. С. развились в самостоят, пьесы и стали одной из
обязат. частей в представлениях Кабуки. С. исполняется в сопровождении
музыки и пения, к-рые являются сюжетной основой танца: движения, позы и
мимич. игра акт„ра иллюстрируют текст песенного сопровождения. Сюжеты и
музыка многих С. заимствованы из т-ра Но.
Лит.: Ацуми Сэйтаро, Кабуки буе, Токио, 1956 (на япон. яз.); Kawatake
Toshio, Zur Theatergeschichte Japans, "Maske und Kothurn", 1961, ј l;
Bowers F., Japanese theatre, N. Y., 1952. Л. Г.
СЕТОВ (псевд.; наст. фам.- Сетгофер), Иосиф Яковлевич
[1826-26.XII.1893(7.1.1894)] - рус. певец и режисс„р. По национальности
венгр. Пению обучался в Париже (у Дж. Бордоньи) и Милане. В 1855-64 пел
на петерб. оперной сцене, в 1864-68- в Большом т-ре (Москва). В 1866--68
был профессором Моск. консерватории по классу пения, в 1868-72режисс„ром
Мариинского т-ра. С 1574 до конца жизни работал как оперный режисс„р и
антрепрен„р, гл. обр. в Киеве (в 1874-83 и 1892-93), а также в
Петербурге, Москве, Одессе. Голос С. отличался несколько сдавленным,
гортанным характером звучания, но его исполнение увлекало
выразительностью, благородной простотой, яркой темпераментностью. Лучшие
партии:
Ахиор ("Юдифь" Серова), Мазаньелло ("Фенелла" Обера), Елеазар ("Дочь
кардинала" Галеви), Рауль ("Гугеноты"). С. был видным режисс„ром. В
руководимых им оперных труппах работали Ф. И. Стравинский, Е. А.
Лавровская, Е. П. Кадмина и др. выдающиеся рус. певцы. С. пост. впервые
в Киеве оперы "Опричник" Чайковского (1874) и "Хованщина" (1892).
Творчество С. высоко ценили А. Н. Серов, П. И. Чайковский.
Лит.: Серов А. Н., Взгляд на русскую оперу в Ма-риинском театре, в
его кн.: Критические статьи, т. 4, СПБ, 1895; Чайковский П. И.,
Музыкально-критические статьи, М., 1953.
СЙББЕР (С1ЬЬег)-англ. акт„ры. Колли С. (1671-1757) - акт„р,
драматург, театр. деятель. Восемнадцати лет поступил в т-р "Друри-Лейн"
(Лондон). В 1696 с успехом исполнил роль лорда Фоп-пингтона
("Неисправимый, или Добродетель в опасности" Ванбру).Эта роль определила
амплуа С., считавшегося лучшим исполнителем ролей светских молодых людей
в его собственных комедиях и комедиях драматургов эпохи Реставрации.
Первая пьеса С. "Последняя уловка любви" (1696) выдвинула его в число
известных драматургов. В этой пьесе С. играл роль распутника Ловеласа.
Впоследствии С. написал пьесу "Беззаботный супруг" (1704), высоко
оцен„нную Вольтером в "Философских письмах", а также пьесы "Последняя
ставка жены" (1707), "Раздраж„нный муж" (1728) и др., показывающие
раздор и примирение супругов. Творчество С. было близко ранней
просветительской драматургии. Он писал в жанре "комедии нравов", следуя
в драматургич. технике и традициям комедий Реставрации, пьесы его
выражают морализующие тенденции. С. был также автором многочисл.
переделок пьес различ. драматургов; наиболее известна "Неприсягнувший
священник" (1717, по "Тартюфу"), направленная против партии ториев и
предостерегающая против католич. реакции, и "Ричард III" (1700, по
Шекспиру), сохранявшаяся в репертуаре т-ров 19 в. С 1711 С. был одним из
рук. т-ра "Друри-Лейн". В 1730 получил звание поэта-лауреата. В 1732
оставил сцену. В 1740 опубликовал книгу воспоминаний "Апология моей
жизни" ("An apology for my own life") об англ. театр. иск-ве.
Т е о ф и л С. (1703-58) - акт„р. Сын Колли С. Сценич. деятельность
начал шестнадцати лет. В 1732-33 - член руководства т-ра "Друри-Лейн"; в
1734-рук. т-ра "Хеймаркет" (Лондон). Популярность приобр„л после
исполнения роли Пистоля ("Генрих IV" Шекспира) и Джорджа Барнуэлла
("Лондонский купец" Лилло).
Лит.: D о г a n J., "Their Majesties' servants". Annals of the
English stage, v. 1, N. Y., 1865. Ю. К.
СИБ‚КОВА, Буха Нуховна [23.IV(6.V).1918]-coB.' кабардинская актриса.
Нар. арт. Каб.-Балк. АССР (1956). Засл. арт. РСФСР (1957). С 1933
училась в театр. студии в г. Нальчике, в 1935-40-в кабардинской студии
ГИТИСа, по окончании к-рой вступила в кабард. труппу Каб.-Балк. драм.
т-ра им. Шоген-цукова. Играя лирич. и драматич. роли, актриса раскрывает
трепетные душевные движения своих героинь. Она создала ряд поэтич.
образов - волевая, страстная воительница нартов Даханаго (в о. п.
Аксирова),, самоотверженная в любви, женственная Асият ("Кан-шаубий и
Гоашагаг" Кардангушева). Трагич. судьбу кабард. девушки в феод. обществе
С. раскрыла в роли Ляцы ("Камбот и Ляца" Шортанова).
Др. роли: Джульетта; Ширин ("Легенда о любви" Хик-мета),Панова
("Любовь Яровая"); Жан ("Семья Тамаши"Шха-гапсоева), Аманда ("День
рождения Терезы" Мдивани), Гертруда ("Гамлет"), Катарина ("Укрощение
строптивой"). Е.Ж.
СИБ‚ЛИУС (Sibelius), Ян (Юхан) (8.XI 1.1365, Хяменлинна,-20.IX.1957,
Ярвенпя) - фин. композитор. Окончил Муз. ин-т в Хельсинки (по классу
композиции у М. Вегелиуса), завершил муз. образование в Берлине и Вене.
С.- крупнейший фин. композитор, автор 7 симфоний, симф. поэм и легенд.
Для т-ра С. написал одноактную оперу "Девушка в башне" (1896,
Хельсинки); музыку к спектаклям "Король Кристиан II" Пауля (1898, Фин.
т-р, Хельсинки), "Куолема" ("Смерть") Йернефельта (соч. 1903, отсюда
популярный "Грустный вальс"), "Пелеас и Мелисанда" Метерлинка (1905,
Швед. т-р, Хельсинки), "Пир Валтасара" Прокопе (соч. 1906), "Белый, как
лебедь" Стриндберга (соч. 1908), "Каждый человек" Гофмансталя (соч.
1916), "Буря" Шекспира (1926, Королевский т-р, Копенгаген), к пантомиме
Страницы: «« « 2054 2055 2056 2057 2058 2059 2060 2061 2062 2063 2064 2065 2066 2067 2068 2069 2070 2071 2072 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |