Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2054   2055   2056   2057   2058   2059   2060   2061   2062  2063   2064   2065   2066   2067   2068   2069   2070   2071   2072  » »»

деревне (организовывала оперные спектакли, концерты). С.- автор опер  на
собств. либр. "Уриэль Акоста" по о. п. К. Гуцкова (1885,  Большой  т-р),
"Илья Муро-мец" (1899, Моск. частная рус. опера), "Мария" и др. Совм.  с
Н.  Ф.  Соловь„вым  завершила  оперу  А.  Н.   Серова   "Вражья   сила".
Опубликовала в 1914 воспоминания о муже и сыне (художнике В. А. Серове).
Лит.: Серова  В.,  Итоги,  "Рус.  ведомости",  1913,  17  авг.,  ј  189;
Ефимова-Симонович H., Памяти музыканта-общественника Валентины Семеновны
Серовой, "Сов. музыка", 1947, .ј 4. См. также лит-ру при ст.  Серов,  А.
Н.
   CEPPAHO  (Serrano),  Лупе  (р.  1930)  -   амер.   артистка   балета.
Хореографич. иск-ву обучалась с  четыр„х  лет.  В  1943  дебютировала  в
труппе  "Балет  Дворца  иск-в"  (г.  Мехико)  в  гл.  партии  в   балете
"Шопениана". В 1951 переехала в Нью-Йорк, с того же года-солистка  амер.
труппы "Балле рюсс де Монте-Карло",  с  1953  -  труппы  "Балле  тиэтр".
С.технически сильная, акт„рски  одар„нная  танцовщица.  В  числе  лучших
партий: Мирта ("Жизель"), Клоринда ("Дуэль" Де Банфилда). Ham. P.
   С‚САГОТО - танцевальные  пьесы  в  япон.  т-ре  Кабуки.  Появились  и
получили развитие в 18 в. В  нач.  С.  назывались  сцены,  исполнявшиеся
между актами; к 19 в. С. развились в самостоят, пьесы и стали  одной  из
обязат. частей в представлениях Кабуки. С. исполняется  в  сопровождении
музыки и пения, к-рые являются сюжетной основой танца: движения, позы  и
мимич. игра акт„ра иллюстрируют текст песенного сопровождения. Сюжеты  и
музыка многих С. заимствованы из т-ра Но.
   Лит.: Ацуми Сэйтаро, Кабуки буе, Токио, 1956 (на япон. яз.); Kawatake
Toshio, Zur Theatergeschichte Japans, "Maske und Kothurn",  1961,  ј  l;
Bowers F., Japanese theatre, N. Y., 1952. Л. Г.
   СЕТОВ   (псевд.;   наст.    фам.-    Сетгофер),    Иосиф    Яковлевич
[1826-26.XII.1893(7.1.1894)] - рус. певец и режисс„р. По  национальности
венгр. Пению обучался в Париже (у Дж. Бордоньи) и Милане. В 1855-64  пел
на петерб. оперной сцене, в 1864-68- в Большом т-ре (Москва). В 1866--68
был профессором Моск. консерватории по классу пения, в 1868-72режисс„ром
Мариинского т-ра. С 1574 до конца жизни работал как оперный  режисс„р  и
антрепрен„р, гл.  обр.  в  Киеве  (в  1874-83  и  1892-93),  а  также  в
Петербурге, Москве, Одессе. Голос  С.  отличался  несколько  сдавленным,
гортанным   характером   звучания,   но    его    исполнение    увлекало
выразительностью, благородной простотой, яркой темпераментностью. Лучшие
партии:
   Ахиор ("Юдифь" Серова), Мазаньелло ("Фенелла" Обера), Елеазар  ("Дочь
кардинала" Галеви), Рауль ("Гугеноты").  С.  был  видным  режисс„ром.  В
руководимых им  оперных  труппах  работали  Ф.  И.  Стравинский,  Е.  А.
Лавровская, Е. П. Кадмина и др. выдающиеся рус. певцы. С. пост.  впервые
в Киеве  оперы  "Опричник"  Чайковского  (1874)  и  "Хованщина"  (1892).
Творчество С. высоко ценили А. Н. Серов, П. И. Чайковский.
   Лит.: Серов А. Н., Взгляд на русскую оперу в  Ма-риинском  театре,  в
его кн.:  Критические  статьи,  т.  4,  СПБ,  1895;  Чайковский  П.  И.,
Музыкально-критические статьи, М., 1953.
   СЙББЕР  (С1ЬЬег)-англ.  акт„ры.  Колли  С.   (1671-1757)   -   акт„р,
драматург, театр. деятель. Восемнадцати лет поступил в т-р  "Друри-Лейн"
(Лондон).  В  1696  с   успехом   исполнил   роль   лорда   Фоп-пингтона
("Неисправимый, или Добродетель в опасности" Ванбру).Эта роль определила
амплуа С., считавшегося лучшим исполнителем ролей светских молодых людей
в его собственных комедиях и  комедиях  драматургов  эпохи  Реставрации.
Первая пьеса С. "Последняя уловка любви" (1696) выдвинула  его  в  число
известных драматургов. В этой пьесе С. играл роль  распутника  Ловеласа.
Впоследствии  С.  написал  пьесу  "Беззаботный  супруг"  (1704),  высоко
оцен„нную Вольтером в "Философских письмах", а  также  пьесы  "Последняя
ставка жены" (1707),  "Раздраж„нный  муж"  (1728)  и  др.,  показывающие
раздор  и  примирение  супругов.  Творчество  С.  было   близко   ранней
просветительской драматургии. Он писал в жанре "комедии нравов",  следуя
в драматургич.  технике  и  традициям  комедий  Реставрации,  пьесы  его
выражают  морализующие  тенденции.  С.  был  также  автором   многочисл.
переделок пьес различ. драматургов;  наиболее  известна  "Неприсягнувший
священник" (1717, по "Тартюфу"), направленная  против  партии  ториев  и
предостерегающая против католич.  реакции,  и  "Ричард  III"  (1700,  по
Шекспиру), сохранявшаяся в репертуаре т-ров 19 в. С 1711 С. был одним из
рук. т-ра "Друри-Лейн". В 1730 получил  звание  поэта-лауреата.  В  1732
оставил сцену. В 1740  опубликовал  книгу  воспоминаний  "Апология  моей
жизни" ("An apology for my own life") об англ. театр. иск-ве.
   Т е о ф и л С. (1703-58) - акт„р. Сын Колли С.  Сценич.  деятельность
начал шестнадцати лет. В 1732-33 - член руководства т-ра "Друри-Лейн"; в
1734-рук.  т-ра  "Хеймаркет"  (Лондон).  Популярность   приобр„л   после
исполнения роли Пистоля  ("Генрих  IV"  Шекспира)  и  Джорджа  Барнуэлла
("Лондонский купец" Лилло).
   Лит.: D о г a n  J.,  "Their  Majesties'  servants".  Annals  of  the
English stage, v. 1, N. Y., 1865. Ю. К.
   СИБ‚КОВА, Буха Нуховна [23.IV(6.V).1918]-coB.' кабардинская  актриса.
Нар. арт. Каб.-Балк. АССР  (1956).  Засл.  арт.  РСФСР  (1957).  С  1933
училась в театр. студии в г. Нальчике, в 1935-40-в  кабардинской  студии
ГИТИСа, по окончании к-рой вступила в кабард.  труппу  Каб.-Балк.  драм.
т-ра им. Шоген-цукова. Играя лирич. и драматич. роли, актриса раскрывает
трепетные душевные движения  своих  героинь.  Она  создала  ряд  поэтич.
образов - волевая,  страстная  воительница  нартов  Даханаго  (в  о.  п.
Аксирова),, самоотверженная в любви, женственная  Асият  ("Кан-шаубий  и
Гоашагаг" Кардангушева). Трагич. судьбу кабард. девушки в феод. обществе
С. раскрыла в роли Ляцы ("Камбот и Ляца" Шортанова).
   Др.  роли:  Джульетта;  Ширин  ("Легенда  о  любви"  Хик-мета),Панова
("Любовь  Яровая");  Жан  ("Семья  Тамаши"Шха-гапсоева),  Аманда  ("День
рождения Терезы" Мдивани),  Гертруда  ("Гамлет"),  Катарина  ("Укрощение
строптивой"). Е.Ж.
   СИБ‚ЛИУС (Sibelius), Ян (Юхан) (8.XI 1.1365,  Хяменлинна,-20.IX.1957,
Ярвенпя) - фин. композитор. Окончил Муз. ин-т  в  Хельсинки  (по  классу
композиции у М. Вегелиуса), завершил муз. образование в Берлине и  Вене.
С.- крупнейший фин. композитор, автор 7 симфоний, симф. поэм  и  легенд.
Для  т-ра  С.  написал  одноактную  оперу  "Девушка  в   башне"   (1896,
Хельсинки); музыку к спектаклям "Король Кристиан II" Пауля  (1898,  Фин.
т-р, Хельсинки), "Куолема" ("Смерть")  Йернефельта  (соч.  1903,  отсюда
популярный "Грустный вальс"), "Пелеас  и  Мелисанда"  Метерлинка  (1905,
Швед. т-р, Хельсинки), "Пир Валтасара" Прокопе (соч. 1906), "Белый,  как
лебедь" Стриндберга (соч.  1908),  "Каждый  человек"  Гофмансталя  (соч.
1916), "Буря" Шекспира (1926, Королевский т-р, Копенгаген), к  пантомиме

Страницы: «« « 2054   2055   2056   2057   2058   2059   2060   2061   2062  2063   2064   2065   2066   2067   2068   2069   2070   2071   2072  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия