Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2050   2051   2052   2053   2054   2055   2056   2057   2058  2059   2060   2061   2062   2063   2064   2065   2066   2067   2068  » »»

Нек-рые из ранних пьес были  позднее,  по-видимому,  переработаны  С.  и
включены им в сб. "Восемь комедий и восемь интермедий"  (изд.  1615).  В
пьесах "Алжирская каторга", "Доблестный испанец", "Великая султанша"  С.
также развивает тему борьбы за свободу, против рабства; в пьесе  "Пед-ро
де Урдемалас", используя традиционную  композиционную  схему  плутовской
повести, С. воссозда„т образ героя исп. фольклора. В комедии  "Занятная"
и 1-м акте пьесы "Блаженный негодник" преобладают реалистические бытовые
мотивы, особенно ч„тко обнаруживающиеся в интермедиях С. (все интермедии
перев„л А. Н.  Островский  в  1886).  Развивая  традиции  народно-комич.
фарсового т-ра и связанных с ним пасос Л. де Руэды, С. дал в интермедиях
("Судья по бракоразводным делам", "Саламанкская пещера", "Театр  чудес",
"Избрание алькальдов и Дагансо") яркие зарисовки обществ, жизни Испании,
в них содержится критика разл.  сторон  феодальной  действительности.  В
пьесах С., а также  в  "Дон  Кихоте",  "Путешествии  на  Парнас"  и  др.
содержатся высказывания о драматургии и акт„рском мастерстве.  Отстаивая
реализм как основу театр. иск-ва,  С.  требует  от  акт„ров  психологич.
правды, выразительности мимики.
   Сюжет "Дон Кихота" послужил основой опер Г. Перселла, Дж. А. Ристори,
Дж. Паизиелло, Н. Пиччи-ни, А. Сальери и др., балетов Ж.  Буамортье,  С.
Мер-каданте. Романтич. образ Дон Кихота создал Ф. И. Шаляпин  в  одноим.
опере Ж. Macene (1910, Париж). Среди сценич.  переработок  "Дон  Кихота"
выделяется инсценировка акт„ра П. А. Каратыгина (1847), использовавшаяся
при  последующих  пост.  романа  С.  на  рус.   сцене.   Среди   сценич.
интерпретаций С. в рус. т-ре: балет "Дон, Кихот"  Минкуса,  инсценировки
"Дон Кихота" в драм. т-рах: Ленингр. т-р юных зрителей,  1926,  Ленингр.
т-р драмы им. Пушкина, 1941, Т-р им. Вахтангова, 1941, и  др.  К  образу
сервантесовского   героя   обратился   А.   В.   Луначарский   в   пьесе
"Освобожд„нный Дон Кихот". Интермедии С. включались  в  репертуар  проф.
т-ров ("Два болтуна",  1912,  Старинный  т-р,  Петербург;  "Саламанкская
пещера", "Два болтуна", "Ревнивый старик", две первые 1918-19-Студия  Н.
М. Фореггера, все три - 1935, Студия под руководством А.  Д.  Дикого,  и
др.), ставились студентами театральных учебных заведений.
   Соч.: Obras completas, v. 1-19, Madrid, 1914-41 (пьесы  в  тт.  1-5);
Teatro, Р., 1947; Entremeses, Madrid, [1945]; Собр. соч.,  т.  1-5,  M.,
1961(Драм. произв. - т. 4).
   Лит.: Державин К. Н., Сервантес. Жизнь и творчество, М.,  1958;  Узин
В. С., Общественная проблематика драматургии Сервантеса и Лопе де  Вега,
М., 1963; его ж е, Сервантес об актерском искусстве,  в  сб.:  Ежегодник
Института истории искусств АН СССР, [т.] II,  [М.1,  1948,  с.  189-204;
Февральский А. В., Сервантес-драматург, в  кн.:  Сервантес.  Интермедии,
М.-Л., 1939; G г i s-m e г R. L.,  Cervantes:  a  bibliography,  N.  Y.,
1946; В a 1-bin Lucas R., La construccion tematica de los entremeses  de
Cervantes,  в  кн.:  Acta  de  la  Asamblea  cervantina,  Madrid,  1948;
Casalduero J., Sentido y forma del teatro de  Cervantes,  Madrid,  1951;
Cotarelo y Valledor A., El teatro de Cervantes, Madrid,  1915;  Diaz  de
Escovar N., Apuntes escenicos cervantinos, Madrid, 1905;
   Julia Martines E., Estudio y technica de las comedias de Cervantes, в
кн.: Acta de la Asamblea cervantina, Madrid, 1948. J. П.
   СЕРВЕТТА (итал. Servetta, уменьшит, от serva  -  служанка),  Фантеска
(итал. Fantesca - служанка),- персонаж  итал.  комедии  дель  арте,  тип
разбитной крестьянской девушки. С. принимала активное участие в развитии
сюжета. Выступала без маски (носила п„строе подобранное платье  с  белым
передником и косынку на голове), говорила на тосканском  диалекте,  реже
на ломбардском, а на юге - на неаполитанском. Наиболее  распростран„нные
имена   С.-   Франческина,   Смеральдина,   Коломбина.   Среди    первых
исполнительниц  ролей  С.-  С.   Ронкальи.   Актриса   К.   Бъянколлели,
выступавшая в 1683-97 под именем  Коломбины  в  парижском  т-ре  "Комеди
Итальенн", превратила С. в изящную остроумную субретку. В  Италии  образ
С. сохранялся под разными именами в числе действ, лиц комедий Гольд  они
(например, Мирандолина - "Хозяйка гостиницы") и его преемников.
   Лит.: Дживелегов А. К., Итальянская народная комедия..., М., 1962.
   СЕРГЕЕВ, Виктор Иванович (р. 5.IV.1935) - рус.  сов.  артист  балета.
Засл. арт. РСФСР (1962). В 1948-53  учился  в  Хореографич.  студии  при
Дворце культуры им. Горького (Ленинград). С 1953 работает в Куйбышевском
т-ре оперы и балета.
   Партии: Зигфрид ("Лебединое озеро"), Дезире ("Спящая  красавица"),Жан
де Бриен ("Раймонда"), Альберт ("Жизель"), Ли Шан-фу ("Красный цветок"),
Ленни ("Тропою грома" Караева), Данила ("Каменный цветок") и др. Впервые
исполнил партии: Мотыл„к ("Ут„с" Лазарева) и бог Моданы ("Чит-ра" по  Р.
Тагору).
   Лит.: "Театральная жизнь", 1963, .ј 5, с. 24. Ст. Af.
   СЕРГЕЕВ, Константин Михайлович [р. 20.11(5.111). 1910]  -  рус.  сов.
артист балета и балетмейстер. Нар. арт.  СССР  (1957).  В  1930  окончил
Ленигр. хореогра-фич. уч-ще. С 1930- артист Ленингр. т-ра оперы и балета
(позднее им. С. М. Кирова); в 1951-55 и затем с 1960 - гл.  балетмейстер
этого т-ра.
   Творчество С. выразило основные особенности  сов.  балетного  иск-ва.
Умение танцовщика по-новому прочесть и углубить образы классич.  балетов
раскрылось в  партиях,  сопутствовавших  С.  всю  творч.  жизнь,-Зигфрид
("Лебединое озеро") и Альберт  ("Жизель"),  к-рого  С.  наделил  сложным
социально-психологич. характером. В иск-ве С.- первого исполнителя ролей
Ромео ("Ромео и Джульетта", 1940),  Евгения  ("Медный  всадник",  1949),
Ленни  ("Тропою  грома"  Караева,  1958)-  как  у  одного  из   немногих
исполнителей органически сливались виртуозное мастерство классич.  танца
и глубина раскрытия литературных образов. С. был участником  мн.  смелых
экспериментов сов. хореографии (Люсьен -"Утраченные иллюзии" Асафьева по
О. Бальзаку, 1935: Армен - "Гаянэ", 1942, 1945). С.-  лирич.  танцовщик,
исполнял  партии   как   Остапа,   так   и   Андрия   ("Тарас   Буль-ба"
Соловь„ва-Седого, 1941, 1955), Али-Батыра  ("Шу-рале",  Гос.  пр.  СССР,
1951), Фрондосо ("Лауренсия"), Базилио ("Дон Кихот"  Минкуса).  В  своей
первой балетмейстерской работе - "Золушка" (1946, Гос. пр. СССР,  1947),
С. придал партии Принца острую  характеристику,  порывающую  с  канонич.
решением образов "сказочных принцев".
   Осуществляя новые редакции прославл. рус. балетов ("Раймонда",  1948,
Гос. пр. СССР,  1949;  "Лебединое  озеро",  1950;  пост.  фильм  "Спящая
красавица", 1964), С. в своей балетмейстерской  деятельности  отстаивает
классич. наследие мировой хореографии, строгую  чистоту  классич.  школы
танца. В пост. балета
   "Тропою   грома"   обнаружил   стремление   к   большой    социальной
проблематике, в "Дал„кой планете" Майзеля (1963)-к романтич.  и  героич.

Страницы: «« « 2050   2051   2052   2053   2054   2055   2056   2057   2058  2059   2060   2061   2062   2063   2064   2065   2066   2067   2068  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия