|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2050 2051 2052 2053 2054 2055 2056 2057 2058 2059 2060 2061 2062 2063 2064 2065 2066 2067 2068 » »» Нек-рые из ранних пьес были позднее, по-видимому, переработаны С. и
включены им в сб. "Восемь комедий и восемь интермедий" (изд. 1615). В
пьесах "Алжирская каторга", "Доблестный испанец", "Великая султанша" С.
также развивает тему борьбы за свободу, против рабства; в пьесе "Пед-ро
де Урдемалас", используя традиционную композиционную схему плутовской
повести, С. воссозда„т образ героя исп. фольклора. В комедии "Занятная"
и 1-м акте пьесы "Блаженный негодник" преобладают реалистические бытовые
мотивы, особенно ч„тко обнаруживающиеся в интермедиях С. (все интермедии
перев„л А. Н. Островский в 1886). Развивая традиции народно-комич.
фарсового т-ра и связанных с ним пасос Л. де Руэды, С. дал в интермедиях
("Судья по бракоразводным делам", "Саламанкская пещера", "Театр чудес",
"Избрание алькальдов и Дагансо") яркие зарисовки обществ, жизни Испании,
в них содержится критика разл. сторон феодальной действительности. В
пьесах С., а также в "Дон Кихоте", "Путешествии на Парнас" и др.
содержатся высказывания о драматургии и акт„рском мастерстве. Отстаивая
реализм как основу театр. иск-ва, С. требует от акт„ров психологич.
правды, выразительности мимики.
Сюжет "Дон Кихота" послужил основой опер Г. Перселла, Дж. А. Ристори,
Дж. Паизиелло, Н. Пиччи-ни, А. Сальери и др., балетов Ж. Буамортье, С.
Мер-каданте. Романтич. образ Дон Кихота создал Ф. И. Шаляпин в одноим.
опере Ж. Macene (1910, Париж). Среди сценич. переработок "Дон Кихота"
выделяется инсценировка акт„ра П. А. Каратыгина (1847), использовавшаяся
при последующих пост. романа С. на рус. сцене. Среди сценич.
интерпретаций С. в рус. т-ре: балет "Дон, Кихот" Минкуса, инсценировки
"Дон Кихота" в драм. т-рах: Ленингр. т-р юных зрителей, 1926, Ленингр.
т-р драмы им. Пушкина, 1941, Т-р им. Вахтангова, 1941, и др. К образу
сервантесовского героя обратился А. В. Луначарский в пьесе
"Освобожд„нный Дон Кихот". Интермедии С. включались в репертуар проф.
т-ров ("Два болтуна", 1912, Старинный т-р, Петербург; "Саламанкская
пещера", "Два болтуна", "Ревнивый старик", две первые 1918-19-Студия Н.
М. Фореггера, все три - 1935, Студия под руководством А. Д. Дикого, и
др.), ставились студентами театральных учебных заведений.
Соч.: Obras completas, v. 1-19, Madrid, 1914-41 (пьесы в тт. 1-5);
Teatro, Р., 1947; Entremeses, Madrid, [1945]; Собр. соч., т. 1-5, M.,
1961(Драм. произв. - т. 4).
Лит.: Державин К. Н., Сервантес. Жизнь и творчество, М., 1958; Узин
В. С., Общественная проблематика драматургии Сервантеса и Лопе де Вега,
М., 1963; его ж е, Сервантес об актерском искусстве, в сб.: Ежегодник
Института истории искусств АН СССР, [т.] II, [М.1, 1948, с. 189-204;
Февральский А. В., Сервантес-драматург, в кн.: Сервантес. Интермедии,
М.-Л., 1939; G г i s-m e г R. L., Cervantes: a bibliography, N. Y.,
1946; В a 1-bin Lucas R., La construccion tematica de los entremeses de
Cervantes, в кн.: Acta de la Asamblea cervantina, Madrid, 1948;
Casalduero J., Sentido y forma del teatro de Cervantes, Madrid, 1951;
Cotarelo y Valledor A., El teatro de Cervantes, Madrid, 1915; Diaz de
Escovar N., Apuntes escenicos cervantinos, Madrid, 1905;
Julia Martines E., Estudio y technica de las comedias de Cervantes, в
кн.: Acta de la Asamblea cervantina, Madrid, 1948. J. П.
СЕРВЕТТА (итал. Servetta, уменьшит, от serva - служанка), Фантеска
(итал. Fantesca - служанка),- персонаж итал. комедии дель арте, тип
разбитной крестьянской девушки. С. принимала активное участие в развитии
сюжета. Выступала без маски (носила п„строе подобранное платье с белым
передником и косынку на голове), говорила на тосканском диалекте, реже
на ломбардском, а на юге - на неаполитанском. Наиболее распростран„нные
имена С.- Франческина, Смеральдина, Коломбина. Среди первых
исполнительниц ролей С.- С. Ронкальи. Актриса К. Бъянколлели,
выступавшая в 1683-97 под именем Коломбины в парижском т-ре "Комеди
Итальенн", превратила С. в изящную остроумную субретку. В Италии образ
С. сохранялся под разными именами в числе действ, лиц комедий Гольд они
(например, Мирандолина - "Хозяйка гостиницы") и его преемников.
Лит.: Дживелегов А. К., Итальянская народная комедия..., М., 1962.
СЕРГЕЕВ, Виктор Иванович (р. 5.IV.1935) - рус. сов. артист балета.
Засл. арт. РСФСР (1962). В 1948-53 учился в Хореографич. студии при
Дворце культуры им. Горького (Ленинград). С 1953 работает в Куйбышевском
т-ре оперы и балета.
Партии: Зигфрид ("Лебединое озеро"), Дезире ("Спящая красавица"),Жан
де Бриен ("Раймонда"), Альберт ("Жизель"), Ли Шан-фу ("Красный цветок"),
Ленни ("Тропою грома" Караева), Данила ("Каменный цветок") и др. Впервые
исполнил партии: Мотыл„к ("Ут„с" Лазарева) и бог Моданы ("Чит-ра" по Р.
Тагору).
Лит.: "Театральная жизнь", 1963, .ј 5, с. 24. Ст. Af.
СЕРГЕЕВ, Константин Михайлович [р. 20.11(5.111). 1910] - рус. сов.
артист балета и балетмейстер. Нар. арт. СССР (1957). В 1930 окончил
Ленигр. хореогра-фич. уч-ще. С 1930- артист Ленингр. т-ра оперы и балета
(позднее им. С. М. Кирова); в 1951-55 и затем с 1960 - гл. балетмейстер
этого т-ра.
Творчество С. выразило основные особенности сов. балетного иск-ва.
Умение танцовщика по-новому прочесть и углубить образы классич. балетов
раскрылось в партиях, сопутствовавших С. всю творч. жизнь,-Зигфрид
("Лебединое озеро") и Альберт ("Жизель"), к-рого С. наделил сложным
социально-психологич. характером. В иск-ве С.- первого исполнителя ролей
Ромео ("Ромео и Джульетта", 1940), Евгения ("Медный всадник", 1949),
Ленни ("Тропою грома" Караева, 1958)- как у одного из немногих
исполнителей органически сливались виртуозное мастерство классич. танца
и глубина раскрытия литературных образов. С. был участником мн. смелых
экспериментов сов. хореографии (Люсьен -"Утраченные иллюзии" Асафьева по
О. Бальзаку, 1935: Армен - "Гаянэ", 1942, 1945). С.- лирич. танцовщик,
исполнял партии как Остапа, так и Андрия ("Тарас Буль-ба"
Соловь„ва-Седого, 1941, 1955), Али-Батыра ("Шу-рале", Гос. пр. СССР,
1951), Фрондосо ("Лауренсия"), Базилио ("Дон Кихот" Минкуса). В своей
первой балетмейстерской работе - "Золушка" (1946, Гос. пр. СССР, 1947),
С. придал партии Принца острую характеристику, порывающую с канонич.
решением образов "сказочных принцев".
Осуществляя новые редакции прославл. рус. балетов ("Раймонда", 1948,
Гос. пр. СССР, 1949; "Лебединое озеро", 1950; пост. фильм "Спящая
красавица", 1964), С. в своей балетмейстерской деятельности отстаивает
классич. наследие мировой хореографии, строгую чистоту классич. школы
танца. В пост. балета
"Тропою грома" обнаружил стремление к большой социальной
проблематике, в "Дал„кой планете" Майзеля (1963)-к романтич. и героич.
Страницы: «« « 2050 2051 2052 2053 2054 2055 2056 2057 2058 2059 2060 2061 2062 2063 2064 2065 2066 2067 2068 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |