Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2045 2046 2047 2048 2049 2050 2051 2052 2053 2054 2055 2056 2057 2058 2059 2060 2061 2062 2063 » »» (1950-52), Дюссельдорфа (1952-56), в "Нем. опере на Рейне" (Дуйсбург и Дюссельдорф; с 1959). , Ал. М. CEH-JIEOH (Saint-Leon; наст. имя и фам.- Шарль Виктор Артюр Мишель; Michel) (17.IX.1821-2.IX. 1870) - франц. артист балета и балетмейстер, скрипач, композитор и либреттист. Сын танцовщика А. Мишеля. Учился танцам у А. Декомба. 17 лет дебютировал в Брюсселе, затем гастролировал в Германии, Италии, Англии. В 1847 дебютировал в Париже как танцовщик и балетмейстер. С.-Л. был технически сильным танцовщиком-виртуозом, блестяще исполнял классич. и характерные партии. Танец С.-Л. отличался элегантностью и тонким вкусом, пластической орнаментикой, но был лиш„н глубокого содержания. С.-Л. был также скрипачом-виртуозом (в балете "Скрипка дьявола" Пуни танцевал, одновременно играя на скрипке), выступал с сольными концертами, писал музыку и сочинял балетные сценарии. Универсальность дарования и огромная энергия выдвинули С.-Л. в число ведущих деятелей балетного иск-ва в период, когда в зап.-европ. балете наметились признаки упадка. Стремясь завоевать популярность у зрителей, С.-Л. ставил эффектные спектакли, уделял большое внимание танц. технике. Используя фольклор, он обращался к стилизации, проявлял внимание к жанровым эпизодам, юмор его был основан на комедпйности ситуации, а не характеров. С.-Л. был мастером сольных форм, но ему недоставало поэтич. фантазии в пост. танцев кордебалета. В 1859-69 С.-Л. работал в России (дебютировал в Петербурге балетом "Жовита, или Мексиканские разбойники" Лабарра), периодически уезжая в Париж и др. города Зап. Европы. В России С.-Л. ориентировался на реакц. круги рус. общества. Особенно ч„тко это проявилось в одной из наиболее известных пост. С.-Л. "Кон„к-Горбунок" Пуни (1864, Петербург), отказавшись от сатирич. мотива сказки П. П. Ершова, балетмейстер в последнем акте показал единение России под эгидой самодержавия. Ещ„ большему искажению подвергся балет "Золотая рыбка" Минкуса (по Пушкину, 1867, Петербург), не имевший почти ничего общего с первоисточником. Передовые деятели рус. культуры, в т. ч. M. E. Салтыков-Щедрин, Н. А. Некрасов, В. С. Курочкин, беспощадно разоблачали приспособленчество и реакционность деятельности С.-Л. и его последователей. В России С.-Л. пост. также балеты: "Сальтарелло, или Страсть к танцам" (соч. С.-Л., 1859), "Грациелла" Пуни (1859), "Пакеретта" Бенуа и Пуни (1860), "Се-вильская жемчужина" Пинта и Пуни (1861), "Маркитантка" Бенуа и Пуни (1861), "Фиаметта" Минкуса (1864) и др. В 1869 дирекция имп. т-ров не возобновила контракт с С.-Л. Он вернулся в Париж, где в 1870 пост. свой лучший балет - "Коппелию". Соч.: La stenochoregraphie, ou l'art d'ecrire prompte-ment la danse..., P., 1852. Лит.: Слонимский Ю., Мастера балета, Л., 1937, с. 133-167; Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX в., Л.-М., 1963; G u e s t I., The ballet of the Second Empire, v. 1-2, L., 1953-55. CEH-CAHC (Saint-Saens), Камиль (9.X.1835, Париж, - 16.XII.1921, Алжир) - франц. композитор, пианист, органист, дириж„р, муз. писатель и обществ. деятель. Учился в Парижской консерватории у Ф. Бенуа и Ф. Галеви. Выступал во мн. странах как пианист и дириж„р (в России впервые в 1874). Один из основателей Нац. муз. об-ва (1871). Творчество С.-С. способствовало обновлению и подъ„му музыкальной жизни Франции в 1870-80-х гг., исторически подготавливая деятельность целого поколения франц. музыкантов (Г. Форе, П. Дюка, Э. Шабрие и др.). Лучшие произв. С.-С. отличаются яркой выразительностью мелодий, гармо-нич. изяществом и красочностью оркестровки. С.-С. многое заимствовал из совр. ему нем. музыки, творчество его не свободно от эклектики. Написал оперы "Ж„лтая принцесса" (1872, т-р "Опера комик", Париж), "Серебряный колокольчик" (1877, "Т-р лирик", Париж; 2-я ред., 1914, т-р "Де ла Монне", Брюссель), "Самсон и Далила" (1877, Веймар), "Этьенн Марсель" о вожде восстания парижских ремесленников в 14 в. (1879, "Гран-театр", Лион), "Прозерпина"(1887, т-р "Опера комик"), "Фрпна" (1893, там же), "Асканий" (1890), "Генрих VIII" по Каль-дерону (1893), "Варвары" (1901, все - т-р "Гранд-Опера"), "Елена", поев. певице Н. Мелба (1904), "Предок" (1906, обе Монте-Карло). Наиболее известные оперы С.-С. - "Самсон и Далила" и "Этьенн Марсель" до сих пор сохраняются в репертуаре оперных т-ров. С.-С. принадлежат также: балет "Жавотта" (1896, "Гран-театр"), музыка к пьесам Софокла ("Антигона", 1893, т-р "Комеди Франсез"), Расина ("Андромаха", 1903,Т-р Сары Бер-нар, Париж) и совр. драматургов, симфонии, концерты, сюиты (в т. ч. "Карнавал животных", в к-рую входит муз. пьеса "Лебедь", получившая известность в хореографич. гост. М. М. Фокина "Умирающий лебедь") и др., хоровые и камерно-инструмент. соч. С.-С. завершил (совм. с П. Дюка) оперу Э. Гиро "Фред егонда" (1895, т-р "Гранд-Опера"), реконструировал музыку Люлли к "Сицилийцу" Мольера (1892, т-р "Комеди Франсез") и др. произв., издавал соч. Рамо. С.-С. - автор муз.-критич. и теоретич. работ, неск. пьес и др. Лит. соч.: Portraits et souvenirs, P., 1900. Лит.: Французская музыка 2-й половины XIX в. Сб. переводных работ, вступ. ст. и ред. М. С. Друскина, М., 1938; Р о л л а н Р., Музыканты наших дней, пер. с франц., М., 1938; Кремлев Ю., К. Сен-Санс и его эстетика, "Сов музыка", 1955, ј 6; D a n d e 1 о t A., La vie et l'oeuvre do Saint-Saens, P., 1930; Chantavoine J., C. Saint-Saens p1947. АЛ.М\ СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (от франц. sentiment - чувство) - направление в европ. иск-ве 2-й пол. 18 в. С. развился как одно из течений позднего Просвещения под влиянием растущего идейного расслоения третьего сословия и отразил настроения наиболее демократии, слоев этого сословия. В центре внимания С.- человеческая личность, борьба против сословного деления общества, за раскрепощение человека, утверждение его естественных прав. В. И. Ленин писал: "...капитализм, оторвавший личность от всех крепостных уз, ... создал подъем чувства личности" (Соч., т. 1, стр. 394-395). Этот "подъем чувства личности" подготовил С. С. зародился в лирике и романе, а затем проник в драматургию и театр. иск-во, оказав влияние на возникновение жанров "сл„зной комедии, мещанской драмы. Представители С. выступили против эстетики классицизма, рационализма ранних просветителей, они способствовали становлению просветительского реализма. Борясь с рационалистич. канонами и нормами, сентименталисты создали культ чувства и воображения. С. значительно расширил рамки драматургии показом частной жизни человека, разработкой семей-но-психологич. сюжетов, любовным изображением природы, стремлением максимально приблизить драму и театр к жизни третьего сословия. В пьесах Страницы: «« « 2045 2046 2047 2048 2049 2050 2051 2052 2053 2054 2055 2056 2057 2058 2059 2060 2061 2062 2063 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |