|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2045 2046 2047 2048 2049 2050 2051 2052 2053 2054 2055 2056 2057 2058 2059 2060 2061 2062 2063 » »» (1950-52), Дюссельдорфа (1952-56), в "Нем. опере на Рейне" (Дуйсбург и
Дюссельдорф; с 1959). , Ал. М.
CEH-JIEOH (Saint-Leon; наст. имя и фам.- Шарль Виктор Артюр Мишель;
Michel) (17.IX.1821-2.IX. 1870) - франц. артист балета и балетмейстер,
скрипач, композитор и либреттист. Сын танцовщика А. Мишеля. Учился
танцам у А. Декомба. 17 лет дебютировал в Брюсселе, затем гастролировал
в Германии, Италии, Англии. В 1847 дебютировал в Париже как танцовщик и
балетмейстер. С.-Л. был технически сильным танцовщиком-виртуозом,
блестяще исполнял классич. и характерные партии. Танец С.-Л. отличался
элегантностью и тонким вкусом, пластической орнаментикой, но был лиш„н
глубокого содержания. С.-Л. был также скрипачом-виртуозом (в балете
"Скрипка дьявола" Пуни танцевал, одновременно играя на скрипке),
выступал с сольными концертами, писал музыку и сочинял балетные
сценарии. Универсальность дарования и огромная энергия выдвинули С.-Л. в
число ведущих деятелей балетного иск-ва в период, когда в зап.-европ.
балете наметились признаки упадка. Стремясь завоевать популярность у
зрителей, С.-Л. ставил эффектные спектакли, уделял большое внимание
танц. технике. Используя фольклор, он обращался к стилизации, проявлял
внимание к жанровым эпизодам, юмор его был основан на комедпйности
ситуации, а не характеров. С.-Л. был мастером сольных форм, но ему
недоставало поэтич. фантазии в пост. танцев кордебалета. В 1859-69 С.-Л.
работал в России (дебютировал в Петербурге балетом "Жовита, или
Мексиканские разбойники" Лабарра), периодически уезжая в Париж и др.
города Зап. Европы. В России С.-Л. ориентировался на реакц. круги рус.
общества. Особенно ч„тко это проявилось в одной из наиболее известных
пост. С.-Л. "Кон„к-Горбунок" Пуни (1864, Петербург), отказавшись от
сатирич. мотива сказки П. П. Ершова, балетмейстер в последнем акте
показал единение России под эгидой самодержавия. Ещ„ большему искажению
подвергся балет "Золотая рыбка" Минкуса (по Пушкину, 1867, Петербург),
не имевший почти ничего общего с первоисточником. Передовые деятели рус.
культуры, в т. ч. M. E. Салтыков-Щедрин, Н. А. Некрасов, В. С. Курочкин,
беспощадно разоблачали приспособленчество и реакционность деятельности
С.-Л. и его последователей.
В России С.-Л. пост. также балеты: "Сальтарелло, или Страсть к
танцам" (соч. С.-Л., 1859), "Грациелла" Пуни (1859), "Пакеретта" Бенуа и
Пуни (1860), "Се-вильская жемчужина" Пинта и Пуни (1861), "Маркитантка"
Бенуа и Пуни (1861), "Фиаметта" Минкуса (1864) и др. В 1869 дирекция
имп. т-ров не возобновила контракт с С.-Л. Он вернулся в Париж, где в
1870 пост. свой лучший балет - "Коппелию".
Соч.: La stenochoregraphie, ou l'art d'ecrire prompte-ment la
danse..., P., 1852.
Лит.: Слонимский Ю., Мастера балета, Л., 1937, с. 133-167; Красовская
В., Русский балетный театр второй половины XIX в., Л.-М., 1963; G u e s
t I., The ballet of the Second Empire, v. 1-2, L., 1953-55.
CEH-CAHC (Saint-Saens), Камиль (9.X.1835, Париж, - 16.XII.1921,
Алжир) - франц. композитор, пианист, органист, дириж„р, муз. писатель и
обществ. деятель. Учился в Парижской консерватории у Ф. Бенуа и Ф.
Галеви. Выступал во мн. странах как пианист и дириж„р (в России впервые
в 1874). Один из основателей Нац. муз. об-ва (1871). Творчество С.-С.
способствовало обновлению и подъ„му музыкальной жизни Франции в
1870-80-х гг., исторически подготавливая деятельность целого поколения
франц. музыкантов (Г. Форе, П. Дюка, Э. Шабрие и др.). Лучшие произв.
С.-С. отличаются яркой выразительностью мелодий, гармо-нич. изяществом и
красочностью оркестровки. С.-С. многое заимствовал из совр. ему нем.
музыки, творчество его не свободно от эклектики. Написал оперы "Ж„лтая
принцесса" (1872, т-р "Опера комик", Париж), "Серебряный колокольчик"
(1877, "Т-р лирик", Париж; 2-я ред., 1914, т-р "Де ла Монне", Брюссель),
"Самсон и Далила" (1877, Веймар), "Этьенн Марсель" о вожде восстания
парижских ремесленников в 14 в. (1879, "Гран-театр", Лион),
"Прозерпина"(1887, т-р "Опера комик"), "Фрпна" (1893, там же), "Асканий"
(1890), "Генрих VIII" по Каль-дерону (1893), "Варвары" (1901, все - т-р
"Гранд-Опера"), "Елена", поев. певице Н. Мелба (1904), "Предок" (1906,
обе Монте-Карло). Наиболее известные оперы С.-С. - "Самсон и Далила" и
"Этьенн Марсель" до сих пор сохраняются в репертуаре оперных т-ров.
С.-С. принадлежат также: балет "Жавотта" (1896, "Гран-театр"), музыка
к пьесам Софокла ("Антигона", 1893, т-р "Комеди Франсез"), Расина
("Андромаха", 1903,Т-р Сары Бер-нар, Париж) и совр. драматургов,
симфонии, концерты, сюиты (в т. ч. "Карнавал животных", в к-рую входит
муз. пьеса "Лебедь", получившая известность в хореографич. гост. М. М.
Фокина "Умирающий лебедь") и др., хоровые и камерно-инструмент. соч.
С.-С. завершил (совм. с П. Дюка) оперу Э. Гиро "Фред егонда" (1895, т-р
"Гранд-Опера"), реконструировал музыку Люлли к "Сицилийцу" Мольера
(1892, т-р "Комеди Франсез") и др. произв., издавал соч. Рамо. С.-С. -
автор муз.-критич. и теоретич. работ, неск. пьес и др.
Лит. соч.: Portraits et souvenirs, P., 1900.
Лит.: Французская музыка 2-й половины XIX в. Сб. переводных работ,
вступ. ст. и ред. М. С. Друскина, М., 1938; Р о л л а н Р., Музыканты
наших дней, пер. с франц., М., 1938; Кремлев Ю., К. Сен-Санс и его
эстетика, "Сов музыка", 1955, ј 6; D a n d e 1 о t A., La vie et
l'oeuvre do Saint-Saens, P., 1930; Chantavoine J., C. Saint-Saens p1947.
АЛ.М\
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (от франц. sentiment - чувство) - направление в европ.
иск-ве 2-й пол. 18 в. С. развился как одно из течений позднего
Просвещения под влиянием растущего идейного расслоения третьего сословия
и отразил настроения наиболее демократии, слоев этого сословия. В центре
внимания С.- человеческая личность, борьба против сословного деления
общества, за раскрепощение человека, утверждение его естественных прав.
В. И. Ленин писал: "...капитализм, оторвавший личность от всех
крепостных уз, ... создал подъем чувства личности" (Соч., т. 1, стр.
394-395). Этот "подъем чувства личности" подготовил С.
С. зародился в лирике и романе, а затем проник в драматургию и театр.
иск-во, оказав влияние на возникновение жанров "сл„зной комедии,
мещанской драмы.
Представители С. выступили против эстетики классицизма, рационализма
ранних просветителей, они способствовали становлению просветительского
реализма. Борясь с рационалистич. канонами и нормами, сентименталисты
создали культ чувства и воображения. С. значительно расширил рамки
драматургии показом частной жизни человека, разработкой
семей-но-психологич. сюжетов, любовным изображением природы, стремлением
максимально приблизить драму и театр к жизни третьего сословия. В пьесах
Страницы: «« « 2045 2046 2047 2048 2049 2050 2051 2052 2053 2054 2055 2056 2057 2058 2059 2060 2061 2062 2063 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |