Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2045   2046   2047   2048   2049   2050   2051   2052   2053  2054   2055   2056   2057   2058   2059   2060   2061   2062   2063  » »»

(1950-52), Дюссельдорфа (1952-56), в "Нем. опере на Рейне"  (Дуйсбург  и
Дюссельдорф; с 1959). , Ал. М.
   CEH-JIEOH (Saint-Leon; наст. имя и фам.- Шарль Виктор  Артюр  Мишель;
Michel) (17.IX.1821-2.IX. 1870) - франц. артист балета  и  балетмейстер,
скрипач, композитор и  либреттист.  Сын  танцовщика  А.  Мишеля.  Учился
танцам у А. Декомба. 17 лет дебютировал в Брюсселе, затем  гастролировал
в Германии, Италии, Англии. В 1847 дебютировал в Париже как танцовщик  и
балетмейстер.  С.-Л.  был  технически   сильным   танцовщиком-виртуозом,
блестяще исполнял классич. и характерные партии. Танец  С.-Л.  отличался
элегантностью и тонким вкусом, пластической орнаментикой, но  был  лиш„н
глубокого содержания. С.-Л.  был  также  скрипачом-виртуозом  (в  балете
"Скрипка  дьявола"  Пуни  танцевал,  одновременно  играя  на   скрипке),
выступал  с  сольными  концертами,  писал  музыку  и  сочинял   балетные
сценарии. Универсальность дарования и огромная энергия выдвинули С.-Л. в
число ведущих деятелей балетного иск-ва в период,  когда  в  зап.-европ.
балете наметились признаки упадка.  Стремясь  завоевать  популярность  у
зрителей, С.-Л. ставил  эффектные  спектакли,  уделял  большое  внимание
танц. технике. Используя фольклор, он обращался к  стилизации,  проявлял
внимание к жанровым эпизодам,  юмор  его  был  основан  на  комедпйности
ситуации, а не характеров. С.-Л.  был  мастером  сольных  форм,  но  ему
недоставало поэтич. фантазии в пост. танцев кордебалета. В 1859-69 С.-Л.
работал  в  России  (дебютировал  в  Петербурге  балетом  "Жовита,   или
Мексиканские разбойники" Лабарра), периодически уезжая  в  Париж  и  др.
города Зап. Европы. В России С.-Л. ориентировался на реакц.  круги  рус.
общества. Особенно ч„тко это проявилось в одной  из  наиболее  известных
пост. С.-Л. "Кон„к-Горбунок"  Пуни  (1864,  Петербург),  отказавшись  от
сатирич. мотива сказки П.  П.  Ершова,  балетмейстер  в  последнем  акте
показал единение России под эгидой самодержавия. Ещ„ большему  искажению
подвергся балет "Золотая рыбка" Минкуса (по Пушкину,  1867,  Петербург),
не имевший почти ничего общего с первоисточником. Передовые деятели рус.
культуры, в т. ч. M. E. Салтыков-Щедрин, Н. А. Некрасов, В. С. Курочкин,
беспощадно разоблачали приспособленчество и  реакционность  деятельности
С.-Л. и его последователей.
   В России С.-Л.  пост.  также  балеты:  "Сальтарелло,  или  Страсть  к
танцам" (соч. С.-Л., 1859), "Грациелла" Пуни (1859), "Пакеретта" Бенуа и
Пуни (1860), "Се-вильская жемчужина" Пинта и Пуни (1861),  "Маркитантка"
Бенуа и Пуни (1861), "Фиаметта" Минкуса (1864) и  др.  В  1869  дирекция
имп. т-ров не возобновила контракт с С.-Л. Он вернулся в  Париж,  где  в
1870 пост. свой лучший балет - "Коппелию".
   Соч.:  La  stenochoregraphie,  ou  l'art  d'ecrire  prompte-ment   la
danse..., P., 1852.
   Лит.: Слонимский Ю., Мастера балета, Л., 1937, с. 133-167; Красовская
В., Русский балетный театр второй половины XIX в., Л.-М., 1963; G u e  s
t I., The ballet of the Second Empire, v. 1-2, L., 1953-55.
   CEH-CAHC  (Saint-Saens),  Камиль  (9.X.1835,  Париж,  -  16.XII.1921,
Алжир) - франц. композитор, пианист, органист, дириж„р, муз. писатель  и
обществ. деятель. Учился в Парижской  консерватории  у  Ф.  Бенуа  и  Ф.
Галеви. Выступал во мн. странах как пианист и дириж„р (в России  впервые
в 1874). Один из основателей Нац. муз. об-ва  (1871).  Творчество  С.-С.
способствовало  обновлению  и  подъ„му  музыкальной  жизни   Франции   в
1870-80-х гг., исторически подготавливая деятельность  целого  поколения
франц. музыкантов (Г. Форе, П. Дюка, Э. Шабрие и  др.).  Лучшие  произв.
С.-С. отличаются яркой выразительностью мелодий, гармо-нич. изяществом и
красочностью оркестровки. С.-С. многое заимствовал  из  совр.  ему  нем.
музыки, творчество его не свободно от эклектики. Написал  оперы  "Ж„лтая
принцесса" (1872, т-р "Опера комик",  Париж),  "Серебряный  колокольчик"
(1877, "Т-р лирик", Париж; 2-я ред., 1914, т-р "Де ла Монне", Брюссель),
"Самсон и Далила" (1877, Веймар), "Этьенн  Марсель"  о  вожде  восстания
парижских  ремесленников   в   14   в.   (1879,   "Гран-театр",   Лион),
"Прозерпина"(1887, т-р "Опера комик"), "Фрпна" (1893, там же), "Асканий"
(1890), "Генрих VIII" по Каль-дерону (1893), "Варвары" (1901, все -  т-р
"Гранд-Опера"), "Елена", поев. певице Н. Мелба (1904),  "Предок"  (1906,
обе Монте-Карло). Наиболее известные оперы С.-С. - "Самсон и  Далила"  и
"Этьенн Марсель" до сих пор сохраняются в репертуаре оперных т-ров.
   С.-С. принадлежат также: балет "Жавотта" (1896, "Гран-театр"), музыка
к пьесам  Софокла  ("Антигона",  1893,  т-р  "Комеди  Франсез"),  Расина
("Андромаха",  1903,Т-р  Сары  Бер-нар,  Париж)  и  совр.   драматургов,
симфонии, концерты, сюиты (в т. ч. "Карнавал животных", в  к-рую  входит
муз. пьеса "Лебедь", получившая известность в хореографич. гост.  М.  М.
Фокина "Умирающий лебедь") и др.,  хоровые  и  камерно-инструмент.  соч.
С.-С. завершил (совм. с П. Дюка) оперу Э. Гиро "Фред егонда" (1895,  т-р
"Гранд-Опера"),  реконструировал  музыку  Люлли  к  "Сицилийцу"  Мольера
(1892, т-р "Комеди Франсез") и др. произв., издавал соч. Рамо.  С.-С.  -
автор муз.-критич. и теоретич. работ, неск. пьес и др.
   Лит. соч.: Portraits et souvenirs, P., 1900.
   Лит.: Французская музыка 2-й половины XIX в.  Сб.  переводных  работ,
вступ. ст. и ред. М. С. Друскина, М., 1938; Р о л л а  н  Р.,  Музыканты
наших дней, пер. с франц., М., 1938;  Кремлев  Ю.,  К.  Сен-Санс  и  его
эстетика, "Сов музыка", 1955, ј 6; D a n d  e  1  о  t  A.,  La  vie  et
l'oeuvre do Saint-Saens, P., 1930; Chantavoine J., C. Saint-Saens p1947.
АЛ.М\
   СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (от франц. sentiment - чувство) - направление в европ.
иск-ве 2-й  пол.  18  в.  С.  развился  как  одно  из  течений  позднего
Просвещения под влиянием растущего идейного расслоения третьего сословия
и отразил настроения наиболее демократии, слоев этого сословия. В центре
внимания С.- человеческая личность,  борьба  против  сословного  деления
общества, за раскрепощение человека, утверждение его естественных  прав.
В.  И.  Ленин  писал:  "...капитализм,  оторвавший  личность   от   всех
крепостных уз, ... создал подъем чувства личности"  (Соч.,  т.  1,  стр.
394-395). Этот "подъем чувства личности" подготовил С.
   С. зародился в лирике и романе, а затем проник в драматургию и театр.
иск-во,  оказав  влияние  на  возникновение  жанров  "сл„зной   комедии,
мещанской драмы.
   Представители С. выступили против эстетики классицизма,  рационализма
ранних просветителей, они способствовали  становлению  просветительского
реализма. Борясь с рационалистич. канонами  и  нормами,  сентименталисты
создали культ чувства  и  воображения.  С.  значительно  расширил  рамки
драматургии    показом    частной    жизни     человека,     разработкой
семей-но-психологич. сюжетов, любовным изображением природы, стремлением
максимально приблизить драму и театр к жизни третьего сословия. В пьесах

Страницы: «« « 2045   2046   2047   2048   2049   2050   2051   2052   2053  2054   2055   2056   2057   2058   2059   2060   2061   2062   2063  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия