Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2048   2049   2050   2051   2052   2053   2054   2055   2056  2057   2058   2059   2060   2061   2062   2063   2064   2065   2066  » »»

В нач. 19 в. под влиянием усилившейся нац.-освободит.  борьбы  сербского
народа против Турции возникает светский т-р. Первый публичный  спектакль
("Попугай" Коцебу) состоялся в Пеште в 1813 по инициативе театр. деятеля
И. Вуйича, к-рого называют "отцом сербского т-ра".  Деятельность  Вуйича
вызвала появление многочисл. любит, трупп. В 40-е  гг.  нек-рые  из  них
становятся проф. т-рами - "Передвижное любит.  об-во"  (1840-42),  об-во
"Нови-Сад" и др. Эти любит, передвижные проф. труппы закладывают  основы
нац. театр. иск-ва. Первая оригинальная сербская  драма  -  трагедия  С.
Стефановича "Смерть царя Уроша V" была пост. в 1825  любит,  труппой  А.
Николича в Нови-Саде. Крупнейшим сербским драматургом 1-й пол. 19 в. был
И. С'терияПопович, автор историч.  драм:  "Ненависть,  или  Светислав  и
Милева" (1827), "Милош  Обилич"  (1828),  "Смерть  Стефана  Дечан-ского"
(1849), "Гайдуки" (1842), "Владислав" (1842) и  др.  Комедии  -"Враль  и
подвирало" (1830), "Скупой, или  Кир-Яня"  (1837),  "Тыква,  возомнившая
себя  чашей"  (1838),  "Патриоты"  (1849)  и   др.-высмеивают   сербское
привилегированное общество. Пьесы Стерии-Поповича составили  осн.  часть
репертуара  любительского  и  проф.  сербского   т-ра.   Развитию   нац.
драматургии  способствовало   творчество   драматургов   Л.   Лазаревича
("Владимир и Косара", 1836,  "Друзья",  1837)  и  Николича  ("Альпийская
пастушка", 1826, "Королевич Марко и арап", 1841, "Построение  Раваницы",
1861, и др.). Были опубликованы драмы черногорского поэта П.  П.  Негоша
("Горный венок", 1902, и "Лжецарь Шчепан Малый"). В  1835-36  при  дворе
князя в Кра-гуевце работал постоянный т-р  -  "Княжеско-серб-ский  т-р",
директором и режисс„ром к-рого был Вуйич. Здесь ставились пьесы  Вуйича,
а  также  аллегорич.  пьесы  патриотич.  содержания   "Гибель   Сербии",
"Воскресение  Сербии"  и  др.   В   1840   Николич   возобновил   театр.
представления  в  Крагуевце.  В  1830-33  Сербия  становится  автономным
княжеством. В 1841 в Белграде - столице сербского автономного  княжества
-  открывается  т.  н.  "Театр  в  Таможне",  основанный  Ни-количем   и
Стерией-Поповичем. Вначале т-р работал как любительский, а с нач. 1842 -
как профессиональный. Здесь  ставились  спектакли:  "Смерть  царя  Уроша
Пятого"  Стефановича,  "Женитьба  и  замужество",  "Обман  за  обманом",
"Владислав" Стерии-Попо-вича, "Юран и София,  или  Турки  около  Сесака"
Кукуле-вича,  "Эрнани"  Гюго  и  др.  В  1842   т-р   закрылся.   Театр.
представления в Белграде возобновились в 1847-48,  когда  там  выступала
полупроф. труппа  Н.  Джуркови-ча  из  Панчево.  Во  2й  пол.  19  в.  в
обстановке  политич.  и  обществ,  подъ„ма  возобновляется  деятельность
любит. трупп, начинается борьба за создание  постоянного  нац.  т-ра.  В
1861 в Нови-Саде был создан сербский Нар. т-р, основателем и  директором
к-рого  был  драматурги   режисс„р   Й.Джорджевич.   Вначале   спектакли
устраивались на открытом воздухе, в 1872 т-р получил собственное здание.
Возникнув по инициативе и на средства патриотич. настроенного  сербского
населения, работая в условиях нац. гн„та, сербский Нар. т-р становится в
1-й пол. 19 в. центром сербской культуры, хранителем  нац.  традиций.  В
1868 часть труппы во главе с Джорджевичем основала в Белграде  Нац.  т-р
("Народно .позориште").
   Появление постоянных т-ров способствовало дальнейшему  развитию  нац.
драматургии. Гл. место в репертуаре занимала историко-патриотич.  драма.
Помимо пьес Стерии-Поповича, Лазаревича,  Николича,  ставились  историч.
драмы И. Суботича  ("Герцог  Владислав",  "Звонимир",  "Неманя",  "Милош
Обилич"), М. Бана ("Мейрима", 1849; "Миленко"  и  "Добрила",  1850),  М.
Цветича ("Неманя",  1877),  М.П.Шапчани-на  ("Задужбина  царя  Лазаря"),
историч.  драмы  в  стихах   поэтов-романтиков   Л.   Костича   ("Максим
Црное-внч", 1866; "Пера Сегединац", 1882)  и  Дж.  Якшича  ("Переселение
сербов", 1864; "Елизавета, княгиня черногорская", 1868; "Станое Главаш",
1878). Во 2-й пол. 19 в. комедийные традиции  Стерии-Поповича  продолжил
К.  Трифкович   ("Поздравляю",   1871,   "Школьный   инспектор",   1871;
"Разборчивая", 1872; "Любовное  письмо",  1873,  н  др.).  Популярностью
пользовались т. н. "народные пьесы  с  пением"  ("Джпдо"  Веселинови-ча,
"Сельский  гуляка"  Тота  и  др.).  В  последнее  десятилетие  19  в.  в
репертуаре т-ров  появляется  реали-сгич.  драма:  сатирич.  комедии  из
крестьянской жизни М. Глишича - "Два цванцика" (1883, Нац. т-р, Белград)
и "Обман" (1885, там же); "Клятва" Матавуля (1896,  сербский  Нац.  т-р,
Нови-Сад), "Барсук перед судом" Кочича, комедии Б. Нушича -  "Протекция"
(1890, Нови-Сад), "Депутат" (1896,  Нац.  т-р,  Белград),  "Обыкновенный
человек" (1900, там же), "Путешествие вокруг света" (1911, там же) и др.
В первом десятилетии 20  в.  в  серб.  драматургии  сказывается  влияние
натурализма ("За божьей спиной" Нушича,  "Наши  сыновья"  и  "Наш  зять"
Йовановича).  Историч.   драмы   в   этот   период   пишут   А.   Шантич
("Ха-санагиница"),  Боич  ("Женитьба  Уроша").  Ставятся   также   пьесы
хорватских   драматургов:   "Потурченец"   Кукулевича,    "Пограничники"
Фрейденрейха, "Психея", "Эквиноций",  "Дубровницкая  трилогия",  "Смерть
матери Юговичей" Войновича и др., классич. драматургия (Мольер, Шекспир,
Гольдони, Г„те, Гюго, Дюма, Сарду и др.). В  нач.  20  в.  в  репертуаре
появляются рус. пьесы ("Ревизор", "Женитьба", "На дне"), а  также  пьесы
Г. Ибсена, Г. Гауптмана, М. Метер-линка.  В  труппах  т-ров  Белграда  и
Нови-Сада играли  акт„ры:  Д.  Ружич,  Т.  Йованович,  М.  Гргурова,  М.
Маркович, В. Нигринова, А. Бачванский, М. Гаврилович, П. Добринович,  И.
Станоевич и др.; режисс„ры И. Джорджевич, А. Хаджич, В. Милькович и др.
   В 1870 при белградском т-ре была  организована  первая  театр.  школа
(руководители Джорджевич и Бачванский). Помимо двух постоянных т-ров,  в
Сербии во 2-й пол. 19 в. существовало много передвижных проф.  трупп.  В
Боснии первая любит, труппа была организована в 1840 в Сараево (под рук.
Бановича), затем в 1865 возникла  труппа  в  г.  Трешань  (под  рук.  С.
Петрановича), в 1871-78 - в Сараево (под  рук.  бр.  Стипичей).  Попытки
создания постоянного т-ра в Боснии относятся к 1898 (г. Тузла),  в  1903
создан Первый сербский  нац.  т-р  Боснии  и  Герцеговины  (Сараево),  в
1912-13-  Сербский  любит,  т-р  (Сараево),  в  1913  -  Гос.  нац.  т-р
(Сараево). В 1910-15 в Це-тинье  работал  Гос.  черногорский  нац.  т-р,
репертуар к-рого составляли в основном пьесы серб. (Костича, Трифковича,
Бана и др.) и черногорских авторов (Негоша,  Р.  Рогановича  и  др.).  В
Македонии первые театр. представления устраивались  в  40-е  гг.  19  в.
силами учеников начальной школы в  Скопье.  В  1895-  1912  существовала
передвижная труппа В. Черно-дринского.
   После окончания первой мировой войны возобновили работу  Нац.  т-р  в
Белграде (1918), сербский Нац. т-р в Нови-Саде (1919). Деятельность этих
т-ров в  период  между  двумя  мировыми  войнами  протекала  в  условиях
напряж„нной борьбы с правительственной реакцией за демократич. традиции,
за утверждение реалистич. иск-ва (см. Югославский  театр  и  Югославская
драматургия).

Страницы: «« « 2048   2049   2050   2051   2052   2053   2054   2055   2056  2057   2058   2059   2060   2061   2062   2063   2064   2065   2066  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия