|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2048 2049 2050 2051 2052 2053 2054 2055 2056 2057 2058 2059 2060 2061 2062 2063 2064 2065 2066 » »» В нач. 19 в. под влиянием усилившейся нац.-освободит. борьбы сербского
народа против Турции возникает светский т-р. Первый публичный спектакль
("Попугай" Коцебу) состоялся в Пеште в 1813 по инициативе театр. деятеля
И. Вуйича, к-рого называют "отцом сербского т-ра". Деятельность Вуйича
вызвала появление многочисл. любит, трупп. В 40-е гг. нек-рые из них
становятся проф. т-рами - "Передвижное любит. об-во" (1840-42), об-во
"Нови-Сад" и др. Эти любит, передвижные проф. труппы закладывают основы
нац. театр. иск-ва. Первая оригинальная сербская драма - трагедия С.
Стефановича "Смерть царя Уроша V" была пост. в 1825 любит, труппой А.
Николича в Нови-Саде. Крупнейшим сербским драматургом 1-й пол. 19 в. был
И. С'терияПопович, автор историч. драм: "Ненависть, или Светислав и
Милева" (1827), "Милош Обилич" (1828), "Смерть Стефана Дечан-ского"
(1849), "Гайдуки" (1842), "Владислав" (1842) и др. Комедии -"Враль и
подвирало" (1830), "Скупой, или Кир-Яня" (1837), "Тыква, возомнившая
себя чашей" (1838), "Патриоты" (1849) и др.-высмеивают сербское
привилегированное общество. Пьесы Стерии-Поповича составили осн. часть
репертуара любительского и проф. сербского т-ра. Развитию нац.
драматургии способствовало творчество драматургов Л. Лазаревича
("Владимир и Косара", 1836, "Друзья", 1837) и Николича ("Альпийская
пастушка", 1826, "Королевич Марко и арап", 1841, "Построение Раваницы",
1861, и др.). Были опубликованы драмы черногорского поэта П. П. Негоша
("Горный венок", 1902, и "Лжецарь Шчепан Малый"). В 1835-36 при дворе
князя в Кра-гуевце работал постоянный т-р - "Княжеско-серб-ский т-р",
директором и режисс„ром к-рого был Вуйич. Здесь ставились пьесы Вуйича,
а также аллегорич. пьесы патриотич. содержания "Гибель Сербии",
"Воскресение Сербии" и др. В 1840 Николич возобновил театр.
представления в Крагуевце. В 1830-33 Сербия становится автономным
княжеством. В 1841 в Белграде - столице сербского автономного княжества
- открывается т. н. "Театр в Таможне", основанный Ни-количем и
Стерией-Поповичем. Вначале т-р работал как любительский, а с нач. 1842 -
как профессиональный. Здесь ставились спектакли: "Смерть царя Уроша
Пятого" Стефановича, "Женитьба и замужество", "Обман за обманом",
"Владислав" Стерии-Попо-вича, "Юран и София, или Турки около Сесака"
Кукуле-вича, "Эрнани" Гюго и др. В 1842 т-р закрылся. Театр.
представления в Белграде возобновились в 1847-48, когда там выступала
полупроф. труппа Н. Джуркови-ча из Панчево. Во 2й пол. 19 в. в
обстановке политич. и обществ, подъ„ма возобновляется деятельность
любит. трупп, начинается борьба за создание постоянного нац. т-ра. В
1861 в Нови-Саде был создан сербский Нар. т-р, основателем и директором
к-рого был драматурги режисс„р Й.Джорджевич. Вначале спектакли
устраивались на открытом воздухе, в 1872 т-р получил собственное здание.
Возникнув по инициативе и на средства патриотич. настроенного сербского
населения, работая в условиях нац. гн„та, сербский Нар. т-р становится в
1-й пол. 19 в. центром сербской культуры, хранителем нац. традиций. В
1868 часть труппы во главе с Джорджевичем основала в Белграде Нац. т-р
("Народно .позориште").
Появление постоянных т-ров способствовало дальнейшему развитию нац.
драматургии. Гл. место в репертуаре занимала историко-патриотич. драма.
Помимо пьес Стерии-Поповича, Лазаревича, Николича, ставились историч.
драмы И. Суботича ("Герцог Владислав", "Звонимир", "Неманя", "Милош
Обилич"), М. Бана ("Мейрима", 1849; "Миленко" и "Добрила", 1850), М.
Цветича ("Неманя", 1877), М.П.Шапчани-на ("Задужбина царя Лазаря"),
историч. драмы в стихах поэтов-романтиков Л. Костича ("Максим
Црное-внч", 1866; "Пера Сегединац", 1882) и Дж. Якшича ("Переселение
сербов", 1864; "Елизавета, княгиня черногорская", 1868; "Станое Главаш",
1878). Во 2-й пол. 19 в. комедийные традиции Стерии-Поповича продолжил
К. Трифкович ("Поздравляю", 1871, "Школьный инспектор", 1871;
"Разборчивая", 1872; "Любовное письмо", 1873, н др.). Популярностью
пользовались т. н. "народные пьесы с пением" ("Джпдо" Веселинови-ча,
"Сельский гуляка" Тота и др.). В последнее десятилетие 19 в. в
репертуаре т-ров появляется реали-сгич. драма: сатирич. комедии из
крестьянской жизни М. Глишича - "Два цванцика" (1883, Нац. т-р, Белград)
и "Обман" (1885, там же); "Клятва" Матавуля (1896, сербский Нац. т-р,
Нови-Сад), "Барсук перед судом" Кочича, комедии Б. Нушича - "Протекция"
(1890, Нови-Сад), "Депутат" (1896, Нац. т-р, Белград), "Обыкновенный
человек" (1900, там же), "Путешествие вокруг света" (1911, там же) и др.
В первом десятилетии 20 в. в серб. драматургии сказывается влияние
натурализма ("За божьей спиной" Нушича, "Наши сыновья" и "Наш зять"
Йовановича). Историч. драмы в этот период пишут А. Шантич
("Ха-санагиница"), Боич ("Женитьба Уроша"). Ставятся также пьесы
хорватских драматургов: "Потурченец" Кукулевича, "Пограничники"
Фрейденрейха, "Психея", "Эквиноций", "Дубровницкая трилогия", "Смерть
матери Юговичей" Войновича и др., классич. драматургия (Мольер, Шекспир,
Гольдони, Г„те, Гюго, Дюма, Сарду и др.). В нач. 20 в. в репертуаре
появляются рус. пьесы ("Ревизор", "Женитьба", "На дне"), а также пьесы
Г. Ибсена, Г. Гауптмана, М. Метер-линка. В труппах т-ров Белграда и
Нови-Сада играли акт„ры: Д. Ружич, Т. Йованович, М. Гргурова, М.
Маркович, В. Нигринова, А. Бачванский, М. Гаврилович, П. Добринович, И.
Станоевич и др.; режисс„ры И. Джорджевич, А. Хаджич, В. Милькович и др.
В 1870 при белградском т-ре была организована первая театр. школа
(руководители Джорджевич и Бачванский). Помимо двух постоянных т-ров, в
Сербии во 2-й пол. 19 в. существовало много передвижных проф. трупп. В
Боснии первая любит, труппа была организована в 1840 в Сараево (под рук.
Бановича), затем в 1865 возникла труппа в г. Трешань (под рук. С.
Петрановича), в 1871-78 - в Сараево (под рук. бр. Стипичей). Попытки
создания постоянного т-ра в Боснии относятся к 1898 (г. Тузла), в 1903
создан Первый сербский нац. т-р Боснии и Герцеговины (Сараево), в
1912-13- Сербский любит, т-р (Сараево), в 1913 - Гос. нац. т-р
(Сараево). В 1910-15 в Це-тинье работал Гос. черногорский нац. т-р,
репертуар к-рого составляли в основном пьесы серб. (Костича, Трифковича,
Бана и др.) и черногорских авторов (Негоша, Р. Рогановича и др.). В
Македонии первые театр. представления устраивались в 40-е гг. 19 в.
силами учеников начальной школы в Скопье. В 1895- 1912 существовала
передвижная труппа В. Черно-дринского.
После окончания первой мировой войны возобновили работу Нац. т-р в
Белграде (1918), сербский Нац. т-р в Нови-Саде (1919). Деятельность этих
т-ров в период между двумя мировыми войнами протекала в условиях
напряж„нной борьбы с правительственной реакцией за демократич. традиции,
за утверждение реалистич. иск-ва (см. Югославский театр и Югославская
драматургия).
Страницы: «« « 2048 2049 2050 2051 2052 2053 2054 2055 2056 2057 2058 2059 2060 2061 2062 2063 2064 2065 2066 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |