Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2049 2050 2051 2052 2053 2054 2055 2056 2057 2058 2059 2060 2061 2062 2063 2064 2065 2066 2067 » »» Музыкальный театр. К сер. 19 в. в серб. т-ре выработался особый муз. сценич. жанр - т. н. "пьесы с пением" (тип серб. зингшпиля). Особого расцвета этот жанр достиг в творчестве Д. Енко ("Сельский гуляка", 1878, "Девичья клятва", 1887, "Джидо", 1892, и др.), П. Крстича ("Коштана", 1907) и С. Христича ("Чу-чук-Стана", 1907) (все пост. в Нац. т-ре, Белград). В 1882 в Белграде была пост. первая серб. оперетта- "Колдунья" Енко. В конце 19 в. делаются попытки создания оперы (музыка Енко к драме "Прибислав и Божана" Д. Илича). В 1894 в Белграде пост. опера "В колодце" чеш. композитора В. Блодека, а в 1903первая серб. опера "На заре" С. Бинички (на сюжет Б. Нушича). В 1911 пост. опера И. Байича "Князь Иво из Семберии" (по драме Б. Нушича) о борьбе сербов против тур. ига. В нач. 20 в. опера и оперетта прочно входят в репертуар серб. т-ров. В Нац. т-ре (Белград) и серб. Нац. т-ре (Нови-Сад) ставились оперы И. Зайца ("Никола Шубич Зриньский"), В. Пармы ("Ксения"), С. Альбини ("Барон Тренк") и др. югосл. композиторов, а также Дж. Верди, П. Масканьи, Р. Леонкавалло и др. Исполнителями опер и оперетт были в осн. музыкально одар„нные драм. акт„ры. См. Югославский театр (музыкальный). Балет. Формирование нац. балета в Сербии началось только после образования Королевства сербов, хорватов и словенцев (1918). В 1920, после организации пост. оперы в Белграде, отд. балетные номера ставили в оперных спектаклях. Первыми балетмейстерами были К. Исаченко и М. Боголовская, Е. Полякова, под рук. к-рой были поставлены первые балеты: "Шехеразада" на муз. Римского-Корсакова, "Коп-пелия". В дальнейшем на сцене т-ра в Белграде ставились: балеты хорватских композиторов - "Пряничное сердце", "Имбрек с носом" Барановича (1927, 1937), "Ч„рт в селе" Лотки (1938) и др.; классич. балеты - "Жизель", "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик", "Раймонда"; совр. балеты Стравинского ("Жар-птица", "Петрушка"), Равеля ("Дафнис и Хлоя"), Р. Штрауса ("Тиль Уленшпигель") и др. В 30-е гг. в балетной труппе т-ра работали: балетмейстеры - Н. Кирсанова, Ф. Фроман, П. и П. Млакар, М. Ростич; солисты - М. Ростич, Н. Бошкович, А. Прелич, Н. Милошевич, С. Стани-славлевич, Т. Полонская, А. Рое, М. Оленина, М. Йованович, С. Лакетич. В 1921-28 в Белграде существовала частная школа Е. Поляковой, в 1928 танцовщиков готовило хореографич. отделение Средней муз. школы при Муз. академии. После освобождения страны от фашистской оккупации (1945) балетная труппа при Нац. т-ре возобновила деятельность. Большое место в репертуаре заняли произведения югославских композиторов: "Охридская легенда" Христича (1947), "Баллада о средневековой любви" Лотки (1950), "Золотая рыбка" Логара (1953) и др. В балетной труппе т-ра: балетм.- Н. Кирсанова, Д. Парлич и др.; солисты - М. Санина, Р. Пар-нел, ВИ. Бегоевич, Д. Сифниос, Б. Маркович, М. Момчилович. Труппа выезжала на гастроли в Эдинбург (1951), Грецию (1952, 1957), Женеву (1953), Флоренцию (1955), Вену (1955), Париж (1957) и др. В 1948 организовалась балетная труппа при серб. Нац. т-ре в Нови-Саде. Здесь также ставились балеты: "Охридская легенда" Христича (1951), "Ч„рт в селе" Лотки (1952), "Пряничное сердце" Барановича (1955) и др. Балетм. М. Оленина, М. Кирбос, Г. Македонски. В 1946 создана хореографич. студия при Нац. т-ре и хореографич. отделение при Муз. академии в 1948, хореографич. отделение при Академии театр. иск-в, в 1947 - восьмилетняя балетная школа. В 1948 в Нови-Саде создана Средняя балетная школа (с 1954 - отделение Средней школы театр. иск-ва). Лит.: С I п (1 г 1 6 Р., НгуааЫ 1 згрзЫ 1еа1аг, [2а геЬ 1960]; Споменица 1861-1961, Нови-Сад, 1961 (Српско народно позориште у Новом Саду); Зборник прилога истори?и ?угославенских позоришта, Нови-Сад, 1961; Зборник Му-зе?а позоришне уметности, Београд, 1962; А п с1 г е 1 8 ? С V е ; Ь о В., Оиг1;-К1а?п 8., топ?з?л гаг-уо? питбе Ьи11иге и ?ие081аУ1]1, 2а„ГгеЬ, 1962. Алъб К СЕРВАНДОНИ (Servandoni), Джованни Никколо (2.V.1695-19.1.1766) - итал. архитектор, живописец, театр. художник, машинист сцены. С 1724 жил в Париже, где с 1728 занимал должность "первого художника-декоратора Королевской академии музыки". Создавал декорационное оформление опер: "Пирам и Фисба" Ребеля и Франк„ра (1724), "Прозерпина" (172,7), "Тезей" (1729), "Фаэтон" (1730) Люлли, "Галантная Индия" Рамо (1735) и др. Был видным представителем классицистского направления в театраль-но-декорац. иск-ве 1-й пол. 18 в. С. воспроизводил на сцене помпезные, монументальные, строгие здания, гармонировавшие со стилем франц. драматургии этого времени. Развивая декорац. принципы худ. К. Биб-биены, С. создавал систему классически простых, лиш„нных орнамента арок, пересекающих сцену по диагонали, верх зданий терялся в колосниках. В 1738- 1742 и 1753-58 С.работал в помещении "Зала театральных машин" в королевском дворце Тюильри, где устраивал своеобразные "декоративные спектакли" на ми-фологич. темы, состоявшие из демонстрации под музыку часто сменяющихся декораций: "Пандора" (1739), "Сошествие Энея в ад" (1740), "Геро и Леандра" (1742), "Награжд„нное постоянство" (1757) и др. В 40-х гг. 18 в. был декоратором в т-рах Лисабона, Бордо, Брюсселя, Дрездена. Лит.: Z u с k e r Р., Die Theater-Dekoration des Klas-sicismus. В., 1925; В a talli e M. L., Servandoni, в кн.: D i m i e r L., Les peintres francala du XVIII siede, t. 2, Brux.-P., 1930, р. 379-90; Reymond S.,Decu-g is N., Le decor de theatre en France du Moyen age..., Р., 1953. В. Мюл. СЕРВАНТЕС де Сааведра (Cervantes de Saa-vedra), Мигель (29. IX.1547, Алькала-де-Энарес, - 23.IV.1616, Мадрид) - йен. писатель, драматург. Создатель всемирно известного романа "Дон Кихот". Род. в семье обедневшего дворянина, в 1570-75 был рядовым солдатом. В 1575-80 находился в плену в Алжире. После возвращения на родину нек-рое время был сборщиком недоимок, до конца жизни жил в нищете. К драматургии обратился после 1580, написав ок. 30 драм. произв. Пьеса "Алжирская жизнь" (1581?) о жизни рабов-христиан в Алжире исполнена ненависти к рабству, страстной любви к свободе. Национально-патриотич. героич. трагедия "Нумансия" (после 1588?) рассказывает о подвиге народа, предпочитающего смерть позорной жизни в плену. В переработке поэта Р. Альберти "Нумансия" ставилась "Т-ром сарсуэлы" в Мадриде во время героич. обороны исп. столицы от фашистских армий (1938). Эти пьесы, связанные нек-рыми драматургич. при„мами с уч„но-гуманистич. драмой, отличаются глубоким демократизмом, подлинным новаторством, героем в них являются не отдельные личности, а народ. Страницы: «« « 2049 2050 2051 2052 2053 2054 2055 2056 2057 2058 2059 2060 2061 2062 2063 2064 2065 2066 2067 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |