Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2049   2050   2051   2052   2053   2054   2055   2056   2057  2058   2059   2060   2061   2062   2063   2064   2065   2066   2067  » »»

   Музыкальный театр. К сер. 19 в. в серб. т-ре выработался особый  муз.
сценич. жанр - т. н. "пьесы с пением"  (тип  серб.  зингшпиля).  Особого
расцвета этот жанр достиг в творчестве Д. Енко ("Сельский гуляка", 1878,
"Девичья клятва", 1887, "Джидо", 1892, и др.),
   П. Крстича ("Коштана", 1907) и  С.  Христича  ("Чу-чук-Стана",  1907)
(все пост. в Нац. т-ре, Белград). В 1882 в Белграде  была  пост.  первая
серб. оперетта- "Колдунья" Енко. В конце 19 в. делаются попытки создания
оперы (музыка Енко к драме "Прибислав и Божана"  Д.  Илича).  В  1894  в
Белграде пост. опера "В  колодце"  чеш.  композитора  В.  Блодека,  а  в
1903первая серб. опера "На заре" С. Бинички (на сюжет Б. Нушича). В 1911
пост. опера И. Байича "Князь Иво из Семберии" (по  драме  Б.  Нушича)  о
борьбе сербов против тур. ига. В нач. 20  в.  опера  и  оперетта  прочно
входят в репертуар серб. т-ров. В Нац. т-ре (Белград) и серб. Нац.  т-ре
(Нови-Сад) ставились оперы И. Зайца ("Никола Шубич Зриньский"), В. Пармы
("Ксения"), С. Альбини ("Барон Тренк")  и  др.  югосл.  композиторов,  а
также Дж. Верди, П. Масканьи, Р. Леонкавалло и др. Исполнителями опер  и
оперетт были в осн. музыкально одар„нные драм. акт„ры.  См.  Югославский
театр (музыкальный).
   Балет. Формирование  нац.  балета  в  Сербии  началось  только  после
образования Королевства сербов, хорватов и  словенцев  (1918).  В  1920,
после организации пост. оперы в Белграде, отд. балетные номера ставили в
оперных спектаклях.  Первыми  балетмейстерами  были  К.  Исаченко  и  М.
Боголовская, Е. Полякова, под рук. к-рой были поставлены первые балеты:
   "Шехеразада" на муз. Римского-Корсакова, "Коп-пелия". В дальнейшем на
сцене т-ра  в  Белграде  ставились:  балеты  хорватских  композиторов  -
"Пряничное сердце", "Имбрек с носом" Барановича (1927,  1937),  "Ч„рт  в
селе" Лотки (1938) и др.; классич. балеты - "Жизель", "Лебединое озеро",
"Спящая красавица", "Щелкунчик", "Раймонда"; совр.  балеты  Стравинского
("Жар-птица", "Петрушка"), Равеля ("Дафнис и Хлоя"), Р.  Штрауса  ("Тиль
Уленшпигель") и  др.  В  30-е  гг.  в  балетной  труппе  т-ра  работали:
балетмейстеры - Н. Кирсанова, Ф. Фроман, П.  и  П.  Млакар,  М.  Ростич;
солисты  -  М.  Ростич,  Н.  Бошкович,  А.  Прелич,  Н.  Милошевич,   С.
Стани-славлевич, Т. Полонская, А. Рое,  М.  Оленина,  М.  Йованович,  С.
Лакетич. В 1921-28 в Белграде существовала частная школа Е. Поляковой, в
1928 танцовщиков готовило хореографич. отделение Средней муз. школы  при
Муз. академии.
   После освобождения страны от  фашистской  оккупации  (1945)  балетная
труппа  при  Нац.  т-ре  возобновила  деятельность.  Большое   место   в
репертуаре  заняли  произведения  югославских  композиторов:  "Охридская
легенда" Христича (1947), "Баллада о средневековой любви" Лотки  (1950),
"Золотая рыбка" Логара (1953) и др. В балетной труппе т-ра: балетм.-  Н.
Кирсанова, Д. Парлич и др.; солисты - М. Санина, Р. Пар-нел, ВИ. Бегоевич, Д. Сифниос, Б. Маркович, М. Момчилович. Труппа выезжала  на
гастроли  в  Эдинбург  (1951),  Грецию  (1952,  1957),  Женеву   (1953),
Флоренцию (1955), Вену (1955), Париж (1957) и др.
   В  1948  организовалась  балетная  труппа  при  серб.  Нац.  т-ре   в
Нови-Саде. Здесь также ставились балеты:
   "Охридская легенда" Христича (1951),  "Ч„рт  в  селе"  Лотки  (1952),
"Пряничное сердце" Барановича  (1955)  и  др.  Балетм.  М.  Оленина,  М.
Кирбос, Г. Македонски.
   В 1946 создана хореографич.  студия  при  Нац.  т-ре  и  хореографич.
отделение при Муз. академии в 1948, хореографич. отделение при  Академии
театр. иск-в, в 1947 - восьмилетняя балетная школа.
   В 1948 в Нови-Саде создана Средняя балетная школа (с 1954 - отделение
Средней школы театр. иск-ва).
   Лит.: С I п (1 г 1 6 Р.,  НгуааЫ  1  згрзЫ  1еа1аг,  [2а  геЬ  1960];
Споменица 1861-1961, Нови-Сад, 1961 (Српско народно  позориште  у  Новом
Саду); Зборник  прилога  истори?и  ?угославенских  позоришта,  Нови-Сад,
1961; Зборник Му-зе?а позоришне уметности, Београд, 1962; А п с1 г  е  1
8 ? С V е ; Ь о В., Оиг1;-К1а?п 8.,  топ?з?л  гаг-уо?  питбе  Ьи11иге  и
?ие081аУ1]1, 2а„ГгеЬ, 1962. Алъб  К  СЕРВАНДОНИ  (Servandoni),  Джованни
Никколо  (2.V.1695-19.1.1766)  -  итал.  архитектор,  живописец,  театр.
художник, машинист сцены. С 1724  жил  в  Париже,  где  с  1728  занимал
должность "первого художника-декоратора  Королевской  академии  музыки".
Создавал  декорационное  оформление  опер:  "Пирам  и  Фисба"  Ребеля  и
Франк„ра (1724), "Прозерпина" (172,7), "Тезей" (1729),  "Фаэтон"  (1730)
Люлли, "Галантная Индия" Рамо (1735) и  др.  Был  видным  представителем
классицистского направления в театраль-но-декорац. иск-ве 1-й пол. 18 в.
С. воспроизводил на сцене  помпезные,  монументальные,  строгие  здания,
гармонировавшие со стилем франц.  драматургии  этого  времени.  Развивая
декорац. принципы худ. К. Биб-биены,  С.  создавал  систему  классически
простых, лиш„нных орнамента арок, пересекающих сцену по диагонали,  верх
зданий терялся  в  колосниках.  В  1738-  1742  и  1753-58  С.работал  в
помещении "Зала театральных машин" в  королевском  дворце  Тюильри,  где
устраивал своеобразные "декоративные  спектакли"  на  ми-фологич.  темы,
состоявшие из  демонстрации  под  музыку  часто  сменяющихся  декораций:
"Пандора" (1739), "Сошествие Энея в ад" (1740), "Геро и Леандра" (1742),
"Награжд„нное постоянство" (1757) и др. В 40-х гг. 18 в. был декоратором
в т-рах Лисабона, Бордо, Брюсселя, Дрездена.
   Лит.: Z u с k e r Р., Die Theater-Dekoration des  Klas-sicismus.  В.,
1925; В a talli e M. L., Servandoni, в кн.: D i m i e r L., Les peintres
francala du XVIII siede,  t.  2,  Brux.-P.,  1930,  р.  379-90;  Reymond
S.,Decu-g is N., Le decor de theatre en  France  du  Moyen  age...,  Р.,
1953. В. Мюл.
   СЕРВАНТЕС де Сааведра (Cervantes de Saa-vedra), Мигель (29.  IX.1547,
Алькала-де-Энарес, - 23.IV.1616, Мадрид)  -  йен.  писатель,  драматург.
Создатель  всемирно  известного  романа  "Дон  Кихот".  Род.   в   семье
обедневшего  дворянина,  в  1570-75  был  рядовым  солдатом.  В  1575-80
находился в плену в Алжире. После возвращения на  родину  нек-рое  время
был сборщиком недоимок, до конца жизни жил в нищете.
   К драматургии обратился после 1580,  написав  ок.  30  драм.  произв.
Пьеса  "Алжирская  жизнь"  (1581?)  о  жизни  рабов-христиан  в   Алжире
исполнена   ненависти   к   рабству,   страстной   любви   к    свободе.
Национально-патриотич.  героич.  трагедия   "Нумансия"   (после   1588?)
рассказывает о подвиге народа, предпочитающего смерть позорной  жизни  в
плену. В переработке  поэта  Р.  Альберти  "Нумансия"  ставилась  "Т-ром
сарсуэлы" в Мадриде во время героич. обороны исп. столицы от  фашистских
армий (1938). Эти пьесы,  связанные  нек-рыми  драматургич.  при„мами  с
уч„но-гуманистич. драмой, отличаются глубоким  демократизмом,  подлинным
новаторством, героем в них являются  не  отдельные  личности,  а  народ.

Страницы: «« « 2049   2050   2051   2052   2053   2054   2055   2056   2057  2058   2059   2060   2061   2062   2063   2064   2065   2066   2067  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия