|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2047 2048 2049 2050 2051 2052 2053 2054 2055 2056 2057 2058 2059 2060 2061 2062 2063 2064 2065 » »» Коложваре (Клуже), Кошице и др. С 1837 - акт„р т-ра "Мадьяр синхаз в
Пеште; с 1840 - Нац. т-ра. С. утверждал в сво„м творчестве рост нац. и
социального самосознания венг. народа накануне революции 1848-49.
Выступал в драм. и муз. спектаклях, в трагедиях и комедиях. Наибольший
успех имел в героич. ролях венг. патриотов. Обладал выразительной
внешностью. Вопреки популярной в те годы школы декламации стремился к
естественной речи, простоте исполнения. Был первым исполнителем роли
Петура в драме "Банк-бан" Катоны, исполнял роли Заха ("Клара Зах"
Кишфалуди), Ба-ранга ("Жертва" В„р„шмарти) и др.
Играл также роли в пьесах Шекспира: Клавдий, Полоний ("Гамлет"),
Фальстаф ("Генрих IV"), Банко ("Макбет"), Кент ("Король Лир"), Лоренцо
("Ромео и Джульетта"), Ме-нений Агриппа ("Кориолан") и др.
Лит.: История западноевропейского театра, т. 4, под общей ред. С. С.
Мокульского, Г. Н. Бояджиева и Е. Л. Финкелыптейн, М., 1964, с. 353-54;
[D e r у n e -S z e p-p a t a k i R.] Deryne naploja, kot. 1-3, Bdp.,
1900 и 1957, то же; Hazadnak renduletlenul. A mavar nep aranykonyve,
Bdp., 1955, old 101. СЕНЬЕ (Seigner), Луи (р. 23.VI.1903) - франц. акт„р. Дебютировал на
сцене "Т-ра селестинцев" (Лион), затем учился (с 1919) в парижской
Консерватории. В нач. 20-х гг. по приглашению Ф. Жемье был принят в т-р
"Одеон" (Париж); с 1939-в труппе т-ра "Комеди Франсез", где является
"сосъетером". С. легко, изящно, не смягчая сатирич. содержания образа,
играет роль Журдена ("Мещанин во дворянстве"), с чувством меры и
художеств. такта исполняет буффонные трюки, проявляя мастерство высокого
комизма. Строгая сдержанная манера игры, скупость внешнего рисунка
характерны для исполнения ролей Оргона и Тартюфа ("Тартюф"), Аргана
("Мнимый больной"), Лепика ("Рыжик" Ренара). В 1954 выступал в Сов.
Союзе. Снимается в кино.
СЕПП, Пауль [16(28).X.1885-18.II.1943] - эст. режисс„р. Театр.
деятельность начал в Петербурге в 1903 (драм. кружок Эст. школьного и
просветительного общества); в 1906-07 учился в театр. школе Ю. М.
Юрьева. В 1920 основал первую эст. театр. студию (Таллин). Работал как
режисс„р в т-рах "Дра-мастудио", "Ванемуйне" (Тарту) и "Эстония"
(Таллин).
Пост.: "Царь Эдип" Софокла (1922), "Орлеанская дева" Шиллера (1923),
"Мария Стюарт" (1923); "Жертва" Тагора (1922), "Соната призраков"
Стриндберга (1923), "Пер Гюнт" (1927) и др. К. Каск.
СЕПТЕТ (нем- Septett, от лат. septem - семь) - 1) ансамбль из 7
музыкантов-исполнителей (инструменталистов или вокалистов). 2) Муз.
произв. для 7 инструментов либо вок. сочинение для 7 певч. голосов.
Инструментальный С., как и квартет, квинтет и т. п.,- один из видов
камерной музыки. Вок. С. встречается гл. обр. в операх, в к-рых, как
секстет и квинтет, обычно имеет значение узлового момента, кульминации
драматургич. действия (С. в операх "Отелло" Верди, "Орлеанская дева"
Чайковского). Р. Л.
СЕРАМПА, правильнее с и р и м и и,- форма театр. представлений
Индонезии. Осн. средство сценич. выразительности С.- танец и пантомима.
С. исполнялись при дворах яванских феодалов девушками из знатных семей.
Танцы и пантомима ведут сво„ начало от нар. истоков. Позы и движения
танцовщиц С. заимствованы из традиционного танца, исполняемого в широко
распростран„нном в Индонезии т-ре теней. В основе муз.сопровождения
С.лежат нац. индонез. мелодии. Исполняется обычно четырьмя танцовщицами
- пары воспроизводили движения и позы другой. Сюжеты С. заимствованы из
нар. сказаний. Популярность сюжетов, выразительность танцев сделали
ненужным участие в представлениях С. даланга. Мел. Б.
СЕРАФИМОВИЧ (наст. фам. -Попов), Александр Серафимович
[7(19).1.1863-19.1.1949] - рус. сов. писатель. Чл. Коммунистич. партии с
1918. В 1883 поступил на физико-математич. ф-т Петерб. ун-та. В 1887 был
выслан за революц. деятельность в Архангельскую обл. (1887-90). Лит.
деятельность начал в 1889. Первые драматургич. опыты С.- пьесы "Разбитый
дом" (1906), "В семье", "На мельнице" (обе в 1907) и др. Пьеса С.
"Девушка за стеной" (1911) была пост. в моск. Т-ре Корша. В сов. время
С. написал пьесу "Марьяна" (1918, пост. в 1920 фронтовой труппой
Пролеткульта), поев. жизни деревни. В центре пьесы молодая женщина,
к-рая приходит к пониманию необходимости революц. борьбы. Гл. герои
пьесы предвосхищали образы Виринеи и Павла Суслова из "Виринеи"
Сейфуллиной. Роман "Железный поток" (1924) о героич. походе таманской
Красной Армии в 1918 был инсценирован автором совм. с И. Всеволожским и
пост. в 1934 в Реалистическом т-ре (реж. Н. П. Охлопков).
Гос. пр. СССР (1943).
Др. пьесы: "Именины в 1919 году" (1919, в 1922-23 ставилась в
самодеят. т-рах), "Иголка" (1919-20), драматич. хроника "Шахт„ры"
(1927-28) - обе пьесы не опубликованы, "Так жил мой отец" (инсц.
рассказа "Сменщик", 1939). С о ч.: Собр. соч. в 7 тт., т. 4 и 6, M.,
1959. Лит.: Т а м а ш и н Л., Советская драматургия в годы гражданской
войны, М., 1961; Головашенко Ю-, Героика гражданской войны в советской
драматургии, Л., 1957.
СЕРАФЙН (Serafin), Туллио (р. 8.XII.1878)- итал. дириж„р. Учился в
Миланской консерватории. Как оперный дириж„р дебютировал в 1903 в
Ферраре, затем выступал в разл. городах, преим. Италии (т-р "Ла Скала" и
др.). Гастролировал в т-рах "Ковент-Гарден" (1907), "Гранд-Опера"
(1912), "Метрополитен-опера" (1924) и др. т-рах мира. С.- один из
крупнейших итал. дириж„ров 20 в.
Дирижировал премьерами опер: "Изабо" П. Масканьи l9l2), "Любовь тр„х
королей" И. Монтемецци (1913); первыми итал. пост.: "Кавалер роз" (1910)
и "Саломея" (1912) Р. Штрауса, "Псковитянка" (1912); "Воццек" А. Берга
(1925), "Золотой петушок" (1940); "Питер Граймс" Б. Бриттена (1947);
"Садко" (1930, 1-я пост. в США) и мн. др.
Соч.: Stile, tradizioni e convenzioni del melodramma italiano del
XVII-XIX secolo, MiL, 1958 (совм. с А. Toni). Св. Г.
СЕРБСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Первые сведения о т-ре Сербии относятся
к 13 в., когда в праздничные дни устраивались нар. уличные
представления. Тур. иго (14-17 вв.) задержало развитие сербской театр.
культуры. Становление е„ началось в 18 в. в Воеводине (входила в состав
Австрии), свободной от тур. завоевания. Первое театр. представление
состоялось в 1736 в Сремских Карловнах; ученики "Латинской школы" под
рук. учителя - киевского богослова Э. Козачинского пост. его историч.
пьесу "Тра-гедокомедия". После полувекового перерыва школьные
представления возобновились в Темешваре (1793), Вршце (1793), Пеште
(1794),'Нови-Саде (1802, 1811) и др. В 1818 они были запрещены властями.
Страницы: «« « 2047 2048 2049 2050 2051 2052 2053 2054 2055 2056 2057 2058 2059 2060 2061 2062 2063 2064 2065 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |