|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2038 2039 2040 2041 2042 2043 2044 2045 2046 2047 2048 2049 2050 2051 2052 2053 2054 2055 2056 » »» ("Вишн„вый сад"), Медея (о. п. Ануя), Соня ("Раковина" Крога) и др.
Образы Агнес ("Бранд"), Хильде ("Йун Габриэль Боркман"), Эллиды
("Женщина с моря"), фру Альвинг и особенно Норы определили популярность
С. как крупнейшей совр. исполнительницы ибсеновского репертуара.
Лит.: Gjesdah1 Р., Premierer og portretter, Oslo, 1957; S k a v l a n
E., Norsk teater. 1930-1953, Oslo, 1960.
Вл. M. СЕГУРА (Segura), Мануэль Асенсио (23.VII.1805- 18. X. 1871) -
перуанский драматург. В 1833 начал лит. деятельность комедией "Пепа"
(изд. 1953), сатирой на военно-полицейский строй Гамарра - президента
Перу. С.- автор стихотворных комедий: "Сержант Кануто" (1839, т-р
"Колисео де комедиа"), перекликавшейся с "Хвастливым воином" Плавта;
"Донья Кати-та" (1845, Т-р Национальной комедии, г. Лима), обличающей
алчность мещанской среды; "Три вдовы" (1862, т-р "Принсипаль") о тяж„лом
положении женщины, и др. Писал также сайнете, фарсы. В пьесах С.
выступали видные перуанские акт„ры - Т. Миранда, Э. Перес, Э. Саморано и
др.
Соч.: Comedias, Lima, 1924.
Лит.: U g а г t e Chamorro G., Manuel A. Segura, creador de la
comedia peruana. Lima, [1957] (на мимеографе). Ал. Р.
СЕДЕН (Sedame), Мишель Жан (4.VII.1719-17.V. 1797) - франц.
драматург. Чл. Франц. академии (с 1789). развивал принципы Ж. Ж. Руссо в
области комич. оперы. Автор либретто опер П. А. Монсиньи, пост. в т-ре
"Ком„ди Итальенн" (Париж): "Король и фермер" (1762), "Роза и Кола"
(1764), "Алина, королева Голконды" (1766, т-р "Опера"), "Дезертир"
(1769) и др. Ученик и последователь Д. Дидро. Наиболее значит. произв.
С.- мещанская драма "Философ, сам того не зная" (1765, т-р "Ком„ди
Франсез"), осуждающая дворянские сословные предрассудки и
характеризующаяся ч„ткой идейной направленностью, жизненностью образов,
увлекательным действием. Творчество С. способствовало демократизации
франц. т-ра и драматургии в духе бурж. просветит, идей.
В России оперы на либретто С., в т. ч. "Дезертир" ("Беглый солдат",
1781), "Царица Голкондская" (1786), "Панург" (1792), ставились в т-ре Н.
П. Шереметева и др. крепостных т-рах.
Соч.: Oeuvres choisies, Р., 1860; в рус. пер.-"Философ, сам того не
зная", в сб.: Французский театр эпохи Просвещения, т. 1, М., 1957 (там
же см. ст. Мокульский С. С., Французская драматургия эпохи Просвещения).
Лит.: Мокульский С., История западноевропейского театра, т. 2, М.-Л.,
1939.
С‚ДЕРБЕРГ (Soderberg), Яльмар (2 .VII. 1869- 14. X. 1941) - шведский
драматург. Лит. деятельность начал в 1894. Большой популярностью
пользовалась драма С. "Гертруда" (1906, Драм. т-р, Стокгольм),
отражающая влияние драматургии Г. Ибсена и показывающая бунт женщины
против бурж. морали. В одноактном психологич. этюде "Вечерняя звезда"
(1912, там же) тема духовного кризиса либеральной интеллигенции окрашена
тоскливо-безысходной элегичностью. Пьеса "Роковая пора" (1922) отразила
растерянную угнет„нность С. после 1-й мировой войны.
На рус. сцене ставилась пьеса "Гертруда" под назв. "Любовь - вс„"
(1910, Малый т-р, Москва, труппа М. Ф. Багрова, Одесса).
С о ч.: Skrifter. 1919-1921, Bd I-X, Stockh., 1943; в рус.
пер.-Гертруда. Драма, М.изд. "Польза", В. Антик, [1908];
Amor-omnia (Любовь - вс„), в сб.: Фиорды, СПБ, 1909. Лит.:
Веселовский Ю. А., Яльмар С„дерберг, М, 1911; Bergman В., Hjalmar
Soderberg, Stockh., [1951]; Henriques A., Svensk litteratur. 1909-1940,
Kbh., 1942. Вл. М.
СЕДЕФЧЯН, Романос (1837-1905) - арм. акт„р и драматург. Один из
старейших деятелей арм. "Восточного т-ра" в Константинополе (Стамбуле).
Автор историко-романтич. драм, ставившихся на сценах западноарм. т-ров:
"Айк богатырь", "Падение династии Рубинянов", "Вартан, спаситель
родины", "Тигран великий", "Ренегат Васак" и др. Б. А.
СЕДМАР (наст. фам. - Т а л ь я н), Мариам Григорьевна
[12(24).VI.1899-24.1.1958] - арм. сов. артистка оперы (меццо-сопрано).
Нар. арт. Арм. ССР (1950). Училась в Тифлисской консерватории у Б. Б.
Корсова. Сценич. деятельность начала в 1919 как артистка оперетты. С
1933 - солистка Т-ра оперы и балета им. Спендиарова. Замечательная
исполнительница партии Графини ("Пиковая дама").
Партии: Нани ("Ануш" Тиграняна), Сона, Шушан ("На рассвете",
"Героиня" Степаняна) - первая исполнительница:
Шпаник ("Намус" Ходжа-Эйнатова), Барбале ("Кето и Котэ" Долидзе),
Ольга и Няня ("Евгений Онегин"), Аксинья ("Тихий Дон"), Зибель
("Фауст"), Маддалена ("Риголетто"), Кар-н и др. Цн. Г.
СЕДОВА, Юлия Николаевна (р. 1880) - рус. артистка балета, педагог. В
1898 окончила Петерб. театр. уч-ще (класс Э. Чеккетти) и была принята в
Ма-риинскийт-р; в 1903-16 - солистка балетной труппы этого т-ра. В
1911-14 выступала в Германии, Франции, США и др. совм. с E. В. Гельцер и
М. М. Мордки-ным. В 1918 эмигрировала во Францию. За рубежом работала в
разл. т-рах в качестве балетмейстера и педагога. С 20-х гг. руководит
школой танца в Ницце.
Партии: Царь-Девица ("Кон„к-Горбунок" Пуни), Аврора;
Пахита (о. п. Дельдевеза), Одетта-Одиллия; Китри ("Дон-Кихот"), Низия
("Царь Кандавл" Пуни) и др.
При несколько сухой, недостаточно выразительной внешней манере
исполнения С. была виртуозной танцовщицей, обладала большой элевацией.
Исполняла партии, требующие быстрых темпов.
Лит.: Худеков С. Н., История танцев, ч. 4, СПБ, 1917, с. 144;
Борисоглебский М. [сост.]. Материалы по истории русского балета, т. 2,
Л., 1939; Светлов В. Я., Терпсихора, СПБ, 1906, с. 348-51; Фокин М.,
Против течения, Л.-М., 1962. П. Л.
СЕЗОН театральный- часть года, в течение к-рого театр систематически
показывает свои спектакли публике.
СЕИДБЕЙЛЙ, Гасан Мехти оглы (р. 22. X 11.1920) - азерб. сов. писатель
и драматург. Засл. деятель иск-в Азерб. ССР (1960). Чл. Коммунистич.
партии с 1955. В 1943 окончил Гос. ин-т кинематографии. Лит.
деятельность начал в 1942. В соавторстве с писателем И. Касумовым
написал пьесы: "На дальних берегах" (1956, Т-р им. Азизбекова), "Море
любит отважных" (1954, Бакинский рус. т-р) - о трудовых подвигах
бакинских нефтяников, "Зачем ты жив„шь?" (1959, там же) - о моральном
облике сов. человека, "За закрытой дверью" (1961, Т-р им. Азизбекова),
"Экзамен" (1959, Азерб. ТЮЗ). Автор либретто муз. комедии
"Золотоискатели" (1960, Азерб. т-р муз. комедии), сценариев фильмов. К.
Кае.
Страницы: «« « 2038 2039 2040 2041 2042 2043 2044 2045 2046 2047 2048 2049 2050 2051 2052 2053 2054 2055 2056 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |