Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2029 2030 2031 2032 2033 2034 2035 2036 2037 2038 2039 2040 2041 2042 2043 2044 2045 2046 2047 » »» им. Мравяна, с 1942-гл. художник этого т-ра. Сотрудничал с видными режисс„рами- А. Бурджаляном, В. Аджемяном, Т. Шамирханяном. Первое оформление - "Профессор Мамлок" Вольфа. Лучшие работы: "Слуга двух господ" (1942), "Двенадцатая ночь" (1944), "Свадьба Кречинского"; "Ара Прекрасный" Н. Зарьяна (1946) - Ленинаканский т-р; "Ут„с" В. Папазяна (1944), "Монастырское ущелье" В агаршяна, "Страна родная" Демирчяна (1945)-Т-р им. Г. Сундукяна. Лаконизм, слияние скульптурных деталей с элементами живописи, выразительность художественного языка, яркая фантазия сделали С. одним из виднейших представителей театрально-декоративного иск-ва Армении. Выполненные в реалистич. манере работы С. отличаются эмоциональностью, жизнеутверждающим звучанием. Лит.: Халатян Л., Меликсет Свахчян, Ереван 1956 (на арм. и рус. яз.). Л. Хал СВАЧЯН,Арутюн [22.X(3.XI).1831-3(15).V.1874]- арм. публицист, лит. и театр. критик. Прогрессивный деятель нац. культуры. Соратник М. Налбандяна. Способствовал организации арм. проф. т-ра в Константинополе (Стамбул) в 1861. Написал много статей о т-ре и историч. драму - "Аранцар Аматуни", противостоявшую арм. классицистич. псевдопатриотич. трагедиям. Б. А. СВЕЖАВСКИЙ (Swierzawski), Кароль Боромеуш (1731-1806) - польский акт„р. В 1765 дебютировал в Варшаве в "Т-ре Народовы" в комедии Ю. Белявского "Докучные". Не имея специального образования, готовил дебют под рук. А. Чарторыйского, советами и указаниями к-рого пользовался и в дальнейшем. С. обладал хорошими внешними данными, красивым голосом, выступал преимущественно в комедийных ролях. Став ведущим комедийным акт„ром "Т-ра Народовы", получил от короля Станислава Августа Помятовского звание "Первого акт„ра Польши". Особую популярность завоевал в т. н. "кунту-шовых" ролях, требовавших выразительной передачи характерных особенностей польского быта (Староста - "Возвращение депутата" Немцевича; Богац-кий-"Школа злословия" Богуславского по Шеридану). Выступал в иностранном репертуаре (Арган- "Тартюф", Бартоло - "Севильский цирюльник" Бомарше). Б. Рос. СВЕНСЕН (Svendsen), Юхан Северин (30.IX.1840- 14.VI.1911) - норв. композитор, скрипач и дириж„р. Учился в Лейпцигской консерватории. В 1883-1908 был придворным капельмейстером в Копенгагене. Видный представитель романтизма в норв. музыке. Из произв. С. известны увертюры к пьесам "Сигурд Злой" Б. Бь„рнсона (1871), "Ромео и Джульетта" Шекспира (1876), камерная музыка. Лит.: R a v n О. Е., Johan Svendsen, [Oslo], 1944. Ал. М. СВЕНТИЦКАЙТЕ, Тамара Модесто (р.14.X.1922)- литов. сов. артистка балета. Нар. арт. Лит. ССР (1959). В 1932-38 училась в балетной студии в Каунасе. С 1938 - солистка Т-ра оперы и балета г. Каунаса (позднее Литов. т-р оперы и балета, Вильнюс). Исполняет ведущие партии в литов. балетах: Марите и Ванда ("Невеста" Пакальниса), Оне и Касте ("На берегу моря" Юзелюнаса), Эгле ("Эгле, королева ужей" Бальсиса). Др. партии: Одетта-Одиллия, Аврора, Раймонда, Жизель, Китри, Эсмеральда. В 1957-60 преподавала в Вильнюсской муз. школе (классич. танец). Гастролировала в Польше (1960), Румынии (1960), Болгарии (1962). Л. P уз. СВЕРДЛИН, Лев Наумович [р.З(16).Х1.1901 ]- рус. сов. акт„р. Нар. арт. СССР (1954). В 1921 поступил в Театр. техникум им. А. В. Луначарского (курс В. Э. Мейерхольда), затем учился в Гос. театр. мастерских В. Э. Мейерхольда. С 1926 - акт„р Т-ра им. Мейерхольда. В 1937-41 работал в Т-ре им. Вахтангова, с 1943 - в моск. Т-ре им. Маяковского. С. начал свой творч. путь преим. как комедийный, эксцентрич. акт„р. Он виртуозно владел телом, достигал особой ч„ткости сценич. формы, был ассистентом Мейерхольда по "биомеханике". Уже первые комедийные роли С. выявили многоплановость его творч. индивидуальности, склонность к углубл„нному психологии, анализу образа. Хотя герои С. часто отличались внешней необычностью, экстравагантностью, им был присущ своеобразный проникновенный лиризм. В нек-рых ролях С. достигал острого драматизма. Большой удачей С. стало исполнение роли Счастливпева (1926), где бравурная театр. буффонада сочеталась с тонким раскрытием характера персонажа, мягким юмором и глубиной. Высокой поэзией и напряж„нным драматизмом было проникнуто исполнение С. роли Нунбаха в спектакле "Вступление" Германа (1933). С годами игра С. обрела мудрую и ясную простоту, покоряющую естественность. С.- художник острой мысли, точного, полного и органич. перевоплощения. Играет преим. в сов. драматургии. Неисчерпаемое душевное богатство, нравственную чистоту, человечность, высокую принципиальность и безграничную преданность Родине раскрывает С. в образах современников - академик Верейский ("Закон чести" Штейна, 1949), директор завода Степанов ("Директор" Ал„шина, 1952), работник обкома Павел Михайлович ("Сонет Петрарки" Погодина, 1957). Строгим к себе и к людям и одновременно душевным, самозабвенно влюбл„нным в свою профессию был в исполнении С. потомственный кораблестроитель Илья Журбин ("Журбины" Кочетова и Кара, 1954). Глубокую драму чувств человека, исключ„нного по ложному обвинению из партии, акт„р гневно раскрыл в роли Хлебникова в спектакле "Персональное дело" Штейна (1955). Душевная чистота, стремление познать правду определяли образ писателя Косогорова в спектакле "Побег из ночи" б р. Тур (1958). Мудр, саркастичен, человеколюбив в исполнении С. судья Аздак ("Кавказский меловой круг" Брехта, 1964). В классич.репертуаре С. играл роли Тихона ("Гроза", 1954), Полония ("Гамлет", 1955). С. снимается в кино. За исполнение ролей Валь-ко ("Молодая гвардия"), Верейского ("Закон чести"), парторга Залкинда ("Далеко от Москвы") С. в 1947, 1949 и 1951 был удостоен Гос. пр. СССР. С 1924 С. вед„т педагогич. работу: в 1924-31 -вУзб. гос.дра-матич. студии в Москве, с 1962 - худ. рук. акт„рского курса во ВГИКе, с 1963 - в ГИТИСе. Соч.: Разговор с товарищами по искусству, М., 1960. Лит.: ВелеховаН., Непростая простота, "Театрала ная жизнь". 1961, ј 2. А. О СВЕРДЛОВСК (до 1924 -Екатеринбур г)- город в РСФСР, 897 тыс. жит.(на 1964 ). Один из крупнейших центров театр. и муз. культуры РСФСР. Первая проф. театр. труппа, состоящая в основном из крепостных акт„ров, была создана в Екатеринбурге в 1843 антрепрен„ром П. А. Соколовым (ставились пьесы, оперы, оперетты). Центр, роли в спектаклях исполняла Е. А. Иванова. В 1845 в Екатеринбурге было построено театр. здание со зрит. Страницы: «« « 2029 2030 2031 2032 2033 2034 2035 2036 2037 2038 2039 2040 2041 2042 2043 2044 2045 2046 2047 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |