|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 2031 2032 2033 2034 2035 2036 2037 2038 » »» позиции С. отразились в антиякобинской пьесе - "Термидор" (1891, "Комеди
Франсез") и в клеветнич. пьесе "Робеспьер" (1899, т-р "Лицеум", Лондон).
Драматургия С., не обладающая лит. достоинствами и не ставшая значит,
явлением лит. жизни Франции,- одно из ярких проявлений идейного кризиса
во франц. драматургии и т-ре 2-й пол. 19 в. В России пьесы С. вызвали
резкую критику М. Е. Салтыкова-Щедрина в статье "Драматурги - паразиты
во Франции" (Полн. собр. соч., т. 5, 1937, с. 219).
На основе пьес С. написаны оперы "Родина" Пала-диля (1886), "Федора"
(1898) и "Мадам Сан-Жен" (1915) Джордано, "Тоска" Пуччини (1900) и др.
С о ч.: Theatre complet, v. 1-9, Р., 1934-38; в рус. пер."Отечество",
М., 1872; Madame Sans-Gene, M., 1894; "Колдунья", СПБ, 1908, "Флория
Тоска", СПБ, 1900. Лит.: История западноевропейского театра, т. 3. Под
общей ред. С. С. Мокульского [и др.], М., 1963; L а с о u r L., Trois
theatres: E. Augier, A. Dumas fils, V. Sardou, P., 188U; R e b e 1 1 H.,
Victorien Sardou, P., 1903.
САРИОТТИ (наст. фам.- С и р о т к и н), Михаил Иванович
[1839-30.1(11.11). 1878] -рус. артист оперы (высокий бас). Род. в
Петербурге. Пению обучался у артиста петерб. имп. оперы П. И. Гумбина, в
дальнейшем совершенствовался в Милане у проф. П. Репетто. В 1862 с
успехом выступал в Кремоне и Милане. В 1863 дебютировал на сцене
Мариинского т-ра в партии Бертрама ("Роберт-Дьявол" Мейербера). Обладал
могучим голосом бархатного тембра, большим сценич. темпераментом. Ц. А.
Кюи называл его "диким, неукротимым, бешеным и чрезвычайно эффектным" в
партии Олоферна ("Юдифь" Серова). С. был также первым исполнителем
басовых партий:
Верховный жрец, Ер„мка ("Рогнеда", "Вражья сила" Серова), Робин
("Вильям Ратклиф" Кюи). Др. партии:
Алказим ("Наида" Флотова), Кудряш ("Гроза" Каш-перова).
Лит.: Кюи Ц., Из моих оперных воспоминаний, "ЕИТ". Сезон 1899-1900
гг., СПБ, 1900, прил. 2, с. 11. Л. Ив.
САРКСЯН, Ара Мигранович (p.7.IV.1902) - арм. сов. скульптор,
живописец и театральный художник. Нар. художник СССР (1963). Чл.
Коммунистич. партии с 1939. Окончил Венскую школу мастеров, с 1927
работает как театр. художник. Оформлял спектакли "Высокочтимые
попрошайки" Пароняна (совм. с М. Арутчяном, 1934) - Ленинаканский т-р,
"Геворк Марзпетуни" по Мурацану (1941), "Гамлет" (1942), "Дядя Багдасар"
Пароняна (1954) - Т-р им. Г. Сун-дукяна. Работы С. отличаются лаконизмом
выразительных средств, цельностью композиции, яркой театральностью. С.
принадлежит также серия скульптурных портретов деятелей т-ра и
драматургии (А. Пароняна, В. Вагаршяна, В. Аджемяна, Ширванзаде,
Жасмен).
Лит.: Тиханова В., Ара Сарксян, М., 1962. Л. Х ал.
САРОЯН (Saroyan), Уильям (р. 31.VIII.1908) - амер. писатель и
драматург. По происхождению армянин. Начал писать пьесы в 1939, будучи
уже известным писателем. Среди наиболее популярных пьес:
"В горах мое сердце" (1939, т-р "Груп", Нью-Йорк), "Дни нашей жизни"
(1939, т-р "Гилд", Нью-Йорк; пр. Пулицера, 1940). В спектакле "Дни нашей
жизни" С. впервые выступил как режисс„р, позднее сам ставил свои пьесы:
"Старая песня любви" (1940, т-р "Гилд"), "Прекрасные люди" (1941, т-р
"Лицеум", Нью-Йорк), "Говорю вам" и "Эй, кто-нибудь!" (1942, т-р
"Беласко", Нью-Йорк), "Проходи, старик!" (1943, т-р "Корт", Нью-Йорк).
Большинство пьес С. успеха не имели, они не ставились в т-рах Бродвея,
но С. продолжал писать пьесы, к-рые предназначал для любительских
спектаклей (напр., "Джим Дэнди, толстяк из голодной страны", 1942).
Драматич. произведения успешно ставились в "малых" и ун-тских т-рах:
"Скромное рождение, счастливые похороны" (1943, "Пасадена плейхаус"),
"Дом Сэма Эго" (1949, "С„ркл плейере", Лос-Анжелос). В 1957 после
долгого перерыва на Бродвее была пост. пьеса "Пещерные жители" (т-р
"Бижу"), в 1960 - "Сэм, лучший прыгун из них всех" (т-р "Ройял",
Лондон). Драматургия С. необычна как по форме, так и по содержанию. В
ней нет привычных коллизий, героев. Как писал сам С., он старается в
своих пьесах "раскрыть великую и бесконечную драму в самых обыденных
событиях, людях, обстановке". Герои С.- бедные, отверженные люди, но
даже на дне жизни они остаются прекрасными, добрыми. С. прославляет
простого человека, показывает несправедливость жизни, но не пытается
вскрыть корни этой несправедливости. Глубокая вера в людей, лиризм и
поэзия, теплота характерны для его творчества.
В СССР была пост. пьеса "В горах мое сердцем (1961, Т-р им.
Сундукяна, Ереван; 1962, Т-р им. Маяковского, Москва).
Соч.: "В горах мое сердце", "Эй, кто-нибудь!", в кн.: Американские
театральные миниатюры, Л.-М., 1961.
Лит.: Cassner J., The theatre in our times, N. Y.. 1957. /f. Г.
САРРАЗАНИ (Sarrasani), Ганс (р. 1871) - нем. цир-' ковой
предприниматель и артист. Был конюхом, униформистом,
клоуном-дрессировщиком, приобр„л известность как директор крупнейшего
нем. разъездного цирка. В своих цирках шапито С. противопоставил амер.
трехманежной системе Барнум-Бейли-Ринглинг т. н. "гигантское
кольцо"-укрупн„нный, семнадцатиметровый в диаметре манеж. С. заменил
индивидуальные цирковые номера с 2-3 участниками групповыми,
объединяющими 15-20 чел. и больше, придав им пышное этнографич.
оформление. Сам С. выступал с группой животных (18 гигантских слонов,
львы, тигры и т. д.).
Лит.: Кузнецов E., Цирк, М.-Л., 1931. M. 3.
CAPCE (Sarcey), Франсиск (наст. имя и фам.- Франсуа Саре еде Сутьер)
(1827-16.V.1899)- франц. писатель, театр. критик. Лит. деятельность
начал в 1858. С 1867 до конца жизни С. печатал еженедельные обзоры
театр. жизни Парижа в газете "Тан" ("Время"). Апологет франц. бурж.
драматургии и т-ра эпохи Второй империи и Третьей Республики, С.
пропагандировал пьесы Э. Скриба, В.Сарду, А. Дюма-сына и др.
драматургов, идеализированно изображавших "великосветскую" и бурж.
среду, показывавших лишь "безоблачные" стороны бурж. действительности.
Крайне враждебно выступал он против передовых франц. писателей и
драматургов - Э. Золя, Г. Мопассана, А. Бека, против пост. пьес Г.
Ибсена, Г. Гауптмана, Л. Толстого. С. требовал следования определ„нным
правилам и при„мам (обязат. наказание порока, введение традиц. драм. и
комич. эффектных положений и др.), отвечавшим мировоззрению и вкусам
буржуазно-обывательской части зрителей.
Соч.: Quarante ans de theatre, v. 1-8, P., 1901-1902;
Le siege de Paris, P.- Brux., 1871; Comediens et comediennes, P.,
1883; Souvenirs de jeunesse. 1839-1857, P., 1884;
Страницы: «« « 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 2031 2032 2033 2034 2035 2036 2037 2038 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |