Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2020   2021   2022   2023   2024   2025   2026   2027   2028  2029   2030   2031   2032   2033   2034   2035   2036   2037   2038  » »»

позиции С. отразились в антиякобинской пьесе - "Термидор" (1891, "Комеди
Франсез") и в клеветнич. пьесе "Робеспьер" (1899, т-р "Лицеум", Лондон).
Драматургия С., не обладающая лит. достоинствами и  не  ставшая  значит,
явлением лит. жизни Франции,- одно из ярких проявлений идейного  кризиса
во франц. драматургии и т-ре 2-й пол. 19 в. В России  пьесы  С.  вызвали
резкую критику М. Е. Салтыкова-Щедрина в статье "Драматурги  -  паразиты
во Франции" (Полн. собр. соч., т. 5, 1937, с. 219).
   На основе пьес С. написаны оперы "Родина" Пала-диля (1886),  "Федора"
(1898) и "Мадам Сан-Жен" (1915) Джордано, "Тоска" Пуччини (1900) и др.
   С о ч.: Theatre complet, v. 1-9, Р., 1934-38; в рус. пер."Отечество",
М., 1872; Madame Sans-Gene, M., 1894;  "Колдунья",  СПБ,  1908,  "Флория
Тоска", СПБ, 1900. Лит.: История западноевропейского театра, т.  3.  Под
общей ред. С. С. Мокульского [и др.], М., 1963; L а с о u  r  L.,  Trois
theatres: E. Augier, A. Dumas fils, V. Sardou, P., 188U; R e b e 1 1 H.,
Victorien Sardou, P., 1903.
   САРИОТТИ  (наст.  фам.-  С  и  р  о  т  к  и  н),   Михаил   Иванович
[1839-30.1(11.11). 1878]  -рус.  артист  оперы  (высокий  бас).  Род.  в
Петербурге. Пению обучался у артиста петерб. имп. оперы П. И. Гумбина, в
дальнейшем совершенствовался в Милане у  проф.  П.  Репетто.  В  1862  с
успехом выступал в  Кремоне  и  Милане.  В  1863  дебютировал  на  сцене
Мариинского т-ра в партии Бертрама ("Роберт-Дьявол" Мейербера).  Обладал
могучим голосом бархатного тембра, большим сценич. темпераментом. Ц.  А.
Кюи называл его "диким, неукротимым, бешеным и чрезвычайно эффектным"  в
партии Олоферна ("Юдифь"  Серова).  С.  был  также  первым  исполнителем
басовых партий:
   Верховный жрец,  Ер„мка  ("Рогнеда",  "Вражья  сила"  Серова),  Робин
("Вильям Ратклиф" Кюи). Др. партии:
   Алказим ("Наида" Флотова), Кудряш ("Гроза" Каш-перова).
   Лит.: Кюи Ц., Из моих оперных воспоминаний,  "ЕИТ".  Сезон  1899-1900
гг., СПБ, 1900, прил. 2, с. 11. Л. Ив.
   САРКСЯН,  Ара  Мигранович  (p.7.IV.1902)  -  арм.   сов.   скульптор,
живописец  и  театральный  художник.  Нар.  художник  СССР  (1963).  Чл.
Коммунистич. партии с 1939.  Окончил  Венскую  школу  мастеров,  с  1927
работает  как  театр.   художник.   Оформлял   спектакли   "Высокочтимые
попрошайки" Пароняна (совм. с М. Арутчяном, 1934) -  Ленинаканский  т-р,
"Геворк Марзпетуни" по Мурацану (1941), "Гамлет" (1942), "Дядя Багдасар"
Пароняна (1954) - Т-р им. Г. Сун-дукяна. Работы С. отличаются лаконизмом
выразительных средств, цельностью композиции, яркой  театральностью.  С.
принадлежит  также  серия  скульптурных  портретов   деятелей   т-ра   и
драматургии  (А.  Пароняна,  В.  Вагаршяна,  В.  Аджемяна,   Ширванзаде,
Жасмен).
   Лит.: Тиханова В., Ара Сарксян, М., 1962. Л. Х ал.
   САРОЯН  (Saroyan),  Уильям  (р.  31.VIII.1908)  -  амер.  писатель  и
драматург. По происхождению армянин. Начал писать пьесы в  1939,  будучи
уже известным писателем. Среди наиболее популярных пьес:
   "В горах мое сердце" (1939, т-р "Груп", Нью-Йорк), "Дни нашей  жизни"
(1939, т-р "Гилд", Нью-Йорк; пр. Пулицера, 1940). В спектакле "Дни нашей
жизни" С. впервые выступил как режисс„р, позднее сам ставил свои  пьесы:
"Старая песня любви" (1940, т-р "Гилд"), "Прекрасные  люди"  (1941,  т-р
"Лицеум",  Нью-Йорк),  "Говорю  вам"  и  "Эй,  кто-нибудь!"  (1942,  т-р
"Беласко", Нью-Йорк), "Проходи, старик!" (1943, т-р  "Корт",  Нью-Йорк).
Большинство пьес С. успеха не имели, они не ставились в  т-рах  Бродвея,
но С.  продолжал  писать  пьесы,  к-рые  предназначал  для  любительских
спектаклей (напр., "Джим Дэнди,  толстяк  из  голодной  страны",  1942).
Драматич. произведения успешно ставились в "малых" и ун-тских т-рах:
   "Скромное рождение, счастливые похороны" (1943, "Пасадена плейхаус"),
"Дом Сэма Эго"  (1949,  "С„ркл  плейере",  Лос-Анжелос).  В  1957  после
долгого перерыва на Бродвее была  пост.  пьеса  "Пещерные  жители"  (т-р
"Бижу"), в 1960 -  "Сэм,  лучший  прыгун  из  них  всех"  (т-р  "Ройял",
Лондон). Драматургия С. необычна как по форме, так и  по  содержанию.  В
ней нет привычных коллизий, героев. Как писал сам  С.,  он  старается  в
своих пьесах "раскрыть великую и бесконечную  драму  в  самых  обыденных
событиях, людях, обстановке". Герои С.-  бедные,  отверженные  люди,  но
даже на дне жизни они  остаются  прекрасными,  добрыми.  С.  прославляет
простого человека, показывает несправедливость  жизни,  но  не  пытается
вскрыть корни этой несправедливости. Глубокая вера  в  людей,  лиризм  и
поэзия, теплота характерны для его творчества.
   В СССР  была  пост.  пьеса  "В  горах  мое  сердцем  (1961,  Т-р  им.
Сундукяна, Ереван; 1962, Т-р им. Маяковского, Москва).
   Соч.: "В горах мое сердце", "Эй, кто-нибудь!",  в  кн.:  Американские
театральные миниатюры, Л.-М., 1961.
   Лит.: Cassner J., The theatre in our times, N. Y.. 1957. /f. Г.
   САРРАЗАНИ  (Sarrasani),  Ганс  (р.   1871)   -   нем.   цир-'   ковой
предприниматель     и     артист.     Был     конюхом,     униформистом,
клоуном-дрессировщиком, приобр„л известность  как  директор  крупнейшего
нем. разъездного цирка. В своих цирках шапито С.  противопоставил  амер.
трехманежной   системе   Барнум-Бейли-Ринглинг   т.    н.    "гигантское
кольцо"-укрупн„нный, семнадцатиметровый в  диаметре  манеж.  С.  заменил
индивидуальные   цирковые   номера   с   2-3   участниками   групповыми,
объединяющими  15-20  чел.  и  больше,  придав  им  пышное   этнографич.
оформление. Сам С. выступал с группой животных  (18  гигантских  слонов,
львы, тигры и т. д.).
   Лит.: Кузнецов E., Цирк, М.-Л., 1931. M. 3.
   CAPCE (Sarcey), Франсиск (наст. имя и фам.- Франсуа Саре еде  Сутьер)
(1827-16.V.1899)- франц.  писатель,  театр.  критик.  Лит.  деятельность
начал в 1858. С 1867 до  конца  жизни  С.  печатал  еженедельные  обзоры
театр. жизни Парижа в газете  "Тан"  ("Время").  Апологет  франц.  бурж.
драматургии и  т-ра  эпохи  Второй  империи  и  Третьей  Республики,  С.
пропагандировал  пьесы  Э.  Скриба,  В.Сарду,   А.   Дюма-сына   и   др.
драматургов,  идеализированно  изображавших  "великосветскую"  и   бурж.
среду, показывавших лишь "безоблачные" стороны  бурж.  действительности.
Крайне  враждебно  выступал  он  против  передовых  франц.  писателей  и
драматургов - Э. Золя, Г. Мопассана,  А.  Бека,  против  пост.  пьес  Г.
Ибсена, Г. Гауптмана, Л. Толстого. С. требовал  следования  определ„нным
правилам и при„мам (обязат. наказание порока, введение традиц.  драм.  и
комич. эффектных положений и др.),  отвечавшим  мировоззрению  и  вкусам
буржуазно-обывательской части зрителей.
   Соч.: Quarante ans de theatre, v. 1-8, P., 1901-1902;
   Le siege de Paris, P.- Brux., 1871;  Comediens  et  comediennes,  P.,
1883; Souvenirs de jeunesse. 1839-1857, P., 1884;

Страницы: «« « 2020   2021   2022   2023   2024   2025   2026   2027   2028  2029   2030   2031   2032   2033   2034   2035   2036   2037   2038  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия