|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 2031 » »» др.), т-р ставит и совр. репертуар:
"Турандот" Пуччини, "Юдифь" Онеггера. Среди исполнителей певцы: Б.
Джильи, Т. Скипа, М. Канилья, Дж. Лаури-Вольпи. М. Дель Монако, М.
Каллас, Р. Тебальди, И. К. Архипова, балерины Р. Гранди, М. Бардин, Э.
Маццуккелли, В. Нарди, В. Сильвестре, Б. Ломбарди, Н. Коломбо. Работают
хореографы Р. Грасси и Б. Галлиция, в 1950-57 в "С.-К." гастролировали
лучшие зарубежные балетные труппы.
Лит.: Т a d d e i E., Del Real Teatro di S. Carlo, Napoli, 1817;
Cento anni di vita del Teatro di S. Carlo. 1848- 1948, Napoli, 1948. Св.
Г.
"САН-КАРЛУШ" (Teatro Real de Sao Carlos) - порту г. т-р оперы и
балета. Здание построено в 1792- 1793 в Лисабоне арх. Ж. да
Коста-и-Силва по образцу т-ра "Сан-Карло" в Неаполе. Т-р открылся 30
июня 1793 пост. оперы "Балерина-любовница" Чимарозы и балетов
"Португальское счастье" и "Любовные обиды" Дж. Джои.
Вскоре после открытия т-р "С.-К." стал осн. муз. центром страны.
Директором т-ра был композитор А. Л. Морейра, оперы к-рого (на португ.
яз.) "Влюбл„нная крестьянка" и "Добровольцы с Тежу" были пост. в первом
сезоне. В конце 18 в. при т-ре открылась муз. школа. В 1800-07 дириж„ром
т-ра был композитор М. А. Португал к-рый пост. здесь свои оперы "Адраст,
царь Египта" (1800), "Триумф Клелии" (1802), "Меропа" (1804),
"Артаксеркс" (1806) и др. Во 2-й пол. 19 в. на сцене "С.-К." шли оперы
композиторов М. А. Перейры, Ж. ди Арнейру, Ф. ди Фрейташа Газула,
зачинателя романтизма в португ. опере А. Кей-ла ("Крестьянка", 1899). В
20 в. ставились произв. португ. композитора Р. Коэлью: балеты "Принцесса
туфелек" и "Волшебный танец" (1918), оперы "Крисфал" (1919), "Инеж ди
Каштру" (1927), "Инеж Перейра" (1952) и др. На сцене т-ра выступали
известные вокалисты: М. Каллас, Р. Тебальди, Дж. Беки, И. Борк и др.;
гастролировали и драм. труппы (труппа Т. Саль-вини, 1869, труппы Л.
Симоне, Э. Браги и И. Стикини, и др. - после 1918).
В 1930-х гг. т-р был закрыт, возобновил свою работу в 1940 оперой
"Дон Жоан IV" Коэлью. В 40-е гг. здесь шли оперы португ. композиторов:
"Леонора Теллеш" Аррою (1945) и др., выступала нац. балетная труппа
"Верди Гайю": спектакли "Образы земли и моря" (1943), "Назарет" (1948)
Фрейташа. В 1946 т-р стал государственным. В 1950-х гг. получил назв.
Нац. т-ра. Здесь ставятся оперы и балеты, муз. ревю, проводятся
концерты. Среди пост. 1950-60-х гг.- оперы "Электра" Р. Штрауса (1954),
"Меропа" Сантоса (1959), "Церковь у моря" Фрейташа (1960). Ал. С,
САНКОВСКАЯ, Екатерина Александровна [1816- 16 (28).VIII. 1878] - рус.
артистка балета. Выдающаяся представительница романтич. балета 30-40-х
гг. 19 в. В 1825-36 училась в Моск. театральном уч-ще (класс Ф.
Гюл-лень-Сор). Драматич. иск-ву обучалась у M.C. Щепкина. С 1829, ещ„
будучи воспитанницей уч-ща, выступала на сцене Большого т-ра. В 1831
дебютировала в гл.партии в балете "Молодая молочница, или Нисетта и
Лука" Ан-тонолини, в 1836 исполнила партию Али-сии ("Оправданная
служанка" Персюи) и заняла ведущее положение. В 1836 совм. с Гюллень-Сор
выезжала за границу, где знакомилась с иск-вом М. Тальони. По
возвращении выступила в одной из своих лучших партий - Сильфида (о. п.
Шнейцгоффера), дав самобытное, толкование этого образа, близкое школе
русского сценического искусства. В отвлеч„нных романтич. образах С.
раскрывала человеч. чувства, е„ исполнение отличалось психологич.
глубиной. Современники называли С. "душой московского балета", о ней
восторженно писали Белинский, Герцен, Салтыков-Щедрин, Аксаков, Фет и
др. Иск-во С. пользовалось широкой популярностью среди передовой рус.
молод„жи (студенты Моск. ун-та увенчали е„ золотым венком). В 1846 С.
первой из моск. танцовщиц успешно гастролировала за границей.
Партии: Дева Дуная (о. п. Адана, 1838), Жизель (1845), Сатанилла
(о.п. Ребера и Бенуа, 1849), Катарина ("Катарина, дочь разбойника" Пуни,
1851), Эсмеральда (1851); Елена Вардек ("Заколдованная скрипка" Пуни,
1851) и др.
С. постоянно выступала в мимич. ролях в драматич. и оперных
спектаклях. Вела балетмейстерскую деятельность, пост. балеты
"Своенравная жена" ("Сум-бурщица") Адана (1846) и "Мечта художника" Пуни
(1849).
В 1854, закончив сценич. деятельность, преподавала бальные танцы и
занималась воспитанием молодых танцовщиц. Умерла в нужде.
Лит.: Гринвальд Я., Три века московской сцены, М., 1949; Красовская
В., Русский балетный т-р от возникновения до середины XIX в.,Л.-М.,
1958. Юр. Б.
САННИКОВ, Константин Николаевич (р. 30.V. 1896) - белорусский
советский режисс„р, акт„р и педагог. Народный артист БССР (1950). Член
Ком-мунистич. партии с 1941. Сценич. деятельность начал в 1916. С 1918 -
акт„р 1-го Товарищества белорус. драмы и комедии, с 1920 - 1-го Белорус.
т-ра (ныне Т-р им. Я. Купалы). В 1921-26 учился в Белорус. театр. студии
в Москве. С 1926 - акт„р и реж. 2-го Белорус. т-ра (ныне Т-р им. Я.
Коласа). Реж. деятельность начал еще в студии как ассистент В. С.
Смышляева. В 1929 пост. первый самостоят, спектакль - "Рельсы гудят" В.
Киршона. В 1931-37 был рук. 3-го Белорус. т-ра, пост. здесь "Контратака"
Курдина (1932), "Мой друг" Погодина (1932), "Сержант Дроб" Самуйл„нка
(1935). С 1937 работал в 1-м Белорус. т-ре (в 1948-52 - -Д- РУ-)" пост.
здесь спектакли: "Гибель волка" Самуйл„нка (1939), "Константин Заслонов"
Мовзона (Гос. пр. СССР, 1948), "С народом" Крапивы (1948), "Поют
жаворонки" Крапивы (Гос. пр. СССР, 1952), "Извините, пожалуйста!"
Мака„нка (1954), "Зыковы" (1955); "Вечный источник" Зорина (1957) и др.
Лучшие спектакли С. отличаются ч„ткостью идейно-художественного
замысла, ярким национальным колоритом.
Большое внимание С. уделяет воспитанию молодых акт„ров. С 1947 вед„т
педагогич. работу в Белорус. театр. художеств. ин-те.
Лит.: Майстры беларускай сцэны, М?нск, 1960, с.213-21;
Мастацтва Савецкай Беларус?. Зборн?к, М?нск, 1955, с. 445-51;
"Л?тература ? мастацтва", М?нск, 1956, 9 чэр-веня, ј 24; Няф„д Ул.,
Беларуск? тэатр ..., М?нск, 1959. Люд. Ш.
САННИКОВ, Олег Константинович (р.14.IX.1928)- белорус. сов. театровед
и литературовед. Окончил филологич. ф-т Белорусского гос. ун-та им.
Ленина (1952). Исследования С. поев. белорус. драматургии и старинному
нар. кукольному т-ру батлейка.
Соч.: Сатырычныя характары беларуск?х камедый, М?нск, 1961; Беларуси!
народны тэатр "батлейка", М?нск, 1962 (в соавторстве с Г. I. Барыша);
Беларуск? народны тэатр "батлейка" ? яго заемасувяз? з руск?м "вяртэпам"
i польская "шопкай", М?нск, 1963 (в соавторстве с Г. I. Ба-рышау);
Страницы: «« « 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 2031 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |