|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 » »» "Сожж„м", "Ичкарида", "Два коммуниста", "Честь и любовь" Яшена, "Мятеж"
Фурманова, "Платон Кречет". В 50-60-е гг.-"Бай и батрак" Хамзы,
"Новбахор" Уй-гуна, "Молодая гвардия", "Русский вопрос",
"Бесприданница", "Ревизор", "Егор Булычев и другие"; "Семья" Попова,
"Отелло".
В труппе т-ра (1965): нар.арт. Узб. ССРА. Джураев, 3. Садыкова, К.
Муслимова, Р. Мансуров, засл. арт. Узб. ССР Б. Таджиев, Д. Зубайдуллаев
и др. Гл. режисс„р т-ра Р. Арифджанов, художник А. Т. По-трашкин. Т. Т.
САМАРКАНДСКИЙ РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - рус. сов. т-р.
Организован в 1932. Здесь ставились произв. сов. драматургии: "Мой друг"
Погодина (1934), "Платон Кречет"; "Чудесный сплав" Киршона (оба в 1935),
"Слара" Гусева, "Далекое" Афиногенова (оба в 1936), "Разлом" (1938);
"Русские люди" (1942), "Нашествие" (1944), "Русский вопрос" (1944);
"Голос Америки" Лаврен„ва (1950), "Два лагеря" Якобсона (1952),
"Новбахор" Уйгуна (1950), "Калиновая роща" (1951), "Макар Дубрава"
Корнейчука (1952), "Персональное дело" Штейна (1955), "Иркутская
история" Арбузова (1961), "Коллеги" Акс„нова и Стабового (1962) и др.
Т-р ставит рус. и зарубежную классич. драматургию "Горе от ума"
(1934); "Волки и овцы" (1935), "Бесприданница"; "Ревизор", "Вишн„вый
сад"; "Тартюф" (все в 1936);
"Отелло" (1937); "Гроза" (1940); "Лес" (1941); "Маскарад" (1945);
"Испанцы" Лермонтова (1947), "Анна Каренина" (1948); "Три сестры"
(1953); "Сирано де Бержерак" Ростана (1954), "Привидения" Ибсена (1960);
пьесы Горького - "Последние" (1936), "Егор Булычев и другие" (1940),
"Васса Железнова" (1946), "Зыковы" (1954); узб. драматургию "Хо-лисхон"
Хамзы; "Сердечные тайны" Рахманова (1954) и др. Т-р гастролирует в др.
городах Узбекистана, в Таджикистане, Казахстане, Киргизии. При т-ре
открыта студия.
В труппе т-ра (1965) - нар. арт. Узб. ССР Н. Д. Бадаев, засл. арт.
Узб. ССР Е. И. Соколова. Гл. режисс„р т-ра (с 1964) -засл. арт. Узб. ССР
А. М. Гринберг, глД.
САМАРСКИЙ ТЕАТР-см. Куйбышевский драм ати-ческий театр имени А. М.
Горького.
САМБбРСКАЯ, Лина Сем„новна [30. VIII (11. IX). 1890-20.II.1955) -
рус. сов. актриса и режисс„р. Член Коммунистич. партии с 1944. Засл.
деят. иск-в РСФСР (1945). Работала в крупных провинциальных антрепризах
под рук. Н. И. Соболыцикова-Самарина, Н. Н. Синельникова и др. В 1917-22
работала в Одессе, в 1922-25 - в Киеве. В этот период стала заниматься
режиссурой. Была художеств. рук. Днепропетровского (1926), Харьковского
(1927-29), Кировского (1937-39), Омского (1941-50), Красноярского
(19531954) и др. т-ров. С. обладала большими педагогич. и
организаторскими способностями, была одним из ведущих деятелей сов. т-ра
на периферии.
Лучшие роли: мадам Сан-Жен (о. п. Сарду), Нора;
Варн ("Дикарка" Островского и Соловь„ва), Мирандолина, леди Макбет,
Кручинина; Герцогиня ("Стакан воды" Скри-ба), Клара ("Страх"), Греч
("Так и будет" Симонова), Мария Эстераг ("Мой сын" Гергея и Литовского),
чтение от автора (инсц. романа "Хождение по мукам" А. Н. Толстого),
Ниловна ("Мать" по Горькому).
В молодости С. больше всего удавались ярко комедийные роли и образы
женщин, надел„нных большим духовным богатством и силой. В последующие
годы она создала ряд психологич. глубоких, насыщенных драматизмом
образов. Игра е„ отличалась эмоциональной выразительностью. В своей
режисс„рской деятельности С. основное внимание уделяла работе с акте ром
у добивалась ансамбля в спектакле. В числе лучших пост. С.: "Парень из
нашего города"; "Слава" Гусева (оба в 1941), "Давным-давно" А. Гладкова
(1942),, "Обыкновенный человек" Леонова (1944), "Мещане" (1946),
"Русский вопрос" (1947). Дм. Д.
САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕАТРАЛЬНАЯ в СССР - один из наиболее
распростран„нных видов художеств. самодеятельности. В отличие от любит,
т-ра дорево-люц. России, С. т. в СССР свойственны стабильность работы
коллективов, повсеместность распространения и массовость; участники С.
т. овладевают основами: проф. иск-ва. В 1965 в стране 115 тыс. самодеят.
коллективов, объединяющих 1500 тыс. чел.
Самодеятельные коллективы организуются при заводах, клубах, дворцах
культуры, воинских частях, учебных заведениях, колхозах, совхозах и т.
д. Они состоят из любителей, совмещающих занятия в кружках со своей осн.
профессией. Во мн. коллективах С. т. проводится систематич.
учебно-воспитат. работа, изучается система Станиславского (см.
Станиславского система).
Самодеятельные театр. коллективы возникли в СССР сразу же после
Октябрьской революции. Ок. тысячи драм. кружков выступало только на
фронтах гражд. войны. В нач. 1919 при Театр. отделе (ТЕО) Нарком-проса
был создан подотдел рабоче-крестьянского т-ра, занимавшийся развитием
театр. самодеятельности. В нач. 20-х гг. С. т. испытывала значит,
трудности - не было полноценного совр. репертуара; неподготовленным
любителям приходилось играть или в трудных для них произв. классич.
драматургии, или в примитивных пьесах, написанных для любительского т-ра
ещ„ в дореволюц. годы. Отрицательное влияние на новое движение оказали
ошибочные идейные и методич. воззрения нек-рых руководителей С. т. Так,
руководители массовой культурно-просветит. организации Пролеткульт
отрицали необходимость овладения культурным наследием, отвергали
при-емственность культур.
Преодолеть ошибочные тенденции в становлении С. т. помогли
выступления В. И. Ленина, его высказывания о пролетарской культуре,
письмо ЦК РКП(б) "О пролеткультах" (1920) и др.
В сер. 20-х гг. выступления большинства самодеятельных коллективов
носили преим. агитационный характер, пост. чаще всего отличались
схематичностью, поверхностностью. Большое распространение получили такие
формы, как "Живая газета", "Синяя блуза" (в городе) и "Красная рубаха"
(в деревне). Репертуар самодеятельных коллективов состоял из обозрений,
отдельных концертных номеров, лит. монтажей, сатирич. частушек, поев.
острозлободневным темам. В их программах освещались междунар.,
производственные и бытовые вопросы, часто связанные с жизнью данного
предприятия, учреждения и т. п. Авторами этих обозрений и сцен нередко
были сами участники кружков.
В конце 20-х - нач. 30-х гг. зародилось трамовское движение (см.
ТРАМ). Самодеятельные ТРАМы повторяли репертуар и принципы
профессиональных ТРАМов. Так же как и пролетку льтовцы, ТРАМы
Страницы: «« « 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |