Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2006   2007   2008   2009   2010   2011   2012   2013   2014  2015   2016   2017   2018   2019   2020   2021   2022   2023   2024  » »»

"Сожж„м", "Ичкарида", "Два коммуниста", "Честь и любовь" Яшена,  "Мятеж"
Фурманова,  "Платон  Кречет".  В  50-60-е  гг.-"Бай  и  батрак"   Хамзы,
"Новбахор"    Уй-гуна,    "Молодая    гвардия",    "Русский     вопрос",
"Бесприданница", "Ревизор", "Егор Булычев  и  другие";  "Семья"  Попова,
"Отелло".
   В труппе т-ра (1965): нар.арт. Узб. ССРА. Джураев,  3.  Садыкова,  К.
Муслимова, Р. Мансуров, засл. арт. Узб. ССР Б. Таджиев, Д.  Зубайдуллаев
и др. Гл. режисс„р т-ра Р. Арифджанов, художник А. Т. По-трашкин. Т. Т.
   САМАРКАНДСКИЙ  РУССКИЙ  ДРАМАТИЧЕСКИЙ  ТЕАТР   -   рус.   сов.   т-р.
Организован в 1932. Здесь ставились произв. сов. драматургии: "Мой друг"
Погодина (1934), "Платон Кречет"; "Чудесный сплав" Киршона (оба в 1935),
"Слара" Гусева, "Далекое" Афиногенова (оба  в  1936),  "Разлом"  (1938);
"Русские люди" (1942),  "Нашествие"  (1944),  "Русский  вопрос"  (1944);
"Голос  Америки"  Лаврен„ва  (1950),  "Два  лагеря"   Якобсона   (1952),
"Новбахор" Уйгуна  (1950),  "Калиновая  роща"  (1951),  "Макар  Дубрава"
Корнейчука  (1952),  "Персональное  дело"  Штейна   (1955),   "Иркутская
история" Арбузова (1961), "Коллеги" Акс„нова и Стабового (1962) и др.
   Т-р ставит рус. и  зарубежную  классич.  драматургию  "Горе  от  ума"
(1934); "Волки и овцы"  (1935),  "Бесприданница";  "Ревизор",  "Вишн„вый
сад"; "Тартюф" (все в 1936);
   "Отелло" (1937); "Гроза" (1940);  "Лес"  (1941);  "Маскарад"  (1945);
"Испанцы"  Лермонтова  (1947),  "Анна  Каренина"  (1948);  "Три  сестры"
(1953); "Сирано де Бержерак" Ростана (1954), "Привидения" Ибсена (1960);
пьесы Горького - "Последние" (1936), "Егор  Булычев  и  другие"  (1940),
"Васса Железнова" (1946), "Зыковы" (1954); узб. драматургию  "Хо-лисхон"
Хамзы; "Сердечные тайны" Рахманова (1954) и др. Т-р гастролирует  в  др.
городах Узбекистана, в  Таджикистане,  Казахстане,  Киргизии.  При  т-ре
открыта студия.
   В труппе т-ра (1965) - нар. арт. Узб. ССР Н. Д.  Бадаев,  засл.  арт.
Узб. ССР Е. И. Соколова. Гл. режисс„р т-ра (с 1964) -засл. арт. Узб. ССР
А. М. Гринберг, глД.
   САМАРСКИЙ ТЕАТР-см. Куйбышевский драм ати-ческий театр  имени  А.  М.
Горького.
   САМБбРСКАЯ, Лина Сем„новна [30. VIII  (11.  IX).  1890-20.II.1955)  -
рус. сов. актриса и режисс„р. Член Коммунистич.  партии  с  1944.  Засл.
деят. иск-в РСФСР (1945). Работала в крупных провинциальных  антрепризах
под рук. Н. И. Соболыцикова-Самарина, Н. Н. Синельникова и др. В 1917-22
работала в Одессе, в 1922-25 - в Киеве. В этот период  стала  заниматься
режиссурой. Была художеств. рук. Днепропетровского (1926),  Харьковского
(1927-29),  Кировского  (1937-39),  Омского   (1941-50),   Красноярского
(19531954)  и   др.   т-ров.   С.   обладала   большими   педагогич.   и
организаторскими способностями, была одним из ведущих деятелей сов. т-ра
на периферии.
   Лучшие роли: мадам Сан-Жен (о. п. Сарду), Нора;
   Варн ("Дикарка" Островского и Соловь„ва), Мирандолина,  леди  Макбет,
Кручинина; Герцогиня ("Стакан  воды"  Скри-ба),  Клара  ("Страх"),  Греч
("Так и будет" Симонова), Мария Эстераг ("Мой сын" Гергея и Литовского),
чтение от автора (инсц. романа "Хождение  по  мукам"  А.  Н.  Толстого),
Ниловна ("Мать" по Горькому).
   В молодости С. больше всего удавались ярко комедийные роли  и  образы
женщин, надел„нных большим духовным богатством и  силой.  В  последующие
годы  она  создала  ряд  психологич.  глубоких,  насыщенных  драматизмом
образов. Игра е„  отличалась  эмоциональной  выразительностью.  В  своей
режисс„рской деятельности С. основное внимание уделяла работе с акте ром
у добивалась ансамбля в спектакле. В числе лучших пост. С.:  "Парень  из
нашего города"; "Слава" Гусева (оба в 1941), "Давным-давно" А.  Гладкова
(1942),,  "Обыкновенный  человек"  Леонова  (1944),   "Мещане"   (1946),
"Русский вопрос" (1947). Дм. Д.
   САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ   ТЕАТРАЛЬНАЯ   в   СССР   -   один   из    наиболее
распростран„нных видов художеств. самодеятельности. В отличие от  любит,
т-ра дорево-люц. России, С. т. в СССР  свойственны  стабильность  работы
коллективов, повсеместность распространения и массовость;  участники  С.
т. овладевают основами: проф. иск-ва. В 1965 в стране 115 тыс. самодеят.
коллективов, объединяющих 1500 тыс. чел.
   Самодеятельные коллективы организуются при заводах,  клубах,  дворцах
культуры, воинских частях, учебных заведениях, колхозах, совхозах  и  т.
д. Они состоят из любителей, совмещающих занятия в кружках со своей осн.
профессией.  Во   мн.   коллективах   С.   т.   проводится   систематич.
учебно-воспитат.   работа,   изучается   система   Станиславского   (см.
Станиславского система).
   Самодеятельные театр. коллективы  возникли  в  СССР  сразу  же  после
Октябрьской революции. Ок. тысячи  драм.  кружков  выступало  только  на
фронтах гражд. войны. В нач. 1919 при Театр. отделе  (ТЕО)  Нарком-проса
был создан подотдел рабоче-крестьянского  т-ра,  занимавшийся  развитием
театр. самодеятельности. В  нач.  20-х  гг.  С.  т.  испытывала  значит,
трудности - не  было  полноценного  совр.  репертуара;  неподготовленным
любителям приходилось играть или в  трудных  для  них  произв.  классич.
драматургии, или в примитивных пьесах, написанных для любительского т-ра
ещ„ в дореволюц. годы. Отрицательное влияние на новое  движение  оказали
ошибочные идейные и методич. воззрения нек-рых руководителей С. т.  Так,
руководители  массовой  культурно-просветит.   организации   Пролеткульт
отрицали  необходимость  овладения   культурным   наследием,   отвергали
при-емственность культур.
   Преодолеть  ошибочные  тенденции  в   становлении   С.   т.   помогли
выступления В. И. Ленина,  его  высказывания  о  пролетарской  культуре,
письмо ЦК РКП(б) "О пролеткультах" (1920) и др.
   В сер. 20-х гг. выступления  большинства  самодеятельных  коллективов
носили  преим.  агитационный  характер,  пост.  чаще  всего   отличались
схематичностью, поверхностностью. Большое распространение получили такие
формы, как "Живая газета", "Синяя блуза" (в городе) и  "Красная  рубаха"
(в деревне). Репертуар самодеятельных коллективов состоял из  обозрений,
отдельных концертных номеров, лит. монтажей,  сатирич.  частушек,  поев.
острозлободневным  темам.  В   их   программах   освещались   междунар.,
производственные и бытовые вопросы, часто  связанные  с  жизнью  данного
предприятия, учреждения и т. п. Авторами этих обозрений и  сцен  нередко
были сами участники кружков.
   В конце 20-х - нач. 30-х  гг.  зародилось  трамовское  движение  (см.
ТРАМ).   Самодеятельные   ТРАМы   повторяли   репертуар    и    принципы
профессиональных  ТРАМов.  Так  же  как  и   пролетку   льтовцы,   ТРАМы

Страницы: «« « 2006   2007   2008   2009   2010   2011   2012   2013   2014  2015   2016   2017   2018   2019   2020   2021   2022   2023   2024  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия