Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2002   2003   2004   2005   2006   2007   2008   2009   2010  2011   2012   2013   2014   2015   2016   2017   2018   2019   2020  » »»

Мировоззрение С.-Щ. формировалось под влиянием В.  Г.  Белинского,  идей
франц. утопич.  социалистов,  кружка  М,  В.  Петрашев-ского  (к-рый  он
посещал в 1845-47). Наследник и продолжатель традиций Гоголя  в  лит-ре,
С.-Щ. развил и углубил его сатирич. метод. Суровый, беспощадный реализм,
глубокое знание  жизни  и  обществ.  отношений,  публици-стич.  острота,
гротесковость образов, сатирич. обобщения отличают творчество  писателя,
в т. ч. и его драм.произв. В 1856 вышла книга С.-Щ. "Губернские  очерки"
с разделом: "Драматические сцены  и  монологи"  ("Просители",  "Выгодная
женитьба", "Что такое коммерция?"), в к-рых
   С.-Щ. рисует картину нравов  провинц.  чиновничества,  показывает  их
произвол. "Драм. сцены" были запрещены цензурой. Первым  произв.  С.-Щ.,
пост. на сцене, был инсценированный режисс„ром Александрийского т-ра  Н.
И. Куликовым "Рассказ г-жи Музовкиной" (из "Губернских  очерков",  1857,
Александрийский т-р, бенефис Ю. Н. Линской; 1857, Малый т-р, бенефис  В.
И.  Живокини).  В  1857  пост.  "Провинциальные  оригиналы"  (также   по
"Губернским очеркам"; инсценированные очерки  "Неприятное  посещение"  и
"Обманутый подпоручик", Александрийский т-р; 1857, Малый т-р). В этом же
году Щепкин начал читать "Губернские очерки" с  эстрады.  "Драматические
сцены", несмотря на запрет цензуры,  ставились  любителями.  "Просители"
пост. студентами Новороссийского ун-та, в 90-х гг.-  политич.  ссыльными
Средне-Колымска. После снятия запрета цензуры "Просители" были  пост.  в
Александрийском  т-ре  (1903;  кн.   Чебылкин   -   Далматов;   Шумилова
-Чижев-ская)  и  Малом  т-ре  (1908,  Чебылкин  -  Ленский,  Шумилова  -
Массалитинова). В 1857 С.-Щ. опубликовал  комедию  "Смерть  Пазухина"  с
самостоятельным драматическим очерком "Утро у Хрептюгина"  (1868,  Малый
т-р), в которой  с  сатирической  остротой  показал  быт  дореформенного
купечества.  Тема  комедии  -   обличение   капиталистич.   хищничества,
стяжательства. Пьеса сразу же была запрещена цензурой.  Впервые  "Смерть
Пазухина" пост. в 1889 в  Харькове,  затем  ставилась  в  Орле,  Самаре,
Одессе и др. городах, в 1893 - в моск.  Т-ре  Корша,  в  Александрийском
т-ре (бенефис К. А. Варламова, исп. роль Фурнач„ва;
   Прокофий - Давыдов, Лобастов - П. М. Медведев, Живновский - Сазонов и
др.). Крупнейшим событием в сценич. жизни пьесы явилась  пост.  МХТом  в
1914  (реж.  Немирович-Данченко,  Лужский  и  Москвин;  Иван  Пазухин  -
Леонидов, Прокофий - Москвин, Фурнач„в - Грибунин, Настасья  Ивановна  -
Шевченко,  Живоедова  -  Бутова,  Лобастов  -  Лужский,   Живновский   -
Массалитинов,  Леночка  -Бирман;  возобн.  1924  и  1939;   Фурнач„в   -
Тарханов). В 1924 "Смерть Пазухина" пост. Ленингр. академич.  т-р  драмы
(реж. Вивьен; Иван Пазухин - К. Яковлев,  Прокофий  -  П.  В.  Самойлов,
Фурнач„в - Я. О. Малютин, Живоедова - Корчагина-Александровская и  др.),
в 1954 - Моск. т-р-студия киноакт„ра (реж. А. Л.  Грипич;  Живновский  -
Мартинсон),  в  1955  -  ленингр.  Большой  драматич.  т-р  (Прокофий  -
Полицеймако) и мн. др. В 1863  в  книге  С.-Щ.  "Сатиры  в  прозе"  были
напечатаны 3 одноактные пьесы:  "Соглашение",  "Погоня  за  счастьем"  и
"Недовольные" (первонач. назв. - "Погреб„нные заживо").  В  этих  пьесах
С.-Щ.  с  позиций  революц.  демократов  резко  критиковал   "освободит,
реформу" 1861 (пьесы были запрещены цензурой; в 1905 "Недовольные" пост.
в  Александрийском  т-ре).   Остротой   политич.   замысла,   страстной,
негодующей  направленностью  отличается  пьеса  "Тени"  (1862--65),   не
оконченная писателем и впервые изд.  в  1914.  С.-Щ.  рисует  здесь  мир
бю-рократич. чиновничества, представителей новых  "либеральных"  веяний,
пытающихся бороться со  старыми  традициями,  обличает  "благонамеренные
дерзновения"   либералов.   Впервые   "Тени"   были   пост.    в    1914
(Александрийский т-р, реж. Загаров; Клаверов  -  Б.  А.  Горин-Горяинов,
Бобырев - Ходотов, Софья Александровна -  Тиме,  Свистиков  -  Давыдов).
Пьеса и спектакль  вызвали  злобные  нападки  реакц.  печати  и  сценич.
история этого произв.  надолго  оборвалась.  В  сов.  время  пьеса  была
поставлена в 1953 ленингр. Новым т-ром (ныне  Т-р  им.  Ленсовета,  реж.
Н.П.Акимов) и в Моск. т-ре им. Пушкина (реж. Дикий; Клаверов - Бабочкин,
Бобырев - Б. А. Смирнов) и др.
   По прозаич. произв.  С.-Щ.  было  создано  много  инсценировок.  Так,
режисс„р Александрийского т-ра Н. И. Куликов написал пьесу "Иудушка" (по
"Господам Головл„вым"), к-рая широко ставилась в провинции (для пост.  в
Александрийском т-ре была запрещена), в 1880 пост. в моск.  Т-ре  Бренко
(в гл. роли Порфирия -Андреев-Бурлак,  Аннинька  -  Глама-Мещерская).  В
1910 "Господа Головл„вы" инсценировал акт„р Чаргонин (А. Александрович);
инсценировка шла в Москве и провинции.В 1931 на сцене  МХАТа  2-го  была
пост. пьеса  П.  С.  Сухотина  "Тень  освободителя"  (по  произв.  С.-Щ.
"Господа  Головл„вы",  "Губернские  очерки",  "Сказки",   "Помпадуры   и
помпадурши", реж. Б. М. Сушкевич; Иудушка - Берсенев,  КозелковГотовцев,
Кукишев - Чебан, Улита - Бирман). В 1932 Моск. т-р сатиры пост. пьесу А.
Глобы "Город Глупов" (по  "Истории  одного  города",  реж.  Терешке-вич;
Бородавкин - Кара-Дмитриев, Угрюм-Бурчеев- Корф).
   С.-Щ. известен как театр.  критик;  опубликовал  статьи  и  рецензии,
поев. совр. театр. иск-ву. Его взгляды на  т-р  сложились  под  влиянием
реформаторской деятельности  Щепкина,  под  воздействием  статей  В.  Г.
Белинского.  Сторонник  демократич.  реалистич.  иск-ва,  С.-Щ.   высоко
оценивал  обществ,  значение  т-ра,  требовал   от   художника   ясности
мировоззрения,  наличия  обществ,  идеалов.   Резко   критиковал   С.-Щ.
бессодержательные  пьесы,  водевили,  оперетты,  заполнявшие   репертуар
т-ров, выступал против драм. произв., разрешающих вопросы  современности
в либерально-охранительном духе.
   Соч.: Собр. соч., т. 1-12, М., 1951.
   Лит.: Юрьев М., Щедрин-драматург. "Тени", "Рампа и жизнь", П.,  1914,
.ј 17, 18; Л у н а ч а р с  к  и  и  А.  В.,  К  возвращению  "старшего"
Художественного т-ра, "Красная нива", М., 1924, ј 39; Немирович-Данченко
В. И., Щедрин в Художественном театре, "Театр и драматургия", М.,  1933,
ј9; Соболев Ю., Щедрин на сцене, в кн.: "Литературное  наследство",  М.,
1934, ј 13-14;
   Д у р ы Л и н С., Театр Салтыкова-Щедрина, "Искусство и жизнь", 1939,
ј 6; Е ф и м о в М., Эстетические взгляды Щедрина, "Театр", М., 1939,  ј
6; Ю з о в с к и и Ю., Смерть Пазухина, "Литературный критик", М., 1939,
ј 5-6;
   Брянский А. М.,М. Е. Салтыков-Щедрин, в кн.: Классики русской  драмы,
Л.-М., 1940; ЗенкевичЕ. П., М.  Е.  Салтыков-Щедрин-театральный  критик,
М., 1953  (автореферат  диссертации);  Кирпотин  В.  Я.,  Философские  и
эстетические  взгляды  Салтыкова-Щедрина,  М.,  1957;  Золотницкий   Д.,
Щедрин-драматург, Л.-М., 1961 (есть библиографич. указатель). С. Г.
   САЛЫНСКИЙ,  Афанасий  Дмитриевич  (р.  9.  IX.  1920)  -  рус.   сов.
драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1942. Начал выступать как журналист

Страницы: «« « 2002   2003   2004   2005   2006   2007   2008   2009   2010  2011   2012   2013   2014   2015   2016   2017   2018   2019   2020  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия