|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 » »» Мировоззрение С.-Щ. формировалось под влиянием В. Г. Белинского, идей
франц. утопич. социалистов, кружка М, В. Петрашев-ского (к-рый он
посещал в 1845-47). Наследник и продолжатель традиций Гоголя в лит-ре,
С.-Щ. развил и углубил его сатирич. метод. Суровый, беспощадный реализм,
глубокое знание жизни и обществ. отношений, публици-стич. острота,
гротесковость образов, сатирич. обобщения отличают творчество писателя,
в т. ч. и его драм.произв. В 1856 вышла книга С.-Щ. "Губернские очерки"
с разделом: "Драматические сцены и монологи" ("Просители", "Выгодная
женитьба", "Что такое коммерция?"), в к-рых
С.-Щ. рисует картину нравов провинц. чиновничества, показывает их
произвол. "Драм. сцены" были запрещены цензурой. Первым произв. С.-Щ.,
пост. на сцене, был инсценированный режисс„ром Александрийского т-ра Н.
И. Куликовым "Рассказ г-жи Музовкиной" (из "Губернских очерков", 1857,
Александрийский т-р, бенефис Ю. Н. Линской; 1857, Малый т-р, бенефис В.
И. Живокини). В 1857 пост. "Провинциальные оригиналы" (также по
"Губернским очеркам"; инсценированные очерки "Неприятное посещение" и
"Обманутый подпоручик", Александрийский т-р; 1857, Малый т-р). В этом же
году Щепкин начал читать "Губернские очерки" с эстрады. "Драматические
сцены", несмотря на запрет цензуры, ставились любителями. "Просители"
пост. студентами Новороссийского ун-та, в 90-х гг.- политич. ссыльными
Средне-Колымска. После снятия запрета цензуры "Просители" были пост. в
Александрийском т-ре (1903; кн. Чебылкин - Далматов; Шумилова
-Чижев-ская) и Малом т-ре (1908, Чебылкин - Ленский, Шумилова -
Массалитинова). В 1857 С.-Щ. опубликовал комедию "Смерть Пазухина" с
самостоятельным драматическим очерком "Утро у Хрептюгина" (1868, Малый
т-р), в которой с сатирической остротой показал быт дореформенного
купечества. Тема комедии - обличение капиталистич. хищничества,
стяжательства. Пьеса сразу же была запрещена цензурой. Впервые "Смерть
Пазухина" пост. в 1889 в Харькове, затем ставилась в Орле, Самаре,
Одессе и др. городах, в 1893 - в моск. Т-ре Корша, в Александрийском
т-ре (бенефис К. А. Варламова, исп. роль Фурнач„ва;
Прокофий - Давыдов, Лобастов - П. М. Медведев, Живновский - Сазонов и
др.). Крупнейшим событием в сценич. жизни пьесы явилась пост. МХТом в
1914 (реж. Немирович-Данченко, Лужский и Москвин; Иван Пазухин -
Леонидов, Прокофий - Москвин, Фурнач„в - Грибунин, Настасья Ивановна -
Шевченко, Живоедова - Бутова, Лобастов - Лужский, Живновский -
Массалитинов, Леночка -Бирман; возобн. 1924 и 1939; Фурнач„в -
Тарханов). В 1924 "Смерть Пазухина" пост. Ленингр. академич. т-р драмы
(реж. Вивьен; Иван Пазухин - К. Яковлев, Прокофий - П. В. Самойлов,
Фурнач„в - Я. О. Малютин, Живоедова - Корчагина-Александровская и др.),
в 1954 - Моск. т-р-студия киноакт„ра (реж. А. Л. Грипич; Живновский -
Мартинсон), в 1955 - ленингр. Большой драматич. т-р (Прокофий -
Полицеймако) и мн. др. В 1863 в книге С.-Щ. "Сатиры в прозе" были
напечатаны 3 одноактные пьесы: "Соглашение", "Погоня за счастьем" и
"Недовольные" (первонач. назв. - "Погреб„нные заживо"). В этих пьесах
С.-Щ. с позиций революц. демократов резко критиковал "освободит,
реформу" 1861 (пьесы были запрещены цензурой; в 1905 "Недовольные" пост.
в Александрийском т-ре). Остротой политич. замысла, страстной,
негодующей направленностью отличается пьеса "Тени" (1862--65), не
оконченная писателем и впервые изд. в 1914. С.-Щ. рисует здесь мир
бю-рократич. чиновничества, представителей новых "либеральных" веяний,
пытающихся бороться со старыми традициями, обличает "благонамеренные
дерзновения" либералов. Впервые "Тени" были пост. в 1914
(Александрийский т-р, реж. Загаров; Клаверов - Б. А. Горин-Горяинов,
Бобырев - Ходотов, Софья Александровна - Тиме, Свистиков - Давыдов).
Пьеса и спектакль вызвали злобные нападки реакц. печати и сценич.
история этого произв. надолго оборвалась. В сов. время пьеса была
поставлена в 1953 ленингр. Новым т-ром (ныне Т-р им. Ленсовета, реж.
Н.П.Акимов) и в Моск. т-ре им. Пушкина (реж. Дикий; Клаверов - Бабочкин,
Бобырев - Б. А. Смирнов) и др.
По прозаич. произв. С.-Щ. было создано много инсценировок. Так,
режисс„р Александрийского т-ра Н. И. Куликов написал пьесу "Иудушка" (по
"Господам Головл„вым"), к-рая широко ставилась в провинции (для пост. в
Александрийском т-ре была запрещена), в 1880 пост. в моск. Т-ре Бренко
(в гл. роли Порфирия -Андреев-Бурлак, Аннинька - Глама-Мещерская). В
1910 "Господа Головл„вы" инсценировал акт„р Чаргонин (А. Александрович);
инсценировка шла в Москве и провинции.В 1931 на сцене МХАТа 2-го была
пост. пьеса П. С. Сухотина "Тень освободителя" (по произв. С.-Щ.
"Господа Головл„вы", "Губернские очерки", "Сказки", "Помпадуры и
помпадурши", реж. Б. М. Сушкевич; Иудушка - Берсенев, КозелковГотовцев,
Кукишев - Чебан, Улита - Бирман). В 1932 Моск. т-р сатиры пост. пьесу А.
Глобы "Город Глупов" (по "Истории одного города", реж. Терешке-вич;
Бородавкин - Кара-Дмитриев, Угрюм-Бурчеев- Корф).
С.-Щ. известен как театр. критик; опубликовал статьи и рецензии,
поев. совр. театр. иск-ву. Его взгляды на т-р сложились под влиянием
реформаторской деятельности Щепкина, под воздействием статей В. Г.
Белинского. Сторонник демократич. реалистич. иск-ва, С.-Щ. высоко
оценивал обществ, значение т-ра, требовал от художника ясности
мировоззрения, наличия обществ, идеалов. Резко критиковал С.-Щ.
бессодержательные пьесы, водевили, оперетты, заполнявшие репертуар
т-ров, выступал против драм. произв., разрешающих вопросы современности
в либерально-охранительном духе.
Соч.: Собр. соч., т. 1-12, М., 1951.
Лит.: Юрьев М., Щедрин-драматург. "Тени", "Рампа и жизнь", П., 1914,
.ј 17, 18; Л у н а ч а р с к и и А. В., К возвращению "старшего"
Художественного т-ра, "Красная нива", М., 1924, ј 39; Немирович-Данченко
В. И., Щедрин в Художественном театре, "Театр и драматургия", М., 1933,
ј9; Соболев Ю., Щедрин на сцене, в кн.: "Литературное наследство", М.,
1934, ј 13-14;
Д у р ы Л и н С., Театр Салтыкова-Щедрина, "Искусство и жизнь", 1939,
ј 6; Е ф и м о в М., Эстетические взгляды Щедрина, "Театр", М., 1939, ј
6; Ю з о в с к и и Ю., Смерть Пазухина, "Литературный критик", М., 1939,
ј 5-6;
Брянский А. М.,М. Е. Салтыков-Щедрин, в кн.: Классики русской драмы,
Л.-М., 1940; ЗенкевичЕ. П., М. Е. Салтыков-Щедрин-театральный критик,
М., 1953 (автореферат диссертации); Кирпотин В. Я., Философские и
эстетические взгляды Салтыкова-Щедрина, М., 1957; Золотницкий Д.,
Щедрин-драматург, Л.-М., 1961 (есть библиографич. указатель). С. Г.
САЛЫНСКИЙ, Афанасий Дмитриевич (р. 9. IX. 1920) - рус. сов.
драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1942. Начал выступать как журналист
Страницы: «« « 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |