|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 » »» фарс 15 в. В его фастнахтщпилях действуют живые люди - бюргеры и
крестьяне. Многие фарсы С. направлены против католич. церкви, против
дворян и правителей, обманывающих народ. К лучшим фарсам С. принадлежат:
"Школяр в раю", "Корзина разносчика", "Фюзингенский конокрад".
Исполненные юмора, жизнеутверждающие фарсы С. пользовались большим
успехом среди де-мократич. кругов его времени. Р. Вагнер вывел С. в муз.
драме "Нюрнбергские мейстерзингеры" (1862).
Соч.: Ausgewahlte Werke, Bd 1-2, Lpz., 1961; в рус. пер.- Пастернак
Б., Избранные переводы, М., 1940;
Хрестоматия по истории западноевропейского театра (сост. и ред.) С.
Мокульского, т. 1, 2 изд., М., 1953, отд. V.
Лит.: Веселовский А., Старинный театр в Европе, М 1870- H о f f m a n
n J. L., Hans Sachs, Nurnberg, 1847. Г. Гур.
САКСАГАНСКИЙ (наст. фам.- Тобилевич), Панас (Афанасий) Карпович
(15.V.1859, с. Каменно-Костоватое,-17.IX.1940, Киев) - укр. акт„р,
режисс„р, театр. деятель. Нар. арт. СССР (1936). Брат И. К.
Карпенко-Карого и Н. К. Садовского.
В 1875 играл в любительском кружке под рук. М. Л. Кропивницкого
(Елисавет-град, ныне Кировоград). Окончил Одесскую юнкерскую школу
(1880). Находясь на воен. службе (1880-83), увлекался театр. иск-вом,
выступал в труппе Чернышева. В 1883 вступил в укр. проф. труппу М.
Старицкого, затем - в труппу Кропивницкого (1885-88) и Н. Садовского
(1888-90). Участвовал в первой гастрольной поездке укр. т-ра в Петербург
и Москву (1886, 1887). В 1890 организовал и возглавил "Товарищество
русско-малороссийских артистов". В 1898 в товарищество вош„л Садовский и
оно получило наименование "Объедин„нное товарищество П. К. Саксаганского
и Н. К. Садовского". В 1900 в товарищество вошли М. Л. Кропивницкий и М.
К. Зань-ковецкая и оно стало наз. "Малороссийская труппа М. Л.
Кропивницкого под руководством П. К. Саксаганского и Н. К. Садовского с
участием М. К. Зань-ковецкой". После выхода из труппы Заньковедкой и
Кропивницкого наз. "Малороссийская труппа под рук. П. К. Саксаганского и
Н. К. Садовского" (1903-05), после ухода Садовского - "Товарищество
малороссийских артистов во главе с П. К. Саксаган-ским при участии И. К.
Карпенко-Карого". В 1909 С. отказывается от руководства и покидает
"Товарищество". В 1910-15 гастролирует в разл. укр. труппах по городам
Украины и России. В 1915 принимает участие в создании "Товарищества укр.
артистов с участием М. К. Заньковецкой и П. К. Саксаганского под рук. И.
А. Марьяненко". В 1918 создал в Киеве Нар. т-р, на базе к-рого в 1922
был организован Укр. драм. т-р им. М. Заньковецкой (ныне - во Львове).
После Окт. революции С. стал активным деятелем сов. укр. т-ра. Он
работал в т-рах им. М. Заньковецкой, им. И. Франко, Харьковском нар.
т-ре (1927-31).
Акт„рское и режисс„рское творчество С. представляет в истории укр.
т-ра 2-й пол. 19 в. высшую ступень критич. реализма. Глубоко нац.
художник, творчество к-рого развивалось на драматургии Карпенко-Карого,
С. в то Же время по своим художеств. принципам и творч. практике близок
театр. эстетике выдающихся мастеров рус. т-ра. Как акт„р С. стремился к
раскрытию внутр. содержания образа, к воссозданию человеч. характеров во
вс„м их разнообразии. Реалистич. манера игры приобретала у С. особую
яркость и глубину. Тонкий внешний рисунок роли, филигранная обработка
деталей, острая характерность грима, жеста, разнообразная мимика,
богатейшая гамма интонац. нюансов, искром„тный нар. юмор - таковы
характерные черты исполнительской манеры С.
Среди лучших ролей С.: Пеньонжка, Бонавентура, Гнат Голый, Тарабанов,
Харько, Бондарь, Опанас, Цокуль ("Мартын Боруля", "Сто тысяч", "Савва
Чалый", "Суета", "Поливода XVIII столетия", "Бондаривна", "Бурлак",
"Наймичка" Карпенко-Карого), Печерица, Герасим, Иван Непокрытый
("Крути", да не перекручивай", "На ревизию", "Дай сердцу волю, завед„т в
неволю" Кропивницкого), Карась ("Запорожец за Дунаем"
Гулак-Артемовского), Голохвостый, Шпонька, Солопий Черевик ("За двумя
зайцами", "Где колбаса и чара, там кончается свара", "Сорочинская
ярмарка" Старицкого), Возный ("Наталка-Полтавка" Котляревского), Франц
Моор ("Разбойники").
Режисс„рскую деятельность начал в 1889, пост. совм. с Н. Садовским
"Наталку-Полтавку". С. пост. более 260 спектаклей. Среди них: "Суета"
(1904), "Хозяин" (1901), "Мартын Боруля" (1891), "Бесталанная" (1890),
"Сто тысяч" (1890), "Наймичка" (1890), "Разумный и дурень" (1891),
"Поливода XVIII столетия" (1894) Карпенко-Карого, "Назар Стодоля"
Шевченко (1890), "Лимеривна" П. Мирного (1894), "Невольник" (1891), "Две
семьи" (1894), "На ревизию" (1891) Кропивницкого, "Сорочинская ярмарка"
(1892), "Черноморцы" (1891) Старицкого и др. Значит, событием в истории
укр. т-ра были осуществл„нные С. впервые на укр. яз. пост.: "Уриэль
Акоста" (1918, Киевский нар. т-р), "Разбойники" (1920, там же), "Отелло"
(1926, Т-р им. Заньковецкой).
С.- автор комедий "Лицемеры" (1908, запрещ. цензурой) и "Шантрапа"
(соч. 1913), поев. высокому назначению иск-ва сцены. Был также
выдающимся педагогом, воспитал видных укр. акт„ров и режисс„ров - Б.
Романицкого, В. Любарта и др.
Богатый сценич. опыт С. зафиксирован в его книгах:
"Из прошлого украинского театра" (1938), "Моя работа над ролью"
(1937) и др. Выступал со статьями и лекциями перед рабочей аудиторией,
страстно утверждал народность, передовую идейность, реалистич.
направленность теа'ф. иск-ва.
Соч.: Театр ? життя, Харк?в, 1932; Думки про театр. Кив, 1955; По
шляху життя, Кив, 1935; До молодих режисер?в, Кив, 1940.
Лит.: Рильский M., Панас Саксаганський, "Науков? записки ?нституту
мистецтвознавства, фольклору та етнограф? АН У PCP", Кив, 1947; Ч а г о
в е ц ь В., П. К. Саксаганський, Кив, 1951; Т о б ? л е в и ч Б., П. К.
Саксаганський, Кив, 1957; Панас Карпович Саксаганський. Зб?рник, Кив,
1948. M. Йос.
"CAKTA СВОБОДЫ" (латыш. Sakta - нагрудное украшение женщин Латвии) -
балет А. П. Скултэ, либретто П. Ф. Аболимова (по Я. Райнису). Пост. 9
мая 1950, Латв. т-р оперы и балета, Рига (Лелде - Панкрат, Приеде;
Земгус - Граудас, Озолинь; Тот - Лемберг, Озолинь; балетм. - Чанга,
дириж„р Янсон, худ. Лапиньш). Нов. ред. 1955, там же (Лелде - Приеде,
Земгус - Кошкин, Тот - Озолинь, балетм. Чанга, дириж„р Тоне, худ.
Вардаунис).
САКУЛИН, Павел Никитич [1(13).XI.1868- 7. IX. 1930] - рус. сов.
уч„ный, литературовед. Академик (с 1929). В 1891 окончил Моск. ун-т
(историко-филологич. ф-т), с 1902 - приват-доцент Моск. ун-та. Действит.
Страницы: «« « 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |