Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 » »» фарс 15 в. В его фастнахтщпилях действуют живые люди - бюргеры и крестьяне. Многие фарсы С. направлены против католич. церкви, против дворян и правителей, обманывающих народ. К лучшим фарсам С. принадлежат: "Школяр в раю", "Корзина разносчика", "Фюзингенский конокрад". Исполненные юмора, жизнеутверждающие фарсы С. пользовались большим успехом среди де-мократич. кругов его времени. Р. Вагнер вывел С. в муз. драме "Нюрнбергские мейстерзингеры" (1862). Соч.: Ausgewahlte Werke, Bd 1-2, Lpz., 1961; в рус. пер.- Пастернак Б., Избранные переводы, М., 1940; Хрестоматия по истории западноевропейского театра (сост. и ред.) С. Мокульского, т. 1, 2 изд., М., 1953, отд. V. Лит.: Веселовский А., Старинный театр в Европе, М 1870- H о f f m a n n J. L., Hans Sachs, Nurnberg, 1847. Г. Гур. САКСАГАНСКИЙ (наст. фам.- Тобилевич), Панас (Афанасий) Карпович (15.V.1859, с. Каменно-Костоватое,-17.IX.1940, Киев) - укр. акт„р, режисс„р, театр. деятель. Нар. арт. СССР (1936). Брат И. К. Карпенко-Карого и Н. К. Садовского. В 1875 играл в любительском кружке под рук. М. Л. Кропивницкого (Елисавет-град, ныне Кировоград). Окончил Одесскую юнкерскую школу (1880). Находясь на воен. службе (1880-83), увлекался театр. иск-вом, выступал в труппе Чернышева. В 1883 вступил в укр. проф. труппу М. Старицкого, затем - в труппу Кропивницкого (1885-88) и Н. Садовского (1888-90). Участвовал в первой гастрольной поездке укр. т-ра в Петербург и Москву (1886, 1887). В 1890 организовал и возглавил "Товарищество русско-малороссийских артистов". В 1898 в товарищество вош„л Садовский и оно получило наименование "Объедин„нное товарищество П. К. Саксаганского и Н. К. Садовского". В 1900 в товарищество вошли М. Л. Кропивницкий и М. К. Зань-ковецкая и оно стало наз. "Малороссийская труппа М. Л. Кропивницкого под руководством П. К. Саксаганского и Н. К. Садовского с участием М. К. Зань-ковецкой". После выхода из труппы Заньковедкой и Кропивницкого наз. "Малороссийская труппа под рук. П. К. Саксаганского и Н. К. Садовского" (1903-05), после ухода Садовского - "Товарищество малороссийских артистов во главе с П. К. Саксаган-ским при участии И. К. Карпенко-Карого". В 1909 С. отказывается от руководства и покидает "Товарищество". В 1910-15 гастролирует в разл. укр. труппах по городам Украины и России. В 1915 принимает участие в создании "Товарищества укр. артистов с участием М. К. Заньковецкой и П. К. Саксаганского под рук. И. А. Марьяненко". В 1918 создал в Киеве Нар. т-р, на базе к-рого в 1922 был организован Укр. драм. т-р им. М. Заньковецкой (ныне - во Львове). После Окт. революции С. стал активным деятелем сов. укр. т-ра. Он работал в т-рах им. М. Заньковецкой, им. И. Франко, Харьковском нар. т-ре (1927-31). Акт„рское и режисс„рское творчество С. представляет в истории укр. т-ра 2-й пол. 19 в. высшую ступень критич. реализма. Глубоко нац. художник, творчество к-рого развивалось на драматургии Карпенко-Карого, С. в то Же время по своим художеств. принципам и творч. практике близок театр. эстетике выдающихся мастеров рус. т-ра. Как акт„р С. стремился к раскрытию внутр. содержания образа, к воссозданию человеч. характеров во вс„м их разнообразии. Реалистич. манера игры приобретала у С. особую яркость и глубину. Тонкий внешний рисунок роли, филигранная обработка деталей, острая характерность грима, жеста, разнообразная мимика, богатейшая гамма интонац. нюансов, искром„тный нар. юмор - таковы характерные черты исполнительской манеры С. Среди лучших ролей С.: Пеньонжка, Бонавентура, Гнат Голый, Тарабанов, Харько, Бондарь, Опанас, Цокуль ("Мартын Боруля", "Сто тысяч", "Савва Чалый", "Суета", "Поливода XVIII столетия", "Бондаривна", "Бурлак", "Наймичка" Карпенко-Карого), Печерица, Герасим, Иван Непокрытый ("Крути", да не перекручивай", "На ревизию", "Дай сердцу волю, завед„т в неволю" Кропивницкого), Карась ("Запорожец за Дунаем" Гулак-Артемовского), Голохвостый, Шпонька, Солопий Черевик ("За двумя зайцами", "Где колбаса и чара, там кончается свара", "Сорочинская ярмарка" Старицкого), Возный ("Наталка-Полтавка" Котляревского), Франц Моор ("Разбойники"). Режисс„рскую деятельность начал в 1889, пост. совм. с Н. Садовским "Наталку-Полтавку". С. пост. более 260 спектаклей. Среди них: "Суета" (1904), "Хозяин" (1901), "Мартын Боруля" (1891), "Бесталанная" (1890), "Сто тысяч" (1890), "Наймичка" (1890), "Разумный и дурень" (1891), "Поливода XVIII столетия" (1894) Карпенко-Карого, "Назар Стодоля" Шевченко (1890), "Лимеривна" П. Мирного (1894), "Невольник" (1891), "Две семьи" (1894), "На ревизию" (1891) Кропивницкого, "Сорочинская ярмарка" (1892), "Черноморцы" (1891) Старицкого и др. Значит, событием в истории укр. т-ра были осуществл„нные С. впервые на укр. яз. пост.: "Уриэль Акоста" (1918, Киевский нар. т-р), "Разбойники" (1920, там же), "Отелло" (1926, Т-р им. Заньковецкой). С.- автор комедий "Лицемеры" (1908, запрещ. цензурой) и "Шантрапа" (соч. 1913), поев. высокому назначению иск-ва сцены. Был также выдающимся педагогом, воспитал видных укр. акт„ров и режисс„ров - Б. Романицкого, В. Любарта и др. Богатый сценич. опыт С. зафиксирован в его книгах: "Из прошлого украинского театра" (1938), "Моя работа над ролью" (1937) и др. Выступал со статьями и лекциями перед рабочей аудиторией, страстно утверждал народность, передовую идейность, реалистич. направленность теа'ф. иск-ва. Соч.: Театр ? життя, Харк?в, 1932; Думки про театр. Кив, 1955; По шляху життя, Кив, 1935; До молодих режисер?в, Кив, 1940. Лит.: Рильский M., Панас Саксаганський, "Науков? записки ?нституту мистецтвознавства, фольклору та етнограф? АН У PCP", Кив, 1947; Ч а г о в е ц ь В., П. К. Саксаганський, Кив, 1951; Т о б ? л е в и ч Б., П. К. Саксаганський, Кив, 1957; Панас Карпович Саксаганський. Зб?рник, Кив, 1948. M. Йос. "CAKTA СВОБОДЫ" (латыш. Sakta - нагрудное украшение женщин Латвии) - балет А. П. Скултэ, либретто П. Ф. Аболимова (по Я. Райнису). Пост. 9 мая 1950, Латв. т-р оперы и балета, Рига (Лелде - Панкрат, Приеде; Земгус - Граудас, Озолинь; Тот - Лемберг, Озолинь; балетм. - Чанга, дириж„р Янсон, худ. Лапиньш). Нов. ред. 1955, там же (Лелде - Приеде, Земгус - Кошкин, Тот - Озолинь, балетм. Чанга, дириж„р Тоне, худ. Вардаунис). САКУЛИН, Павел Никитич [1(13).XI.1868- 7. IX. 1930] - рус. сов. уч„ный, литературовед. Академик (с 1929). В 1891 окончил Моск. ун-т (историко-филологич. ф-т), с 1902 - приват-доцент Моск. ун-та. Действит. Страницы: «« « 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |