Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1999   2000   2001   2002   2003   2004   2005   2006   2007  2008   2009   2010   2011   2012   2013   2014   2015   2016   2017  » »»

фарс 15 в. В  его  фастнахтщпилях  действуют  живые  люди  -  бюргеры  и
крестьяне. Многие фарсы С. направлены  против  католич.  церкви,  против
дворян и правителей, обманывающих народ. К лучшим фарсам С. принадлежат:
"Школяр  в  раю",   "Корзина   разносчика",   "Фюзингенский   конокрад".
Исполненные  юмора,  жизнеутверждающие  фарсы  С.  пользовались  большим
успехом среди де-мократич. кругов его времени. Р. Вагнер вывел С. в муз.
драме "Нюрнбергские мейстерзингеры" (1862).
   Соч.: Ausgewahlte Werke, Bd 1-2, Lpz., 1961; в рус.  пер.-  Пастернак
Б., Избранные переводы, М., 1940;
   Хрестоматия по истории западноевропейского театра (сост. и  ред.)  С.
Мокульского, т. 1, 2 изд., М., 1953, отд. V.
   Лит.: Веселовский А., Старинный театр в Европе, М 1870- H о f f m a n
n J. L., Hans Sachs, Nurnberg, 1847. Г. Гур.
   САКСАГАНСКИЙ  (наст.  фам.-  Тобилевич),  Панас  (Афанасий)  Карпович
(15.V.1859,  с.  Каменно-Костоватое,-17.IX.1940,  Киев)  -  укр.  акт„р,
режисс„р,  театр.  деятель.  Нар.  арт.  СССР   (1936).   Брат   И.   К.
Карпенко-Карого и Н. К. Садовского.
   В 1875 играл в любительском  кружке  под  рук.  М.  Л.  Кропивницкого
(Елисавет-град,  ныне  Кировоград).  Окончил  Одесскую  юнкерскую  школу
(1880). Находясь на воен. службе (1880-83),  увлекался  театр.  иск-вом,
выступал в труппе Чернышева. В 1883  вступил  в  укр.  проф.  труппу  М.
Старицкого, затем - в труппу Кропивницкого  (1885-88)  и  Н.  Садовского
(1888-90). Участвовал в первой гастрольной поездке укр. т-ра в Петербург
и Москву (1886, 1887). В  1890  организовал  и  возглавил  "Товарищество
русско-малороссийских артистов". В 1898 в товарищество вош„л Садовский и
оно получило наименование "Объедин„нное товарищество П. К. Саксаганского
и Н. К. Садовского". В 1900 в товарищество вошли М. Л. Кропивницкий и М.
К.  Зань-ковецкая  и  оно  стало  наз.  "Малороссийская  труппа  М.   Л.
Кропивницкого под руководством П. К. Саксаганского и Н. К. Садовского  с
участием М. К. Зань-ковецкой". После выхода  из  труппы  Заньковедкой  и
Кропивницкого наз. "Малороссийская труппа под рук. П. К. Саксаганского и
Н. К. Садовского" (1903-05),  после  ухода  Садовского  -  "Товарищество
малороссийских артистов во главе с П. К. Саксаган-ским при участии И. К.
Карпенко-Карого". В 1909  С.  отказывается  от  руководства  и  покидает
"Товарищество". В 1910-15 гастролирует в разл. укр. труппах  по  городам
Украины и России. В 1915 принимает участие в создании "Товарищества укр.
артистов с участием М. К. Заньковецкой и П. К. Саксаганского под рук. И.
А. Марьяненко". В 1918 создал в Киеве Нар. т-р, на базе  к-рого  в  1922
был организован Укр. драм. т-р им. М. Заньковецкой (ныне - во Львове).
   После Окт. революции С. стал активным деятелем  сов.  укр.  т-ра.  Он
работал в т-рах им. М. Заньковецкой, им.  И.  Франко,  Харьковском  нар.
т-ре (1927-31).
   Акт„рское и режисс„рское творчество С. представляет  в  истории  укр.
т-ра 2-й пол. 19  в.  высшую  ступень  критич.  реализма.  Глубоко  нац.
художник, творчество к-рого развивалось на драматургии  Карпенко-Карого,
С. в то Же время по своим художеств. принципам и творч. практике  близок
театр. эстетике выдающихся мастеров рус. т-ра. Как акт„р С. стремился  к
раскрытию внутр. содержания образа, к воссозданию человеч. характеров во
вс„м их разнообразии. Реалистич. манера игры  приобретала  у  С.  особую
яркость и глубину. Тонкий внешний рисунок  роли,  филигранная  обработка
деталей,  острая  характерность  грима,  жеста,  разнообразная   мимика,
богатейшая гамма  интонац.  нюансов,  искром„тный  нар.  юмор  -  таковы
характерные черты исполнительской манеры С.
   Среди лучших ролей С.: Пеньонжка, Бонавентура, Гнат Голый, Тарабанов,
Харько, Бондарь, Опанас, Цокуль ("Мартын Боруля",  "Сто  тысяч",  "Савва
Чалый", "Суета",  "Поливода  XVIII  столетия",  "Бондаривна",  "Бурлак",
"Наймичка"  Карпенко-Карого),   Печерица,   Герасим,   Иван   Непокрытый
("Крути", да не перекручивай", "На ревизию", "Дай сердцу волю, завед„т в
неволю"    Кропивницкого),     Карась     ("Запорожец     за     Дунаем"
Гулак-Артемовского), Голохвостый, Шпонька, Солопий  Черевик  ("За  двумя
зайцами", "Где  колбаса  и  чара,  там  кончается  свара",  "Сорочинская
ярмарка" Старицкого), Возный ("Наталка-Полтавка"  Котляревского),  Франц
Моор ("Разбойники").
   Режисс„рскую деятельность начал в 1889, пост. совм.  с  Н.  Садовским
"Наталку-Полтавку". С. пост. более 260 спектаклей.  Среди  них:  "Суета"
(1904), "Хозяин" (1901), "Мартын Боруля" (1891),  "Бесталанная"  (1890),
"Сто тысяч" (1890),  "Наймичка"  (1890),  "Разумный  и  дурень"  (1891),
"Поливода  XVIII  столетия"  (1894)  Карпенко-Карого,  "Назар   Стодоля"
Шевченко (1890), "Лимеривна" П. Мирного (1894), "Невольник" (1891), "Две
семьи" (1894), "На ревизию" (1891) Кропивницкого, "Сорочинская  ярмарка"
(1892), "Черноморцы" (1891) Старицкого и др. Значит, событием в  истории
укр. т-ра были осуществл„нные С. впервые  на  укр.  яз.  пост.:  "Уриэль
Акоста" (1918, Киевский нар. т-р), "Разбойники" (1920, там же), "Отелло"
(1926, Т-р им. Заньковецкой).
   С.- автор комедий "Лицемеры" (1908, запрещ.  цензурой)  и  "Шантрапа"
(соч.  1913),  поев.  высокому  назначению  иск-ва  сцены.   Был   также
выдающимся педагогом, воспитал видных укр. акт„ров  и  режисс„ров  -  Б.
Романицкого, В. Любарта и др.
   Богатый сценич. опыт С. зафиксирован в его книгах:
   "Из прошлого украинского  театра"  (1938),  "Моя  работа  над  ролью"
(1937) и др. Выступал со статьями и лекциями перед  рабочей  аудиторией,
страстно   утверждал   народность,   передовую   идейность,   реалистич.
направленность теа'ф. иск-ва.
   Соч.: Театр ? життя, Харк?в, 1932; Думки про  театр.  Кив,  1955;  По
шляху життя, Кив, 1935; До молодих режисер?в, Кив, 1940.
   Лит.: Рильский M., Панас Саксаганський,  "Науков?  записки  ?нституту
мистецтвознавства, фольклору та етнограф? АН У PCP", Кив, 1947; Ч а г  о
в е ц ь В., П. К. Саксаганський, Кив, 1951; Т о б ? л е в и ч Б., П.  К.
Саксаганський, Кив, 1957; Панас Карпович  Саксаганський.  Зб?рник,  Кив,
1948. M. Йос.
   "CAKTA СВОБОДЫ" (латыш. Sakta - нагрудное украшение женщин Латвии)  -
балет А. П. Скултэ, либретто П. Ф. Аболимова (по Я.  Райнису).  Пост.  9
мая 1950, Латв. т-р оперы и балета, Рига (Лелде - Панкрат, Приеде;
   Земгус - Граудас, Озолинь; Тот - Лемберг, Озолинь; балетм.  -  Чанга,
дириж„р Янсон, худ. Лапиньш). Нов. ред. 1955, там же  (Лелде  -  Приеде,
Земгус - Кошкин, Тот  -  Озолинь,  балетм.  Чанга,  дириж„р  Тоне,  худ.
Вардаунис).
   САКУЛИН, Павел Никитич [1(13).XI.1868-  7.  IX.  1930]  -  рус.  сов.
уч„ный, литературовед. Академик (с 1929).  В  1891  окончил  Моск.  ун-т
(историко-филологич. ф-т), с 1902 - приват-доцент Моск. ун-та. Действит.

Страницы: «« « 1999   2000   2001   2002   2003   2004   2005   2006   2007  2008   2009   2010   2011   2012   2013   2014   2015   2016   2017  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия