Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1998   1999   2000   2001   2002   2003   2004   2005   2006  2007   2008   2009   2010   2011   2012   2013   2014   2015   2016  » »»

   В труппу "С." входили акт„ры: А. Кариев,  С.  Гиз-затуллина-Волжская,
И.    Кудашев-Ашказарский,    Г.    Болгарская,    А.    Кулалаев,    В.
Муртазин-Именский, 3. Баязитский, Ахундов, Н. Сакаев,  Ф.  Самитова,  3.
Богданова, С. Байкина, Дж. Байкин, К. Шамиль, 3. Султанов,  А.  Синяева,
К. Тинчурин, Камал 1-й, Камал 2-й, С. Айдаров, Ф. Ильская, М.  Иманская,
Ф. Бакиров, 3. Ахмерова, Н. Арапова, Г. Мангу-шев, Идель (Парсин) и  др.
Участники труппы "С." явились основоположниками тат. нац. т-ра.
   В 1918-19 труппа работала при губернском отделе нар.  образования.  В
день провозглашения Тат. АССР (25 июня 1920) на основе "С."  был  создан
тат. гос. т-р (ныне Т-р им. Камала).
   Лит.: Сагди Г., МутинМ., Парсин М., Татарский  театр.  Казань,  1926;
Муртазин В., Чнэкэй, Из истории татарского театра, Москва, 1926;  Кулиев
И., Кариев [Альбом], Казань, 1924; ГубайдуллинХ.Х.,  Первое  десятилетие
татарского профессионального театра. Доклад, Казань,  1957  [Гос.  музей
TACCPJ, на рус. яз.; его же, Азербайджанская классическая драматургия на
татарской сцене, "Изв. Азерб. АН". Серия обществ, наук, 1963,  ј  1  (на
рус. и азерб. яз.); его же, Памяти выдающегося артиста,  "Театр",  1961,
.ј 9; также см. Журналы: "Ан-га",  за  1914  и  1918;  газеты:  "Йолдыв"
("Звезда"), "Кояш" ("Солнце"),  "Тормыш"  ("Жизнь"),  "Вакыт"  ("Время")
1906- 1918 и др. X. Г.
   CAKATA, Тодзюро  (1647-1.XI.1709)  -  япон.  акт„р.  Один  из  лучших
исполнителей  ролей  "молодых  влюбл„нных"  (вагото)  в   т-ре   Кабуки,
работающем в районе Киото-Осака. Приобр„л известность  после  исполнения
роли Фудзия Исаэмона в пьесе "Югири нагори-но с„гацу"  (1678).  Выступал
преим. в пьесах ведущего япон. драматурга М.  Тикамацу\  лучшая  роль  -
Умэнага  Бундзо  ("Кэйсэй  Хотокэ-но  хара"  Тикамацу).  Исполнительское
иск-во  С.  отличалось  мастерством,  он  обладал  выразит,  внешностью,
пластичностью. С. были близки комич. роли,  а  также  роли,  исполненные
лирич. грусти.
   Лит.: Ихара Тосиро, Нихон энгэкиси, Токио, 1904 (на япон. яз.). Д. Г.
   САКЙЕВА, Куляш Срымбетовна (р. 1920) - казах. сов. актриса. Нар. арт.
Казах. ССР (1958). Депутат Верх. Совета Казах. ССР 4-го созыва.  В  1941
окончила Алма-Атинское театр. уч-ще и поступила в  Джам-бульский  казах,
т-р драмы. Создала поэтич. и колоритные образы в нац. драматургии; Баян,
Актокты, Жибек ("Козы-Корпеш и Баян-Слу", "Ахан-сереи
   Актокты", "Кыз-Жибек" Мусрепова), Енлик ("Енлик и Кебек"  Ауэзова)  и
др. В 1952 перешла в Семипалатинский т-р. .
   Играла здесь роли: Мехмэне Бану ("Легенда  о  любви"  Хикмета),  Анар
("Одно дерево не лес" Тажибаева), Майра (о. п. Тажибаева).  Выступает  в
муз. драмах. Б. Я.
   САККИ, С а к к о (Sacchi, Sacco),- семья итал. акт„ров  комедии  делъ
арте.
   Старший представитель  этой  семьи  -  Д  ж  e  н-наро  С.  (ум.  ок.
1715)-прославился  исполнением  ролей  Дзаннщ  его  жена   -   Маддалена
С.выступала под именем Армеллины и играла роли субреток;  брат  -Гаэтано
С. (ум. 1735) был популярен в ролях второго Дзанни; одна  из  дочерей  -
Адриана (1715-76) вначале играла роли "второй любовницы" Беатриче, затем
перешла на амплуа субреток,  с  большим  успехом  выступала  под  именем
Смеральдины. Самым известным  в  этой  семье  был  Антонио  Джованни  С.
(3.VII.1708- 19.XI.1788), сын Гаэтано С. Сценич. деятельность начал  как
танцовщик в оперном т-ре "Пергола"  (Флоренция),  затем  переш„л  в  т-р
"Кокомеро", где  стал  выступать  в  ролях  второго  Дзанни  под  именем
Труффаль-дино. В 1738 С. работал в Венеции  в  труппе  Дж.  Име-ра,  где
познакомился с К. Гольдони, написавшим для него три сценария  (в  т.  ч.
сценарий "Слуга двух господ",  впоследствии  переработанный  Гольдони  в
комедию, включавшую импровизации и остроты С.). В 1742 С.  гастролировал
в Петербурге, выступал при дворе  Елизаветы  Петровны,  в  1753-55  -  в
Лисабоне. В Венеции С. продолжал играть комедии дель арте, но с  меньшим
успехом, т. к. этот вид т-ра приш„л в упадок, зрители  охотнее  смотрели
пьесы Гольдони (в т-ре "Сан-Лука")  и  П.  Кьяри  (т-р  "Сант-Анджело").
Пост. фьяб К. Гоцци выдвинула на короткое время (1761- 1765)  труппу  С.
на первое место в Венеции. После многолетней работы в труппе С. начались
раздоры, в 1782 она распалась.
   А. Дж. С.  был  последним  выдающимся  итал.  акт„ром-импровизатором,
акробатом и эквилибристом. По словам К. Гольдони, он  "обладал  живым  и
блестящим воображением...,  всегда  углублялся  в  существо  исполняемой
сцены и придавал свежесть пьесе посредством  совершенно  новых  шуток  и
неожиданных реплик" (Мемуары К. Гольдони, т. 1, с. 379-380).
   Лит.: Memoires de Goldoni, t. 1-3, Р., 1787  (в  рус.  пер.-  Мемуары
Карло Гольдони, т. 1-2, ГЛ.], 1933); Rasi L., I comici italiani, v. 1-3,
Firenze, 1897-1905; G o z z i C., Memorie inutili, v. 1-2,  Bari,  1910.
Д, Мок.
   САККЙНИ (Sacchini), Антонио (14.VI.  1730  -  7.  X.  1786)  -  итал.
композитор. Учился у Ф. Д у ранте в  Неаполе,  где  в  1756  дебютировал
интермедией "Фра Донато". ' Оперы С. ставились в т-рах Неаполя (с 1758),
Венеции  ("Александр  в  Индии",  1763,  т-р  "Сан-Сальваторе"),   Падуи
("Олимпиада",   1763),   Рима   ("Узнанная   Семирамида",   1764,    т-р
"Арджентина";
   "Сид", 1769, т-р "Арджентина", франц.  ред.  -  "Хи-мена,  или  Сид",
1783, Фонтенбло, и др.), Милана ("Ар-мида", 1772, т-р  "Дукале",  франц.
ред.- "Ринальдо", 1783, Парижская опера). С 1768 С. был  хормейстером  и
вок.  педагогом  в  Венеции.  В  1772-81  работал  в   Лондоне   (оперы:
"Тамерлан", 1773, "Монтесума", 1775, "Солдатская любовь", 1778), затем в
Париже (оперы:
   "Дардан", 1784, Версаль, "Эдип  в  Колоне",  1786,  Парижская  опера,
"Арвир  и  Эвелина",  поем.  1788,   там   же).   Видный   представитель
неаполитанской оперной школы, С. использовал также  опыт  реформаторских
муз. трагедий X. Глюка. Лучшее произв. С.- "Эдип в Колоне". Писал  также
оратории, мессы, инструмент, музыку.
   Лит.: Seni itzer F., Antonio Sacchini, Siena, 1955. Б. Ш.
   CAEKO A.-см. Сакки.
   САКС (Sachs), Ганс (5.XI.1494-19.1.1576) - нем. поэт-мейстерзингер  и
драматург. В  1509  начал  изучать  основы  цехового  нар.  иск-ва.  Как
странствующий подмастерье неск. лет путешествовал по  Германии.  В  1515
возглавил движение Нюрнбергских  мейстерзингеров.  В  молодости  С.  был
комич. акт„ром, в 50-е гг. руководил любительской труппой.  С.  -  яркий
выразитель реали-стич. тенденций нем. бюргерского т-ра  16  в.  В  своих
трагедиях  и  комедиях  он  ещ„  следует  традициям  ср.-век.  моралите,
принципам гуманистич. драмы. Но в фарсах  (фастнахтшпили  -  масленичные
игры) С. близок к нар. т-ру. С. преобразовал  примитивный,  грубый  нем.

Страницы: «« « 1998   1999   2000   2001   2002   2003   2004   2005   2006  2007   2008   2009   2010   2011   2012   2013   2014   2015   2016  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия