|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 » »» В труппу "С." входили акт„ры: А. Кариев, С. Гиз-затуллина-Волжская,
И. Кудашев-Ашказарский, Г. Болгарская, А. Кулалаев, В.
Муртазин-Именский, 3. Баязитский, Ахундов, Н. Сакаев, Ф. Самитова, 3.
Богданова, С. Байкина, Дж. Байкин, К. Шамиль, 3. Султанов, А. Синяева,
К. Тинчурин, Камал 1-й, Камал 2-й, С. Айдаров, Ф. Ильская, М. Иманская,
Ф. Бакиров, 3. Ахмерова, Н. Арапова, Г. Мангу-шев, Идель (Парсин) и др.
Участники труппы "С." явились основоположниками тат. нац. т-ра.
В 1918-19 труппа работала при губернском отделе нар. образования. В
день провозглашения Тат. АССР (25 июня 1920) на основе "С." был создан
тат. гос. т-р (ныне Т-р им. Камала).
Лит.: Сагди Г., МутинМ., Парсин М., Татарский театр. Казань, 1926;
Муртазин В., Чнэкэй, Из истории татарского театра, Москва, 1926; Кулиев
И., Кариев [Альбом], Казань, 1924; ГубайдуллинХ.Х., Первое десятилетие
татарского профессионального театра. Доклад, Казань, 1957 [Гос. музей
TACCPJ, на рус. яз.; его же, Азербайджанская классическая драматургия на
татарской сцене, "Изв. Азерб. АН". Серия обществ, наук, 1963, ј 1 (на
рус. и азерб. яз.); его же, Памяти выдающегося артиста, "Театр", 1961,
.ј 9; также см. Журналы: "Ан-га", за 1914 и 1918; газеты: "Йолдыв"
("Звезда"), "Кояш" ("Солнце"), "Тормыш" ("Жизнь"), "Вакыт" ("Время")
1906- 1918 и др. X. Г.
CAKATA, Тодзюро (1647-1.XI.1709) - япон. акт„р. Один из лучших
исполнителей ролей "молодых влюбл„нных" (вагото) в т-ре Кабуки,
работающем в районе Киото-Осака. Приобр„л известность после исполнения
роли Фудзия Исаэмона в пьесе "Югири нагори-но с„гацу" (1678). Выступал
преим. в пьесах ведущего япон. драматурга М. Тикамацу\ лучшая роль -
Умэнага Бундзо ("Кэйсэй Хотокэ-но хара" Тикамацу). Исполнительское
иск-во С. отличалось мастерством, он обладал выразит, внешностью,
пластичностью. С. были близки комич. роли, а также роли, исполненные
лирич. грусти.
Лит.: Ихара Тосиро, Нихон энгэкиси, Токио, 1904 (на япон. яз.). Д. Г.
САКЙЕВА, Куляш Срымбетовна (р. 1920) - казах. сов. актриса. Нар. арт.
Казах. ССР (1958). Депутат Верх. Совета Казах. ССР 4-го созыва. В 1941
окончила Алма-Атинское театр. уч-ще и поступила в Джам-бульский казах,
т-р драмы. Создала поэтич. и колоритные образы в нац. драматургии; Баян,
Актокты, Жибек ("Козы-Корпеш и Баян-Слу", "Ахан-сереи
Актокты", "Кыз-Жибек" Мусрепова), Енлик ("Енлик и Кебек" Ауэзова) и
др. В 1952 перешла в Семипалатинский т-р. .
Играла здесь роли: Мехмэне Бану ("Легенда о любви" Хикмета), Анар
("Одно дерево не лес" Тажибаева), Майра (о. п. Тажибаева). Выступает в
муз. драмах. Б. Я.
САККИ, С а к к о (Sacchi, Sacco),- семья итал. акт„ров комедии делъ
арте.
Старший представитель этой семьи - Д ж e н-наро С. (ум. ок.
1715)-прославился исполнением ролей Дзаннщ его жена - Маддалена
С.выступала под именем Армеллины и играла роли субреток; брат -Гаэтано
С. (ум. 1735) был популярен в ролях второго Дзанни; одна из дочерей -
Адриана (1715-76) вначале играла роли "второй любовницы" Беатриче, затем
перешла на амплуа субреток, с большим успехом выступала под именем
Смеральдины. Самым известным в этой семье был Антонио Джованни С.
(3.VII.1708- 19.XI.1788), сын Гаэтано С. Сценич. деятельность начал как
танцовщик в оперном т-ре "Пергола" (Флоренция), затем переш„л в т-р
"Кокомеро", где стал выступать в ролях второго Дзанни под именем
Труффаль-дино. В 1738 С. работал в Венеции в труппе Дж. Име-ра, где
познакомился с К. Гольдони, написавшим для него три сценария (в т. ч.
сценарий "Слуга двух господ", впоследствии переработанный Гольдони в
комедию, включавшую импровизации и остроты С.). В 1742 С. гастролировал
в Петербурге, выступал при дворе Елизаветы Петровны, в 1753-55 - в
Лисабоне. В Венеции С. продолжал играть комедии дель арте, но с меньшим
успехом, т. к. этот вид т-ра приш„л в упадок, зрители охотнее смотрели
пьесы Гольдони (в т-ре "Сан-Лука") и П. Кьяри (т-р "Сант-Анджело").
Пост. фьяб К. Гоцци выдвинула на короткое время (1761- 1765) труппу С.
на первое место в Венеции. После многолетней работы в труппе С. начались
раздоры, в 1782 она распалась.
А. Дж. С. был последним выдающимся итал. акт„ром-импровизатором,
акробатом и эквилибристом. По словам К. Гольдони, он "обладал живым и
блестящим воображением..., всегда углублялся в существо исполняемой
сцены и придавал свежесть пьесе посредством совершенно новых шуток и
неожиданных реплик" (Мемуары К. Гольдони, т. 1, с. 379-380).
Лит.: Memoires de Goldoni, t. 1-3, Р., 1787 (в рус. пер.- Мемуары
Карло Гольдони, т. 1-2, ГЛ.], 1933); Rasi L., I comici italiani, v. 1-3,
Firenze, 1897-1905; G o z z i C., Memorie inutili, v. 1-2, Bari, 1910.
Д, Мок.
САККЙНИ (Sacchini), Антонио (14.VI. 1730 - 7. X. 1786) - итал.
композитор. Учился у Ф. Д у ранте в Неаполе, где в 1756 дебютировал
интермедией "Фра Донато". ' Оперы С. ставились в т-рах Неаполя (с 1758),
Венеции ("Александр в Индии", 1763, т-р "Сан-Сальваторе"), Падуи
("Олимпиада", 1763), Рима ("Узнанная Семирамида", 1764, т-р
"Арджентина";
"Сид", 1769, т-р "Арджентина", франц. ред. - "Хи-мена, или Сид",
1783, Фонтенбло, и др.), Милана ("Ар-мида", 1772, т-р "Дукале", франц.
ред.- "Ринальдо", 1783, Парижская опера). С 1768 С. был хормейстером и
вок. педагогом в Венеции. В 1772-81 работал в Лондоне (оперы:
"Тамерлан", 1773, "Монтесума", 1775, "Солдатская любовь", 1778), затем в
Париже (оперы:
"Дардан", 1784, Версаль, "Эдип в Колоне", 1786, Парижская опера,
"Арвир и Эвелина", поем. 1788, там же). Видный представитель
неаполитанской оперной школы, С. использовал также опыт реформаторских
муз. трагедий X. Глюка. Лучшее произв. С.- "Эдип в Колоне". Писал также
оратории, мессы, инструмент, музыку.
Лит.: Seni itzer F., Antonio Sacchini, Siena, 1955. Б. Ш.
CAEKO A.-см. Сакки.
САКС (Sachs), Ганс (5.XI.1494-19.1.1576) - нем. поэт-мейстерзингер и
драматург. В 1509 начал изучать основы цехового нар. иск-ва. Как
странствующий подмастерье неск. лет путешествовал по Германии. В 1515
возглавил движение Нюрнбергских мейстерзингеров. В молодости С. был
комич. акт„ром, в 50-е гг. руководил любительской труппой. С. - яркий
выразитель реали-стич. тенденций нем. бюргерского т-ра 16 в. В своих
трагедиях и комедиях он ещ„ следует традициям ср.-век. моралите,
принципам гуманистич. драмы. Но в фарсах (фастнахтшпили - масленичные
игры) С. близок к нар. т-ру. С. преобразовал примитивный, грубый нем.
Страницы: «« « 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |