Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1990   1991   1992   1993   1994   1995   1996   1997   1998  1999   2000   2001   2002   2003   2004   2005   2006   2007   2008  » »»

театральной семьи. После смерти  отца  с  9  лет  воспитывался  братьями
матери, видными провинциальными акт„рами - Г.  В.  и  Д.  В.  Садовскими
(отсюда псевдоним С.). В 1832 поступил  в  Тульскую  труппу  (для  к-рой
ранее переписывал роли). Играл в т-рах Калуги, Рязани, Воронежа,  Казани
и др. городов.
   В 1839, благодаря поддержке М. С. Щепкина (к-рый в 1838 видел  С.  на
сцене Казанского т-ра и отметил его игру), дебютировал в  Малом  т-ре  в
водевильных  ролях  (Жанно  Вижу,  Нац,  Емельян  -  "Лю-бовное  зелье",
"Дезертир", "Хороша и дурна, и глупа, и умна" - переделки Д. Т. Ленского
с франц.). Играл в Малом т-ре до конца жизни. Первые роли - в переводных
водевилях, комедиях,  драмах  и  мелодрамах.  Критика  отмечала  С.  как
отличного комика, "простака" и  характерного  акт„ра;  у  него  находили
"бездну натуры", наивность, непосредственность, живость,  непринужд„нную
вес„лость и необыкновенный юмор. Не  стремясь  смешить,  не  прибегая  к
шаржу, С. держался серь„зно, достигая этим необычайного комизма. Большой
успех  С.  принесли   водевильные   характерно-бытовые   роли:   Филатка
("Фи-латка и Мирошка - соперники" Григорьева 2-го,
   1839), Пустославцев ("Лев Гурыч Синичкин" Д. Ленского, 1841), Петухов
("Что имеем не храним, потерявши плачем"  Соловь„ва,  1843).  В  произв.
переводной клас-сич. драматургии  С.  играл  роль  Шута  ("Король  Лир",
1843), Журдена, Щедушкина (Аргана), Скапена  ("Мещанин  во  дворянстве",
1844, "Мнимый больной", 1846,  и  "Скапеновы  обманы",  1849,  Мольера).
Расцвет сатирич. таланта С. связан с  его  выступлениями  в  новом  рус.
реалис-тич.репертуаре. Образы С. заняли видное место в  сценич.  истории
пьес Гоголя. Первые роли-Хо-дилкин (Анучкин) и Под-кол„син  ("Женитьба",
обе в 1843), Замухрыш-кин ("Игроки" Гоголя, 1843). М. С. Щепкин  считал,
что С. был единственным акт„ром, к-рый сразу "постиг тайну  гоголевского
языка".  Его  философствующий  Под-кол„син,   крайне   нерешительный   и
по-детски наивный, казался особенно комичным. Среди лучших  ролей  С.  -
Осип ("Ревизор", 1845). В 1850-е гг. играл в пьесах И. С. Тургенева,  А.
В. Су-хово-Кобылина, А.  Ф.  Писемского.  Дарование  С.,  основанное  на
простоте и правде, глубоком знании рус. жизни, раскрылось в пьесах А. Н.
Островского, занявших центр, место в творчестве С.  В  Островском  акт„р
наш„л своего драматурга, а тот  в  н„м  -  сподвижника  и  великолепного
исполнителя, утверждавшего на сцене школу естественной  и  выразительной
игры. С конца 1840-х гг.  С.  сблизился  с  кружком  моск.  литераторов,
артистов и музыкантов, куда входил и Островский.  Активный  пропагандист
творчества великого  драматурга,  С.  познакомил  разл.  обществ,  круги
Москвы с комедией "Банкрот" ("Свои люди - сочт„мся"), вызвал  интерес  к
писателю-новатору  у  передовой  молодой  части  труппы   Малого   т-ра,
содействовал своей игрой успеху и утверждению его пьес в т-ре. В  первых
пост. 28 пьес Островского на сцене Малого т-ра С. исполнил 29  ролей.  В
первой же роли Русакова ("Не в свои сани не садись",  1853)  С.  поразил
жизненностью  поведения.   Типич.   образы   создал   С.,   играя   роли
взяточников-чиновников - Беневоленского ("Бедная невеста", 1853),  Юсова
("Доходное место", 1863). Исполняя роль  Любима  Торцова  ("Бедность  не
порок", 1854, поев. автором С.), к-рая была шедевром артиста, С.  создал
драматич.  образ   человека,   страдающего   от   своего   падения,   но
непримиримого  к  насилию  и  хищничеству.  С.  мастерски   играл   роли
купцов-самодуров, создавая сатирич. характеры: Тит Титыч ("В чужом  пиру
похмелье",  1856,  и  "Тяж„лые  дни",  1863),  Дикой  ("Гроза",   1859),
Курослепов ("Горячее сердце", 1869) и др. В  образе  Подхалюзина  ("Свои
люди - сочт„мся", 1861) С. убедительно показал превращение своего  героя
из угодливого приказчика в купца-накопителя. Позднее (1869) в этой пьесе
С. сыграл роль Болыпова. Драм. сторона дарования С.  раскрылась  в  роли
Краснова ("Грех да беда на кого не жив„т", 1863 и 1867). В творчестве С.
глубина и тонкость социальной и психологич. характеристик  сочетались  с
выразительностью   внешнего   бытового    рисунка    роли.    Крупнейший
представитель  иск-ва  Малого  т-ра,  С.  был  мастером  рус.  речи,  юн
раскрывал образ прежде всего через слово, тщательно  разрабатывал  текст
роли. Ч„ткая дикция, гибкий голос помогали акт„ру находить  для  каждого
персонажа  свою  мелодию  и  ритм  речи,  особенности  произношения.  С.
славился  также  мимич.  мастерством,  выразительностью   пауз,   полным
слиянием с образом.
   С. был первым исполнителем на сцене Малого т-ра след. ролей: Расплюев
("Свадьба   Кречинского",   1855),   Дурнопечин,   Ананий    и    Митрич
("Ипохондрик", 1857, "Горькая судьбина", 1863,  и  "Самоуправцы",  1866,
Писемского). Сатирически обрисовывая образ пройдохи и шулера  Расплюева,
С. в то же время показывал и его  человеческие  черты,  создав  традицию
исполнения этой роли. Тонкостью отделки отличались образы Ступендьева  и
Иванова  ("Провинциалка",  1856,  и  "Нахлебник",  1862,  Тургенева).  С
большим юмором С. исполнял роли в комедиях Мольера (Жеронт  -  "Проделки
Скапена", 1866, Сганарель - "Лекарь поневоле", 1866, Жорж  Данден  -  о.
п., 1866, Пур-соньяк - о. п., 1867, Сганарель - о. п.,  1869),  Шекспира
(Баптиста - "Укрощение строптивой",  1865),  Кальдерона  (Бенито-"Сам  у
себя  под  стражей",  1866).  Выступал  также  в  операх.  С.   принимал
деятельное участие в организации моск. "Артистич. кружка" (1865)  и  его
спектаклей; играл в них. В творчестве  С.,  продолжившего  и  развившего
щеп-кинские традиции в сценич. иск-ве, проявились нац. особенности  рус.
сценич. реализма:  простота,  естественность,  тесная  связь  с  жизнью,
тенденция к социально-бытовой обрисовке характера,  раскрытию  его  нац.
специфики, внимание к внутр. миру человека, отношение к слову как к осн.
средству характеристики образа. Иск-во С. оказало воздействие  на  целую
плеяду рус. акт„ров. С. был автором юмористич. рассказов и  превосходным
рассказчиком.
   Др. роли: Хватайко ("Ябеда"  Капниста,  1845),  Пролетов  и  Бурдюков
("Тяжба" Гоголя, 1846 и 1859), Городничий (1858), Скотинин ("Недоросль",
1859), Горич ("Горе от ума", 1862), Барсуков ("Утро  делового  человека"
Гоголя, 1863), Мякишев ("Расточитель" Лескова, 1868), Болыыинцов ("Месяц
в деревне" Тургенева, 1872); в пьесах Островского:
   Смуров ("Утро молодого человека", 1853), Агафон ("Не  так  живи,  как
хочется", 1854), Пузатов ("Картина семейного счастья", 1857),  Неуеденов
("Праздничный  сон  -  до  обеда",  1857),  1-й   кучер   ("Не   сошлись
характерами", 1858), Густомесов ("Старый друг лучше новых двух",  1860),
Потапыч  ("Воспитанница",  1863),  Хрюков  ("Шутники",  1864),   Шалыгин
("Воевода",  1865),  Бессудный  ("На  бойком  месте",  1865),   Боровцов
("Пучина", 1866), Минин ("Козьма Захарьич Минин-Сухорук". 1867),  Осипов
и Щелкалов  ("Дмитрий  Самозванец  и  Василий  Шуйский",  1867),  Сеитов
("Тушино", 1867), кн. Воротынский ("Василиса Мелентьева"  Островского  и
С. А. Гедеонова, 1868), Мамаев ("На всякого мудреца довольно  простоты",

Страницы: «« « 1990   1991   1992   1993   1994   1995   1996   1997   1998  1999   2000   2001   2002   2003   2004   2005   2006   2007   2008  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия