Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1994   1995   1996   1997   1998   1999   2000   2001   2002  2003   2004   2005   2006   2007   2008   2009   2010   2011   2012  » »»

драм. кружках. Работу в проф. т-ре начал в труппе Г.  Ашкаренко  в  1881
(роль Миколы в "Наталке-Полтавке" Котлярев-ского). Работал в  труппе  М.
Кропивницкого, в составе  к-рой  гастролировал  в  Петербурге  и  Москве
(1886, 1887). Играл также в труппе М. Ста-рицкого, а в 1888 вместе с  М.
Заньковецкой основал собственную  труппу.  Годы  1888-98  были  периодом
становления и роста С. как акт„ра, режисс„ра и театр. организатора.  Уже
в эти годы выявилось стремление художника расширить репертуар укр.  т-ра
введением рус. и зап.-европ. классики. Обходя запрещение ставить на укр.
сцене  пьесы,  перевед„нные  с  др.  языков,  он  переработал  драму  А.
Писемского  "Горькая  судьбина"  и  ставил  е„  в  укр.   переводе   под
назв."Никандр Несчастный". В 1898 труппа  С.  слилась  с  "Товариществом
русско-малороссийских артистов под руководством П. К. Саксаганского".  В
1900 к ним присоединилась труппа М. Кропивницкого.  В  1905  С.  получил
приглашение возглавить труппу общества "Руська бес?да" во Львове. За год
работы  в  Галиции  он  вместе  с  М.  Заньковецкой  поднял  на  высокий
художеств.  уровень  западноукр.  т-р.  Пользуясь  нек-рым   ослаблением
ограничений в отношении укр. культуры, к-рые принесла революция 1905-07,
С. организовал в Полтаве в 1906 стационарный  укр.  т-р.  Ставил  преим.
укр. классику, но широко вводил также в репертуар произв. совр. ему укр.
(Леся Украинка, Яновская, Гринченко, Олесь,  Черкасенко,  Васильченко  и
др.) и рус.  (Андреев,  Чириков)  драматургов,  рус.  классику  (Гоголь,
Островский,  Чехов,  Л.  Толстой),  переводы  с  др.  языков  (польский,
немецкий, еврейский и др.). Впервые на укр. сцене  здесь  были  показаны
пьесы о жизни рабочих ("Старая шахта" де Грацие, "Гибель  ,,  Надежды4'"
Хейерманса и др.). Большой вклад вн„с С. в развитие укр. проф.  оперного
т-ра. Наряду с  драм.  спектаклями,  руководимый  С.  т-р  ставил  оперы
Лысенко, Сичинского, Козаченко, Монюшко, Сметаны, Масканьи. В  работе  с
акт„рами С. добивался ансамбля, в к-ром выявлялась индивидуальная творч.
одар„нность каждого из исполнителей. Опираясь на  крупных  мастеров,  С.
большое внимание уделял театр.  молод„жи,  прививая  ей  основы  спенич.
реализма, смело поручал молодым акт„рам ведущие роли. За годы  работы  в
т-ре  С.   воспитал   мн.   мастеров   укр.   сцены   (Е.   Петляш,   М.
Литви-ненко-Вольгемут, Е. Хуторная, М. Малиш-Федорец,  В.  Василько,  О.
Корольчук, И. Ковалевский, М. Пет-лишенко и др.). На высокий уровень  С.
поднял художеств. оформление спектаклей;  он  впервые  на  Украине  стал
привлекать видных мастеров изобразит. иск-ва (В. Кричевский и др.).
   Как акт„р С.  был  талантливым  представителем  реалистич.  школы  М.
Кропивницкого.  На  его  творчество  оказала  влияние  эстетика  Гоголя,
Щепкина, Шевченко. Исключительные внутренние и внешние акт„рские  данные
С.,   искренность,   простота,   глубина   чувств,   задушевный   голос,
музыкальность и пластичность в соединении с  глубоким  знанием  жизни  и
чувством  правды  способствовали  его  быстрому  росту  как   художника.
Характерной чертой С. была выразительная нац. самобытность. С.  дополнял
и углублял лит. образ, он в совершенстве владел  мастерством  художеств.
слова; был прекрасным исполнителем укр. песен, нар. танцев. Играя преим.
героич. роли, С. одновременно был и ярким характерным акт„ром;  блестяще
владел мастерством перевоплощения. За 50 лет работы на сцене  С.  создал
галерею  сценических  образов  -  драматических:  Гнат,   Тарас,   Панас
("Бесталанная",   "Бондаривина",   Бурлак"   Карпенко-Карого),   Дмитро,
Подорожный ("Не суждено!",  "Зимний  вечер"  Старицкого);  комедийных  и
характерных: Карась ("Запорожец за Дунаем"  Гулак-Артемовского)"  Пузырь
("Хозяин" Карпенко-Карого), Городничий;
   Смирнов ("Медведь" Чехова), Вышневский ("Доходное  место").  Вершиной
его акт„рского мастерства были трагедийные образы Саввы  Чалого  (о.  п.
Карпенко-Карого), Богдана Хмельницкого (о. п. Старицкого), Тараса Бульбы
(по о. п.  Гоголя),  Командора  ("Каменный  властелин"  Леси  Украинки),
атамана Сирко ("О ч„м шептал ковыль" Черкасенко).  С.-  автор  переводов
Гоголя ("Ревизор" и др.), театр. мемуаров "Мои театральные воспоминания"
и др. Написал либретто к опере "Энеида" Лысенко (по  Котля-ревскому).  В
1920-26 жил за границей (Ужгород, позднее Прага). Вернувшись на Украину,
играл свои прежние роли в разл. т-рах.
   С о ч.: Мо театральн? згадки, Харк?в - Кив, 1956. Лит.: МарО., Минуле укранського театру, Кив, 1953;  Тоб?левич  С.,  Мо  стежки  ?
зустр?ч?, Кив, 1957; Василько В., Микола Садовський та його театр.  Кив,
1962.
   САДРЙЕВА, Зайнаб (p. 25.XI.1914)-узб. сов. актриса.  Нар.  арт.  Узб.
ССР (1952). Занимаясь  в  пед.  техникуме,  выступала  в  самодеятельных
спектаклях. В 1929 поступила в Рабочий передвижной т-р. С 1932-  актриса
Т-ра им. Хамзы. Роли:
   Пошшо-аим ("Бай и батрак" Хамзы, 1939), Мать (о.  п.  Уйгуна"  1943),
Харитонова ("За тех, кто в море!" Лаврен„ва, 1947).
   С. создала яркие, крупные, остро драматич. характеры; играла  волевых
женщин трудной судьбы:
   Кручинина  (1949),  Мария  Александровна  Ульянова  ("Семья"  Попова,
1952), Любовь Яровая (1952), Лээна Туйск ("Блудный сын" Ран-нета, 1959).
Глубокий    темперамент,    сила    чувств    придают     образам     С.
романтико-трагедийное   звучание.   Важное   значение   в   формировании
мастерства актрисы имела драматургия Горького. Она сыграла  роли  Ксении
("Егор  Булычов  и  другие",  1939),  Татьяны  ("Мещане",  1951),  Вассы
Железновой (1952). В образе Вассы Железно-вой энергия,  хватка  "хозяйки
дела"  сочетались  с  внутренним  беспокойством  талантливого  человека,
ощущающего, что в жизни есть силы, стоящие выше е„ богатства  и  власти.
С. с успехом играет и комедийные роли: Феклуша ("Гроза", 1938), Холнисо,
Фа-тима ("Ш„лковое сюзане", 1952, "Больные зубы", 1954, А. Каххара).
   Лит.:  Театр  им.  Хамзы,  Ташкент,  1957;  Уварова   Г.,   Узбекский
драматический  театр.  М.,  1959;  Фельдман  Я.,   Характер   народа   и
сценические образы, Ташкент, 1962.
   Я. Ф. САДРИЖИГАНОВ, Джалял Гаязович [р. 21.1  (3.11).  1909]  -  тат.
сов. дириж„р. Засл. деят.  иск-в  Тат.  АССР  (1945).  Чл.  Коммунистич.
партии с 1941. Учился в Моск. консерватории в 1937-41. С 1941 -  дириж„р
тат. Т-ра оперы и балета (Казань). С. вн„с значит, вклад в развитие тат.
муз.-театр.   иск-ва.   Руководил   первыми   пост.   опер:   "Алтынчеч"
("Золотоволосая", 1-я ред., 1941;  2-я  ред.,  1956),  "Ильдар"  (1942),
"Тюляк" (1945), "Намус" ("Честь", 1950) Жиганова, "На„мщик" Сайдашева  и
Ключар„ва (1962); балетов  -  "Зюгра"  Жиганова  (1946),  "Горная  быль"
Ключар„ва  (1951),  "Золотой  гребень"  Бакирова   (1957),   "Кисек-баш"
Губайдуллина (1959) и др. Выступал с  симф.  концертами.  С  1945  вед„т
педагогич. работу в Казанской консерватории. Ир. Г.
   САДЫКОВ, Захид (1909-60) -  узб.  сов.  акт„р.  Нар.  арт.  Узб.  ССР
(1950). С 1934 -акт„р Самаркандского узб. муз.-драм.  т-ра.  Выступал  в

Страницы: «« « 1994   1995   1996   1997   1998   1999   2000   2001   2002  2003   2004   2005   2006   2007   2008   2009   2010   2011   2012  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия