Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2001   2002   2003   2004   2005   2006   2007   2008   2009  2010   2011   2012   2013   2014   2015   2016   2017   2018   2019  » »»

САЛИНА,  Надежда  Васильевна   [30.VIII   (И.1Х).   1864-4.IV.1956]-рус.
артистка оперы (лирико-драматич. сопрано). Дочь скрипача В. 3. Салина  и
актрисы М. И. Самариной. В 1884 окончила Петерб. консерваторию по классу
К. Эверарди;  совершенствовалась  в  Париже  у  П.  Виардо-Гарсиа  и  во
Флоренции у Ванучини. В 1885-87 пела в Моск. частной рус. опере. В  1888
дебютировала в партии Маргариты ("Фауст") в Большом т-ре,  где  работала
до  1908.  С.  обладала  мягким,  т„плым  по  тембру   голосом,   тонкой
музыкальностью, высоким технич. мастерством. Больше всего  удавались  ей
лирич. партии, поэтичные, женственные образы. С.- одна из лучших на рус.
сцене исполнительниц партии Лизы. Об иск-ве артистки с большой  похвалой
отзывались Чайковский, Рим-ский-Корсаков,  Рахманинов.  После  ухода  со
сцены С. вела педагогич. работу как  профессор  Муз.-драм.  уч-ща  Моск.
филармонич. об-ва.
   Партии: Франческа ("Франческа да Римини" Рахманинова, 1906) -  первая
исполнительница; Феврония ("Сказание о невидимом  граде  Китеже  и  деве
Февронии" Римского-Корсакова, 1908) - первая исполнительница в Москве;
   Наташа ("Русалка"), Ярославна, Татьяна, Тамара,  Снегурочка;  Земфира
("Алеко" Рахманинова), Микаэла; Эльза, Зиглинда ("Лоэнгрин", "Валькирия"
Вагнера) и др. Соч.: Жизнь и сцена,  Л.-М.,  1941.  Лит.:  "ЕИТ".  Сезон
1907-1908, СПБ, с. 279-80; Юбилей Н. В. Салиной,"Рус. муз. газ.",  1908,
ј 8-9, с. 217-18;
   Римский-КорсаковН. А., Летопись моей  музыкальной  жизни,  М.,  1955.
Б.Яг.
   САЛИНЬЯК (Salignac), Эстас (р. 29.III.1867)  -  франц.  артист  оперы
(лирико-драматич. тенор).  Муз.  образование  получил  в  консерваториях
Марселя и Парижа. В 1893-95, 1903-13 и с 1923  выступал  в  т-ре  "Опера
комик", в 1896-1903 -в т-ре "Метрополитен-опера". Гастролировал в  т-рах
"Ковент-Гарден" (Лондон), "Де ла Монне" (Брюссель). Пел в операх  франц.
композиторов, был мастером классич. бель  канто,  тонким  истолкователем
музыки Моцарта, темпераментным исполнителем произв. веристов.
   Лучшие  партии:  Вертер;  де  Грие  ("Манон"  Масснс),  Хозе;  Самсон
("Самсон и  Далила"  Сен-Санса),  Ромео,  Фауст  ("Ромео  и  Джульетта",
"Фауст"  Гуно),  Оттавио  ("Дон  Жуан"  Моцарта),  Тонио  ("Дочь  полка"
Доницетти), Канио;
   Туридду ("Сельская честь" Масканьи).
   С 1923 занимался педагогич. деятельностью в Фонтенбло. Вс. Т.
   САЛЛЕ (Salle), Мари  (1707-27.VII.1756)  -  франц.  артистка  балета.
Ученица Ф. Прево. В 1718 выступала в ярмарочных  т-рах  Парижа.  В  1721
дебютировала в "Парижской опере". Не найдя признания на родине,  с  1725
работала в Лондоне в  антрепризе  Дж.  Рича.  В  1727,  после  успеха  в
Лондоне, вступила в труппу "Парижской оперы". В 1739 покинула сцену.  С.
стремилась средствами танца выразить  чувства  своих  героинь,  боролась
против рутины, царившей в "Парижской опере", вносила изменения в тяж„лый
тра-диц. балетный костюм, стеснявший движения; в  пантомиме  "Пигмалион"
(1734, Лондон) С., нарушая традиции, выступала с распущенными  волосами,
в л„гком  кисейном  платье,  сходном  с  греческой  туникой.  Иск-во  С.
способствовало развитию действенного  драматич.  танца,  она  продолжила
начинания Прево. Была в большой дружбе с Вольтером, Ж.-Ж. Новером  и  Д.
Гарриком. Новер писал о С.,  как  о  танцовщице,  заменившей  виртуозную
технику правдивостью, изяществом, гармонич. простотой танца.
   Выступала в балетах "Чувства" Муре, "Иеффай" Монте-клера,  "Галантная
Индия" Рамо, где сама сочинила часть своей партии, "Скандербсрг" Ребеля,
"Путешествия  Амура"  Буамортье,  "Триумф  Гармонии"  Грене,  "Кастор  и
Поллукс" Рамо, и др.
   Лит.: Худеков С., История танца, ч. 1, СПБ, 1914, с. 317-323; H о в e
p p Ж.-Ж., Письма о танце, пер. с франц., 1927, с.200; N о v  e  r  г  e
J.-G., Lettres sur la danse, sur  les  ballets  et  les  arts,  v.  1-4,
St.-Petersbourg, 1803-04; D a c i e r E., Une danseuse de  l'opera  sous
Louis XV.M-lle Salle (1707-1756), P., 1909; Lawson J.,  Marie  Salle,  в
кн: A history of ballet and its makers, L., 1964, p. 31-33. Ham. P.
   САЛЛИВЕН  (Sullivan),  Артур  (13.V.1842-22.XL  1900)  -   английский
композитор. Учился в Королевской академии музыки в Лондоне и Лейпцигской
консерватории.  Работал  в  Лондоне  органистом  и  дириж„ром,  с   1866
преподавал в Королевской академии музыки. Автор св. 20 оперетт, б. ч. на
тексты англ.  писателя-юмориста  У.  Ш.  Джилберта.  Наиболее  популярны
оперетты "Пипафор" (1878, "Опера комик", Лондон), "Пираты  из  Пензанса"
(1879, т-р "Бижу", Пейнгтон), "Микадо" (1885, т-р "Савой", Лондон).  Они
ставились в России, Германии, США и др. странах.
   Среди др. оперетт С.- "Терпение" (1881, т-р "Опера комик"), "Иоланта"
(1882), "Принцесса Ида" (1884), "Руддигора" (1887), "Гондольеры"  (1889)
(все в т-ре "Савой").
   С. принадлежит  опера  "Айвенго"  (1891,  Лондон),  музыка  к  пьесам
Шекспира, мн. хоровые и симф. соч. Лит.: Янковский М., Оперетта,  Л.-М.,
1937;
   D u n h i l l Th., Sullivan's Comic Operas: a critical  appreciation,
L., 1928; Darlington W. A., The world of Gilbert and  Sullivan,  N.  Y.,
1950; В a i 1 у L., The Gilbert and Sullivan  book,  L.,  1952,  4  ed.,
1956; Moore F r a n k L. (ed.), The handbook of Gilbert and Sullivan...,
L., 1962.
   САЛМЕЛАЙНЕН (Salmelainen), Эйно  Йоханнес  (р.  30.III.1893)  -  фин.
режисс„р и театр. деятель. В 1912-16  учился  в  ун-те  в  Хельсинки.  В
1920-25- театр. критик "Утренней газеты"  в  Тампере.  В  1925-  1934  -
директор Таммерфорсского т-ра, в 1934-40- Нар. т-ра в Хельсинки, в  1943
-64 - Таммерфорсского  рабочего  т-ра.  В  своей  режисс„рской  практике
утверждает принципы Станиславского.
   Пост.: "Женщины Нискавуори"  ("Каменное  гнездо")  Вуо-лийоки,  "Жена
рабочего" и  "Сюльви"  Кант,  "Гамлет",  "Сон  в  летнюю  ночь",  "Мария
Стюарт", "Дон Карлос"; "Пер Гюнт" Ибсена, "Гроза"; "Опера нищих" Брехта,
"Табачная дорога" Колдуэлла и др.
   В 1940-43, 1946-48 и 1950 в„л педагогич. деятельность. В 1950 посетил
СССР.
   Соч.: Aioin papiksi-jouduin teatteriin, Hels., 1955;
   Oppirahat en maksettava, Hels., 1955; Hurma ja  surma,  Hels.,  1957;
Tarinaa teatterista, Hels., 1960; Parivaljakko, Hels., 1963. С. Л,
   САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (Салтыков), Михаил Евграфович [псевд.  -  Н.  Щедрин;
15(27).1.1826,  с.  Спас-Угол   Тверской   губ.,-28.IV   (10.V).   1889,
Петербург] - рус. писатель-сатирик, один  из  крупнейших  представителей
критич. реализма в рус. лит-ре. Вместе  с  Н.  Г.  Чернышевским,  Н.  А.
Добролюбовым и Н.  А.  Некрасовым  принадлежал  к  революц.  демократам.
Сотрудничал   в   журн.    "Современник",    "Отечественные    записки".

Страницы: «« « 2001   2002   2003   2004   2005   2006   2007   2008   2009  2010   2011   2012   2013   2014   2015   2016   2017   2018   2019  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия