Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2005   2006   2007   2008   2009   2010   2011   2012   2013  2014   2015   2016   2017   2018   2019   2020   2021   2022   2023  » »»

Вермона),  Дон  Цезарь  де  Базан  ("Испанский  дворянин"  Дюма-нуара  и
Деннери), доктор Лемонье ("Детский  доктор"  Буржуа  и  Деннери)  и  др.
Иск-во  С.,  отмеченное  высоким   мастерством,   отличалось   теплотой,
задушевностью .
   В 1857 С. сыграл Гамлета. Выступив в этом спектакле одновременно  как
режисс„р, С. предпринял одну из первых  в  рус.  т-ре  попыток  добиться
историч. правды в пост.  шекспировской  трагедии.  Однако  трактовка  С.
образа Гамлета как  слабовольного,  неспособного  к  действиям  человека
вызвала резкое осуждение со стороны прогрессивной критики. С конца  50-х
гг.  С.  постепенно  отходит  от  героико-романтич.  ролей  и   начинает
исполнять  в  осн.  характерные  роли  пожилых  людей:  помещик   Окалов
("Однодворец" Боборы-кина), капитан Возницын ("Чужая вина"  Устряло-ва),
Курчаев   ("Испорченная   жизнь"    Черныш„ва),    Болотов    ("История"
Ладыженского) и др. Выдающееся создание С.-  роль  Фамусова  (1864).  Не
изменяя  трактовки  Щепкина,  акт„р  вн„с   в   образ   Фамусова   много
дополнительных черт. В исполнении С. Фамусов был  недал„ким,  но  ловким
дельцом,  выражающим  практич.  "мудрость"   своей   среды.   Величавый,
исполненный внешнего достоинства  Фамусов-С.  был  настоящим  московским
барином. В  "грнбоедовских"  ролях  наиболее  полно  выявилась  сущность
иск-ва С. Он играл  "...просто,  тонко,  правдиво,  изящно  и,  главное,
совершенно  свободно,  с  исключительным  умом,  большим  искусством,  с
какою-то  округленностью  поз,  жестов  и  благородством   в   дикции...
Грибоедов был его излюбленным писателем, и Чацкий, и  Фамусов  были  его
коренными ролями..." (Давыдов В. Н., Рассказ о прошлом, 1962, с. 49).
   По инициативе и под рук. С. в Малом т-ре в 1865-66 были пост. комедии
Шекспира "Укрощение строптивой", "Много шума из  ничего",  "Вс„  хорошо,
что хорошо кончается" ("Конец-делу венец"), "Виндзорские проказницы".  В
первых двух спектаклях С. с огромным обаянием исполнял роли Петруччио  и
Бенедикта.
   Среди лучших ролей С. 70-80-х гг. также: Телятев, Милонов,  Берендей,
Кнуров   ("Бешеные   деньги",   "Лес",   "Снегурочка",   "Бесприданница"
Островского), Имшин
   ("Самоуправцы"  Писемского),  Ашметьев   ("Дикарка"   Островского   и
Соловь„ва),  Мошкин   ("Холостяк"   Тургенева),   Му-ромский   ("Свадьба
Кречинско-го"), Сладнев ("Майорша" Шпа-жинского), Барон ("Скупой рыцарь"
Пушкина), Тартюф и ДР.
   С 1862 С. преподавал в Моск. театр. уч-ще; с 1874  (до  конца  жизни)
руководил драм. классом Моск. консерватории. Среди его учеников:  Г.  Н.
Федотова,  Н.  А.  Никулина  и  др.  Со   студентами   оперного   класса
консерватории С. осуществил на сцене Малого т-ра первую постановку оперы
П. И. Чайковского  "Евгений  Онегин"  (17  марта  1879).  Написал  пьесы
"Перемелется - мука будет", "Самозванец Луба" и др., широко  ставившиеся
в провинции.
   .Лит.: Карнеев М. В., Пятьдесят лет из жизни артиста. И. В. Самарин и
критики его сценической деятельности, М.,  1882;  Эфрос  Н.  Е.,  И.  В.
Самарин, "Рампа и жизнь", 1917,  ј  3;  РогачевскийМ.,  Иван  Васильевич
Самарин, М.--Л., 1948. А. Ил.
   САМАРИНА (наст. фам. - С о б о л ыц и к о в  а  -Самарина),  Антонина
Николаевна [р. 10(22). IV. 1896]- рус. сов.  актриса.  Нар.  арт.  РСФСР
(1958). Дочь Н. И. Соболъщикова-Самарина. Творч. деятельность  начала  в
1917 в Одессе - т-р "Улыбки". Затем работала в Орле, Архангельске, Ялте,
Казани, Саратове, Симферополе. С 1932 - актриса Горьковского т-ра драмы.
   Роли: Софья ("Горе от ума"), Диана ("Собака на сене" Лоне  де  Вега),
Мария ("Двенадцатая ночь"), Анна Каренина;
   Аркадина  ("Чайка"),  Катарина  ("Укрощение   строптивой"),   Глафира
("Волки и овцы"), Юлия ("Дачники"), Бережкова  ("Обрыв"  по  Гончарову),
Раневская ("Вишн„вый сад") и др. В 1950 сыграла роль Марии Александровны
Ульяновой ("Семья" Попова). С. Г.
   САМАРИН-ВОЛЖСКИЙ, Арнольд Маркович (1878-7.XI  1.1949)  -  рус.  сов.
акт„р, педагог, режисс„р. Засл.  деят.  иск-в  Кирг.  ССР  (1939).  Член
Коммунистич. партии. Творч. путь начал в Вильно в 1898 как акт„р на роли
молодых любовников и простаков. В 1904, после окончания драматич.  школы
в Киеве, начал режисс„рскую деятельность,  держал  антрепризу  в  Керчи,
Таганроге, Харбине, в 1917-19  руководил  т-ром  Миниатюр,  в  1919  был
организатором  фронтовых  т-ров.  В  дореволюц.   годы   С.-В.   активно
боролся'за права акт„ра, за улучшение  их  быта.  В  годы  гражд.  войны
участвовал в создании фронтовых художеств. коллективов. Работал в  т-рах
Москвы, Киева,  Ростова,  Омска,  Одессы,  Воронежа,  Казани,  Киргизии.
Создал ряд значит,  образов  в  рус.  классич.  драматургии.  Играл  все
мужские роли в "Горе от  ума"  (кроме  Фамусова),  в  "Ревизоре"  (кроме
Городничего).  Ставил  пьесы  Островского,  Гоголя,  Чехова,   из   сов.
драматургии пост.: "Бронепоезд 14-69" (1933, Воронежский  т-р),  "Платон
Кречет" (1934, Казанский  рус.  т-р)  и  др.  С  1923  начал  педагогич.
деятельность. А. Кл.
   САМАРИН-ЭЛЬСКИЙ, Иосиф Константинович [1(13). XII. 1877- 12.III.1942]
- рус. сов. акт„р. Засл. арт. РСФСР (1925). В 1904  окончил  технологич.
ин-т в Петербурге. Играл в любит, спектаклях, с 1905-на  проф.  сцене  в
Петербурге и в провинции - Самара, Симбирск, Ярославль, Нижний-Новгород,
Одесса и др. В 1916-17 работал в Москве, в 1918 - в Самаре, в 1919-20  -
в Иркутске. Был одним из организаторов профсоюза Рабис. В 1920-25  играл
в драм. т-ре Нар. дома Ленинграда. Роли: Павел I (о. п.  Мережковского),
Трубецкий ("Вечный муж"  по  Достоевскому),  князь  Мышкин  ("Идиот"  по
Достоевскому); С 1925 С.-Э.-худ. рук. и  акт„р  Ленингр.  т-ра  драмы  и
комедии. В годы Отечеств, войны работал в  Гор.  т-ре  (позже  Драматич.
т-р) Ленинграда. Игра его отличалась острым психологич. рисунком,  живым
юмором и нервным темпераментом.
   Роли: Царь Ф„дор Иоаннович  (о.  п.  А.  К.  Толстого),  Раскольников
("Преступление и наказание"  по  Достоевскому),  Лука;  Протасов  ("Дети
солнца"), Протасов ("Живой труп"), Бальзаминов ("Женитьба  Бальзаминова"
Островского), Тихон ("Гроза"), Карандышев, Хлестаков,  Незнамов,  Жадов,
Фигаро; Мурзавецкий  ("Волки  и  овцы"),  Глумов  ("На  всякого  мудреца
довольно  простоты"),  Алексей  ("Дети  Ванюшина"),  Белугия  ("Женитьба
Белугина" Островского и Соловь„ва), Епиходов ("Вишн„вый сад"). С. Др.
   САМАРКАНДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ УЗБЕКСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ ИМЕНИ X. АЛИМДЖАНА.
   Организован в 1929 на базе самодеятельного кружка  "Синяя  блуза".  В
состав  т-ра  вошли:  Х  .  Нарзикулов,  С.   Джурабаев,   Али   Ардобус
(Ибрагимов), А. Джураев, Б. Таджиев, Т. Садыков, Д. Закиров, Н. Хасанов,
П. Рахимов и др. Позднее пришли 3. Садыкова, К. Муслимова, Р.  Мансуров.
Т-р открылся пост. пьесы С. Абдуллы "Садовница".
   В 30-е гг. пост.: "Вредители хлопка", "Рустам" Исмаилова, "Товарищи",

Страницы: «« « 2005   2006   2007   2008   2009   2010   2011   2012   2013  2014   2015   2016   2017   2018   2019   2020   2021   2022   2023  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия