|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 » »» Вермона), Дон Цезарь де Базан ("Испанский дворянин" Дюма-нуара и
Деннери), доктор Лемонье ("Детский доктор" Буржуа и Деннери) и др.
Иск-во С., отмеченное высоким мастерством, отличалось теплотой,
задушевностью .
В 1857 С. сыграл Гамлета. Выступив в этом спектакле одновременно как
режисс„р, С. предпринял одну из первых в рус. т-ре попыток добиться
историч. правды в пост. шекспировской трагедии. Однако трактовка С.
образа Гамлета как слабовольного, неспособного к действиям человека
вызвала резкое осуждение со стороны прогрессивной критики. С конца 50-х
гг. С. постепенно отходит от героико-романтич. ролей и начинает
исполнять в осн. характерные роли пожилых людей: помещик Окалов
("Однодворец" Боборы-кина), капитан Возницын ("Чужая вина" Устряло-ва),
Курчаев ("Испорченная жизнь" Черныш„ва), Болотов ("История"
Ладыженского) и др. Выдающееся создание С.- роль Фамусова (1864). Не
изменяя трактовки Щепкина, акт„р вн„с в образ Фамусова много
дополнительных черт. В исполнении С. Фамусов был недал„ким, но ловким
дельцом, выражающим практич. "мудрость" своей среды. Величавый,
исполненный внешнего достоинства Фамусов-С. был настоящим московским
барином. В "грнбоедовских" ролях наиболее полно выявилась сущность
иск-ва С. Он играл "...просто, тонко, правдиво, изящно и, главное,
совершенно свободно, с исключительным умом, большим искусством, с
какою-то округленностью поз, жестов и благородством в дикции...
Грибоедов был его излюбленным писателем, и Чацкий, и Фамусов были его
коренными ролями..." (Давыдов В. Н., Рассказ о прошлом, 1962, с. 49).
По инициативе и под рук. С. в Малом т-ре в 1865-66 были пост. комедии
Шекспира "Укрощение строптивой", "Много шума из ничего", "Вс„ хорошо,
что хорошо кончается" ("Конец-делу венец"), "Виндзорские проказницы". В
первых двух спектаклях С. с огромным обаянием исполнял роли Петруччио и
Бенедикта.
Среди лучших ролей С. 70-80-х гг. также: Телятев, Милонов, Берендей,
Кнуров ("Бешеные деньги", "Лес", "Снегурочка", "Бесприданница"
Островского), Имшин
("Самоуправцы" Писемского), Ашметьев ("Дикарка" Островского и
Соловь„ва), Мошкин ("Холостяк" Тургенева), Му-ромский ("Свадьба
Кречинско-го"), Сладнев ("Майорша" Шпа-жинского), Барон ("Скупой рыцарь"
Пушкина), Тартюф и ДР.
С 1862 С. преподавал в Моск. театр. уч-ще; с 1874 (до конца жизни)
руководил драм. классом Моск. консерватории. Среди его учеников: Г. Н.
Федотова, Н. А. Никулина и др. Со студентами оперного класса
консерватории С. осуществил на сцене Малого т-ра первую постановку оперы
П. И. Чайковского "Евгений Онегин" (17 марта 1879). Написал пьесы
"Перемелется - мука будет", "Самозванец Луба" и др., широко ставившиеся
в провинции.
.Лит.: Карнеев М. В., Пятьдесят лет из жизни артиста. И. В. Самарин и
критики его сценической деятельности, М., 1882; Эфрос Н. Е., И. В.
Самарин, "Рампа и жизнь", 1917, ј 3; РогачевскийМ., Иван Васильевич
Самарин, М.--Л., 1948. А. Ил.
САМАРИНА (наст. фам. - С о б о л ыц и к о в а -Самарина), Антонина
Николаевна [р. 10(22). IV. 1896]- рус. сов. актриса. Нар. арт. РСФСР
(1958). Дочь Н. И. Соболъщикова-Самарина. Творч. деятельность начала в
1917 в Одессе - т-р "Улыбки". Затем работала в Орле, Архангельске, Ялте,
Казани, Саратове, Симферополе. С 1932 - актриса Горьковского т-ра драмы.
Роли: Софья ("Горе от ума"), Диана ("Собака на сене" Лоне де Вега),
Мария ("Двенадцатая ночь"), Анна Каренина;
Аркадина ("Чайка"), Катарина ("Укрощение строптивой"), Глафира
("Волки и овцы"), Юлия ("Дачники"), Бережкова ("Обрыв" по Гончарову),
Раневская ("Вишн„вый сад") и др. В 1950 сыграла роль Марии Александровны
Ульяновой ("Семья" Попова). С. Г.
САМАРИН-ВОЛЖСКИЙ, Арнольд Маркович (1878-7.XI 1.1949) - рус. сов.
акт„р, педагог, режисс„р. Засл. деят. иск-в Кирг. ССР (1939). Член
Коммунистич. партии. Творч. путь начал в Вильно в 1898 как акт„р на роли
молодых любовников и простаков. В 1904, после окончания драматич. школы
в Киеве, начал режисс„рскую деятельность, держал антрепризу в Керчи,
Таганроге, Харбине, в 1917-19 руководил т-ром Миниатюр, в 1919 был
организатором фронтовых т-ров. В дореволюц. годы С.-В. активно
боролся'за права акт„ра, за улучшение их быта. В годы гражд. войны
участвовал в создании фронтовых художеств. коллективов. Работал в т-рах
Москвы, Киева, Ростова, Омска, Одессы, Воронежа, Казани, Киргизии.
Создал ряд значит, образов в рус. классич. драматургии. Играл все
мужские роли в "Горе от ума" (кроме Фамусова), в "Ревизоре" (кроме
Городничего). Ставил пьесы Островского, Гоголя, Чехова, из сов.
драматургии пост.: "Бронепоезд 14-69" (1933, Воронежский т-р), "Платон
Кречет" (1934, Казанский рус. т-р) и др. С 1923 начал педагогич.
деятельность. А. Кл.
САМАРИН-ЭЛЬСКИЙ, Иосиф Константинович [1(13). XII. 1877- 12.III.1942]
- рус. сов. акт„р. Засл. арт. РСФСР (1925). В 1904 окончил технологич.
ин-т в Петербурге. Играл в любит, спектаклях, с 1905-на проф. сцене в
Петербурге и в провинции - Самара, Симбирск, Ярославль, Нижний-Новгород,
Одесса и др. В 1916-17 работал в Москве, в 1918 - в Самаре, в 1919-20 -
в Иркутске. Был одним из организаторов профсоюза Рабис. В 1920-25 играл
в драм. т-ре Нар. дома Ленинграда. Роли: Павел I (о. п. Мережковского),
Трубецкий ("Вечный муж" по Достоевскому), князь Мышкин ("Идиот" по
Достоевскому); С 1925 С.-Э.-худ. рук. и акт„р Ленингр. т-ра драмы и
комедии. В годы Отечеств, войны работал в Гор. т-ре (позже Драматич.
т-р) Ленинграда. Игра его отличалась острым психологич. рисунком, живым
юмором и нервным темпераментом.
Роли: Царь Ф„дор Иоаннович (о. п. А. К. Толстого), Раскольников
("Преступление и наказание" по Достоевскому), Лука; Протасов ("Дети
солнца"), Протасов ("Живой труп"), Бальзаминов ("Женитьба Бальзаминова"
Островского), Тихон ("Гроза"), Карандышев, Хлестаков, Незнамов, Жадов,
Фигаро; Мурзавецкий ("Волки и овцы"), Глумов ("На всякого мудреца
довольно простоты"), Алексей ("Дети Ванюшина"), Белугия ("Женитьба
Белугина" Островского и Соловь„ва), Епиходов ("Вишн„вый сад"). С. Др.
САМАРКАНДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ УЗБЕКСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ ИМЕНИ X. АЛИМДЖАНА.
Организован в 1929 на базе самодеятельного кружка "Синяя блуза". В
состав т-ра вошли: Х . Нарзикулов, С. Джурабаев, Али Ардобус
(Ибрагимов), А. Джураев, Б. Таджиев, Т. Садыков, Д. Закиров, Н. Хасанов,
П. Рахимов и др. Позднее пришли 3. Садыкова, К. Муслимова, Р. Мансуров.
Т-р открылся пост. пьесы С. Абдуллы "Садовница".
В 30-е гг. пост.: "Вредители хлопка", "Рустам" Исмаилова, "Товарищи",
Страницы: «« « 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |