Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2007   2008   2009   2010   2011   2012   2013   2014   2015  2016   2017   2018   2019   2020   2021   2022   2023   2024   2025  » »»

претендовали  на  "особое"  место  в  иск-ве,  на   положение   подлинно
пролетарского т-ра.
   В 1930  было  опубликовано  постановление  СНК  РСФСР  "Об  улучшении
театрального  дела",  в  к-ром   предлагалось   усилить   художественное
взаимодействие  проф.  и  самодеятельного   т-ра;   в   связи   с   этим
постановлением Наркомпросу РСФСР, совм. с ВЦСПС и Союзом  советов  с.-х.
кооперации,  поручалось  наметить  конкретные   меры   для   обеспечения
постоянной   помощи   профессиональных   т-ров   самодеятельным   театр.
коллективам.
   Ощутимый перелом наметился в сер. 30-х гг. Общий рост культуры народа
вызвал  тягу  к  знаниям,  к  овладению  опытом   проф.   творчества   в
самодеятельных коллективах. Идя навстречу пожеланиям участников  С.  т.,
журнал "Колхозный театр" стал печатать  материалы  о  работе  режисс„ра,
акт„ра,  о  технике  грима,  о  системе  Станиславского.  В   1932   для
руководства и помощи самодеятельности на базе Дома им. Поленова в Москве
был создан Центр, дом самодеятельного иск-ва (ЦЕДИСК), при к-ром в  1934
организованы курсы заочного  обучения  для  руководителей  и  участников
художеств. самодеятельности с контингентом 1 тыс. чел. В 1936 ЦЕДИСК был
реорганизован в Дом народного творчества им. Крупской, а с 40-х гг. дома
нар. творчества были созданы во всех республиках и областях.
   В 1938 нар. артисты СССР И.М. Москвин  и  В.  В.  Барсова  обратились
через  "Правду"  к  работникам  иск-в  с  призывом  взять  шефство   над
самодеятельностью, оказать ей необходимую творч. помощь. В результате  в
С.  т.  пришли  мастера  т-ра,  к-рые  стремились  передать  свой   опыт
начинающим артистам (И. М. Москвин взял шефство над Домом культуры  ЗИЛ,
Москва, М. М. Тарханов -над Домом культуры им. Горбунова, Москва,  и  т.
д.).
   С конца 30-х гг. в репертуар С. т. начинают входить лучшие пьесы сов.
драматургии, классич. репертуар. В 1937  на  моск.  смотре  С.  т.  были
показаны спектакли "Укрощение  строптивой"  (клуб  "Каучук"),  "Ромео  и
Джульетта" (клуб "Авиахим"), "Васса Железнова" (клуб им.  Кухмистерова);
"Очная ставка" бр. Тур (клуб "Красный деревообделочник").
   В период Отечеств, войны коллективы С. т.  выступали  на  фронте,  на
оборонных предприятиях, в  военных  госпиталях.  На  Всесоюзных  смотрах
художеств. самодеятельности профсоюзов в 1948, 1951 и 1954  был  показан
ряд  значит,  работ:  "Ревизор"  (Ленингр.   ун-т),   "Калиновая   роща"
Корнейчука и "Шторм" Билль-Белоцерковского (Дом культуры им.  Горбунова,
Москва), "Егор Булычев и другие" (Выборгский дом  культуры,  Ленинград);
"Аттестат  зрелости"  Гераскиной  (Дом  культуры  ЗИЛ,  Москва),   "Вей,
ветерок!" Райниса (Латвия). В 1962 и 1964 прошли смотры сельской С. т.
   В самодеятельных коллективах началась творч. деятельность  крупнейших
сов. артистов И. С. Козловского, С. Я. Лемешева, А. П. Огнивцева, И.  И.
Петрова. На проф.  сцену  из  самодеятельности  пришли  И.  О.  Горбач„в
(Ленингр. академич. т-р драмы им.  Пушкина),  В.  С.  Лановой  (Т-р  им.
Вахтангова), И. С. Саввина (моск. Т-р им. Моссовета) и др. В  результате
вдумчивой, серь„зной работы с самодеятельными  артистами  над  пьесой  и
ролью, умело и всесторонне поставленной учебно-воспитательной подготовки
лучшие   коллективы   стали   приближаться   по    своему    уровню    к
профессиональному  т-ру,  имеющему  сложившуюся  труппу,  систематически
выступающую  перед  зрителями,  и  репертуар.  В  1959  мн.   из   таких
коллективов были преобразованы в Народные театры.
   Лит.: Филиппов В. А., Пути самодеятельного театра, М.,1927;Берлянт М.
Л., Самодеятельный театр.  1938;  3  о  г  р  а  ф  Н.  Г.,  Театральная
самодеятельность,  главы  в  кн.:  Очерки  истории  русского  советского
драматического  театра,  т.  1-2,  М.,   1954-60;   Кукаретин   В.   И.,
Самодеятельный  театр.  там.же,   т.   3,   М.,   1961;   Художественная
самодеятельность Ленинграда, Л.-М., 1957;
   Народные таланты.  Художественная  самодеятельность  профсоюзов,  М.,
1958; Щеглов Д., в сб.: У истоков, М., 1960;
   Горький на сцене самодеятельного театра, М.,  1960;  Д  в  о-рин  С.,
Оленин А., Художественная жизнь Московского университета, М., 1958.  Вик
М
   САМОДУР, Сем„н Соломонович [р. 4(17).1.1911) - сов. акт„р и  режисс„р
кукольного т-ра. Засл. арт. РСФСР (1956). В 1930 поступил в студию П. Я.
Пав-линова, затем в Изотехникум. В 1932 работал художником-оформителем в
Центр, доме художеств. воспитания детей. С  1933  -  акт„р  Центр,  т-ра
кукол. Акт„рское иск-во С. отличается  острой  и  яркой  коме-дийностью,
пластич. выразительностью, точностью характеристик. С. глубоко чувствует
разнообразие рит-мич. возможностей  куклы,  иск-вом  вождения  к-рой  он
владеет в совершенстве. С. выступает и как режисс„р.
   Совм. с С.  В.  Образцовым  пост.  спектакли:  "Кошкин  дом"  Маршака
(1947), "Ч„ртова мельница" Штока по  Я.  Дрде  (1953),  "Кон„к-Горбунок"
Курдюмова по П. П. Ершову (1955),  "Дочь-невеста"  Барто  (1956),  "Мой,
только мой!"  Тузлукова  (1958),  "Гус„нок"  Гернет  и  Гуревич  (1959),
"Божественная комедия" (1961), "В гостях у Чуковского"  (1961),  самост.
пост.- "Волшебная калоша" Матвеева (1964).
   Среди  ролей:  Голова  ("Ночь  перед  Рождеством"  Сперан"  ского  по
Гоголю), Старый бес ("Сказка о попе и его работнике Балде" по  Пушкину),
тигр Шерхан и питон  Каа  ("Маугли"  Гернет  по  Киплингу),  Конферансье
("Необыкновенный   концерт"   Сперанского),   Создатель   ("Божественная
комедия" Штока) и др.
   'Лит.: "Театр", 1961, ј 7, с. 124; "Театральная жизнь". 1961, .ј  16,
с. 30; 1962, ј 8, с. 29. В. Дис.
   САМОЙЛОВ, Евгений Валерьянович (р. 16.IV. 1912) -  рус.  сов.  акт„р.
Нар. арт. РСФСР (1953). Чл. Коммунистич. партии с 1951. В  1930  окончил
Ленингр. Художеств. политехникум и поступил в Ленингр.  "Т-р  акт„рского
мастерства" под рук. Л. С.  Ви-вьена.  В  1934-38  работал  в  Т-ре  им.
Мейерхольда (Москва). В 1940 вступил в труппу Т-ра Революции  (ныне  Т-р
им. Маяковского). Акт„р темпераментный и пластичный, с  ярко  выраженной
склонностью к ге-роич. монументальному жанру, С. интересно проявил  себя
и как создатель галереи современников в сов. драме.
   С. играл в пьесах Н. Ф. Погодина, А. П. Штейна,.  Л.  М.  Леонова.  В
спектакле "Гамлет" в  пост.  Охлопкова  (1954)  С.  дал  своеобразную  и
современную трактовку  гл.  героя,  в  то  же  время  развивая  традиции
исполнения  рус.  мятежных  Гамлетов"  искателей  справедливости.  Образ
Гамлета  был  как  бы  итогом  внутр.  поисков   акт„ром   своей   темы,
его-стремления к высокой трагедии.
   С  1934  снимается  в   кино   ("Щорс",   "Светлый   путь",,   "Герои
Шипки","Зачарованная Десна", "В шесть часов вечера после войны" и  др.).
Лучшие роли: Васька Пепел ("На дне", 1932), Председатель Укома ("Шторм",

Страницы: «« « 2007   2008   2009   2010   2011   2012   2013   2014   2015  2016   2017   2018   2019   2020   2021   2022   2023   2024   2025  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия