|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 2031 2032 2033 » »» и Ратон"), пэр Франции ("Товарищество, или Лестница славы"). В 50-х -
нач. 60-х гг. 19 в. С. стал одним из ведущих исполнителей ролей и в
пьесах Э. Ожье ("Сын Жибуайе" и др.). Выдающийся педагог, С. преподавал
в парижской Консерватории, был учителем мн. крупных франц. акт„ров, в т.
ч. Э. Рашель, Ж. С. Арну-Плесси. Большой интерес для изучения истории
франц. т-ра представляют опубликованные посмертно "Воспоминания" С.
(Memoires, P., 1882).
Лит.: История западноевропейского театра, т. 3, M., 1963; V e Ь e г
Р. E., Samson, Р., 1930; Samson-veuve, Ra-chel et Samson, 3 ed., P.,
1898.
САНТАГАНО-ГОРЧАКОВА (урожд.- M e и з e n к а м п ф, по мужу -
Горчакова, псевд.- Сантагано), Александра Александровна (1841- 1913) -
рус. артистка оперы (сопрано), вок. педагог. Окончила Смольный ин-т в
Петербурге. Против воли родителей в 1865 уехала в Италию, где училась
пению у проф. П. Репетто. С успехом дебютировала в Милане. По
возвращении в Россию в течение четыр„х лет пела на сцене Киевской оперы.
Исполнение С.-Г., не обладавшей благоприятными сценич. данными,
привлекало необычайной экспрессией и драматич. талантом. Она обладала
сильным голосом большого диапазона - пела колоратурные [Антонида ("Иван
Сусанин"), Людмила, Розина] и драматич. партии [Наташа ("Русалка"),
Кармен].
В конце 70 - нач. 80-х гг. с собств. труппой гастролировала в Италии,
пропагандируя рус. муз. классику ("Иван Сусанин", 1874, Милан и др.),
затем оставила сценич. деятельность, изредка выступала в концертах. Была
выдающимся вок. педагогом. Преподавала пение в Одесском муз. об-ве,
Моск. филармонич. уч-ще (1892-97), в школе Н. Тутковского. Среди
учеников - С. И. Друзякина, М. И. Закревская, Л. В. Собинов.
С.-Г.- автор ряда драм. произв., стихов; перевела множество оперных
либретто и драм.
Лит.: "Исторический вестник", СПБ, 1913, май. т. 132, с. 749-50; А л
т а е в А., Памятные встречи, М.-Л., 1946, с. 115-21; Чайковский П. И.,
Муз.-критические статьи М , 1953, с. 379, 423, 427; В л а д ы к и н а -
Б а-ч и иска я Н., Собинов, М., 1958, с. 61-67. M. P.
САНТРОСЯН, Паруйр Ованесович [р. 10(23) XII.1911 ]-арм. сов. акт„р.
Нар. арт. Арм. ССР (1957). Член Коммунистич. партии с 1940. В 1929- 1930
учился в студии при Ленинаканском т-ре. С 1930-акт„р Арм. ТЮЗа (Ереван).
Многогранный, острый акт„р, играет характерные, драматич. и комедийные
роли.
Роли: Пэпо, Бриллиантов ("Пэпо", "Ещ„ одна жертва" Сундукяна), Назар
("Храбрый Назар" Демирчяна), Франц Моор, фон Вальтер ("Разбойники",
"Коварство и любовь"), Городничий; Боровцов ("Пучина" Островского),
Жухрай ("Как закалялась сталь"), Амбарцум-ами ("Приключения Сура и Сама"
Шагиняна и Хачикяна) и др. д
САНЧЕС (Sanchez), Флоренсио (17.1.1875 - 7. XI. 1910) -
аргентино-уругвайский драматург. Был журналистом. Дебютировал одноактной
пьесой-шуткой
-"Двери внутрь" (1897). Первое значит, драм. произв."Мой сын доктор"
(1903, труппа X. Подесты, Буэнос-Айрес), близко к пьесам т-ра гаучо (см.
Гаучо театр}, но глубже отражает противоречия между патриархальным
укладом жизни в Аргентине и новыми капи-талистич. отношениями. С.
отказывается от идеализации этого патриархального уклада, показывая
эгоис-тич. характер новой бурж. морали. Своими лучшими пьесами -
"Чужестранка" (1904, труппа Э. Пагапо, Буэнос-Айрес), "Разлад в семье
Барранко" (1905, труппа бр. Подеста), С. вош„л в историю аргент. и
уругвайского т-ра как основоположник реалистпч. драматургии. Он развивал
традиции критич. реализма, выступал против социальной несправедливости,
стремился показать своеобразие обществ, и экономич. отношений, быта
страны. Поклонник рус. лит-ры, С. пытался следовать Л. Толстому
("Мертвецы". 1905, труппа бр. Подеста), но не всегда поднимался до
социальных обобщений. В нек-рых пьесах ("Права здоровья", 1907, труппа
X. Талави, Монтевидео) заметно влияние зап.-европ. драматургии конца 19
в. (сочетание элементов натурализма и символики, тяготение к
психофизиологич. проблемам).
Среди др. пьес: "Бедные люди" (1904, труппа ;). Пагапо), "В семье"
(1905),"Фальшивая монета", "Наши дети" (обе 1907), "Выгодное дело"
(1909), ставившиеся в Буэнос-Айресе и Монтевидео. Пьесы С. входили в
репертуар итал. актеров - Э. Цаккони, Э. Новелли. Э. Дузе, Т. дн Лоренцо
и др. Соч.: Teatro completo, fi. Aires, 1951. Лит.: Мамонтов С.,
Флоренсио Сапчес, "Культура и жизнь", 1960, ј 8; G i u s t i R.,
Florencio Sanchez. B. Aires. 1920; I m b e r t J., Florencio Sanchez,
vida y creacion, B. Aires, [1955]. ff C
САНЧЕС ДЕ ФУЭНТЕС (Sanchez de Fuentes),1944) - кубинский композитор. Учился в Гаванской консерватории. Приобр„л
известность как автор песен в нар. стиле.
Написал оперы: "Юмурп" (1898), "Потерпевший кораблекрушение" (1901)
по поэме "Энох Арден" Теннисона, "Скорбящая" (1910), "Дорейя" (1918) по
индейским мотивам, "Путник" (1921), "Кабилия" (1942) - все пост. в
Гаване, а также балет "Дионе" (1940, Гавана), сарсуэлы, ораторию, спмф.
и др. произв.
Автор исследований по кубинскому муз. фольклору. В 1930-42 -
президент Нац. академии иск-в и лит-ры. Лит.: Карпентьер А., Музыка
Кубы, М., 1902;
Martinez O., E. Sanchez de Fuentes, fLa Habana, 1944];
G u i г а 1 M., E. Sanchez de Fuentes, [La Habana, 1944] M. Лиц.
САПАРОВА-АБАШИДЗЕ, Мария (Мако) Михайловна (1860-1940) - груз.
актриса. Нар. арт. Груз. ССР (1925). Сценич. деятельность начала в 1878
в Тифлисском груз. т-ре. Творчество С.-А. отразило протест передовой
части груз. общества против социальной несправедливости. Иск-во С.-А.
отличалось высоким реализмом, выразительностью. Она с одинаковым
.успехом играла как комедийные, так и драматич. роли: Елена
("Кудур-ханум" Церетели), Машо ("Цимбирели" Цагарели), Наталья
("Хатабала" Сундукяна), Лиза ("Горе от ума"), Марья Антоновна
("Ревизор"), Офелия; Клодина, Туанетт ("Жорж Дан-ден", "Мнимый больной"
Мольера). А. Н. Островский дал высокую оценку исполнению С.-А. роли
Полины в его пьесе "Доходное место". С.-А. перевела на груз. яз. ряд
пьес рус. авторов, в т.ч. комедию А. Н. Островского и Н. Я. Соловь„ва
"Счастливый день". С 1900-х гг. на сцене выступала редко.
САПЕГИН, Михаил " Михайлович (1895 - 11.XI.1953) - рус. сов. театр.
художник. В 1926 окончил ВХУТЕМАС (учился у Ф. Ф. Федоровского). В том
же году начал работать как театральный художник (балет "Шехеразада",
Страницы: «« « 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 2031 2032 2033 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |