Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2022   2023   2024   2025   2026   2027   2028   2029   2030  2031   2032   2033   2034   2035   2036   2037   2038   2039   2040  » »»

высмеял е„ клеветнич. усердие в пьесе "Некрасов" (1952). В драме "Дьявол
и бог" (1951, Т-р Антуана)  на  материале  историч.  сюжета  С.  подверг
критике реакционность совр. католицизма, рассмотрел проблемы  религии  и
свободы, добра и зла, противопоставил вождю, пренебрегающему страданиями
народа, принцип народовластия.  В  пьесе  "Узники  Альтоны"  (1959,  т-р
"Ренессанс") С.  показал,  что  фашизм  является  неизбежным  следствием
капиталистич. экономики. Но и в этой пьесе С. оста„тся  верен  философии
экзистенциализма, утверждая  мысль  об  одиночестве  человека,  особенно
трагическом потому, что человек не может уклониться от проблемы историч.
ответственности. Художественная форма  драматургии  С.  определяется  е„
идейной направленностью. С. стремится  превращать  свои  пьесы  в  некий
философский диспут, резко отграниченный и подчас искусственно отдал„нный
от  действительности   рамками   заранее   заданной,   сконструированной
драматургом условной ситуации.
   В Сов. Союзе были пост.  "Добродетельная  шлюха"  (под  назв.  "Лиззи
Мак-Кей", 1955, Т-р им.  Моссовета)  и  "Некрасов"  (под  назв.  "Только
правда", 1956, Моск. т-р Сатиры). С. неоднократно приезжал в Сов.  Союз.
Соч.: Theatre, Р., 1947; Le Diable et le Bon Dieu, P., 1951;  Nekrassov,
P., 1956; Les  Sequestres  d'Altona,  P.,  1959;  в  рус.  пер.-  "Лиззи
Мак-Кей", "Иностранная литература", 1955,  ј  1;  "Только  правда",  М.,
1956.
   Лит.: J e a n s о n F., J. P.  Sartre  par  lui  -  meme,  P.,  1958;
Бачелис Т., Интеллектуальные драмы Сартра, в сб.: Современная зарубежная
драма, М., 1962; e e ж с, Жан-Поль  Сартр  и  его  драматургия,  в  сб.:
Современная литература за  рубежом,  М.,  1962;  Гаевский  В.,  Сартр  и
развитие современной французской драмы, "Театр", 1959, .Ns 9;
   История французской литературы, т. 4, М., 1963; Ш к у-н a e в  а  И.,
Современная французская литература, М , 1961. Г. Бач.
   САРУ ГАКУ -  япон.  нар.  представления.  Возникли  в  10-11  вв.  из
представлений сангаку. К кон. 12 в, появились  проф.  группы  С.,  к-рые
выступали на  территории  храмов  во  время  буддийских  и  синтоистских
праздников. Наиболее богатые монастыри и храмы имели собственные  труппы
С.,  именовавшиеся  так  же,  как  все  ремесленные  цехи,   --   "дза".
Специализация акт„ров в этих труппах способствовала  развитию  отдельных
видов япон. традиционного театр. иск-ва;  из  комич.  сценок  постепенно
сформировался к„гэн, а из исполнения муз. танц. номеров к середине 13 в.
сложился особый вид муз. представления, из к-рого в дальнейшем  развился
т-р Но. Л. Г.
   САРЫМСАКОВ, Ширьяздан Мухамеджанович [р. 29.IV(12.V).1911  ]  -  тат.
сов. режисс„р. Засл. деятель иск-в РСФСР (1957). В 1936 окончил ГИТИС по
классу И. Я. Судакова и А. П. Грипича и стал реж.  Т-ра  им.  Камала  (в
1942-43 и 1952-58- гл. реж.).
   Пост.  спектакли:  "Доходное  место"  (1936);  "Шам-сикамар"  Аблиева
(1938), "Хозяйка гостиницы" (1939);
   "Тукай" Файзи (1939, 1942), "Тревожные дни"  (1940),  "Пламя"  (1943)
Гиззата, "Хаджи эфенди женится" Ш. Камала  (1944),  "Человек  с  ружь„м"
(1947); "Жизнь начинается снова" Собко (1951), "Райхан" Исанбета (1952).
Пост. значит, спектакли по нац. классике - "Несчастный юноша" Г.  Камала
(1954), "Без ветрил" К. Тинчурина (1958; пр. им. Тукая). Глубокое знание
истории татарского народа придало ярким и  эмоциональным  спектаклям  С.
глубокую достоверность.
   С. пост. ряд опер в Т-ре им. Мусы Джалиля:  "Ирек"  Жиганова  (1939),
"Галиябану" Музафарова- (1940), "Неотосланные письма" Файзи (1960).  Как
акт„р сыграл ряд характерных ролей. Вед„т  педагогич.  работу  в  Татар,
театр. уч-ще и Казанской консерватории. X. К.
   САРЫМСАКОВА, Л ю т ф и (р. 26.IV. 1896)- узб. сов. актриса. Нар. арт.
Узб. ССР (1937). Чл. Ком-мунистич. партии с 1944. Деп. Верх.  Сов.  Узб.
ССР (1959). Род. в бедной крестьянской  семье.  В  первые  послереволюц.
годы- участница театр. самодеятельности. В 1926 поступила в  Ко-кандский
т-р, затем работала в  Андижане,  Фергане.  В  1934  вступила  в  состав
узбекского музыкального т-ра в Ташкенте.  С  1940  -  актриса  Т-ра  им.
Мукими.
   Творчество С. глубоко связано с  нар.  жизнью;  она  создала  галерею
образов  узб.  женщин-матерей,  борющихся  за  счастье   детей.   Таковы
Ку-мыш-холя, Айсара, Ки-мье ("Два коммуниста", 1928,  "Гульсара",  1935,
"Нурхон",  1942,  1952,  Яшена),  Рисо-лат  ("Мукими"  Абдул-лы,  1953).
Яркостью красок отмечено исполнение  характерных  ролей-колдунья  Ясуман
("Фархад и Ширин", 1937), Май-сара ("Проделки Маиса  ры"  Хамзы,  1940),
Джихан-холя ("Аршин мал алан", 1938).  Лучшие  из  этих  работ  обретали
трагедийное звучание. С. снималась во многих кинокартинах  "Узбекфильма"
("Клятва", "Крушение эмирата", "Сыновья идут дальше") и др.
   Лит.: Байтерякова Д., Тема Лютфиханум Са-рымсаковой, "Театр", 1959, ј
9; Михайловская Н., Театр музыкальной драмы, "Сов. музыка", 1959,  ј  6;
Узб. гос. театр муз. драмы и комедии им. Мукими, Ташкент, 1959:
   Алиев М., Л. Сарымсакова, Ташкент, 1963 (на узб. яз.). Я. Ф.
   САРЬЯН, Гегам Багдасарович [р. 12 (25). XI I.I 902]- арм. сов. поэт и
драматург. Автор пьес "Три песни"  (1935),  "Клевета"  (1940),  "В  гуще
леса" (1941), пост. в Т-ре им. Сундукяна, "Глаз" (совм. с  М.  Джананом.
1931, Ленипаканский т-р), "Колокол мира" (1950). Пьесы С.  поев.  борьбе
арм. народа за Сов. власть и против нем .-фашистских захватчиков в  годы
Отечественной войны, мирному созидательному труду в послевоенное  время.
Б. А
   САРЬЯН, Мартирос Сергеевич [р. 16(28). II.  1880]-график и театр. художник. Нар. художник СССР (1960),  лауреат  Ленинской
пр. (1961). Герой  Соцйалистич.  Труда  (1965).  В  1904  окончил  Моск.
училище живописи, ваяния и зодчества (учился у В.  А.  Серова  и  К.  А.
Коровина). Оформил спектакли: "Алмаст" Спендиарова (1930,  Одесский  т-р
оперы и балета; 1933-Т-р им. Спендиарова; Гос. пр. СССР, 1941), "Храбрый
Назар" А. Степапяпа (1935, Т-р им. Спендиарова), "Давид  бек"  Тиграняна
(1956, совм.  с  X.  Есаяном  и  А.  Мирзояном,  Т-р  им.  Спендиарова),
"Фи-лумена  Мартурано"  Э.  Де  Фи-липпо  (1956,  Т-р  им.  Вахтангова),
"Золотой петушок" (1932, Оперный т-р им. Станиславского,  2-й  акт).  С.
придал  пространственное  звучание  цвету,  вн„с  в  театр.   оформление
элементы арм. архитектуры. Написал портреты деятелен т-ра:
   М. Манвеляна, А. Восканян, В. Напазяна, Р. Симонова, А. Даниелян,  Г.
Улановой и др.
   Лит.: Михайлов А., Мартирос Сергеевич Сарьян, М., 1958; Х а л а т я н
Л., Сарьян и театр.  Ереван,  1960  (на  арм.  языке);  Дрампян  Р.  Г.,
Мартирос Сарьян, Ереван, 1960 (на арм. языке). Д. Хал.
   САРЬЯН  (наст.  фам.-   Тер-Григорян),   Тате-вое   Хачатурович   [р.

Страницы: «« « 2022   2023   2024   2025   2026   2027   2028   2029   2030  2031   2032   2033   2034   2035   2036   2037   2038   2039   2040  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия