|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2031 2032 2033 2034 2035 2036 2037 2038 2039 2040 2041 2042 2043 2044 2045 2046 2047 2048 2049 » »» Середа, Е. Н. Сливинская, А. Н. Ульянов, Н. Ф. Щеголь-ков и др.;
дириж„ры - В. В. Бердяев, А. Э. Маргу-лян, А. М. Пазовский, И. П.
Палиев, И. О. Палицын, Л. П. Штейнберг; режисс„ры - Л. В. Баратов, Н. Н.
Боголюбов, И. И. Келлер, В. А. Лосский, С. Л. Масловская; балетмейстеры
- В. А. Кононович, М. Ф. Моисеев, С. Н. Сергеев, Г. И. Язвинский.
Т-р пост. произв. сов. композиторов: оперы "Орлиный бунт" Пащенко
(1926), "Прорыв" Потоцкого
(1929), "Декабристы" Золотар„ва, "Загмук" Крейна
(1930), "Л„д и сталь" Дешевова (1931), "Разлом" Фе-мелиди (1933),
"Тихий Дон" (1936), "Поднятая целина" (1937); балеты - "Красный мак"
(1928); "Ференджи" Яновского (1933), "Утраченные иллюзии" Асафьева
(1936), "Золушка" Прокофьева (1965) и др. Здесь впервые были пост.:
оперы - "Овод" (1929), "Орл„на" (1934), "Гроза" (1943) Трамбицкого,
"Охоня" Бело-глазова (1954), "Половодье" Кацман (1962) и др.; балеты -
"Каменный цветок" (1944); "Бесприданница" (1957) Фридлендера и др. Среди
лучших спектаклей: классич. оперы "Вражья сила" Серова (1948),
"Орлеанская дева" Чайковского (1957), "Хованщина" (1965), "Отелло"
(1942; Гос. пр. СССР, 1945), "Симон Бокка-негра" (1955) Верди, "Манон"
Массне (1956), "Богема" (1964).
В труппе т-ра (1964): артисты оперы - нар. арт. РСФСР Я. X. Вутирас,
Н. К. Даутов, И. П. Сем„нов, В. М. Нестягина, засл. арт. РСФСР А. П.
Бондарев, Г. М.Зелюк, Л. Т. Коновалова и др.; артисты балета- засл. арт.
РСФСР Н. И. Меновщикова, В. И. Наумкин, С. Л. Тарановская, К. Г.
Черменская и др. Гл. дириж„р - засл. деят. иск-в РСФСР и Тат. АССР К. К.
Тихонов, дириж„ры- засл. артист Каз. ССР Е.В.Ма-наев, И. Ю. Айзикович,
Э. И. Красовицкий, гл. реж.- засл. деят. иск-в РСФСР М. Л. Минский, гл.
хорм.- засл. деят. иск-в РСФСР Л. М. Рюмин, гл. худ.- засл. деят. иск-в
РСФСР В. А. Людмилин. Ст. М.
СВЕРХЗАДАЧА - термин, введ„нный К. С. Станиславским в его творческую
систему и получивший распространение в сов. театре. С. - гл. идейная
задача, цель, ради к-рой созда„тся пьеса, акт„рский образ, спектакль.
Идейную цель Станиславский считал основой сценич. произв., а отсутствие
е„ - катастрофой "... и для роли, и для самого артиста, и для всего
спектакля" ("Работа акт„ра над собой", см. Собр. соч., т. 2, 1954, с.
337). См. также ст. Станиславского система. Н. Гор.
СВЕТ на сцене - одно из важных художественно-постановочных средств.
С. помогает воспроизвести место и обстановку действия, перспективу,
создавать необходимое настроение и т. д.; иногда в совр. спектаклях С.
является почти единственным средством оформления.
Разл. виды декорац. оформления требуют соответствующих при„мов
освещения. Плоскостные живописные декорации требуют гл. обр. общего
равномерного освещения, к-рое созда„тся осветительными приборами общего
света (софиты, рампа, переносные приборы и пр.). Спектакли, оформленные
объ„мными декорациями требуют местного (прожекторного) освещения,
создающего световые контрасты, подч„ркивающего объ„мность оформления.
При использовании смешанного вида декорац. оформления соответственно
применяется смешанная система освещения.
Театр. осветительные приборы изготовляются с широким, средним и узким
углом рассеяния света, последние наз. прожекторами и служат для
освещения отдельных участков сцены и действующих лиц. В зависимости от
расположения осветительное оборудование театр. сцены делится на
следующие осн. виды:
1) Аппаратура верхнего света, к к-рой относятся осветительные приборы
(софиты, прожекторы), подвешиваемые над игровой частью сцены в несколько
рядов по е„ планам. 2) Аппаратура горизонтного освещения, служащая для
освещения театр. горизонтов. 3) Аппаратура бокового освещения, к к-рой
относят обычно приборы прожекторного типа, устанавливаемые на портальных
кулисах, боковых осве-тительских галереях и пр. 4) Аппаратура выносного
освещения, состоящая из прожекторов, устанавливаемых вне сцены, в разл.
частях зрительного зала. К выносному освещению относится также рампа. 5)
Переносная осветительная аппаратура, состоящая из приборов разных видов,
устанавливаемых на сцене для каждого действия спектакля (в зависимости
от требований). 6) Разл. специальные осветительные и проекционные
приборы. В т-ре часто применяются также разнообразные осветительные
приборы специального назначения (декоративные люстры, канделябры, лампы,
свечи, фонари, костры, факелы), изготовляемые по эскизам художника,
оформляющего спектакль.
В художеств. целях (воспроизведение на сцене реальной природы и др.)
применяется цветная система освещения сцены, состоящая из светофильтров
разнообразных цветов. Светофильтры могут быть стеклянные или пл„ночные.
Цветовые изменения по ходу действия спектакля осуществляются: а) пут„м
постепенного перехода с осветительных приборов, имеющих одни цвета
светофильтров, на приборы с др. цветами; б) сложением цветов нескольких,
одновременно действующих приборов; в) сменой светофильтров в
осветительных приборах.
Большое значение в оформлении спектакля имеет световая проекция. С е„
помощью создаются разл. динамич. проекционные эффекты (облака, волны,
дождь, падающий снег, огонь, взрывы, вспышки, летающие птицы, самол„ты,
плывущие корабли и пр.) или статич. изображения, заменяющие живописные
или к.-л. др. детали декорац. оформления (т.н. светопроекционные
декорации). Использование световой проекции необычайно расширяет роль С.
в спектакле и обогащает его художеств. возможности. Иногда применяется
также и кинопроекция.
С. может быть полноценным художеств. компонентом спектакля лишь при
наличии гибкой системы централизованного управления им. С этой целью
электропитание всего осветительного оборудования сцены делится на линии,
относящиеся к отдельным осветительным устройствам или аппаратам и
отдельным цветам установленных светофильтров. На совр. сцене бывает до
200-300 линий. Для управления освещением необходимо включать, выключать
и изменять световой поток как в каждой отдельной линии, так и в любой
комбинации их. Для этой цели имеются т. н. светорегулирую-щие установки,
являющиеся необходимым элементом оборудования сцены. Регулирование
светового потока ламп происходит при помощи автотрансформаторов,
тиратронов, магнитных усилителей или полупроводниковых приборов,
изменяющих силу тока или напряжение в осветительной цепи. Для управления
многочисл. цепями освещения сцены существуют сложные механич.
устройства, наз. обычно театральными регуляторами. Наибольшее
распространение получили элект-рич. регуляторы с автотрансформаторами
или с магнитными усилителями. В наст. время получают большое
распространение т. н. электрич. многопрограммные регуляторы; с их
Страницы: «« « 2031 2032 2033 2034 2035 2036 2037 2038 2039 2040 2041 2042 2043 2044 2045 2046 2047 2048 2049 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |