Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2031   2032   2033   2034   2035   2036   2037   2038   2039  2040   2041   2042   2043   2044   2045   2046   2047   2048   2049  » »»

Середа, Е. Н. Сливинская,  А.  Н.  Ульянов,  Н.  Ф.  Щеголь-ков  и  др.;
дириж„ры - В. В. Бердяев, А.  Э.  Маргу-лян,  А.  М.  Пазовский,  И.  П.
Палиев, И. О. Палицын, Л. П. Штейнберг; режисс„ры - Л. В. Баратов, Н. Н.
Боголюбов, И. И. Келлер, В. А. Лосский, С. Л. Масловская;  балетмейстеры
- В. А. Кононович, М. Ф. Моисеев, С. Н. Сергеев, Г. И. Язвинский.
   Т-р пост. произв. сов. композиторов:  оперы  "Орлиный  бунт"  Пащенко
(1926), "Прорыв" Потоцкого
   (1929), "Декабристы" Золотар„ва, "Загмук" Крейна
   (1930), "Л„д и сталь" Дешевова  (1931),  "Разлом"  Фе-мелиди  (1933),
"Тихий Дон" (1936), "Поднятая целина" (1937);  балеты  -  "Красный  мак"
(1928);  "Ференджи"  Яновского  (1933),  "Утраченные  иллюзии"  Асафьева
(1936), "Золушка" Прокофьева (1965) и  др.  Здесь  впервые  были  пост.:
оперы - "Овод" (1929),  "Орл„на"  (1934),  "Гроза"  (1943)  Трамбицкого,
"Охоня" Бело-глазова (1954), "Половодье" Кацман (1962) и др.;  балеты  -
"Каменный цветок" (1944); "Бесприданница" (1957) Фридлендера и др. Среди
лучших  спектаклей:  классич.  оперы  "Вражья   сила"   Серова   (1948),
"Орлеанская  дева"  Чайковского  (1957),  "Хованщина"  (1965),  "Отелло"
(1942; Гос. пр. СССР, 1945), "Симон Бокка-негра" (1955)  Верди,  "Манон"
Массне (1956), "Богема" (1964).
   В труппе т-ра (1964): артисты оперы - нар. арт. РСФСР Я. X.  Вутирас,
Н. К. Даутов, И. П. Сем„нов, В. М. Нестягина, засл.  арт.  РСФСР  А.  П.
Бондарев, Г. М.Зелюк, Л. Т. Коновалова и др.; артисты балета- засл. арт.
РСФСР Н. И. Меновщикова,  В.  И.  Наумкин,  С.  Л.  Тарановская,  К.  Г.
Черменская и др. Гл. дириж„р - засл. деят. иск-в РСФСР и Тат. АССР К. К.
Тихонов, дириж„ры- засл. артист Каз. ССР Е.В.Ма-наев, И.  Ю.  Айзикович,
Э. И. Красовицкий, гл. реж.- засл. деят. иск-в РСФСР М. Л. Минский,  гл.
хорм.- засл. деят. иск-в РСФСР Л. М. Рюмин, гл. худ.- засл. деят.  иск-в
РСФСР В. А. Людмилин. Ст. М.
   СВЕРХЗАДАЧА - термин, введ„нный К. С. Станиславским в его  творческую
систему и получивший распространение в сов. театре.  С.  -  гл.  идейная
задача, цель, ради к-рой созда„тся пьеса,  акт„рский  образ,  спектакль.
Идейную цель Станиславский считал основой сценич. произв., а  отсутствие
е„ - катастрофой "... и для роли, и для  самого  артиста,  и  для  всего
спектакля" ("Работа акт„ра над собой", см. Собр. соч., т.  2,  1954,  с.
337). См. также ст. Станиславского система. Н. Гор.
   СВЕТ на сцене - одно из важных  художественно-постановочных  средств.
С. помогает воспроизвести  место  и  обстановку  действия,  перспективу,
создавать необходимое настроение и т. д.; иногда в совр.  спектаклях  С.
является почти единственным средством оформления.
   Разл.  виды  декорац.  оформления  требуют  соответствующих   при„мов
освещения. Плоскостные живописные  декорации  требуют  гл.  обр.  общего
равномерного освещения, к-рое созда„тся осветительными приборами  общего
света (софиты, рампа, переносные приборы и пр.). Спектакли,  оформленные
объ„мными  декорациями  требуют  местного   (прожекторного)   освещения,
создающего световые контрасты,  подч„ркивающего  объ„мность  оформления.
При использовании смешанного  вида  декорац.  оформления  соответственно
применяется смешанная система освещения.
   Театр. осветительные приборы изготовляются с широким, средним и узким
углом  рассеяния  света,  последние  наз.  прожекторами  и  служат   для
освещения отдельных участков сцены и действующих лиц. В  зависимости  от
расположения  осветительное  оборудование  театр.   сцены   делится   на
следующие осн. виды:
   1) Аппаратура верхнего света, к к-рой относятся осветительные приборы
(софиты, прожекторы), подвешиваемые над игровой частью сцены в несколько
рядов по е„ планам. 2) Аппаратура горизонтного освещения,  служащая  для
освещения театр. горизонтов. 3) Аппаратура бокового освещения,  к  к-рой
относят обычно приборы прожекторного типа, устанавливаемые на портальных
кулисах, боковых осве-тительских галереях и пр. 4) Аппаратура  выносного
освещения, состоящая из прожекторов, устанавливаемых вне сцены, в  разл.
частях зрительного зала. К выносному освещению относится также рампа. 5)
Переносная осветительная аппаратура, состоящая из приборов разных видов,
устанавливаемых на сцене для каждого действия спектакля  (в  зависимости
от  требований).  6)  Разл.  специальные  осветительные  и  проекционные
приборы. В т-ре  часто  применяются  также  разнообразные  осветительные
приборы специального назначения (декоративные люстры, канделябры, лампы,
свечи, фонари, костры,  факелы),  изготовляемые  по  эскизам  художника,
оформляющего спектакль.
   В художеств. целях (воспроизведение на сцене реальной природы и  др.)
применяется цветная система освещения сцены, состоящая из  светофильтров
разнообразных цветов. Светофильтры могут быть стеклянные или  пл„ночные.
Цветовые изменения по ходу действия спектакля осуществляются:  а)  пут„м
постепенного перехода  с  осветительных  приборов,  имеющих  одни  цвета
светофильтров, на приборы с др. цветами; б) сложением цветов нескольких,
одновременно   действующих   приборов;   в)   сменой   светофильтров   в
осветительных приборах.
   Большое значение в оформлении спектакля имеет световая проекция. С е„
помощью создаются разл. динамич. проекционные  эффекты  (облака,  волны,
дождь, падающий снег, огонь, взрывы, вспышки, летающие птицы,  самол„ты,
плывущие корабли и пр.) или статич. изображения,  заменяющие  живописные
или  к.-л.  др.  детали  декорац.  оформления  (т.н.   светопроекционные
декорации). Использование световой проекции необычайно расширяет роль С.
в спектакле и обогащает его художеств. возможности.  Иногда  применяется
также и кинопроекция.
   С. может быть полноценным художеств. компонентом спектакля  лишь  при
наличии гибкой системы централизованного управления  им.  С  этой  целью
электропитание всего осветительного оборудования сцены делится на линии,
относящиеся  к  отдельным  осветительным  устройствам  или  аппаратам  и
отдельным цветам установленных светофильтров. На совр. сцене  бывает  до
200-300 линий. Для управления освещением необходимо включать,  выключать
и изменять световой поток как в каждой отдельной линии, так  и  в  любой
комбинации их. Для этой цели имеются т. н. светорегулирую-щие установки,
являющиеся  необходимым  элементом  оборудования  сцены.   Регулирование
светового  потока  ламп  происходит  при   помощи   автотрансформаторов,
тиратронов,  магнитных  усилителей   или   полупроводниковых   приборов,
изменяющих силу тока или напряжение в осветительной цепи. Для управления
многочисл.  цепями   освещения   сцены   существуют   сложные   механич.
устройства,   наз.   обычно   театральными   регуляторами.    Наибольшее
распространение получили элект-рич.  регуляторы  с  автотрансформаторами
или  с  магнитными  усилителями.  В   наст.   время   получают   большое
распространение  т.  н.  электрич.  многопрограммные  регуляторы;  с  их

Страницы: «« « 2031   2032   2033   2034   2035   2036   2037   2038   2039  2040   2041   2042   2043   2044   2045   2046   2047   2048   2049  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия