Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2031 2032 2033 2034 2035 2036 2037 2038 2039 2040 2041 2042 2043 2044 2045 2046 2047 2048 2049 » »» Середа, Е. Н. Сливинская, А. Н. Ульянов, Н. Ф. Щеголь-ков и др.; дириж„ры - В. В. Бердяев, А. Э. Маргу-лян, А. М. Пазовский, И. П. Палиев, И. О. Палицын, Л. П. Штейнберг; режисс„ры - Л. В. Баратов, Н. Н. Боголюбов, И. И. Келлер, В. А. Лосский, С. Л. Масловская; балетмейстеры - В. А. Кононович, М. Ф. Моисеев, С. Н. Сергеев, Г. И. Язвинский. Т-р пост. произв. сов. композиторов: оперы "Орлиный бунт" Пащенко (1926), "Прорыв" Потоцкого (1929), "Декабристы" Золотар„ва, "Загмук" Крейна (1930), "Л„д и сталь" Дешевова (1931), "Разлом" Фе-мелиди (1933), "Тихий Дон" (1936), "Поднятая целина" (1937); балеты - "Красный мак" (1928); "Ференджи" Яновского (1933), "Утраченные иллюзии" Асафьева (1936), "Золушка" Прокофьева (1965) и др. Здесь впервые были пост.: оперы - "Овод" (1929), "Орл„на" (1934), "Гроза" (1943) Трамбицкого, "Охоня" Бело-глазова (1954), "Половодье" Кацман (1962) и др.; балеты - "Каменный цветок" (1944); "Бесприданница" (1957) Фридлендера и др. Среди лучших спектаклей: классич. оперы "Вражья сила" Серова (1948), "Орлеанская дева" Чайковского (1957), "Хованщина" (1965), "Отелло" (1942; Гос. пр. СССР, 1945), "Симон Бокка-негра" (1955) Верди, "Манон" Массне (1956), "Богема" (1964). В труппе т-ра (1964): артисты оперы - нар. арт. РСФСР Я. X. Вутирас, Н. К. Даутов, И. П. Сем„нов, В. М. Нестягина, засл. арт. РСФСР А. П. Бондарев, Г. М.Зелюк, Л. Т. Коновалова и др.; артисты балета- засл. арт. РСФСР Н. И. Меновщикова, В. И. Наумкин, С. Л. Тарановская, К. Г. Черменская и др. Гл. дириж„р - засл. деят. иск-в РСФСР и Тат. АССР К. К. Тихонов, дириж„ры- засл. артист Каз. ССР Е.В.Ма-наев, И. Ю. Айзикович, Э. И. Красовицкий, гл. реж.- засл. деят. иск-в РСФСР М. Л. Минский, гл. хорм.- засл. деят. иск-в РСФСР Л. М. Рюмин, гл. худ.- засл. деят. иск-в РСФСР В. А. Людмилин. Ст. М. СВЕРХЗАДАЧА - термин, введ„нный К. С. Станиславским в его творческую систему и получивший распространение в сов. театре. С. - гл. идейная задача, цель, ради к-рой созда„тся пьеса, акт„рский образ, спектакль. Идейную цель Станиславский считал основой сценич. произв., а отсутствие е„ - катастрофой "... и для роли, и для самого артиста, и для всего спектакля" ("Работа акт„ра над собой", см. Собр. соч., т. 2, 1954, с. 337). См. также ст. Станиславского система. Н. Гор. СВЕТ на сцене - одно из важных художественно-постановочных средств. С. помогает воспроизвести место и обстановку действия, перспективу, создавать необходимое настроение и т. д.; иногда в совр. спектаклях С. является почти единственным средством оформления. Разл. виды декорац. оформления требуют соответствующих при„мов освещения. Плоскостные живописные декорации требуют гл. обр. общего равномерного освещения, к-рое созда„тся осветительными приборами общего света (софиты, рампа, переносные приборы и пр.). Спектакли, оформленные объ„мными декорациями требуют местного (прожекторного) освещения, создающего световые контрасты, подч„ркивающего объ„мность оформления. При использовании смешанного вида декорац. оформления соответственно применяется смешанная система освещения. Театр. осветительные приборы изготовляются с широким, средним и узким углом рассеяния света, последние наз. прожекторами и служат для освещения отдельных участков сцены и действующих лиц. В зависимости от расположения осветительное оборудование театр. сцены делится на следующие осн. виды: 1) Аппаратура верхнего света, к к-рой относятся осветительные приборы (софиты, прожекторы), подвешиваемые над игровой частью сцены в несколько рядов по е„ планам. 2) Аппаратура горизонтного освещения, служащая для освещения театр. горизонтов. 3) Аппаратура бокового освещения, к к-рой относят обычно приборы прожекторного типа, устанавливаемые на портальных кулисах, боковых осве-тительских галереях и пр. 4) Аппаратура выносного освещения, состоящая из прожекторов, устанавливаемых вне сцены, в разл. частях зрительного зала. К выносному освещению относится также рампа. 5) Переносная осветительная аппаратура, состоящая из приборов разных видов, устанавливаемых на сцене для каждого действия спектакля (в зависимости от требований). 6) Разл. специальные осветительные и проекционные приборы. В т-ре часто применяются также разнообразные осветительные приборы специального назначения (декоративные люстры, канделябры, лампы, свечи, фонари, костры, факелы), изготовляемые по эскизам художника, оформляющего спектакль. В художеств. целях (воспроизведение на сцене реальной природы и др.) применяется цветная система освещения сцены, состоящая из светофильтров разнообразных цветов. Светофильтры могут быть стеклянные или пл„ночные. Цветовые изменения по ходу действия спектакля осуществляются: а) пут„м постепенного перехода с осветительных приборов, имеющих одни цвета светофильтров, на приборы с др. цветами; б) сложением цветов нескольких, одновременно действующих приборов; в) сменой светофильтров в осветительных приборах. Большое значение в оформлении спектакля имеет световая проекция. С е„ помощью создаются разл. динамич. проекционные эффекты (облака, волны, дождь, падающий снег, огонь, взрывы, вспышки, летающие птицы, самол„ты, плывущие корабли и пр.) или статич. изображения, заменяющие живописные или к.-л. др. детали декорац. оформления (т.н. светопроекционные декорации). Использование световой проекции необычайно расширяет роль С. в спектакле и обогащает его художеств. возможности. Иногда применяется также и кинопроекция. С. может быть полноценным художеств. компонентом спектакля лишь при наличии гибкой системы централизованного управления им. С этой целью электропитание всего осветительного оборудования сцены делится на линии, относящиеся к отдельным осветительным устройствам или аппаратам и отдельным цветам установленных светофильтров. На совр. сцене бывает до 200-300 линий. Для управления освещением необходимо включать, выключать и изменять световой поток как в каждой отдельной линии, так и в любой комбинации их. Для этой цели имеются т. н. светорегулирую-щие установки, являющиеся необходимым элементом оборудования сцены. Регулирование светового потока ламп происходит при помощи автотрансформаторов, тиратронов, магнитных усилителей или полупроводниковых приборов, изменяющих силу тока или напряжение в осветительной цепи. Для управления многочисл. цепями освещения сцены существуют сложные механич. устройства, наз. обычно театральными регуляторами. Наибольшее распространение получили элект-рич. регуляторы с автотрансформаторами или с магнитными усилителями. В наст. время получают большое распространение т. н. электрич. многопрограммные регуляторы; с их Страницы: «« « 2031 2032 2033 2034 2035 2036 2037 2038 2039 2040 2041 2042 2043 2044 2045 2046 2047 2048 2049 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |