Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2040   2041   2042   2043   2044   2045   2046   2047   2048  2049   2050   2051   2052   2053   2054   2055   2056   2057   2058  » »»

   СЕКАР-РОЖАНСКИЙ (наст. фам. - Р о ж а  н-ский),  Антон  Владиславович
[6(18).V.1863-28.1. 1952] - рус. артист оперы (лирико-драматич.  тенор).
В 1891 окончил Петерб. консерваторию по классу С. И. Габеля. С  того  же
года выступал в оперных  т-рах  Ростова-на-Дону,  Харькова,  Тифлиса.  В
марте 1896 С.-Р. успешно  дебютировал  в  Мариинском  т-ре,  но  оставил
Петербург и поступил в мае того же года  в  труппу  Моск.  частной  рус.
оперы. В 1910-14  выступал  в  Сибири.  С.-Р.  обладал  мощным  голосом,
особенно хорошо звучавшим  в  среднем  регистре.  Недостатки  исполнения
артиста   (плохая   дикция,   неточности    интонирования)    искупались
благородной, эмоциональной игрой, пылкостью темперамента. С.-Р. заслужил
высокую оценку Римского-Корсакова как первый исполнитель  партий  в  его
операх: Садко (о. п., 1898), Лыков ("Царская невеста", 1899); композитор
написал для С.-Р. вставную арию Гвидона в 3-м действии  "Сказки  о  царе
Салтане" (1900).
   Др.  партии:  Голицын  ("Хованщина"),  Самсон  ("Самсон   и   Далила"
Сен-Санса),  Рауль  ("Гугеноты"),  Ромео  ("Ромео  и  Джульетта"  Гуно),
Тангейзер.
   В 1914-19 С.-Р. был проф. Моск. консерватории. В 1920 уехал в Польшу,
был проф. Варшавской консерватории.
   Лит.: Шкафер В. П., Сорок лет на сцене  русской  оперы.  Воспоминания
1890-1930 гг., Л., 1936; Р и м с к и й-Корсаков  Н.  А.,  Летопись  моей
музыкальной жизни, М., 1955; Левик С. Ю., Записки  оперного  певца,  М.,
1955, 2 изд., М., 1962. Б. Яг.
   С‚КВИЛЛ (Sackville), Томас (1536-1608) - англ. поэт и драматург, гос.
деятель. С 1598 - лорд-хранитель печати. В  лит.  произведениях  пытался
разрешить прлитич. проблемы. В 1563 совм. с юристом Т. Нортоном  написал
первую англ. "правильную" трагедию "Горбодук". По своей форме и мрачному
трагизму "Горбодук" - подражание трагедиям Сенеки.  В  основе  сюжета  -
легендарная история об англ. королек Горбодуке, к-рый  разделил  царство
между детьми, что  привело  его  к  гибели,  а  страну  -  к  разорению.
Показывая гибельные последствия феодальной раздробленности  государства,
пьеса утверждала идею единой монархии, власти.
   Лит.: Сторожен ко Н., Предшественники Шекспира, СПБ, 1872; G h  amber
s E. K., The Elisabethan stage, v. 2, Cambr., 1923. А. Б.
   СЕКЕЙ (Szekely), Михай (8.V. 1901- 22. III. 1963)- венг. артист оперы
(бас).  Нар.  арт.   ВНР   (1949).   Пению   обучался   в   Будапештской
консерватории. С 1923 - солист Будапештского оперного  т-ра.  С  большим
успехом гастролировал вомн. европ. странах, в СССР (1951) и США.  Дважды
лауреат пр. Кошута.
   Партии: Тиборц ("Банк-бан" Эркеля), Зарастро, Лепо-релло  ("Волшебная
флейта", "Дон  Жуан"),  Филипп  ("Дон  Карлос"  Верди),  Погнер,  Герман
("Нюрнбергские мейстерзингеры",  "Тангейзер"  Вагнера),  Борис,  Досифей
("Борис Годунов", "Хованщина"), Кончак ("Князь Игорь") и др. С.известный
исполнитель партии Синей бороды в опере  "Замок  герцога  Синей  бороды"
Бартока.
   Лит.: Albert I., Szekely Mihaly, "Muzsika", 1961, 5 sz.; B r e n e  r
J., Szekely Mihaly 40 eves operai jube-leuma, там же, 1962, ј 3; S z e n
t h e g y i I., Bucsu Szekely Mihalytol, там же, 1963. ff, Дубр.
   СЕКСТЕТ (нем. Sextett, от лат. sex  -  шесть)  -  1)  ансамбль  из  6
музыкантов-исполнителей  (инструменталистов  или  вокалистов).  2)  Муз.
произв.  для  6  инструментов  либо  вок.  соч.  для  6  певч.  голосов.
Инструментальный С., как и квартет,- один из видов камерной музыки. Вок.
С.  встречается   гл.   обр.   в   операх,   где   является   одной   из
муз.-драматургич. кульминаций действия (С. в "Дон Жуане" Моцарта, два С.
в  опере  "Галька"  Монюшко).  С.  как  разновидность   танц.   ансамбля
встречаются и в балетах (С. в "Спящей красавице"). Р. Л.
   СЕЛИВАНОВ, П„тр Иванович [р. 11(24).VI.1905]-рус. сов.  артист  оперы
(лирич. баритон). Нар. арт. РСФСР (1951). В 1931 окончил Центр, техникум
театр. иск-ва (ныне - ГИТИС). Работал в Свердловском т-ре оперы и балета
и в Моск. муз. т-ре им. Немировича-Данченко. В 1932-59 - солист Большого
т-ра (дебютировал в партии Валентина - "Фауст").  Гастролировал  во  мн.
городах Сов. Союза  и  за  рубежом  (ГДР,  Польша,  Франция,  Норвегия).
Обладает красивым и сильным голосом. Исполнение С.  отличается  чистотой
интонации и ч„ткостью дикции.
   Партии: Онегин,  Елецкий,  Мазепа;  Роберт  ("Иоланта"),  Шакловитый,
Цыган ("Хованщина",  "Сорочинская  ярмарка"  Мусоргского),  барон  Клодт
("Броненосец ,, Пот„мкин"" Чиш-ко), Евгений  Листницкий  ("Тихий  Дон"),
Трубецкой   ("Декабристы"   Шапорина),   Митрич    ("Никита    Вершинин"
Кабалевского),  Ваня  Яркин  ("От  всего  сердца"  Жуковского),   Мурман
("Абесалом и Этери" 3. Палиашвили), Дон Жуан, Альмавива (о. п., "Свадьба
Фигаро" Моцарта), Фигаро ("Севильский цирюльник"), Жермон  ("Травиата"),
Биберах ("Банк-бан" Эркеля) и др. А. Ив.
   СЕЛЬВЙНСКИИ, Илья Львович [р. 12(24).X. 1899]  -  рус.  сов.  поэт  и
драматург. Чл. Коммуни-стич. партии с 1941. В 1923 окончил  юридич.  ф-т
Моск. ун-та.  Печатается  с  1915.  В  1926-30  возглавлял  лит.  группу
конструктивистов,  нек-рые   принципы   к-рой   отразились   на   первом
драматургич. произв. поэта -  трагедии  "Командарм  2"  (1929,  Т-р  им.
Мейерхольда). Драматич. конфликт этой пьесы был построен на столкновении
революционной  целесообразности  со  стихийным  героич.  порывом   масс,
приводящим к гибели мн. бойцов. В пьесе "Умка -  белый  медведь"  (1935,
Моск. т-р Революции; Умка -  Д.  Н.  Орлов)  С.  показывает  пробуждение
человеческого достоинства в невежественных и забитых людях. В 1944-57 С.
созда„т цикл "Россия", куда входят трагедии: "Ливонская  война"  (1944),
"От Полтавы до Гангута" (1956, Воронежский т-р), "Большой Кирилл" (1957,
Т-р им. Вахтангова).  Стремление  к  философскому  осмыслению  эпохи  С.
воплощает в романтически припод-яятых стихотворных трагедиях.
   Др. пьесы: "Пао-Пао" (1931), "Рыцарь Иоанн" (1937),  "Орла  на  плече
носящий" (1940), "Генерал  Брусилов"  (1943,  Ярославский  т-р),  "Читая
Фауста" (1947-52). С.- автор переводов: с казахского - "Енлик  и  Кебек"
Ауэзова, с венгерского - "С завязанными глазами" И. Фейер  (1959,  Моск.
т-р им. Ленинского комсомола), "Человек выше своей  судьбы"  (1962,  Т-р
им. Луначарского, Петропавловск-на-Камчатке).
   Соч.: Лирика и драмы, М., 1947; Трагедии, М., 1952;
   О трагическом и трагедийном, "Звезда", Л., 1954,  ј  3;  Драматург  и
театр. "Театр", М., 1958, ј 5; "Театр поэта", М., 1965.
   Лит.: Кедрина 3., Исторические  трагедии  И.  Сель-винского,  в  кн.:
Литературно-критические статьи, М., 1956;
   Огнев В., Илья Сельвинский - автор трагедии, "Театр", 1960, ј 5; М  а
л ю г и н Л., Сельвинский-драматург, "Рабочий и театр". Л., 1936; ј 2; О
с н о с Ю., Советская историческая драматургия,  М.,  1947;  Головашенко

Страницы: «« « 2040   2041   2042   2043   2044   2045   2046   2047   2048  2049   2050   2051   2052   2053   2054   2055   2056   2057   2058  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия