Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2040 2041 2042 2043 2044 2045 2046 2047 2048 2049 2050 2051 2052 2053 2054 2055 2056 2057 2058 » »» СЕКАР-РОЖАНСКИЙ (наст. фам. - Р о ж а н-ский), Антон Владиславович [6(18).V.1863-28.1. 1952] - рус. артист оперы (лирико-драматич. тенор). В 1891 окончил Петерб. консерваторию по классу С. И. Габеля. С того же года выступал в оперных т-рах Ростова-на-Дону, Харькова, Тифлиса. В марте 1896 С.-Р. успешно дебютировал в Мариинском т-ре, но оставил Петербург и поступил в мае того же года в труппу Моск. частной рус. оперы. В 1910-14 выступал в Сибири. С.-Р. обладал мощным голосом, особенно хорошо звучавшим в среднем регистре. Недостатки исполнения артиста (плохая дикция, неточности интонирования) искупались благородной, эмоциональной игрой, пылкостью темперамента. С.-Р. заслужил высокую оценку Римского-Корсакова как первый исполнитель партий в его операх: Садко (о. п., 1898), Лыков ("Царская невеста", 1899); композитор написал для С.-Р. вставную арию Гвидона в 3-м действии "Сказки о царе Салтане" (1900). Др. партии: Голицын ("Хованщина"), Самсон ("Самсон и Далила" Сен-Санса), Рауль ("Гугеноты"), Ромео ("Ромео и Джульетта" Гуно), Тангейзер. В 1914-19 С.-Р. был проф. Моск. консерватории. В 1920 уехал в Польшу, был проф. Варшавской консерватории. Лит.: Шкафер В. П., Сорок лет на сцене русской оперы. Воспоминания 1890-1930 гг., Л., 1936; Р и м с к и й-Корсаков Н. А., Летопись моей музыкальной жизни, М., 1955; Левик С. Ю., Записки оперного певца, М., 1955, 2 изд., М., 1962. Б. Яг. С‚КВИЛЛ (Sackville), Томас (1536-1608) - англ. поэт и драматург, гос. деятель. С 1598 - лорд-хранитель печати. В лит. произведениях пытался разрешить прлитич. проблемы. В 1563 совм. с юристом Т. Нортоном написал первую англ. "правильную" трагедию "Горбодук". По своей форме и мрачному трагизму "Горбодук" - подражание трагедиям Сенеки. В основе сюжета - легендарная история об англ. королек Горбодуке, к-рый разделил царство между детьми, что привело его к гибели, а страну - к разорению. Показывая гибельные последствия феодальной раздробленности государства, пьеса утверждала идею единой монархии, власти. Лит.: Сторожен ко Н., Предшественники Шекспира, СПБ, 1872; G h amber s E. K., The Elisabethan stage, v. 2, Cambr., 1923. А. Б. СЕКЕЙ (Szekely), Михай (8.V. 1901- 22. III. 1963)- венг. артист оперы (бас). Нар. арт. ВНР (1949). Пению обучался в Будапештской консерватории. С 1923 - солист Будапештского оперного т-ра. С большим успехом гастролировал вомн. европ. странах, в СССР (1951) и США. Дважды лауреат пр. Кошута. Партии: Тиборц ("Банк-бан" Эркеля), Зарастро, Лепо-релло ("Волшебная флейта", "Дон Жуан"), Филипп ("Дон Карлос" Верди), Погнер, Герман ("Нюрнбергские мейстерзингеры", "Тангейзер" Вагнера), Борис, Досифей ("Борис Годунов", "Хованщина"), Кончак ("Князь Игорь") и др. С.известный исполнитель партии Синей бороды в опере "Замок герцога Синей бороды" Бартока. Лит.: Albert I., Szekely Mihaly, "Muzsika", 1961, 5 sz.; B r e n e r J., Szekely Mihaly 40 eves operai jube-leuma, там же, 1962, ј 3; S z e n t h e g y i I., Bucsu Szekely Mihalytol, там же, 1963. ff, Дубр. СЕКСТЕТ (нем. Sextett, от лат. sex - шесть) - 1) ансамбль из 6 музыкантов-исполнителей (инструменталистов или вокалистов). 2) Муз. произв. для 6 инструментов либо вок. соч. для 6 певч. голосов. Инструментальный С., как и квартет,- один из видов камерной музыки. Вок. С. встречается гл. обр. в операх, где является одной из муз.-драматургич. кульминаций действия (С. в "Дон Жуане" Моцарта, два С. в опере "Галька" Монюшко). С. как разновидность танц. ансамбля встречаются и в балетах (С. в "Спящей красавице"). Р. Л. СЕЛИВАНОВ, П„тр Иванович [р. 11(24).VI.1905]-рус. сов. артист оперы (лирич. баритон). Нар. арт. РСФСР (1951). В 1931 окончил Центр, техникум театр. иск-ва (ныне - ГИТИС). Работал в Свердловском т-ре оперы и балета и в Моск. муз. т-ре им. Немировича-Данченко. В 1932-59 - солист Большого т-ра (дебютировал в партии Валентина - "Фауст"). Гастролировал во мн. городах Сов. Союза и за рубежом (ГДР, Польша, Франция, Норвегия). Обладает красивым и сильным голосом. Исполнение С. отличается чистотой интонации и ч„ткостью дикции. Партии: Онегин, Елецкий, Мазепа; Роберт ("Иоланта"), Шакловитый, Цыган ("Хованщина", "Сорочинская ярмарка" Мусоргского), барон Клодт ("Броненосец ,, Пот„мкин"" Чиш-ко), Евгений Листницкий ("Тихий Дон"), Трубецкой ("Декабристы" Шапорина), Митрич ("Никита Вершинин" Кабалевского), Ваня Яркин ("От всего сердца" Жуковского), Мурман ("Абесалом и Этери" 3. Палиашвили), Дон Жуан, Альмавива (о. п., "Свадьба Фигаро" Моцарта), Фигаро ("Севильский цирюльник"), Жермон ("Травиата"), Биберах ("Банк-бан" Эркеля) и др. А. Ив. СЕЛЬВЙНСКИИ, Илья Львович [р. 12(24).X. 1899] - рус. сов. поэт и драматург. Чл. Коммуни-стич. партии с 1941. В 1923 окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. Печатается с 1915. В 1926-30 возглавлял лит. группу конструктивистов, нек-рые принципы к-рой отразились на первом драматургич. произв. поэта - трагедии "Командарм 2" (1929, Т-р им. Мейерхольда). Драматич. конфликт этой пьесы был построен на столкновении революционной целесообразности со стихийным героич. порывом масс, приводящим к гибели мн. бойцов. В пьесе "Умка - белый медведь" (1935, Моск. т-р Революции; Умка - Д. Н. Орлов) С. показывает пробуждение человеческого достоинства в невежественных и забитых людях. В 1944-57 С. созда„т цикл "Россия", куда входят трагедии: "Ливонская война" (1944), "От Полтавы до Гангута" (1956, Воронежский т-р), "Большой Кирилл" (1957, Т-р им. Вахтангова). Стремление к философскому осмыслению эпохи С. воплощает в романтически припод-яятых стихотворных трагедиях. Др. пьесы: "Пао-Пао" (1931), "Рыцарь Иоанн" (1937), "Орла на плече носящий" (1940), "Генерал Брусилов" (1943, Ярославский т-р), "Читая Фауста" (1947-52). С.- автор переводов: с казахского - "Енлик и Кебек" Ауэзова, с венгерского - "С завязанными глазами" И. Фейер (1959, Моск. т-р им. Ленинского комсомола), "Человек выше своей судьбы" (1962, Т-р им. Луначарского, Петропавловск-на-Камчатке). Соч.: Лирика и драмы, М., 1947; Трагедии, М., 1952; О трагическом и трагедийном, "Звезда", Л., 1954, ј 3; Драматург и театр. "Театр", М., 1958, ј 5; "Театр поэта", М., 1965. Лит.: Кедрина 3., Исторические трагедии И. Сель-винского, в кн.: Литературно-критические статьи, М., 1956; Огнев В., Илья Сельвинский - автор трагедии, "Театр", 1960, ј 5; М а л ю г и н Л., Сельвинский-драматург, "Рабочий и театр". Л., 1936; ј 2; О с н о с Ю., Советская историческая драматургия, М., 1947; Головашенко Страницы: «« « 2040 2041 2042 2043 2044 2045 2046 2047 2048 2049 2050 2051 2052 2053 2054 2055 2056 2057 2058 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |