|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2046 2047 2048 2049 2050 2051 2052 2053 2054 2055 2056 2057 2058 2059 2060 2061 2062 2063 2064 » »» изображаются чувствительные ситуации, строго размеренный стих сменяется
прозой, передающей оттенки живой разговорной речи, авторские ремарки не
только конкретизируют место действия, но и подч„ркивают эмоциональное
состояние героев. Вместо условных неизменных классицистских декораций
(дворцовые залы в трагедии, безликие статичные интерьеры в комедии)
появляются сельские виды, уедин„нные хижины, детали обстановки,
окружающей "простолюдина".
Обществ, содержание С. неоднородно. Наряду с демократич. иск-вом,
направленным против существующей действительности, утверждающим нового
героя - защитника интересов третьего сословия, существовала тенденция к
идеализации, примирению социальных противоречий.
С. возник в Англии, уже пережившей в 17 в. бурж. революцию, в
творчестве поэтов Т. Томсона, Т. Грея и Э. Юнга - автора программного
трактата "Об оригинальном творчестве" (1759). Сво„ название направление
получило от романа Л. Стерна "Сентиментальное путешествие" (1768). В
драматургии С. проявился в драмах Дж. Лилло ("Лондонский купец", 1731,
"Роковое любопытство", 1736), Э. Мура ("Игрок", 1753), Р. Камберленда
("Таинственный супруг", 1783). Англ. С. развивался в условиях кризиса
Просвещения, в н„м преобладала семейно-моральная проблематика, интерес к
замкнутому внутр. миру человека.
Наиболее полное выражение С. получил во Франции, стоявшей на пороге
бурж. революции конца 18 в. Элементы С. проявились уже в "сл„зных
комедиях" П. К. Лашоссе. Глава франц. С. - Ж. Ж. Руссо - родоначальник
"руссоизма", выразитель наиболее радикальных устремлений третьего
сословия. Театрально-эстетич. взгляды Руссо неотделимы от его
враждебного отношения к феодальной цивилизации. Его "Письмо к Д'Аламберу
о зрелищах" (1758) содержит беспощадную критику совр. ему франц. т-ра,
условностей и фальши чуждого народу классицизма, к-рому он
противопоставляет массовые нар. празднества, вскоре осуществл„нные
якобинцами. Театр. теория Руссо была развита и во многом дополнена Л.
С.Мерсье, создавшим на совр. и историч. материале яркие образцы
социальной драмы, проникнутой чувствительностью ("Дезертир", 1771,
"Неимущий", "Жан Аннюйе", обе в 1772, "Портрет Филиппа II, короля
Испании", 1885). Трактат Мерсье "О театре, или Новый опыт о
драматическом искусстве" (1773), направленный против драматургии и т-ра
классицизма, призывающий следовать Шекспиру, утверждающий демократич.,
эмоционально насыщенное иск-во, стал манифестом мн. деятелей т-ра,
оказал большое влияние на т-р 2-й пол. 18 в. Элементы С. заметны в
драматургии П Бомарше, а также в мелодраме революц. лет.
В отсталой феодальной Германии С. был проникнут протестом против
сословных оков. Незрелость бюргерства обусловила неопредел„нность
положительных идеалов нем. сентименталистов, трагич. разрешение
Конфликта между могучей, рвущейся к свободе личностью и убогой
действительностью. Тенденции С. прозвучали- в теоретич. сочинениях
представителей т. и. "швейцарской школы" - И. Я. Бодмера, И.
Брейтингера, а также Ф. Г. Клопштока, И. Г. Гер-дера ("О немецком
характере и искусстве", 1773). Особенно ярко нем. С. проявился в
деятельности драматургов "Бури и натиска" - Ф. М. Клингера ("Близнецы",
1776, "Буря и натиск", 1777), Я. Ленца ("Солдаты", 1776, "Гуверн„р",
1778) и др., создавших многочисл. мещанские драмы, проникнутые
антифеодальным бунтарством. Манифестом нем. театр. С. стал трактат Ленца
"Замечания о театре" (1774), написанный под влиянием трактата Мерсье.
Влияние С. проявилось в раннем творчестве И. В. Г„те и Ф. Шиллера.
Отказ от рационалистич. метода, от напевной декламации и статуарности
классицизма дали возможность акт„рам 2-й пол. 18 в. углубл„нно
раскрывать внутр. мир героев, вносить динамику в развитие образа,
передавать интонации живой взволнованной речи. Вс„ это способствовало
утверждению реали-стич. тенденций и в разл. степени проявилось в
деятельности выдающихся акт„ров этого времени. Д. Гар-рик возродил на
англ. сцене Шекспира, эмоционально насыщенно воплотил образы его
драматургии. Ф. Л. Шредер обратился к драматургии "Бури и натиска" и
Шекспиру, осуществил репертуарную реформу нем. т-ра.
Проникновенно-чувствительные образы создал И. Ф. Брокман. Влияние С.
испытало даже иск-во франц. акт„ров, тесно связанное с поэтикой
классицизма.
В России развитие С. в конце 18 - нач. 19 вв. было тесно связано с
ростом антифеодальных настроений. В рус. сентименталистской драматургии
получили выражение антикрепостнич. мотивы, тема обличения городской
цивилизации, любовное изображение сельской жизни, противопоставление
богатства и нищеты. В драматургии С. проявился в творчестве Н. И. Ильина
("Лиза, или Торжество благодарности", 1802, "Великодушие, или Рекрутский
набор", 1803), В. М. Ф„дорова ("Лиза, или Следствие гордости и
обольщения", 1803), Ф. Ф. Иванова ("Награжд„нная добродетель, или
Женщина, каких мало", С. Н. Глинки ("Наталья, боярская дочь", 1806).
Влияние С. в рус. акт„рском иск-ве сказалось на творчестве А. Д.
Каратыгиной, Я. Е. Шушерина, В. П. Померанцева.
Лит.: Ленин В. И., Экономическое содержание народничества, Полн.
собр. соч., 5 изд., т. 1, М., 1958;
Плеханов Г. В., Французская драматическая литература и французская
живопись XVIII века с точки зрения социологии, в его кн.: Искусство и
литература, М., 1948;
История английской литературы,- т. 1, вып. 2, М.- Л., 1945, ч. V,
отд. II, гл. V; История французской литературы, т. 1, М., 1946, отд.
III, гл. VII; История русской литературы, т. 4. ч. 2, М.-- Л., 1947, гл.
2; История немецкой литературы, т. 2, М., 1963, гл. 12-14; Мокульский С.
С., История западноевропейского театра, т. 2, М., 1939; Хрестоматия по
истории западноевропейского театра, состав. и ред. С. С. Мокульского, т.
2, 2 изд., М., 1955; Мокульский C.C., Французская драматургия эпохи
Просвещения, в кн.: Французский театр эпохи Просвещения, М., 1957;
Бомарше, Очерк о серь„зном драматическом театре, Избр. произв., пер. с
франц., М., 1954; Г e р-дер И. - Г., Соч., пер. с нем., М.- Л., 1959;
История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т.
2, М., 1957; Данилов С. С., Очерки по истории русского драматического
театра, М.- Л., 1948, гл. XII;
Mercier L. S., Du theatre, ou Nouvel essai sur l'art dramatique,
Amst., 1773; L e n z J. M., Gesammelte Schriften, Bd 1-4, Lpz., 1917. Л.
Лев.
СЕНТПЕТЕРИ (Szentpeteri), Жигмонд (31.VII. 1798-13.XII.1858) - венг.
акт„р. Сын священника-кальвиниста. В юности уш„л из семьи и стал акт„ром
бродячего т-ра. В 1815-36 выступал в городах Миш-кольце, Дебрецене,
Страницы: «« « 2046 2047 2048 2049 2050 2051 2052 2053 2054 2055 2056 2057 2058 2059 2060 2061 2062 2063 2064 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |