Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2046   2047   2048   2049   2050   2051   2052   2053   2054  2055   2056   2057   2058   2059   2060   2061   2062   2063   2064  » »»

изображаются чувствительные ситуации, строго размеренный стих  сменяется
прозой, передающей оттенки живой разговорной речи, авторские ремарки  не
только конкретизируют место действия, но  и  подч„ркивают  эмоциональное
состояние героев. Вместо условных  неизменных  классицистских  декораций
(дворцовые залы в трагедии,  безликие  статичные  интерьеры  в  комедии)
появляются  сельские  виды,  уедин„нные   хижины,   детали   обстановки,
окружающей "простолюдина".
   Обществ, содержание С. неоднородно.  Наряду  с  демократич.  иск-вом,
направленным против существующей действительности,  утверждающим  нового
героя - защитника интересов третьего сословия, существовала тенденция  к
идеализации, примирению социальных противоречий.
   С. возник в Англии,  уже  пережившей  в  17  в.  бурж.  революцию,  в
творчестве поэтов Т. Томсона, Т. Грея и Э. Юнга  -  автора  программного
трактата "Об оригинальном творчестве" (1759). Сво„ название  направление
получило от романа Л. Стерна  "Сентиментальное  путешествие"  (1768).  В
драматургии С. проявился в драмах Дж. Лилло ("Лондонский  купец",  1731,
"Роковое любопытство", 1736), Э. Мура ("Игрок",  1753),  Р.  Камберленда
("Таинственный супруг", 1783). Англ. С. развивался  в  условиях  кризиса
Просвещения, в н„м преобладала семейно-моральная проблематика, интерес к
замкнутому внутр. миру человека.
   Наиболее полное выражение С. получил во Франции, стоявшей  на  пороге
бурж. революции конца 18  в.  Элементы  С.  проявились  уже  в  "сл„зных
комедиях" П. К. Лашоссе. Глава франц. С. - Ж. Ж. Руссо  -  родоначальник
"руссоизма",  выразитель  наиболее  радикальных   устремлений   третьего
сословия.  Театрально-эстетич.   взгляды   Руссо   неотделимы   от   его
враждебного отношения к феодальной цивилизации. Его "Письмо к Д'Аламберу
о зрелищах" (1758) содержит беспощадную критику совр. ему  франц.  т-ра,
условностей   и   фальши   чуждого   народу   классицизма,   к-рому   он
противопоставляет  массовые  нар.  празднества,  вскоре   осуществл„нные
якобинцами. Театр. теория Руссо была развита и во  многом  дополнена  Л.
С.Мерсье,  создавшим  на  совр.  и  историч.  материале  яркие   образцы
социальной  драмы,  проникнутой  чувствительностью  ("Дезертир",   1771,
"Неимущий", "Жан Аннюйе",  обе  в  1772,  "Портрет  Филиппа  II,  короля
Испании",  1885).  Трактат  Мерсье  "О  театре,   или   Новый   опыт   о
драматическом искусстве" (1773), направленный против драматургии и  т-ра
классицизма, призывающий следовать Шекспиру,  утверждающий  демократич.,
эмоционально насыщенное  иск-во,  стал  манифестом  мн.  деятелей  т-ра,
оказал большое влияние на т-р 2-й пол.  18  в.  Элементы  С.  заметны  в
драматургии П Бомарше, а также в мелодраме революц. лет.
   В отсталой феодальной Германии  С.  был  проникнут  протестом  против
сословных  оков.  Незрелость  бюргерства   обусловила   неопредел„нность
положительных  идеалов   нем.   сентименталистов,   трагич.   разрешение
Конфликта  между  могучей,  рвущейся  к  свободе  личностью   и   убогой
действительностью.  Тенденции  С.  прозвучали-  в  теоретич.  сочинениях
представителей  т.  и.  "швейцарской  школы"  -  И.   Я.   Бодмера,   И.
Брейтингера, а также Ф.  Г.  Клопштока,  И.  Г.  Гер-дера  ("О  немецком
характере и  искусстве",  1773).  Особенно  ярко  нем.  С.  проявился  в
деятельности драматургов "Бури и натиска" - Ф. М. Клингера  ("Близнецы",
1776, "Буря и натиск", 1777), Я.  Ленца  ("Солдаты",  1776,  "Гуверн„р",
1778)  и  др.,  создавших  многочисл.   мещанские   драмы,   проникнутые
антифеодальным бунтарством. Манифестом нем. театр. С. стал трактат Ленца
"Замечания о театре" (1774), написанный под  влиянием  трактата  Мерсье.
Влияние С. проявилось в раннем творчестве И. В. Г„те и Ф. Шиллера.
   Отказ от рационалистич. метода, от напевной декламации и статуарности
классицизма  дали  возможность  акт„рам  2-й  пол.  18   в.   углубл„нно
раскрывать внутр.  мир  героев,  вносить  динамику  в  развитие  образа,
передавать интонации живой взволнованной речи.  Вс„  это  способствовало
утверждению  реали-стич.  тенденций  и  в  разл.  степени  проявилось  в
деятельности выдающихся акт„ров этого времени. Д.  Гар-рик  возродил  на
англ.  сцене  Шекспира,  эмоционально  насыщенно  воплотил  образы   его
драматургии. Ф. Л. Шредер обратился к драматургии  "Бури  и  натиска"  и
Шекспиру,     осуществил     репертуарную     реформу     нем.     т-ра.
Проникновенно-чувствительные образы создал И.  Ф.  Брокман.  Влияние  С.
испытало  даже  иск-во  франц.  акт„ров,  тесно  связанное  с   поэтикой
классицизма.
   В России развитие С. в конце 18 - нач. 19 вв. было  тесно  связано  с
ростом антифеодальных настроений. В рус. сентименталистской  драматургии
получили выражение  антикрепостнич.  мотивы,  тема  обличения  городской
цивилизации, любовное  изображение  сельской  жизни,  противопоставление
богатства и нищеты. В драматургии С. проявился в творчестве Н. И. Ильина
("Лиза, или Торжество благодарности", 1802, "Великодушие, или Рекрутский
набор",  1803),  В.  М.  Ф„дорова  ("Лиза,  или  Следствие  гордости   и
обольщения",  1803),  Ф.  Ф.  Иванова  ("Награжд„нная  добродетель,  или
Женщина, каких мало", С. Н. Глинки  ("Наталья,  боярская  дочь",  1806).
Влияние С. в  рус.  акт„рском  иск-ве  сказалось  на  творчестве  А.  Д.
Каратыгиной, Я. Е. Шушерина, В. П. Померанцева.
   Лит.: Ленин В.  И.,  Экономическое  содержание  народничества,  Полн.
собр. соч., 5 изд., т. 1, М., 1958;
   Плеханов Г. В., Французская драматическая  литература  и  французская
живопись XVIII века с точки зрения социологии, в его  кн.:  Искусство  и
литература, М., 1948;
   История английской литературы,- т. 1, вып. 2, М.-  Л.,  1945,  ч.  V,
отд. II, гл. V; История французской литературы, т.  1,  М.,  1946,  отд.
III, гл. VII; История русской литературы, т. 4. ч. 2, М.-- Л., 1947, гл.
2; История немецкой литературы, т. 2, М., 1963, гл. 12-14; Мокульский С.
С., История западноевропейского театра, т. 2, М., 1939;  Хрестоматия  по
истории западноевропейского театра, состав. и ред. С. С. Мокульского, т.
2, 2 изд., М., 1955;  Мокульский  C.C.,  Французская  драматургия  эпохи
Просвещения, в кн.:  Французский  театр  эпохи  Просвещения,  М.,  1957;
Бомарше, Очерк о серь„зном драматическом театре, Избр. произв.,  пер.  с
франц., М., 1954; Г e р-дер И. - Г., Соч., пер. с нем.,  М.-  Л.,  1959;
История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т.
2, М., 1957; Данилов С. С., Очерки по  истории  русского  драматического
театра, М.- Л., 1948, гл. XII;
   Mercier L. S., Du theatre, ou  Nouvel  essai  sur  l'art  dramatique,
Amst., 1773; L e n z J. M., Gesammelte Schriften, Bd 1-4, Lpz., 1917. Л.
Лев.
   СЕНТПЕТЕРИ (Szentpeteri), Жигмонд (31.VII. 1798-13.XII.1858) -  венг.
акт„р. Сын священника-кальвиниста. В юности уш„л из семьи и стал акт„ром
бродячего т-ра. В 1815-36  выступал  в  городах  Миш-кольце,  Дебрецене,

Страницы: «« « 2046   2047   2048   2049   2050   2051   2052   2053   2054  2055   2056   2057   2058   2059   2060   2061   2062   2063   2064  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия