Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2053   2054   2055   2056   2057   2058   2059   2060   2061  2062   2063   2064   2065   2066   2067   2068   2069   2070   2071  » »»

der  Renaissance,  Lpz.,  1935;  M  о  к  у   л   ь-ский   С.,   История
западноевропейского театра, ч. 1, М. 1936. В. Мюл.
   СЕРОВ,         Александр          Николаевич          [11(23).1.1820,
Петербург,20.1(1.II).1871, там же] - рус.  композитор,  музыковед,  муз.
критик. В 1835-40 учился в Уч-ще правоведения, после  чего  поступил  на
службу в мин-во юстиции. Вс„ это время  С.  усиленно  занимался  музыкой
(игра  на  фп.  и  виолончели)  и  самообразованием:  изучал  философию,
художеств. и муз. лит-ру. В эти годы возникает тесная,  длившаяся  много
лет дружба С. с  В.  В.  Стасовым  к-рая  сыграла  большую  роль  в  его
художеств. развитии. К сер. 40-х  гг.  относятся  первые  композиторские
опыты (не-оконч. опера "Мельничиха из Марли", 1845, и др.).  С  1851  С.
начал систематически выступать в  печати  в  качестве  муз.  критика.  В
18491853 работал над оперой "Майская ночь? но повести Н. В.  Гоголя,  но
остался недоволен своей работой и уничтожил почти законченную партитуру.
С нач. 50-х гг. С. становится постоянным участником муз. вечеров у М. И.
Глинки, с к-рым он познакомился ещ„ в 1842. Близость  к  основоположнику
рус.
 "лассич. муз. школы имела важнейшее значение для формирования эстетич. и творч. принципов С. Яркая зарисовка артистич. облика Глинки дана С. в "Воспоминаниях о Михаиле Ивановиче Глинке" ("Искусства", 1860, ј 1-5). В 1856-57 С. сблизился с нек-рыми из молодых композиторов, вошедших затем в состав творч. объединения "Могучая кучка", но позже резко разош„лся с ними. Во время заграничных поездок 1858 и 1859 познакомился с Ф. Листом и Г. Берлиозом, впервые услышал со сцены музыку Р.Вагнера. С этого времени С.становится горячим приверженцем и пропагандистом творчества и муз.-драматич. принципов Вагнера. В 1862 С. закончил оперу "Юдифь", к-рая была пост. в мае 1863 на сцене Мариинского т-ра. В том же т-ре в 1865 была пост. следующая опера С. "Рогнеда" на сюжет из рус. истории. Историч. и народно-бытовая тематика лежит и в основе последующих творч. замыслов С. В 1865 и 1866 он предполагал написать балет "Ночь перед рождеством", а потом оперу "Тарас Бульба" (по Гоголю), к-рые не были, однако, завершены. В 1867 С. предпринял совм. со своей женой B.C. Серовой издание критич. журн. "Музыка и театр". В том же году он начал работать над оперой "Вражья сила" по пьесе А. Н. Островского "Не так живи, как хочется". В создании либретто вместе с композитором принимал участие сам драматург, но затем, вследствие возникших между ними разногласий, Островский отош„л от работы. Последнее, 5-е, действие было дописано после смерти композитора В. С. Серовой; Н. Ф. Соловь„в по завещанию С.инструментовал 5-е действие и нек-рые эпизоды 1-го действия (пост. в 1871, Мариинский т-р).
   С.- один из крупнейших представителей рус. клас-сич. муз. критики  19
в. В своей лит.-муз. деятельности он соединял боевую публицистичность  с
высоким мастерством эстетич. анализа и научной обоснованностью суждений.
Его художеств. взгляды  и  методы  критич.  деятельности  сложились  под
влиянием передовой рус. лит. критики, в первую очередь В. Г. Белинского,
хотя позиции С. были во многом непоследовательны и  противоречивы.  Осн.
эстетич.  требованием  С.  была   правдивость   художеств.   воплощения.
"Стремление  к  правде  в  выражении"  он  считал  одной  из   основных,
определяющих черт рус. муз. школы и видел залог великого  будущего  рус.
музыки в е„ народности и неразрывной связи с основами  нац.  жизни.  Муз
.-критич. деятельность С. была проникнута просветительскими тенденциями.
Крупнейшей заслугой С. является неустанная пропаганда творчества Глинки,
критич. анализу к-рого он посвятил ряд работ ("Опыт технической  критики
над музыкой М. И. Глинки", 1859, ""Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила"",
1860, и др.). В этих работах он обосновал значение Глинки как  создателя
рус. нац. муз. школы. Однако  в  оценке  одного  из  величайших  произв.
Глинки,  оперы  "Руслан  и  Людмила",  он  допустил  ошибки,  не   поняв
своеобразия е„ эпич. драматургии (статья ""Руслан" и руслаписты", 1867).
С. дал тонкий разбор  оперы  Даргомыжского  "Русалка".  Ему  принадлежат
цепные исследования о зарубежной муз. классике [статьи:
   "Моцартов Дон Жуан и его панегиристы", 1853, "Те-матизм (Thematismus)
увертюры к опере "Леонора". Этюд о Бетховене", 1861, и др.].
   Сильными сторонами С. как композитора были:  хорошее  знание  законов
муз. драматургии, умение сочетать музыку  со  сценич.  действием,  яркое
колори-стич. мастерство. Однако  стиль  его  музыки  отличается  нек-рой
пестротой и эклектичностью. Первая опера С. "Юдифь" (на сюжет библейской
легенды)  характеризуется  возвышенным,  героич.   пафосом,   цельностью
образов, монументальной широтой хоровых нар. сцен. Вместе с тем в музыке
оперы  много  условного;   реали-стич.   нац.   характеристики   нередко
подменяются искусств. стилизацией.  Эти  недостатки  оперного  стиля  С.
особенно резко выявились в "Рогнеде", что послужило поводом для отрицат.
оценки оперы  передовой  муз.  критикой  (В.  В.  Стасов,  Ц.  А.  Кюи),
отмечавшей, однако, отдельные удачные эпизоды.  В  опере  "Вражья  сила"
композитор  стремился  создать  "народно-русскую   музыкальную   драму",
основанную на простом, но глубоком  и  сильном  жизненном  конфликте.  С
помощью песенных нар.-бытовых интонаций  и  подлинных  пар.  напевов  С.
стремился создать  реалистич.  характеристики  действующих  лиц.  Важное
место в драматургии оперы принадлежит широко разв„рнутым  жанровым  нар.
сценам. Кроме тр„х опер, С. было написано неск. симф. и хоровых произв.,
романсы и др. соч.
   Соч.: Критические статьи, т. 1-4, СПБ, 1892-95;
   Избранные статьи, т. 1, М.-Л., 1950, т. 2, М.. 1957; Письма к В. В. и
Д. В. Стасовым, в кн.: Музыкальное наследство, т. 1. М., 1962,  и  "Рус.
муз. газета", 1899, 1900 1903 1906 1915, 1916, 1917; Письма к его сестре
С. Н. Дю-Тур (1845-1861), СПБ, 1896.
   Лит.: С е р о в а В.  С.,  Серовы  Александр  Николаевич  и  Валентин
Александрович. Воспоминания, СПБ, 1914;
   Молчанов А. Е., А. Н. Серов. Библиографический указатель произведений
А. Н. Серова, СПБ, 1888; е г о  ж  е,  А.  Н.  Серов.  Библиографический
указатель литературы о А.Н. Серове и его произведениях, СПБ, 1888;  А.Н.
Островский и русские композиторы. Письма, под общей ред. Е. М. Колосовой
и Вл. Филиппова, М.-Л., 1937; Х у -б о в Г., Жизнь А. Н. Серова,  М.-Л.,
1950; Ф и н д е и -з ен  Н.,  А.  Н.  Серов.  Его  жизнь  и  музыкальная
деятельность, 2 изд., М.- Лейпциг, 1904;  История  русской  музыки,  под
ред. М. С. Пекелиса, т. 2, М.- Л., 1940; Асафьев Б. В.  (Игорь  Глебов),
Русская музыка от начала XIX столетия, М.-Л., 1930; К е л д ы ш  Ю.  В.,
История русской музыки, ч. 2, М.-Л., 1947; К р е м л е в Ю. А.,  Русская
мысль о музыке, т. 1, Л., 1954, т. 2, Л., 1958. /\ Кел.
   СЕРОВ, Валентин  Александрович  [7(19).1.1865-  22.XI(5.XII).1911]  -
рус. живописец, график, выдающийся мастер портрета. Сын композитора А.Н.
Серова. Учился у И. Е. Репина и в петерб. Академии художеств (1880-85) у
П. П. Чистякова. С 1903 - действит. чл. Академии художеств; в 1905 вышел
из е„ состава в знак протеста против расстрела рабочих 9 января.
   С. был активным членом Мамонтовского художеств. кружка;  пост.  здесь
"живую картину" "Данте и Вергилий" (1894, совм. с  И.  С.  Остроуховым),
был автором декораций  спектакля  "Ч„рный  тюрбан"  (1886),  выступал  в
комич. ролях. Позднее принимал участие в деятельности Моск. частной рус.
оперы; оформил оперы (совм. с  К.  А.  Коровиным):  "Рогнеда"  (1896)  и
"Юдифь" (1898) А. Серова. В 1908 опера "Юдифь" была вновь  поставлена  в
декорациях С. на сцене б. Мариинского т-ра. Для рус. балетов  антрепризы
Дягилева С. были сделаны плакат-афиша  к  выступлениям  А.  П.  Павловой
(1909) и занавес к балету"Шехеразада" (1911). Среди работ С. -  портреты
М. Горького, Н.  А.  Римского-Корсакова,  А.  К.  Глазунова;  выдающихся
деятелей рус. сцены - М. Н. Ермоловой, Г.  Н.  Федотовой,  Ф.И.Шаляпина,
К.С.Станиславского, И. М. Москвина, В. И. Качалова,  Т.  П.  Карсавиной,
итал. певца Ф. Таманьо и др.  С.  преподавал  в  моск.  Уч-ще  живописи,
ваяния и зодчества (1897-1909). М. /7.
   СЕРОВА (урожд.  Бергман),  Валентина  Сем„новна  (1846-июнь  1924)  -
композитор, муз. критик и обществ, деятель. Жена А. Н. Серова. Училась в
Петерб. консерватории у А.  Г.  Рубинштейна.  Издавала  вместе  с  мужем
журнал "Музыка и театр", сотрудничала в  журналах  "Рус.  сцена",  "Рус.
муз. газета" и др. С 1880 работала в  области  художеств.  воспитания  в

Страницы: «« « 2053   2054   2055   2056   2057   2058   2059   2060   2061  2062   2063   2064   2065   2066   2067   2068   2069   2070   2071  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия