|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2052 2053 2054 2055 2056 2057 2058 2059 2060 2061 2062 2063 2064 2065 2066 2067 2068 2069 2070 » »» С 1946 С. занимается режиссурой. Пост. "Савва Чалый" Карпенко-Карого,
"Антей" Зарудного. С 1946 вед„т педагогич. деятельность в Харьковском
театр. ин-те (с 1964- X а рьковский ин-т иск-в). С 1946 - профессор.
Снимался в кино. Р. Б.
СЕРЕДА, Николай Николаевич [4(16) .V. 1890 -16.11. 1948]- рус. сов.
артист оперы (тенор). По национальности украинец. Нар. арт. РСФСР
(1947). В 1925 окончил Моск. консерваторию но классу пения Г. П.
Гандольфи, позднее совершенствовался в Италии и Германии. В 1929-35 пел
в разл. оперных т-рах СССР, с 1935 был солистом Т-ра оперы и балета им
Кирова.
Партии: Ленский, Левко, Берендей; Владимир (Дубровский"На-правника),
Альмавива, Герцог, Альфред и др.
СЕР‚ЖНИКОВ, Василий Константинович (4.IV. 1885 - 20.
IX. 1952) - рус. сов. теоретик иск-ва декламации, педагог, режисс„р,
акт„р. Засл. арт. РСФСР (1934). С. - организатор, бессменный
руководитель и преподаватель первых моск. курсов дикции и декламации
(1913-19), к-рые в 1920 были преобразованы в Моск. ин-т декламации
(существовал до 1922). В 1923 из числа своих учеников и последователей
С. организовал Моск. передвижной т-р чтеца (закрыт в конце 30-х гг.). С.
разрабатывал и популяризировал жанр коллективной декламации (свой первый
опыт в этой области осуществил в 1915 с участниками московских курсов
дикции и декламации). Среди наиболее известных программ, выполненных под
руководством, а иногда и при непосредственном участии С., - "Ветер" и
"Мятеж" Вер-харна, "Зел„ный шум" и отрывки из поэмы "Кому на Руси жить
хорошо" Некрасова, "Пушкин", "Революционная поэзия" и др. С. был
незаконно репрессирован. Последние годы жизни жил в Казахстане; выступал
как чтец и лектор по вопросам культуры речи и художественного слова.
Реабилитирован посмертно.
Соч.: Искусство художественного чтения. Вып. 1, М.- П., 1923, вып. 2,
М., 1924; Картавость и методы ее устранения, М., 1925; Коллективная
декламация, М., 1927;
Мастерство чтеца, М., 1929, 1930; Коллективная декламация, "Вестник
театра", М., 1920, ј 63 и 72-73; Психология декламационного творчества,
"Театр и музыка", М., 1923, ј 10.
Лит.: Десять лет работы Первой русской школы живого слова, М., 1923;
Верховский Н. Ю., Книга о чтецах, М.- Л., 1950, с. 85-88, 157-158. А.
Шн.
СЕРЕНАДА (франц. serenade, от итал. sereno - ясная погода, ночная
прохлада) - 1) первоначально - муз. произведение, исполняемое в вечернее
или ночное время перед домом к.-л. лица в знак почитания или любви, б.
ч. песня в честь возлюбленной. Вокальная С. с аккомпанементом на лютне,
мандолине или гитаре была распространена в быту южных романских народов;
истоки е„ - вечерняя песня трубадуров (serena). Как любовная песня
используется в операх и музыке к драм. спектаклям: С. Дон Жуана (о. п.
Моцарта), С. Смита ("Пертская красавица" Бизе), С. Арлекина ("Паяцы"),
С. Пер Гюпта (муз. Грига ко. п. Ибсена), С. Дон Кихота и Красавицы (муз.
Кабалевского к радиопостановке "Дон Кихот"), С. Антонио ("Дуэнья"
Прокофьева). Образец сатирич. С., пародирующей любовную песню, - С.
Мефистофеля ("Фауст"). Обычно в таких С. оркестровое сопровождение
подражает игре на лютне, гитаре или мандолине. Вок. С. в 19 в.- также
один из жанров камерной вок. лирики.
2) В 18 в. С. или серенатой назывался особый муз. театр. жанр, вид
сценич. кантаты, обычно пасторального характера, близкий к опере. С.,
как правило, заказывались композиторам по случаю придворных празднеств,
в честь к.-л. официального лица. С. создавались обычно на мифологич.
сюжеты и содержали обращение к этому лицу либо аллегорич. изображение
его. С. были одноактные и двухактные. С. писал Г. Ф. Гендель ("Ацис и
Галатея"); наибольший художеств. интерес представляют С. Моцарта,
особенно С. "Асканио в Альбе" (1771) с разв„рнутыми хорами, ансамблями,
танцами, приближающаяся к небольшой опере, а также "Сон Сципиона"
(1772), "Король-пастух" (1775).
3) В 17-18 вв.-инструмент, произв., род дивертисмента или сюиты для
небольшого оркестра или ансамбля (напр., С. Гайдна, Моцарта). Р. Л.
СЕРКЕБАЕВ, Ермек Бекмухамедович (р. 4.VII. 1926) - казах, сов. артист
оперы (лирич. баритон). Нар. арт. СССР (1959). Учился игре на скрипке в
Алма-Атинском муз. уч-ще (1941-43). В 1951 окончил Алма-Атинскую
консерваторию по классу А. М. Курганова. С 1947 - солист Т-ра оперы и
балета им. Абая. С. обладает выразит, голосом красивого тембра, высокой
муз. культурой.
Партии: Кожагул ("Биржан и Сара" Тулебаева), Абай, Ту-леген ("Абай",
"Тулеген Тохта-ров" Жубанова и Хамиди), Капан ("Ер Таргын"
Брусиловско-го), Онегин, Елецкий; Роберт ("Иоланта"), Фигаро
("Севиль-ский цирюльник"), Жермон ("Травиата"), Валентин ("Фауст"), Януш
("Галька" Монюшко), Олег ("Молодая гвардия" Мейтуса), Петруччио
("Укрощение строптивой" Шебалина) и др.
Выступает также как камерный и эстрадный певец. Гастролировал в
Румынии (1953), Пакистане (1954), Франции (1955), Индии (1955), Китае
(1956), Бельгии (1960), Индонезии (1963). Снимался в муз. кинокомедиях.
Лит.: Канапин А. К., Варшавский Л. И., Искусство Казахстана,
Алма-Ата, 1958; Мессман В л., Возрождение песни, Алма-Ата, 1958;
Музыкальный театр казахского народа, Алма-Ата, 1961; Десять незабываемых
дней. Декада казахского искусства и литературы в Москве. Декабрь 1958,
Алма-Ата, 1961; Ерзакович Б., Музыкальное искусство Сов. Казахстана,
Алма-Ата, 1962. Б. Е.
СЕРЛИО (Serlio), Себастьяно (6.IX.1475-1554) - итал. живописец и
архитектор, теоретик архитектуры. Учился у Б. Перуцци. В 1539 по проекту
С. был построен деревянный т-р в Виченце во дворе дворца Порто. В
архитектурной композиции этого здания сочетались традиции античного т-ра
с использованием новых изобразит, средств, в частности перспективы. С.
разделил сцену на переднюю (неглубокий прямоугольный просцениум) и
заднюю (повышающийся в глубину помост с перспективными декорациями,
изображавшими улицы), ставшую прообразом сцены-коробки. С. - автор труда
об архитектуре, публиковавшегося в 1537-75 отдельными книгами
(объединены впервые в венецианском издании 1584). Во 2-й книге С. да„т
описание театр. здания эпохи Возрождения в Италии (устройство,
декорационное оформление и освещение сцены, планировка мест в зрит. зале
и др.). Сторонник принципов Витрувия, С. вместе с тем отразил в своих
работах теоретич. изыскания и практич. опыт зодчества своего времени.
С о ч.: Tutte l'opere cTarchitettura, libri 1-7, Venetia, 1584.
Лит.: Borcherdt H. H., Das europaische Theater im Mittelalter und in
Страницы: «« « 2052 2053 2054 2055 2056 2057 2058 2059 2060 2061 2062 2063 2064 2065 2066 2067 2068 2069 2070 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |