Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2052   2053   2054   2055   2056   2057   2058   2059   2060  2061   2062   2063   2064   2065   2066   2067   2068   2069   2070  » »»

   С 1946 С. занимается режиссурой. Пост. "Савва Чалый" Карпенко-Карого,
"Антей" Зарудного. С 1946 вед„т педагогич.  деятельность  в  Харьковском
театр. ин-те (с 1964- X а рьковский ин-т иск-в).  С  1946  -  профессор.
Снимался в кино. Р. Б.
   СЕРЕДА, Николай Николаевич [4(16) .V. 1890 -16.11. 1948]-  рус.  сов.
артист оперы  (тенор).  По  национальности  украинец.  Нар.  арт.  РСФСР
(1947). В 1925  окончил  Моск.  консерваторию  но  классу  пения  Г.  П.
Гандольфи, позднее совершенствовался в Италии и Германии. В 1929-35  пел
в разл. оперных т-рах СССР, с 1935 был солистом Т-ра оперы и  балета  им
Кирова.
   Партии: Ленский, Левко, Берендей; Владимир  (Дубровский"На-правника),
Альмавива, Герцог, Альфред и др.
   СЕР‚ЖНИКОВ, Василий Константинович (4.IV. 1885 - 20.
   IX. 1952) - рус. сов. теоретик иск-ва декламации, педагог,  режисс„р,
акт„р.  Засл.  арт.  РСФСР  (1934).   С.   -   организатор,   бессменный
руководитель и преподаватель первых моск.  курсов  дикции  и  декламации
(1913-19), к-рые в 1920  были  преобразованы  в  Моск.  ин-т  декламации
(существовал до 1922). В 1923 из числа своих учеников  и  последователей
С. организовал Моск. передвижной т-р чтеца (закрыт в конце 30-х гг.). С.
разрабатывал и популяризировал жанр коллективной декламации (свой первый
опыт в этой области осуществил в 1915 с  участниками  московских  курсов
дикции и декламации). Среди наиболее известных программ, выполненных под
руководством, а иногда и при непосредственном участии С.,  -  "Ветер"  и
"Мятеж" Вер-харна, "Зел„ный шум" и отрывки из поэмы "Кому на  Руси  жить
хорошо"  Некрасова,  "Пушкин",  "Революционная  поэзия"  и  др.  С.  был
незаконно репрессирован. Последние годы жизни жил в Казахстане; выступал
как чтец и лектор по вопросам культуры  речи  и  художественного  слова.
Реабилитирован посмертно.
   Соч.: Искусство художественного чтения. Вып. 1, М.- П., 1923, вып. 2,
М., 1924; Картавость и методы  ее  устранения,  М.,  1925;  Коллективная
декламация, М., 1927;
   Мастерство чтеца, М., 1929, 1930; Коллективная  декламация,  "Вестник
театра", М., 1920, ј 63 и 72-73; Психология декламационного  творчества,
"Театр и музыка", М., 1923, ј 10.
   Лит.: Десять лет работы Первой русской школы живого слова, М.,  1923;
Верховский Н. Ю., Книга о чтецах, М.- Л., 1950, с.  85-88,  157-158.  А.
Шн.
   СЕРЕНАДА (франц. serenade, от итал. sereno  -  ясная  погода,  ночная
прохлада) - 1) первоначально - муз. произведение, исполняемое в вечернее
или ночное время перед домом к.-л. лица в знак почитания или  любви,  б.
ч. песня в честь возлюбленной. Вокальная С. с аккомпанементом на  лютне,
мандолине или гитаре была распространена в быту южных романских народов;
истоки е„ - вечерняя  песня  трубадуров  (serena).  Как  любовная  песня
используется в операх и музыке к драм. спектаклям: С. Дон Жуана  (о.  п.
Моцарта), С. Смита ("Пертская красавица" Бизе), С.  Арлекина  ("Паяцы"),
С. Пер Гюпта (муз. Грига ко. п. Ибсена), С. Дон Кихота и Красавицы (муз.
Кабалевского  к  радиопостановке  "Дон  Кихот"),  С.  Антонио  ("Дуэнья"
Прокофьева). Образец сатирич. С.,  пародирующей  любовную  песню,  -  С.
Мефистофеля ("Фауст").  Обычно  в  таких  С.  оркестровое  сопровождение
подражает игре на лютне, гитаре или мандолине. Вок. С. в  19  в.-  также
один из жанров камерной вок. лирики.
   2) В 18 в. С. или серенатой назывался особый муз.  театр.  жанр,  вид
сценич. кантаты, обычно пасторального характера, близкий  к  опере.  С.,
как правило, заказывались композиторам по случаю придворных  празднеств,
в честь к.-л. официального лица. С.  создавались  обычно  на  мифологич.
сюжеты и содержали обращение к этому лицу  либо  аллегорич.  изображение
его. С. были одноактные и двухактные. С. писал Г. Ф.  Гендель  ("Ацис  и
Галатея");  наибольший  художеств.  интерес  представляют  С.   Моцарта,
особенно С. "Асканио в Альбе" (1771) с разв„рнутыми хорами,  ансамблями,
танцами, приближающаяся  к  небольшой  опере,  а  также  "Сон  Сципиона"
(1772), "Король-пастух" (1775).
   3) В 17-18 вв.-инструмент, произв., род дивертисмента или  сюиты  для
небольшого оркестра или ансамбля (напр., С. Гайдна, Моцарта). Р. Л.
   СЕРКЕБАЕВ, Ермек Бекмухамедович (р. 4.VII. 1926) - казах, сов. артист
оперы (лирич. баритон). Нар. арт. СССР (1959). Учился игре на скрипке  в
Алма-Атинском  муз.  уч-ще  (1941-43).  В  1951  окончил   Алма-Атинскую
консерваторию по классу А. М. Курганова. С 1947 - солист  Т-ра  оперы  и
балета им. Абая. С. обладает выразит, голосом красивого тембра,  высокой
муз. культурой.
   Партии: Кожагул ("Биржан и Сара" Тулебаева), Абай, Ту-леген  ("Абай",
"Тулеген   Тохта-ров"   Жубанова   и   Хамиди),   Капан   ("Ер   Таргын"
Брусиловско-го),   Онегин,   Елецкий;   Роберт    ("Иоланта"),    Фигаро
("Севиль-ский цирюльник"), Жермон ("Травиата"), Валентин ("Фауст"), Януш
("Галька"  Монюшко),  Олег  ("Молодая   гвардия"   Мейтуса),   Петруччио
("Укрощение строптивой" Шебалина) и др.
   Выступает также как  камерный  и  эстрадный  певец.  Гастролировал  в
Румынии (1953), Пакистане (1954), Франции (1955),  Индии  (1955),  Китае
(1956), Бельгии (1960), Индонезии (1963). Снимался в муз. кинокомедиях.
   Лит.:  Канапин  А.  К.,  Варшавский  Л.  И.,  Искусство   Казахстана,
Алма-Ата,  1958;  Мессман  В  л.,  Возрождение  песни,  Алма-Ата,  1958;
Музыкальный театр казахского народа, Алма-Ата, 1961; Десять незабываемых
дней. Декада казахского искусства и литературы в Москве.  Декабрь  1958,
Алма-Ата, 1961; Ерзакович Б.,  Музыкальное  искусство  Сов.  Казахстана,
Алма-Ата, 1962. Б. Е.
   СЕРЛИО (Serlio), Себастьяно  (6.IX.1475-1554)  -  итал.  живописец  и
архитектор, теоретик архитектуры. Учился у Б. Перуцци. В 1539 по проекту
С. был построен деревянный т-р  в  Виченце  во  дворе  дворца  Порто.  В
архитектурной композиции этого здания сочетались традиции античного т-ра
с использованием новых изобразит, средств, в частности  перспективы.  С.
разделил сцену  на  переднюю  (неглубокий  прямоугольный  просцениум)  и
заднюю (повышающийся в  глубину  помост  с  перспективными  декорациями,
изображавшими улицы), ставшую прообразом сцены-коробки. С. - автор труда
об  архитектуре,   публиковавшегося   в   1537-75   отдельными   книгами
(объединены впервые в венецианском издании 1584). Во 2-й книге  С.  да„т
описание  театр.  здания  эпохи  Возрождения   в   Италии   (устройство,
декорационное оформление и освещение сцены, планировка мест в зрит. зале
и др.). Сторонник принципов Витрувия, С. вместе с тем  отразил  в  своих
работах теоретич. изыскания и практич. опыт зодчества своего времени.
   С о ч.: Tutte l'opere cTarchitettura, libri 1-7, Venetia, 1584.
   Лит.: Borcherdt H. H., Das europaische Theater im Mittelalter und  in

Страницы: «« « 2052   2053   2054   2055   2056   2057   2058   2059   2060  2061   2062   2063   2064   2065   2066   2067   2068   2069   2070  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия