Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2055 2056 2057 2058 2059 2060 2061 2062 2063 2064 2065 2066 2067 2068 2069 2070 2071 2072 2073 » »» Кнудсена "Скарамуш" (1922, там же) и др. Творчество С., подлинно народное по характеру, монументальное, мелодически и гармонически своеобразное, заложило основы фин. нац. школы в музыке. На музыку С. пост. балеты "Одержимость" (1931, Монте-Карло), "Кхадра" (1946, т-р "Сэдлерс-Уэллс", Лондон) и др. С. в„л педагогич. деятельность; с 1893 - проф. Муз. ин-та в Хельсинки (переименован в 1939 в Академию им. С.). Поч„тный доктор Иельского ун-та в США (1914). С 1950 в Хельсинки ежегодно проводится муз. фестиваль "Неделя С.". Лит.: Б э л з а И., Памяти Сибелиуса, "Сов. музыка", 1957, N 11; Вачнадзе M., Ян Сибелиус, M., 1963; Александрова В., БронфинЕ., Ян Сибелиус, М., 1963; Ekman K., Jean Sibelius, Helsinki, 1935; Abraham G. E. (ed.), Sibelius. A symposium. L., 1947; Ringbom N.-E., Sibelius, Stockholm, 1948. Ал. М. СИВЦЕВ (псевдоним -Суорун Омоллон), Дмитрий Кононович [р.1(14).IX.1906] - якутский сов. писатель, драматург. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). Деп. Верх. Совета ЯАССР 2-го созыва. Лит. деятельность начал в 1926. Автор драмы "Кузнец Кюкюр" (1935), нар. трагедии "Айаал" (1941) о восстании против феодалов-тойонов (Русский театр. Якутск, 1942), историко-патриотич. драмы "Сайсары" (1943). Большой знаток якут. эпоса, С. написал по мотивам Олонхо первую якут. муз. драму "Ньюргун Боотур" (муз. Жиркова, 1940), переделанную в первую нац. оперу (муз. Жиркова и Литинского, 1947), и либретто первых якут. балетов "Полевой цветок" (1947), "Камень счастья". С. принадлежит и либретто оперы "Лоокут и Нюргусун" (муз. Григоряна, 1961), муз. драма "Красный шаман" (1963) по поэме Ойун-ского. Произведения С., пост. в Якутском т-ре, способствовали развитию нац. иск-ва. Лит.: Очерк истории якут. сов. лит-ры,М., 1955, с. 70, 74, 75; Чусовской А., О драме "Сайсары", "Социалистическая Якутия", 1959, 12 дек., ј 290; Протодьяконов В. А.иАлексеев Н. В., Писатели Якутии. Сб., Якутск, 1963; Якут.гос. муз. драм. т-р им. Т. А. Ой-унского, Якутск, 1957. М. Лифш. СИГЛИГЕТИ (Szigligeti), Эде (18.III.1814-19.I. 1878) - венг. драматург, режисс„р, театр. деятель. Один из ведущих театр. деятелей Венгрии, творчество к-рого способствовало подъ„му нац. театр. иск-ва сер. 19 в. Выходец из бурж. семьи, С. вопреки воле родителей в 1834 стал акт„ром. В 1835 совм. с писателями Я" Гараи и П. Вайда основал Пешт-ское об-во венг. драматургов, боровшееся за создание нац. репертуара и постоянного нац. т-ра. С 1837, с года основания Нац. т-ра в Пеште, до конца жизни С. был членом руководства т-ра, режисс„ром, зав. репертуарной частью, а затем директором. Наибольшую популярность драматургу принесли т. н. "народные пьесы" - особый драматургич. жанр, созданный С. В этих пьесах автор сочувственно изображал жизнь гор. и деревенской бедноты, часто приукрашивая их быт и сглаживая социальные противоречия. Этот жанр, включавший нар. песни и танцы, подготовил формирование венг. оперетты, к-рая получила развитие в конце 19 в. Среди лучших "народных пьес" С.: "Беглый солдат" (1843), "Два пистолета" (1844), "Лилиомфи" (1849) (все пост. в Нац. т-ре). С. известен как автор историч. драм, призывавших к борьбе за нац. независимость: "Пленение Ракоци II" (1848, Нац. т-р), с успехом исполнявшейся в дни венг. революции 1848-49, социальной драмы "Табунщик" (1847, там же), историч. хроники "Искатель трона" (1868, там же).Позднее С. разрабатывал теорию драмы, написал книгу "Драма и ее жанры" (1874), затем историю венг. т-ра - "Биографии венгерских акт„ров" (1878). С. в„л педагогич. деятельность. Пьесы С. сохраняются в репертуаре совр. венг. т-ров. Пьеса "Лилиомфи" пост. в 1949 в Т-ре им. И. Мадача. С о ч.: Szinmuvek, Bdp., 1960. Лит.: Гершкович А. А., Венгерский театр. в кн.: История западноевропейского театра, т. 4, М., 1964; Os-vath В., Szigligeti, Bdp., 1955. А. Гер. СЙГУРЙОУНСОН (Sigurjonsson), Йоуханн (19'. VI.1880-31.VIII.1919) - исл. драматург. Род.в крестьянской семье. Один из представителей той части исл. интеллигенции конца 19-нач. 20 вв., к-рая из-за слабого культурно-экономич. развития Исландии предпочитала жить и работать за рубежом. С. жил в Дании и писал на дат. яз. Его деятельность была связана ? т-рами Копенгагена, но круг тем и образов С., идейно-эстетич. своеобразие его драматургии неотделимы от исл. нац. художеств. традиций. Кроме первой пьесы "Доктор Рунг" (1905), изображающей дат. мелкобурж. среду, пьесы С. написаны на сюжеты, связанные с жизнью Исландии, утверждают демокра-тич. идеи. В драмах "Усадьба Хроун" (1908, Королевский т-р), "Горный Эйвинн и его жена" (1911, "Дагмар-театр"), "Лгун" (1917, Королевский т-р) созданы гордые, самобытные характеры людей, загубленных, но не сломленных бурж. миром. В драме "Желание" (1915, "Дагмартеатр") С. ставит проблему смысла жизни, реалистически изображает исл. действительность. Пьесы С. ставились в Нац. т-ре в Рейкьявике, т-рах Швеции, Норвегии, США, переведены на др. яз. Лит.: G i s l a s o n В., Islands litteratur efter sagatiden, Kbh., 1949; Ellenhauge M., Det danske skuespilefter verdenskrigen, Kbh., 1933. рл. М. СИГУСА - термин в япон. т-ре. Обозначает особое сценич. движение (действие). В отличие от сценич. движения, основанного на традиционной танц. технике, распростран„нного в иск-ве акт„ра т-ра Кабуки, С. обозначает сценич. движение, не связанное с танц" техникой и исполняемое без музыкального сопровождения. Л. Г. СИДАМОН-ЭРИСТАВИ, Валериан Владимирович (1889-1943) - грузинский советский театр. художник. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1943). В 1915 окончил моск. Уч-ще живописи, ваяния и зодчества. Ещ„ в период ученичества принимал участие в пост. режисс„ров А. Цуцунава и В. Шаликашвили, оформлял спектакли в рабочих районах гг. Чиатуры, Озургеты, иногда выступал и как акт„р. В 1918 был приглаш„н художником-постановщиком во вновь созданный груз. т-р в Тбилиси (впоследствии Т-р им. Руставели), где работал до 1925. Одновременно оформлял спектакли в т-ре оперы и балета (ныне Т-р оперы и балета им. Палиашвили). С.-Э.- один из основоположников теат-рально-декорац. иск-ва в Грузии. Он творчески использовал реалистич. традиции груз.изобразит, иск-ва, стремился подчинять все средства выразительности раскрытию идейного содержания пьесы, муз. произв. Создавал л„гкие, оригинальные по замыслу декорации, лаконичные и выразительные, мастерски использовал свет и световую проекцию. Оформил спектакли: "Измена" Сумбатова (1921), "Овечий источник" (1922); "Затмение солнца в Грузии" Антонова Страницы: «« « 2055 2056 2057 2058 2059 2060 2061 2062 2063 2064 2065 2066 2067 2068 2069 2070 2071 2072 2073 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |