Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2042 2043 2044 2045 2046 2047 2048 2049 2050 2051 2052 2053 2054 2055 2056 2057 2058 2059 2060 » »» театрального об-ва", 1924, ј 1, с.Ill-12. СЕМ‚НОВА, Екатерина Сем„новна [7(18).XI. 1786-1(13).III.1849] - рус. актриса. Дочь крепостной крестьянки. Окончила Петерб. театр. уч-ще; ученица И. А. Дмитревского. Ещ„ будучи воспитанницей уч-ща, в 1803 дебютировала на сцене придворного т-ра в роли На-нины (о. п. Вольтера). Обучалась игре и декламации у А. А. Шаховского, сторонника классицистской школы игры, позднее проходила роли с Н. И. Гнедичем, близким к декабристам, их театр. эстетике. Выступая первоначально в сентимента-листских пьесах (Наталья, Софья - "Корсиканцы" и "Примирение двух братьев" Ко-цебу, и др.), С. обратила на себя внимание трогательностью, грацией, искренностью исполнения. В 1805 после выступления в роли Зафиры ("Росслав" Княжнина) была зачислена в труппу петерб. т-ра. Решающую роль л развитии дарования актрисы сыграли появившиеся в 1810-х гг. трагедии В. А. Озерова. Первый серь„зный успех С. принесла роль Антигоны ("Эдип в Афинах" Озерова, 1804). В последующие годы в трагедиях Озерова С. исполнила роли Моины ("Фингал"), Ксении ("Димитрий Донской"), Поликсены (о. п.) и др. С. обладала замечат. данными для исполнения трагедийных ролей - величественной красотой, чистым, звучным, приятного тембра голосом, пластикой движений и жестов. В 1808 во время приезда в Петербург знаменитой франц. актрисы Жорж между ней и С. возникло своеобразное соревнование, завершившееся триумфом рус. актрисы. Уже в этот период в иск-ве С. проявлялись признаки нац. своеобразия рус. трагич. школы: эмоциональность, искренность, глубина содержания, гуманизм. Отмечая самобытность дарования актрисы, А. С. Пушкин писал о ней: "Одаренная талантом, красотой, чувством живым и верным, она ,образовалась сама собою... Игра всегда свободная, всегда ясная, благородство одушевленных движений... и часто порывы истинного вдохновения, вс„ сие принадлежит ей и ни от кого не заимствовано" ("Мои замечания об русском театре", см. Полн. собр. соч., т. 7 1958, с. 9-10). Творчество С. как выдающейся рус. трагич. актрисы формировалось под влиянием прогрессивных творч. тенденций эпохи, нашедших сво„ выражение в эстетике декабристов. После образов в драматургии Озерова, проникнутых в исполнении С. лирической мечтательностью, она показала себя актрисой, способной к созданию сильных, энергичных характеров. В иск-ве С. склонность к поэтич. обобщению, яркая эмоциональность, героич. направленность сочетались с естественностью в выражении чувств, верностью действительности. Свои лучшие роли С. создала в трагедиях Расина - Клитемнестра ("Ифигения в Авлиде"), Гермиона ("Андромаха", 1810), Федра (о. п., 1823); Вольтера - Аменаида ("Танкред"), Меропа, Заира (о. п.); Шиллера - Мария Стюарт (1810) и др. Романтич. направленность творчества С. с особенной силой выявилась в роли Медеи (о. п. Лонжепьера" 1819). В 1820 С. временно ушла из т-ра; вернулась в 1822. В 1826, выйдя замуж за князя Гагарина, изредка выступала в любительских спектаклях. Лит.: Плетнев, Драматическое искусство г-жи Сем„новой, "Труды Вольного об-ва любителей Российской словесности", 1822, ч. 18; Г н е д и ч Н., Письмо к Б.о переводе и представлении трагедии "Ифигении в Авлиде" Расина, СПБ, 1815; Роди на Т., Русское театральное искусство в начале XIX века, М., 1961; Медведева И., Екатерина Сем„нова. Жизнь и творчество трагической актрисы, М., 1964. СЕМ‚НОВА, Марина Тимофеевна [p.30.V(12.VI). 1908]-рус. сов. артистка балета. Нар. арт. РСФСР (1951). В 1925 окончила Ленингр. хореографии, уч-ще, ученица А" Я. Вагановой. В 1924, будучи ещ„ ученицей, выступила на сцене в партии Лизы ("Тщетная предосторожность") в спектакле Ленингр. т-ра оперы и балета (ныне им. С. М. Кирова). В 1925-30 работала в этом т-ре, исполняя гл. партии в классич. балетах: Китри ("Дон Кихот"), Одетта-Одил-лия; Никия ("Баядерка" Мин-куса), Аврора; Царь-Девица ("Кон„к-Горбунок" Пуни), Раймонда и др. С 1930 С. - ведущая танцовщица Большого т-ра (Москва). С творчеством С. связан один из важнейших этапов развития сов. хореографии: в 20-е гг., когда многие деятели балетного театра, ложно трактовавшие новаторство, отрицали классический балет, утверждая, что он не будет понят новым зрителем, виртуозное мастерство С. придавало классическому танцу естественность, непринужд„нность, яркую энергическую силу, глубину идей, внося в характеры и судьбы героинь старых балетов новые социальные акценты. В образах Жизели, Раймонды, Никии, Эсмеральды раскрывался не только трагизм человеческой судьбы, но и страстный протест против несправедливости, неравенства. В 30-е гг. в пору утверждения серь„зного социального содержания балетных сюжетов, когда сов. балет вс„ больше сближался с темами и идеями большой лит-ры, С. утверждала действенность танца. Гармонически горделивый, истинно рус. по характеру и духу танец С. определил исполнение е„ лучшей партии-Одетты-Одиллии. Фантастич. "волшебная" девушка-лебедь была живой, сильной, гордой натурой, существом, созданным для свободы и счастья. Безукоризненная красота пластики С. сближала е„ танец с образами античной скульптуры, для е„ иск-ва была характерна энергичная пол„тность танца, особая устойчивость. Среди др. партий: Маша ("Щелкунчик"), Мирель ("Пламя Парижа"), Жизель, Золушка; Ми-рандолина (о. п. Василенко). С. удостоена Гос. пр. СССР (1941) за выдающиеся достижения в области хореографич. иск-ва. В 1935- 1936 гастролировала во Франции. Вед„т педагогич. деятельность, с 1953 - балетмейстер-репетитор Большого т-ра. Лит.: Слонимский Ю., Советский балет, М.-Л." 1950,с. 72-73, 116-17; Богданов-Березовский В., А. Я. Ваганова, М., 1950, с. 53-57; Захаров Р., Искусство балетмейстера, М., 1954, с. 72-80 и др.; "Театр"" 1940. ј 5, с. 51-62, ј 8, с. 94-99; там же, 1962, ј 1, с. 136-40; "Театральная жизнь", 1962, ј 4, с. 16-17, "Театр", 1963, ј 6, с. 81-85. Юр Г. СЕМ‚НОВА (по сцене - Сем„нова-младшая), Ним-фодора Сем„новна [1788(или1787)-28.Ш (9.IV). 1876] - рус. драм. актриса и артистка оперы (лирич. сопрано). Сестра Е. С. Сем„новой. В 1809 окончила драм. отд. Петерб. театр. уч-ща (по классу А. А. Шаховского). Дебютировала на пе-терб. сцене в 1807 (Милослава - "Днепровская русалка" Ма-урера и Давидова). Начав с ролей "инженю" (Анюта -"Рассудительный дурак" Клушина, 1810, Федра-"Ариадна" Расина, 1811), С. вскоре перешла в оперу (училась пению у К. А. Кавоса и Я. С. Воробь„ва). Сценически одар„нная актриса, С. обладала прекрасной внешностью, была изящна, отлично играла роли светских дам, умела носить костюм. Блестящая театральная карьера С. объяснялась также покровительством знатного мецената (С. была гражданской женой придворного вельможи графа В. В. Мусина-Пушкина). В Страницы: «« « 2042 2043 2044 2045 2046 2047 2048 2049 2050 2051 2052 2053 2054 2055 2056 2057 2058 2059 2060 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |