Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2034   2035   2036   2037   2038   2039   2040   2041   2042  2043   2044   2045   2046   2047   2048   2049   2050   2051   2052  » »»

Орле в антрепризе П. М. Медведева. Затем работала в т-рах Казани, Пензы,
Саратова, Харькова, Киева и др. городов, Т-ре Е.  Н.  Горевой  в  Москве
(1889- 1890), в антрепризах М. М. Бородая  (1893-1902,Харьков,  Саратов,
Казань),  петерб.  Т-ре  Лит.-художеств.  об-ва  (1904-16),  воронежском
Общедоступном т-ре (1921-22).  Первоначально  выступала  в  водевилях  и
опереттах. Вскоре перешла на роли драм. героинь, атем на амплуа грандам.
Игра  С.-Б.  отличалась  интеллектуальностью,   психологич.   тонкостью,
изяществом.
   Роли: Гедда Габлер (о. п.  Ибсена),  Маргарита  и  Сюзанна  ("Дама  с
камелиями", "Полусвет" Дюма-сына), Елена Андреевна ("Дядя Ваня"),  Сарра
("Иванов"  Чехова),  Катерина  ("Гроза"),Кручинина;   баронесса   Штраль
("Маскарад"), Мария Огюарт; Гермиона ("Зимняя сказка" Шекспира) и др.
   Лит.: Велизарий М. И.,  Путь  провинциальной  актрисы,  Л.-М.,  1938;
"Театр и искусство", 1911, .Ne 47;
   Крути И., Русский театр в Казани, М., 1958. А. Кл.
   "СВОБОДНАЯ СЦЕНА" - см. "Фолъксбюне.  "СВОБОДНЫЙ  ТЕАТР"  (Московский
свободный театр). Основан в 1913 К. А. Марджа-новым (Марджанишвили). Был
задуман как синтетический т-р, охватывающий все виды сценич.  иск-ва.  В
"С. т." впервые в России были пост. комич. опера  "Сорочинская  ярмарка"
Мусоргского (реж. А. А. Санин),  мелодрама  "Арлезианка"  Доде  (с  муз.
Бизе, реж.  Санин),  пантомима  "Покрывало  Пьеретты"  Шниц-лера-Донаньи
(реж. А. Я. Таиров). "С. т." решительно порывал с опереточными  канонами
и штампами в спектакле "Елена Прекрасная"  Оффенбаха  (либр.  Мунштейна,
реж. Марджанов). В  спектакле  "Ж„лтая  кофта"  Хезельтона-Фюрста  (реж.
Таиров) были использованы при„мы классич. кит. т-ра.  Однако  отсутствие
ч„ткой художеств. программы придало этому  экспериментально-новаторскому
т-ру эклектич. характер. В труппу т-ра  входили  А.  Г.  Коонен,  О.  А.
Голубева, Н. Ф. Монахов, Н. П. Асланов. Работали художники К. А.  Сомов,
В. А. Симов, А. А. Арапов. Неумелое ведение финансовой  стороны  дела  и
разрыв Марджанова с антрепрен„ром  В.  В.  Суходольским,  преследовавшим
чисто коммерч. цели, привели к закрытию "С. т.", просуществовавшего один
сезон [с 21 окт. 1913 по 2(15) мая 1914 ].
   Лит.: Крыжицкий Г., К. А. Марджанов и русский  театр.  М.,  1958,  с.
85-103; Монахов Н. Ф., Повесть о жизни, Л.-М., 1961. Г. К.
   "СВОБОДНЫЙ ТЕАТР" - болгарский передвиж-яой  т-р.  Осн.  в  Софии.  В
состав труппы вошла группа акт„ров т-ра "Слеза и  смех".  В  числе  этих
акт„ров (большинство из них училось в  Москве  и  Петербурге)  были:  К.
Сарафод, А.Кирчев, П. К. Стой-чев, Е. Снежина, Т. Стойчева,  позднее  А.
Будевская Н. Щербанов и др.
   Деятельность "С. т." характеризовалась борьбой  за  новый  репертуар,
против устаревшего "каз„нного искусства". Под влиянием идей первой  рус.
революции  и  реалистич.  рус.  иск-ва,  особенно   творчества   К.   С.
Станиславского, коллектив стремился утверждать  на  нац.  сцене  иск-во,
отражающее обществ, борьбу,  исполненное  глубокой  психологич.  правды.
Здесь ставились пьесы Чехова,  Ибсена,  Гауптмана,  Горького.  Спектакли
создавались коллективно всеми участниками,  функции  гл.  реж.  выполнял
Кирчев. В творч. практике  т-ра  использовался  опыт  MX  Т.  Т-р  часто
выезжал на гастроли в Русу, Варну, Тырново и др. города.
   Осенью 1906 министр нар. просвещения И. Шиш-манов добился возвращения
артистов "С. т." в Нар. т-р и "С. т." распался.
   Лит.: Каракостов Ст., Драматургията на Чехов на бълг. сцена,  в  кн.:
А.  П.  Чехов.  1860-1960.   Сборник   по   случай   стогодишнината   от
рождението..., С., 1961, с. 58-61. Cm. К.
   "СВОБОДНЫЙ ТЕАТР"  (The'atre-Libre)  -  франц.  т-р.  Организован  А.
Антуаном в Париже на основе любит. Гальского кружка. Открылся  30  марта
1887 в проезде Элизе де Боз Ар на Монмартре  спектаклем,  состоявшим  из
четыр„х одноактных  пьес:  "Жак  Да-мур"  по  Золя,  "Мадемуазель  Помм"
Дюранти и Алексиса, "Супрефект" Биля, "Кокарда" Видаля (в дальнейшем т-р
работал на ул. Гете  в  квартале  Монпар-нас,  затем  в  помещении  т-ра
"Меню-Плезир"   на   Стра-сбургском   бульваре).   "С.   т."   стремился
осуществлять эстетич. взгляды Э. Золя, А. Бека. Этот т-р стал  первым  в
Европе  некоммерч.  т-ром,  демократич.  по  своей  направленности.   Он
пропагандировал произв. совр. отечеств, и  иностр.  драматургии,  преим.
реалистич.  и  натуралистич.  направления,  ставил  неизданные  или   не
допускавшиеся на каз„нную сцену пьесы. Основу репертуара т-ра составляли
пьесы П. Алексиса, Л. Энника, А. Сеара, Ж. Жюльена, О. Метенье, Ж. Ансе,
Ж. Порто-Риша, Э. Бри„ и др., инсценировки произв. бр. Э. и  Ж.  Гонкур.
Однако необходимость  поддерживать  лит.  связи,  а  также  материальные
затруднения вынуждали Антуана ставить пьесы эстетствующих  (Э.  Бержера,
К. Мендес, Т. Банвиль) и даже реакц. драматургов (Ф. Кюрель, М. Баррес).
   Значит, событием в театр. жизни  Парижа  стали  пост.  "Власти  тьмы"
(1888); "Ткачей" Гауптмана (1893). В "С. т." впервые  во  Франции  пост.
пьесы Г. Ибсена ("Привидения", 1890, "Дикая утка", 1891), Б.  Бь„рн-сона
(Банкротство",  1893),  Тургенева   ("Нахлебник",   1890),   Дж.   Верги
("Сельская честь", 1888), А. Стринд-берга ("Фрекен Юлия", 1893) и др.
   Метод режисс„рской работы в "С.т." характеризовался точным раскрытием
стиля автора пьесы, воспроизведением историч., нац., социальных, бытовых
особенностей персонажей, среды.  Антуан  боролся  с  игрой  акт„ров  "на
публику", с  условным,  безликим  оформлением  спектаклей  и  т.  д.  Он
стремился  к  созданию  акт„рского  ансамбля,  к  согласованности   всех
компонентов спектакля, тщательно разрабатывал массовые сцены,  отказался
от системы амплуа,  воспитал  в  "С.  т."  ряд  разносторонних  акт„ров.
Лучшими акт„рами "С. т." были сам  А,.  Антуан  и  Ф.  Жемье.  В  труппу
входили также: А. Аркильер, А.  Дефонтен,  Мевисто,  Жанвье,  Анрио,  Л.
Кола, А. Мейер, Лаури, Сигаль, Л. Манюэль и др.
   "С. т." существовал на средства от продажи абонементов; раз  в  месяц
(с 1890 - дважды в месяц) для постоянного круга  зрителей  -  владельцев
абонементов, устраивались закрытые спектакли. Популярность  "С.  т."  не
освобождала  его  от  постоянных   материальных   трудностей.   Гастроли
(Бельгия, Голландия, Англия,  Германия,  Италия)  не  меняли  положения.
Отсутствие тв„рдой материальной базы, конкуренция коммерч. т-ров ставили
под угрозу деятельность "С. т.". В 90-е гг. 19 в. наметился репертуарный
кризис: Золя и Бек не создали для т-ра значит, произв., среди  отечеств.
драматургов "С. т." не находил близкого себе автора. Все  эти  трудности
определили уход Антуана из т-ра (в 1894). "С. т." работал до  апр.  1896
под рук. Ларошеля, затем  труппа  распалась.  Но  т-во  "С.  т."  внесло
значит, вклад в историю мирового т-ра. По образцу "С. т." возникали т-ры
во Франции, а также в Германии - "Свободный т-р" О.  Брама  (Берлин),  в
Англии  -  "Независимый  т-р"  (Лондон),  в  Дании  -  "Свободный   т-р"
(Копенгаген) и др.

Страницы: «« « 2034   2035   2036   2037   2038   2039   2040   2041   2042  2043   2044   2045   2046   2047   2048   2049   2050   2051   2052  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия