|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2034 2035 2036 2037 2038 2039 2040 2041 2042 2043 2044 2045 2046 2047 2048 2049 2050 2051 2052 » »» Орле в антрепризе П. М. Медведева. Затем работала в т-рах Казани, Пензы,
Саратова, Харькова, Киева и др. городов, Т-ре Е. Н. Горевой в Москве
(1889- 1890), в антрепризах М. М. Бородая (1893-1902,Харьков, Саратов,
Казань), петерб. Т-ре Лит.-художеств. об-ва (1904-16), воронежском
Общедоступном т-ре (1921-22). Первоначально выступала в водевилях и
опереттах. Вскоре перешла на роли драм. героинь, атем на амплуа грандам.
Игра С.-Б. отличалась интеллектуальностью, психологич. тонкостью,
изяществом.
Роли: Гедда Габлер (о. п. Ибсена), Маргарита и Сюзанна ("Дама с
камелиями", "Полусвет" Дюма-сына), Елена Андреевна ("Дядя Ваня"), Сарра
("Иванов" Чехова), Катерина ("Гроза"),Кручинина; баронесса Штраль
("Маскарад"), Мария Огюарт; Гермиона ("Зимняя сказка" Шекспира) и др.
Лит.: Велизарий М. И., Путь провинциальной актрисы, Л.-М., 1938;
"Театр и искусство", 1911, .Ne 47;
Крути И., Русский театр в Казани, М., 1958. А. Кл.
"СВОБОДНАЯ СЦЕНА" - см. "Фолъксбюне. "СВОБОДНЫЙ ТЕАТР" (Московский
свободный театр). Основан в 1913 К. А. Марджа-новым (Марджанишвили). Был
задуман как синтетический т-р, охватывающий все виды сценич. иск-ва. В
"С. т." впервые в России были пост. комич. опера "Сорочинская ярмарка"
Мусоргского (реж. А. А. Санин), мелодрама "Арлезианка" Доде (с муз.
Бизе, реж. Санин), пантомима "Покрывало Пьеретты" Шниц-лера-Донаньи
(реж. А. Я. Таиров). "С. т." решительно порывал с опереточными канонами
и штампами в спектакле "Елена Прекрасная" Оффенбаха (либр. Мунштейна,
реж. Марджанов). В спектакле "Ж„лтая кофта" Хезельтона-Фюрста (реж.
Таиров) были использованы при„мы классич. кит. т-ра. Однако отсутствие
ч„ткой художеств. программы придало этому экспериментально-новаторскому
т-ру эклектич. характер. В труппу т-ра входили А. Г. Коонен, О. А.
Голубева, Н. Ф. Монахов, Н. П. Асланов. Работали художники К. А. Сомов,
В. А. Симов, А. А. Арапов. Неумелое ведение финансовой стороны дела и
разрыв Марджанова с антрепрен„ром В. В. Суходольским, преследовавшим
чисто коммерч. цели, привели к закрытию "С. т.", просуществовавшего один
сезон [с 21 окт. 1913 по 2(15) мая 1914 ].
Лит.: Крыжицкий Г., К. А. Марджанов и русский театр. М., 1958, с.
85-103; Монахов Н. Ф., Повесть о жизни, Л.-М., 1961. Г. К.
"СВОБОДНЫЙ ТЕАТР" - болгарский передвиж-яой т-р. Осн. в Софии. В
состав труппы вошла группа акт„ров т-ра "Слеза и смех". В числе этих
акт„ров (большинство из них училось в Москве и Петербурге) были: К.
Сарафод, А.Кирчев, П. К. Стой-чев, Е. Снежина, Т. Стойчева, позднее А.
Будевская Н. Щербанов и др.
Деятельность "С. т." характеризовалась борьбой за новый репертуар,
против устаревшего "каз„нного искусства". Под влиянием идей первой рус.
революции и реалистич. рус. иск-ва, особенно творчества К. С.
Станиславского, коллектив стремился утверждать на нац. сцене иск-во,
отражающее обществ, борьбу, исполненное глубокой психологич. правды.
Здесь ставились пьесы Чехова, Ибсена, Гауптмана, Горького. Спектакли
создавались коллективно всеми участниками, функции гл. реж. выполнял
Кирчев. В творч. практике т-ра использовался опыт MX Т. Т-р часто
выезжал на гастроли в Русу, Варну, Тырново и др. города.
Осенью 1906 министр нар. просвещения И. Шиш-манов добился возвращения
артистов "С. т." в Нар. т-р и "С. т." распался.
Лит.: Каракостов Ст., Драматургията на Чехов на бълг. сцена, в кн.:
А. П. Чехов. 1860-1960. Сборник по случай стогодишнината от
рождението..., С., 1961, с. 58-61. Cm. К.
"СВОБОДНЫЙ ТЕАТР" (The'atre-Libre) - франц. т-р. Организован А.
Антуаном в Париже на основе любит. Гальского кружка. Открылся 30 марта
1887 в проезде Элизе де Боз Ар на Монмартре спектаклем, состоявшим из
четыр„х одноактных пьес: "Жак Да-мур" по Золя, "Мадемуазель Помм"
Дюранти и Алексиса, "Супрефект" Биля, "Кокарда" Видаля (в дальнейшем т-р
работал на ул. Гете в квартале Монпар-нас, затем в помещении т-ра
"Меню-Плезир" на Стра-сбургском бульваре). "С. т." стремился
осуществлять эстетич. взгляды Э. Золя, А. Бека. Этот т-р стал первым в
Европе некоммерч. т-ром, демократич. по своей направленности. Он
пропагандировал произв. совр. отечеств, и иностр. драматургии, преим.
реалистич. и натуралистич. направления, ставил неизданные или не
допускавшиеся на каз„нную сцену пьесы. Основу репертуара т-ра составляли
пьесы П. Алексиса, Л. Энника, А. Сеара, Ж. Жюльена, О. Метенье, Ж. Ансе,
Ж. Порто-Риша, Э. Бри„ и др., инсценировки произв. бр. Э. и Ж. Гонкур.
Однако необходимость поддерживать лит. связи, а также материальные
затруднения вынуждали Антуана ставить пьесы эстетствующих (Э. Бержера,
К. Мендес, Т. Банвиль) и даже реакц. драматургов (Ф. Кюрель, М. Баррес).
Значит, событием в театр. жизни Парижа стали пост. "Власти тьмы"
(1888); "Ткачей" Гауптмана (1893). В "С. т." впервые во Франции пост.
пьесы Г. Ибсена ("Привидения", 1890, "Дикая утка", 1891), Б. Бь„рн-сона
(Банкротство", 1893), Тургенева ("Нахлебник", 1890), Дж. Верги
("Сельская честь", 1888), А. Стринд-берга ("Фрекен Юлия", 1893) и др.
Метод режисс„рской работы в "С.т." характеризовался точным раскрытием
стиля автора пьесы, воспроизведением историч., нац., социальных, бытовых
особенностей персонажей, среды. Антуан боролся с игрой акт„ров "на
публику", с условным, безликим оформлением спектаклей и т. д. Он
стремился к созданию акт„рского ансамбля, к согласованности всех
компонентов спектакля, тщательно разрабатывал массовые сцены, отказался
от системы амплуа, воспитал в "С. т." ряд разносторонних акт„ров.
Лучшими акт„рами "С. т." были сам А,. Антуан и Ф. Жемье. В труппу
входили также: А. Аркильер, А. Дефонтен, Мевисто, Жанвье, Анрио, Л.
Кола, А. Мейер, Лаури, Сигаль, Л. Манюэль и др.
"С. т." существовал на средства от продажи абонементов; раз в месяц
(с 1890 - дважды в месяц) для постоянного круга зрителей - владельцев
абонементов, устраивались закрытые спектакли. Популярность "С. т." не
освобождала его от постоянных материальных трудностей. Гастроли
(Бельгия, Голландия, Англия, Германия, Италия) не меняли положения.
Отсутствие тв„рдой материальной базы, конкуренция коммерч. т-ров ставили
под угрозу деятельность "С. т.". В 90-е гг. 19 в. наметился репертуарный
кризис: Золя и Бек не создали для т-ра значит, произв., среди отечеств.
драматургов "С. т." не находил близкого себе автора. Все эти трудности
определили уход Антуана из т-ра (в 1894). "С. т." работал до апр. 1896
под рук. Ларошеля, затем труппа распалась. Но т-во "С. т." внесло
значит, вклад в историю мирового т-ра. По образцу "С. т." возникали т-ры
во Франции, а также в Германии - "Свободный т-р" О. Брама (Берлин), в
Англии - "Независимый т-р" (Лондон), в Дании - "Свободный т-р"
(Копенгаген) и др.
Страницы: «« « 2034 2035 2036 2037 2038 2039 2040 2041 2042 2043 2044 2045 2046 2047 2048 2049 2050 2051 2052 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |