Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2026   2027   2028   2029   2030   2031   2032   2033   2034  2035   2036   2037   2038   2039   2040   2041   2042   2043   2044  » »»

   Ежегодник МХАТ, 1945, т. 1, М., 1948. С. Г.
   САХНбВСКИЙ, Юрий Сергеевич  [13(25).IX.1866-  2.1  V.I  930]  -  рус.
композитор, муз. критик, дириж„р. В 1899 окончил Моск. консерваторию  по
классам проф. С. И. Танеева, А. С. Аренского и М. М. Ипполитова-Иванова.
С 1901 работал муз. критиком в разл. газетах. Член  дирекции  Рус.  муз.
общества, С. являлся инициатором гастролей  ряда  известных  зап.-европ.
композиторов  и  дириж„ров.  Автор  оперы  "Альманзор"  (либр.   М.   И.
Чайковского; не законч.), одной из первых сов. оперетт на совр. тематику
"Людовик ...надцатый" (1928, Моск. т-р  оперетты),  а  также  популярных
романсов, хоров и др. соч. Среди  исполнителей  произв.  С.  был  Ф.  И.
Шаляпин.
   Лит.: Янковский М.О., Советский театр оперетты. Очерк истории, Л.-М.,
1962, с. 16, 151, 165.
   САХЬЯНОВА, Лариса Петровна (р. 13. II. 1930) - бурят,  сов.  артистка
балета. Нар. артистка СССР (1963). В 1937-42 и в 1945-46 училась в Моск.
хореографии. уч-ще. С 1946 - солистка Бурятского  т-ра  оперы  и  балета
(Улан-Удэ).  Исполнительское  иск-во  С.  отличается   эмоциональностью,
глубокой осмысленностью и драматизацией танца.
   Партии: Одетта-0диллия(1948);
   Мария ("Бахчисарайский фонтан", 1950), Лауренсия (1953);
   Сюимбике ("Шурале", 1955), Сэсэг ("Свет над долиной" Ряузова,
   1955), Аврора (1956); Жизель
   (1957); Ангара ("Красавица Ангара" Книппера и Ямпилова,  1959),  Катя
("Последний бал" Бирюкова, 1962) и др.
   Гастролировала в  ГДР  (1951),  Монголии  (1956,  1957,  1963),  -КНР
(1960), Болгарии (1962), Иране, Афганистане (1964).
   Лит.: "Театральная жизнь", 1964, JST" 12, с. 8-9. Cm.  M.  САД,  Илья
Александрович {18(30).IV.1875-11(24). Х.1912] - рус. композитор. В  1899
учился в Моск. консерватории по классу композиции С. И. Танеева. В  1907
окончил Моск. филармонич. уч-ще как дириж„р. С 1906 - зав. муз.  частью,
композитор и дириж„р МХТ. С.  стремился  к  органпч.  синтезу  музыки  и
драматич. действия. Тонкостью и живописностью  отличается  музыка  С.  к
спектаклю "Синяя птица" Метерлинка (1908), глубоким трагизмом - музыка к
спектаклям "Драма  жизни"  Гамсуна  (1907)  и  "Гамлет"  (1911).  К.  С.
Станиславский писал: "Я думаю, что за все существование театра И. А. Сац
впервые явил  пример  того,  как  нужно  относиться  к  музыке  в  нашем
драматическом  искусстве...  Его  музыка  была  всегда   необходимой   и
неотъемлемой частью целого спектакля" (Собр. соч., т. 1, 1954,  с.  311,
312).
   Музыка к др. пост.: в МХТ - "У жизни  в  лапах"  Гамсуна,  "Мизерере"
Юшкевича, "Жизнь Человека" и "Анатэма"  Л.  Андреева;  в  Малом  т-ре  -
"Коринфское чудо" Косоро-това; в Драм.  т-ре  В.  Ф.  Комиссаржевской  -
"Цезарь и Клеопатра"; в Петрогр. Старинном т-ре - "Сказание о  Теофиле",
"Робэн и Марион" и др. Автор опер-пародий "Не хвались, идучи  на  рать",
"Восточные сладости", "Месть любви", детской  оперы  "Сказка  о  золотом
яичке", оратории "У приказных ворот", мелодекламаций,  песен,  романсов,
фп. и скрипичн. пьес.
   Лит.; Илья Сац. Сборник, М.-П.,1923; Станиславский К. С., Моя жизнь в
искусстве,Собр. соч., т. 1, М., 1954; Сац Н., Дети приходят в театр. М.,
1961; е е ж е, Всегда с тобой, М., 1965 (в печати). Лил. П.
   САЦ, Наталья Ильинична [р.14(27).VIII.1903'] - рус. сов.  режисс„р  и
драматург. Дочь  композитора  И.  А.  Саца.  Засл.  арт.  РСФСР  (1933).
Кандидат искусствоведения (1962). Одна из основательниц  сов.  т-ра  для
детей. В 1917 окончила Муз. техникум  им.  Скрябина  в  Москве.  С  1918
заведовала детским отделом  Теамузсек-ции  Моссовета.  Была  инициатором
организации спектаклей  и  концертов  для  детей,  инициатором  создания
Детского т-ра Моссовета - первого  постоянного  т-ра  для  детей.  Здесь
давались представления кукольного и теневого т-ров, балетные  спектакли.
В 1920 С. вошла в состав директории  созданного  в  этом  же  году  Гос.
детского театра.
   В 1921-37 была директором и художеств. рук. Моск. т-ра для  детей  (с
1936 - Центральный детский т-р). С. привлекла к работе  в  детском  т-ре
мн.  драматургов  (Н.  Огнева,  Н.  Я.  Шестакова,  А.   Н.   Толстого),
композиторов (Л.А. Половинкина, Т. Н. Хренникова, Д.  Б.  Кабалевского),
художников (А. А. Веснина, К. Ф. Юона,  Г.  П.  Гольца,  В.  Ф.Рындина).
Поставила на сцене Моск.  т-ра  для  детей  ряд  спектаклей:  "Алтайские
робинзоны" (1928), "Аул Гидже"(1929) Шестакова, "Про Дзюбу" Сац  (1929),
"Сер„жа Стрельцов"  В.  Любимовой  (1935,  совм.  с  В.  Д.  Корол„вым),
"Золотой ключик" А.  Н.  Толстого  (1936,  совм.  с  Корол„вым).  Внесла
большой вклад в  развитие  сов.  т-ра  для  детей;  утверждала  принципы
синтетич. т-ра, в к-ром  сочетаются  слово,  музыка  и  танец.  Стремясь
расширить сферу  художеств.  воспитания  юного  зрителя,  С.  вводила  в
репертуар симф. концерты и муз. спектакли для детей (детская опера Л. А.
Половинкина "Сказка о рыбаке и рыбке", симф.  сказка  С.  С.  Прокофьева
"Петя и волк").
   В 1944-50 С.- гл.  режисс„р  первого  Казахского  т-ра  для  детей  и
юношества (Алма-Ата), инициатором и организатором к-рого она была, пост.
спектакли:
   "Красная шапочка" Шварца  (1945),  "Двенадцатая  ночь"  (1947),  "Два
капитана" Каверина,  "Молодая  гвардия"  (оба  в  1948);  "Два  веронца"
Шекспира
   (1949) и др. С 1964 С.- руководитель организованного по е„ инициативе
первого  Гос.  муз.  детского  т-ра  (Москва).  Ставила  также   оперные
спектакли для взрослых: "Фальстаф" Верди (1931, Берлинская гос.  опера),
"Свадьба  Фигаро"  Моцарта,  "Кольцо  Нибе-лунга"  Вагнера  (1931,   т-р
"Колон", Буэнос-Айрес)" "Чио-Чио-сан" Пуччини (1944, Т-р оперы и  балета
им. Абая, Алма-Ата), "Сказка о царе  Салтане"  (1954,,  Саратовский  т-р
оперы и балета).
   С.- автор пьес для детского т-ра: "Негрит„нок и обезьяна" (совм. с С.
Г. Розановым, 1927), "Фриц Бауэр" (совм. с  В.  Селиховой,  1928),  "Про
Дзюбу" (1929) и др.,. книг и многочисленных статей по вопросам  эстетич.
воспитания. В 1953 окончила ГИТИС (театроведч. ф-т).
   С о ч.: Театр для детей, Л., 1925 (совм. с С. Розановым);
   Пять лет работы (Опытная школа эстетического  воспитания),  М.,  1925
(совм. с С. Розановым); Наш путь, М., 1932;
   The Moscow theatre for children,M., 1934; Дети приходят  втеатр.  М.,
1961; Вот компания какая!, Сб. пьес, М.,1964;
   Всегда с тобой, М., 1965 (в печати); Волшебные очки М., 1965.
   Лит.: Наталия Сац. 10 лет среди детей,  [М.],  1928;.  [3  а  к  В.],
Добрый и умный друг, "Советская музыка", 1963, ј 11. Б. Рос.

Страницы: «« « 2026   2027   2028   2029   2030   2031   2032   2033   2034  2035   2036   2037   2038   2039   2040   2041   2042   2043   2044  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия