Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2021   2022   2023   2024   2025   2026   2027   2028   2029  2030   2031   2032   2033   2034   2035   2036   2037   2038   2039  » »»

   Souvenirs d'age mur. P., 1892.
   Лит.: Гвоздев А. А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX ст.,
Л.-М.,  1939;  S   t   raus   -HorkheimerL.,   Francisque   Sarcey   als
Theaterkritiker, Frankf./M., 1937. А. Мое.
   САРСУЭЛА (исп. zarzuela) - жанр йен. музыкаль-но-драм. т-ра. Возник в
17  в.  Назв.  произошло  от   наименования   королевского   охотничьего
загородного дворца в Прадо (близ Мадрида), где  устраивались  придворные
театр. представления, т. н. праздники  С.  По  своему  характеру  близок
франц. комической опере и нем. зингшпилю. С. представляла  собой  лирич.
пьесу (вначале 2-актную), в к-рой разговорный диалог чередовался  пением
и  танцами.  Одним  из  первых  авторов  С.  был  П.  Кальдерон  ("Лавры
Аполлона", 1657, и др.), музыку на его тексты писал комп. X. Идальго. Во
2-й пол. 18 в. большой вклад в развитие С. вн„с драматург Р. Ф. де ла  К
рус ("Жница из Вальекас", 1768,  "Лиценциат  Фарфулья",  1768,  и  др.),
демократизировавший этот жанр, сблизивший его с нар. т-ром. Но  к  концу
18 в. С. перестала пользоваться популярностью и возродилась вновь лишь в
сер. 19 в. в творчестве комп. Ф. Асенхо Барбьери - т.  н.  "большая  С."
("Бриллианты короны", 1854; "Хлеб и быки", 1864, и др.). В 19 - нач.  20
вв. в жанре С. работали мн. видные исп.  композиторы:  Э.  Барбьери,  X.
Гастамбиде, Э. Арриета, М. Фернандес Кавальеро, Р. Чапи, Т. Бре-тон,  Ф.
Чуэка, X. Хименес, X. М. Усандисага, X. Гу-рнди и др.
   Пост. С. "Большая дорога" Чуэки (1887)  положила  начало  утверждению
этого жанра в репертуаре ар-гент. т-ров. Ставились С.  "Вечеринка  у  Па
ломы" Бретона (в гл. ролях - Л. Мильянес и  Э.  Хиль),  "Кокетка"  Чапи,
"Железное кольцо" Маркеса, "Вода, сахар и водка" Чуэки, "Дуэт африканки"
и  "Племянники  капитана   Гранта"   Фернандеса   Кабальеро.   С.   этих
композиторов, а также А. Вивеса и М. Торробы  широко  ставится  в  т-рах
Аргентины.
   Лит.: Ливанова Т., История западноевропейской музыки  до  1789  года,
М., 1940, с. 281-84; Chase G., The music of Spain, N. Y.,  [1941  ].  M.
Лиц., Ал. Р.
   САРТИ (Sarti), Джузеппе  (крещ„н  1.XII.1729,  Фаэнца,-  28.VII.1802,
Берлин) - итал. композитор, дириж„р и педагог. Учился у Дж. Б. Мартини в
Болонье. Успешно дебютировал оперой "Помпеи в Армении" (1752, Фаэнца). В
1753-65 и 1768-75 был  придворным  капельмейстером  в  Копенгагене,  где
написал 20 итал. и 4 дат. оперы (в т. ч. "Девкалион и Пирра",  1772).  С
1775 - директор женской консерватории в Венеции, с 1779 -  капельмейстер
собора в Милане. Среди опер этого времени: "Деревенские сцены  ревности"
на либр. К. Гольдони (1776, т-р "Сан-Самуэле", Венеция),  "Медонт,  царь
Эпира" (1777, т-р "Пергола", Флоренция), "Неожиданные помехи" (1778, т-р
"Сан-Самуэле"), "Утешенные любовники" (1779, т-р "Реджо", Турин; позднее
переработ. в России), "Юлий Сабин" (1781, т-р "Сан-Бенедетто",  Венеция;
лучшая его опера-сериа) и "Двое ссорятся - третий  радуется"  (на  либр.
Гольдони, 1782, т-р "Ла Скала",  наиболее  популярная  опера-буффа  С.),
позднее  назв.  "Свадьба  Дорины"  (мотив  из  не„  цитирует  Моцарт   в
застольной музыке "Дон Жуана"). В 1784 С.  был  приглаш„н  в  Россию  на
должность придворного капельмейстера. В Петербурге он пост.  свои  новые
итал.  оперы:  "Мнимые  наследники"  (1785,  Каменный  т-р),  "Армида  и
Ринальдо" (1786, на  открытии  Эрмитажного  т-ра),  "Кастор  и  Поллукс"
(1786, там же),  "Андромеда"  (1798,  там  же);  в  Гатчине  -  "Эней  в
Ла-циуме" (1799). Для пьесы Екатерины II  "Начальное  управление  Олега"
(1790) С. написал хоры к 5-му акту и стилизованную в антич. духе  музыку
к вставным сценам из "Алкесты" Еврипида. В позднем  творчестве  С.  ярко
выразились  черты  велгтчавой  монументальности  и  патетич.   динамики,
характерные для пышного стиля екатерининского классицизма. С. был избран
поч„тным членом Петерб. АН. У С. учились в Италии- Л. Керубини, в России
- Д. Н. Кашин, С. И. Давыдов, С .А. Дегтяр„в и др.
   Лит.: Финдейзен Н., Дж. Сарти, в кн.: Муз. старина. Сб. статей,  вып.
1, СПБ, 1903; Иванов-Борец-к и и М. В., Д. Сарти в России, в  кн.:  Муз.
наследство. Сб. мат-лов, под ред. М. В. Иванова-Борецкого, вып.  1,  М.,
1935;
   Pasolini-Zenelli G., G. Sarti, Faenza, 1883; R 1-v o I  t  a  C.,  G.
Sarti, musicista faentino del secolo XVIII, Faenza,  1928;  M  o  ose  г
R.-A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII siecle,
v. 2-3, Geneve, 1951. Б. Ш.
   САРТР (Sartre), Жан Поль (р. 21.VI.1905) -франц.  философ,  писатель,
драматург. Лит. деятельность начал в 1936-37. В годы 2-й  мировой  войны
примыкал к Движению Сопротивления. В драматургии  С.  находят  выражение
принципы  идеалистич.  философии  экзистенциализма,  одним  из  наиболее
видных теоретиков к-ройон является. В совр. политич. борьбе С.  занимает
прогрессивные позиции, выступает против колониализма, расизма, участвует
в движении сторонников мира (С.- член бюро Всемирного Совета Мира).
   Первая пьеса С.  "Мухи"  (1943,  парижский  Городской  т-р,  реж.  Ш.
Дюллен)  представляет  собой  совр.   вариант   "Орестеи"   Эсхила.   С.
использовал   античный   миф,   чтобы   языком   иносказаний    призвать
соотечественников к активной борьбе против  гитлеровской  оккупации,  но
надежды  автора  возлагаются  не  на  народ,   показанный   покорной   и
беспомощной толпой, а на подвиг одинокого героя. В этой  пьесе  выражена
центр. для драматургии С. "проблема выбора",  в  к-рой  сконцентрированы
идеи С. о необходимости создания новой атеистич.  морали,  включающей  в
себя как один из осн. принципов - право на  сопротивление  злу  насилием
(даже в форме ' индивидуального террора). В трагич. фарсе "При  закрытых
дверях" (1944, т-р "Вь„ коломбье") проявилось глубокое разочарование  С.
в людях; пьеса проникнута отчаянием, она утверждает,  что  все  люди  от
рождения несут в себе "бациллу"  зла,  прич„м  каждый  человек  -  палач
другого.  Однако  объективный  смысл  этой  пьесы-в  изображении  людей,
морально  изуродованных  бурж.  обществом.  В  трагедии   "М„ртвые   без
погребения" ("Победители",  Т-р  Антуана,  1946)  С.  обратился  к  теме
Сопротивления,     правдиво     и     вдохновенно     показал     подвиг
французов-патриотов,  воодушевляемых   антифашистскими   идеями.   Пьеса
вызвала протест бурж. критиков. Ещ„ более резкое осуждение вызвала пьеса
"Добродетельная шлюха" (Т-р Антуана, 1946), где сатирически осмеян т. н.
"американский образ жизни", дана гневная  оценка  идеологии  расизма.  В
послевоенные годы  С.  пережил  идейный  кризис,  стремясь  найти  некий
"третий" путь "между" социализмом и капитализмом. Этот кризис  отразился
в пьесе "Грязные руки" (1948, Т-р  Антуана),  в  к-рой  анализ  проблемы
допустимости, границ  и  необходимости  политич.  компромисса  направлен
против любой партийной "кастовости",  что  дало  повод  антикоммунистич.
пропаганде демагогически использовать эту  пьесу  для  пост.  клеветнич.
антисоветского фильма. С. сам выступил против антисов. пропаганды и  зло

Страницы: «« « 2021   2022   2023   2024   2025   2026   2027   2028   2029  2030   2031   2032   2033   2034   2035   2036   2037   2038   2039  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия