|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 2031 2032 2033 2034 2035 2036 2037 2038 2039 » »» Souvenirs d'age mur. P., 1892.
Лит.: Гвоздев А. А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX ст.,
Л.-М., 1939; S t raus -HorkheimerL., Francisque Sarcey als
Theaterkritiker, Frankf./M., 1937. А. Мое.
САРСУЭЛА (исп. zarzuela) - жанр йен. музыкаль-но-драм. т-ра. Возник в
17 в. Назв. произошло от наименования королевского охотничьего
загородного дворца в Прадо (близ Мадрида), где устраивались придворные
театр. представления, т. н. праздники С. По своему характеру близок
франц. комической опере и нем. зингшпилю. С. представляла собой лирич.
пьесу (вначале 2-актную), в к-рой разговорный диалог чередовался пением
и танцами. Одним из первых авторов С. был П. Кальдерон ("Лавры
Аполлона", 1657, и др.), музыку на его тексты писал комп. X. Идальго. Во
2-й пол. 18 в. большой вклад в развитие С. вн„с драматург Р. Ф. де ла К
рус ("Жница из Вальекас", 1768, "Лиценциат Фарфулья", 1768, и др.),
демократизировавший этот жанр, сблизивший его с нар. т-ром. Но к концу
18 в. С. перестала пользоваться популярностью и возродилась вновь лишь в
сер. 19 в. в творчестве комп. Ф. Асенхо Барбьери - т. н. "большая С."
("Бриллианты короны", 1854; "Хлеб и быки", 1864, и др.). В 19 - нач. 20
вв. в жанре С. работали мн. видные исп. композиторы: Э. Барбьери, X.
Гастамбиде, Э. Арриета, М. Фернандес Кавальеро, Р. Чапи, Т. Бре-тон, Ф.
Чуэка, X. Хименес, X. М. Усандисага, X. Гу-рнди и др.
Пост. С. "Большая дорога" Чуэки (1887) положила начало утверждению
этого жанра в репертуаре ар-гент. т-ров. Ставились С. "Вечеринка у Па
ломы" Бретона (в гл. ролях - Л. Мильянес и Э. Хиль), "Кокетка" Чапи,
"Железное кольцо" Маркеса, "Вода, сахар и водка" Чуэки, "Дуэт африканки"
и "Племянники капитана Гранта" Фернандеса Кабальеро. С. этих
композиторов, а также А. Вивеса и М. Торробы широко ставится в т-рах
Аргентины.
Лит.: Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789 года,
М., 1940, с. 281-84; Chase G., The music of Spain, N. Y., [1941 ]. M.
Лиц., Ал. Р.
САРТИ (Sarti), Джузеппе (крещ„н 1.XII.1729, Фаэнца,- 28.VII.1802,
Берлин) - итал. композитор, дириж„р и педагог. Учился у Дж. Б. Мартини в
Болонье. Успешно дебютировал оперой "Помпеи в Армении" (1752, Фаэнца). В
1753-65 и 1768-75 был придворным капельмейстером в Копенгагене, где
написал 20 итал. и 4 дат. оперы (в т. ч. "Девкалион и Пирра", 1772). С
1775 - директор женской консерватории в Венеции, с 1779 - капельмейстер
собора в Милане. Среди опер этого времени: "Деревенские сцены ревности"
на либр. К. Гольдони (1776, т-р "Сан-Самуэле", Венеция), "Медонт, царь
Эпира" (1777, т-р "Пергола", Флоренция), "Неожиданные помехи" (1778, т-р
"Сан-Самуэле"), "Утешенные любовники" (1779, т-р "Реджо", Турин; позднее
переработ. в России), "Юлий Сабин" (1781, т-р "Сан-Бенедетто", Венеция;
лучшая его опера-сериа) и "Двое ссорятся - третий радуется" (на либр.
Гольдони, 1782, т-р "Ла Скала", наиболее популярная опера-буффа С.),
позднее назв. "Свадьба Дорины" (мотив из не„ цитирует Моцарт в
застольной музыке "Дон Жуана"). В 1784 С. был приглаш„н в Россию на
должность придворного капельмейстера. В Петербурге он пост. свои новые
итал. оперы: "Мнимые наследники" (1785, Каменный т-р), "Армида и
Ринальдо" (1786, на открытии Эрмитажного т-ра), "Кастор и Поллукс"
(1786, там же), "Андромеда" (1798, там же); в Гатчине - "Эней в
Ла-циуме" (1799). Для пьесы Екатерины II "Начальное управление Олега"
(1790) С. написал хоры к 5-му акту и стилизованную в антич. духе музыку
к вставным сценам из "Алкесты" Еврипида. В позднем творчестве С. ярко
выразились черты велгтчавой монументальности и патетич. динамики,
характерные для пышного стиля екатерининского классицизма. С. был избран
поч„тным членом Петерб. АН. У С. учились в Италии- Л. Керубини, в России
- Д. Н. Кашин, С. И. Давыдов, С .А. Дегтяр„в и др.
Лит.: Финдейзен Н., Дж. Сарти, в кн.: Муз. старина. Сб. статей, вып.
1, СПБ, 1903; Иванов-Борец-к и и М. В., Д. Сарти в России, в кн.: Муз.
наследство. Сб. мат-лов, под ред. М. В. Иванова-Борецкого, вып. 1, М.,
1935;
Pasolini-Zenelli G., G. Sarti, Faenza, 1883; R 1-v o I t a C., G.
Sarti, musicista faentino del secolo XVIII, Faenza, 1928; M o ose г
R.-A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII siecle,
v. 2-3, Geneve, 1951. Б. Ш.
САРТР (Sartre), Жан Поль (р. 21.VI.1905) -франц. философ, писатель,
драматург. Лит. деятельность начал в 1936-37. В годы 2-й мировой войны
примыкал к Движению Сопротивления. В драматургии С. находят выражение
принципы идеалистич. философии экзистенциализма, одним из наиболее
видных теоретиков к-ройон является. В совр. политич. борьбе С. занимает
прогрессивные позиции, выступает против колониализма, расизма, участвует
в движении сторонников мира (С.- член бюро Всемирного Совета Мира).
Первая пьеса С. "Мухи" (1943, парижский Городской т-р, реж. Ш.
Дюллен) представляет собой совр. вариант "Орестеи" Эсхила. С.
использовал античный миф, чтобы языком иносказаний призвать
соотечественников к активной борьбе против гитлеровской оккупации, но
надежды автора возлагаются не на народ, показанный покорной и
беспомощной толпой, а на подвиг одинокого героя. В этой пьесе выражена
центр. для драматургии С. "проблема выбора", в к-рой сконцентрированы
идеи С. о необходимости создания новой атеистич. морали, включающей в
себя как один из осн. принципов - право на сопротивление злу насилием
(даже в форме ' индивидуального террора). В трагич. фарсе "При закрытых
дверях" (1944, т-р "Вь„ коломбье") проявилось глубокое разочарование С.
в людях; пьеса проникнута отчаянием, она утверждает, что все люди от
рождения несут в себе "бациллу" зла, прич„м каждый человек - палач
другого. Однако объективный смысл этой пьесы-в изображении людей,
морально изуродованных бурж. обществом. В трагедии "М„ртвые без
погребения" ("Победители", Т-р Антуана, 1946) С. обратился к теме
Сопротивления, правдиво и вдохновенно показал подвиг
французов-патриотов, воодушевляемых антифашистскими идеями. Пьеса
вызвала протест бурж. критиков. Ещ„ более резкое осуждение вызвала пьеса
"Добродетельная шлюха" (Т-р Антуана, 1946), где сатирически осмеян т. н.
"американский образ жизни", дана гневная оценка идеологии расизма. В
послевоенные годы С. пережил идейный кризис, стремясь найти некий
"третий" путь "между" социализмом и капитализмом. Этот кризис отразился
в пьесе "Грязные руки" (1948, Т-р Антуана), в к-рой анализ проблемы
допустимости, границ и необходимости политич. компромисса направлен
против любой партийной "кастовости", что дало повод антикоммунистич.
пропаганде демагогически использовать эту пьесу для пост. клеветнич.
антисоветского фильма. С. сам выступил против антисов. пропаганды и зло
Страницы: «« « 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 2031 2032 2033 2034 2035 2036 2037 2038 2039 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |