Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2012   2013   2014   2015   2016   2017   2018   2019   2020  2021   2022   2023   2024   2025   2026   2027   2028   2029   2030  » »»

перешла  на  моск.  сцену.  В  1813-23  вновь  работала  в   Петербурге.
Выдающаяся  актриса,  С.  обладала  огромной  популярностью.  Е„   голос
обширного диапазона отличался мощью и в то же  время  пленял  нежностью,
красотой, гибкостью и подвижностью. Наиболее полно е„  талант  раскрылся
на сцене Моск.  т-ра.  Здесь  она  с  успехом  выступала  в  только  что
появившихся первых рус. операх: Прията и  Русида  ("Князь  Невидимка"  и
"Илья Богатырь" Кавоса),  Настасья  ("Старинные  святки"  Малиновского);
своим исполнением роли Лесты в "Днепровской русалке" Кавоса  С.  надолго
утвердила популярность этой оперы. В  е„  репертуар  входили  также  гл.
партии в операх зап.-европ. композиторов  ("Волшебная  флейта"  Моцарта,
"Редкая вещь" Мартини и др.). С. играла  и  в  драм.  спектаклях;  среди
лучших ролей - Лиза ("Лиза, или Торжество благодарности"  Ильина).  Была
известна и как концертная  певица.  Мн.  рус.  нар.  песни  (особенно  в
обработке Д.  Н.  Кашина)  получили  широкое  распространение  благодаря
замечат. исполнению С.
   Лит.: Гозенпуд А., Музыкальный театр в России, Л., 1959; Кузнецов  Е.
М., Из прошлого русской эстрады, М., 1958.
   САНИН, Александр Акимович (наст. фам.- Шенберг; 1869-8.V.1956) - рус.
акт„р и режисс„р. Окончил историко-филологич. ф-т Моск. ун-та.  Сце-нич.
деятельность начал в любительских кружках. Встреча с К. С. Станиславским
(1887) определила характер и направление всей будущей деятельности С. Он
участвовал в спектаклях Об-ва иск-ва и лит-ры (сначала  под  псевдонимом
Бежин, затем - С.); пост. массовые сцены в  спектаклях  "Уриэль  Акоста"
Гуцкова, "Горькая судьбина" и "Самоуправцы" Писемского. С 1898- в труппе
МХТ; роли: Луп-Клеш-нин ("Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого),  старик
Фоке-рат и Водяной ("Одинокие" и
   "Потонувший колокол" Гауптмана) и др. Был сорежисс„ром Станиславского
в спектаклях "Царь Ф„дор Ио-аинович" (1898) и "Смерть  Иоанна  Грозного"
(1899) А. К. Толстого, "Венецианский купец" (1898); "Потонувший колокол"
Гауптмана (1898), "Самоуправцы"
   Писемского (1898), "Снегурочка" (1900) и др. Пост. "Антигону" Софокла
(1899). В 1902-07 С. работал в Александрийском т-ре как режисс„р,  акт„р
и преподаватель сценич. иск-ва. С. стремился перенести на каз„нную сцену
постановочную  культуру  и  творч.  принципы  МХТ;  особенно   удавались
режисс„ру постановки массовых сцен. В  Александрийском  т-ре  он  пост.:
"Дмитрий Самозванец и Василий  Шуйский"  (1902),  "Не  в  свои  сани  не
садись" (1903), "Горячее сердце" (1904) Островского и др.
   В 1907 С. ставил спектакли в Старинном т-ре ("Три волхва", "Действо о
Теофиле"). Затем вступил в зарубежную антрепризу С. П. Дягилева, став  с
этого времени преим. оперным  режисс„ром,  пропагандистом  рус.  оперной
классики.  В  1908  пост.  на  сцене  парижской  "Гранд-Опера"   "Бориса
Годунова" с участием Ф. И. Шаляпина (оркестр парижского т-ра, хор  моск.
Большого т-ра, дириж„р Блюменфельд, хормейстер Авранек, художники А.  Я.
Головин и А. Н. Бенуа), в 1909 в т-ре "Шатле" (Париж)  -  "Хованщину"  и
"Псковитянку". В 1910 пост.  в  Петерб.  нар.  доме  "Бориса  Годунова",
"Князя Игоря",  "Русалку"  и  др.;  в  1911  в  т-ре  "Шатле"  -  "Елену
Спартанскую" Верхар-на  и  "Саломею"  Уайльда  (худ.  Л.  С.  Бакст),  в
19121914-в   "Т-ре   Елисейских   полей"    (Париж)    и    "Друри-Лейн"
(Лондон)-"Бориса Годунова", "Псковитянку", "Соловья" Стравинского и др.
   В 1913 С. вступил в созданный К. А. Марджановым Свободный т-р,  пост.
"Сорочинскую ярмарку" Мусоргского. В  1914-15  -  режисс„р  Моск.  драм.
т-ра.
   В первые годы после Окт. революции С. пост. спектакли в Большом т-ре:
"Псковитянка" (сцена веча) и "Князь Игорь" (1917),  "Кармен"  (1922);  в
Малом т-ре- "Посадник" А. К. Толстого (1918), "Ричард III" (1920), "Лес"
и "Горе от ума" (1921). Режисс„р  первых  сов.  фильмов  ("Поликушка"  и
др.). В конце 1922 уехал за границу.
   С 1923 работал в  т-рах:  "Гранд-Опера"  (Париж),  "Реаль"  (Мадрид),
"Лисео"  (Барселона),   "Колон"   (Буэнос-Айрес),   "Метрополитен-опера"
(Нью-Йорк), "Театре Реале" (Рим), "Ла Скала" (Милан) и др. Ставил  оперы
Мусоргского,  Рим-ского-Корсакова,  Бородина,   Даргомыжского,   Глинки,
Чайковского,  Серова,  Рубинштейна.  В   его   постановках   участвовали
крупнейшие итал. певцы (Т. Даль Монте, А. Морел-ли, Т. Скипа, К. Муцио и
др.), дириж„ры (А. Тосканини, Дж. Маринуцци, К. Гуарньери, Т. Серафин  и
др.).
   Лит.:  Прокофьев  В  л.,  Историко-бытовая  линия  в  Александрийском
театре, в кн.: Ежегодник МХАТ, 1945, т. 1, М., 1948; Ю р ь е  в  Ю.  М.,
Записки, т. 2, Л., 1963;
   Ходотов Н. Н., Близкое, далекое, М.-Л., 1962;
   Л е в и к С. Ю., Записки оперного певца, М.,  1955;  Каверин  Ф.  Н.,
Воспоминания..., М., 1964. Влад. П.
   САНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ ТЕАТРЫ - см.
   Театры санитарной культуры.
   "САН-КАРЛО" (Teatro di San Carlo) - итал. т-р оперы и балета.  Здание
построено в Неаполе арх. А. Медрано и А. Карасале. Т-р открылся 4  нояб.
1737 оперой-сериа "Ахилл на Скиросе" Сарро и балетами на античные  темы.
В 18 в. здесь пост. оперы Л. Лео, Л. Винчи, Н.  Порпора,  И.  Гассе,  Н.
Логрошино, Э. Дуни, Н. Йоммелли, Б. Галуппи, X. В. Глюка, Н. Пиччини, А.
Саккини, И. X. Баха, Т. Траэтты,  П.  Гуль-ельми,  И.  Мысливечека,  Дж.
Паизиелло, Н. Цинга-релли, Д. Чимарозы, Ф. Паэра и др. В 18-19  вв.  т-р
арендовали разл. предприниматели и труппы. Самым видным  импресарио  был
Д. Барбая, руководивший в 1809-40  всеми  т-рами  Неаполя,  в  т.  ч.  и
"С.-К.".
   На сцене т-ра в  18  в.  выступали  сопранисты  -  Дж.  Манцуоли,  Г.
Пакьяротти, Ф. Тендуччи и др.; тенора -Г. Бабби,  Д.  Момбелли,  Джакомо
Давид и др.; певицы - К. Габриелли,  Л.  Агьяри,  А.  де  Ами1  чис,  Б.
Банти-Джорджи, Дж. Грассини и др.
   В 1-й пол. 19 в. в "С.-К." были  впервые  пост.  оперы  Дж.  Россини:
"Елизавета  Английская"  (1815),  "Отелло"  (1816),   "Армида"   (1817),
"Моисей" (1818), "Зельмира" (1822) и др.;
   Г.   Доницетти:   "Эльвида"   (1826),   "Пария"   (1829),    "Фауста"
(1832),"ЛючиядиЛаммермур" (1835), "Полиевкт" (1848) и др.;
   Дж. Верди: "Альзира" (1845), "Луиза Миллер" (1849), оперы В. Беллини,
С. Меркаданте и др. Во 2-й пол. 19 в. в т-ре шли оперы  Р.  Вагнера,  Ш.
Гуно, Дж. Мейербера, Ж. Бизе, А. Тома, Дж. Пуччини.
   В 19 в. на сцене "С.-К." выступали певцы И. Коль-бран, А. Ноццари, М.
Гарсиа, Д. Донцелли, Дж. Паста, Л.  Лаблаш,  А.  Патти,  Р.  Станьо,  Ф.
Таманьо и мн. др.; работали хореографы Г. Джоя и С. Тальони, балерины Ф.
Черрито, К. Гризи, Л. де Лоренцо, А. Висконти и др.
   В 20 в., наряду с классич. операми (в т. ч.  рус.-  "Князь  Игорь"  и

Страницы: «« « 2012   2013   2014   2015   2016   2017   2018   2019   2020  2021   2022   2023   2024   2025   2026   2027   2028   2029   2030  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия