|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 2031 2032 2033 2034 » »» Большой т-р). Искусство С. отличалось широтой диапазона. Он создал
трагедийные, скупые, геометрически прочерчивающие сценич. пространство
декорации к "Смерти Тарелкина" Сухово-Кобылина (1926, Замоскворецкий
т-р). Ироничностью были проникнуты декорации С. к "Свадьбе Фигаро"
Моцарта (1926, Экспериментальный т-р). Традиции нар. творчества
использовал художник, работая над "Тупейным художником" Шишова (1929,
Большой т-р). Трагедийно-балаганный характер носили декорации к
спектаклю "Как 14-я дивизия в рай шла" Д. Бедного (1932, Мюзик-холл).
Театр. работы С. отличались мастерством монтировки оформления.
Среди др. работ: "Валькирия" Вагнера (1925, в Большом т-ре),
"Доходное место" (1946, Т-р им. Леси Украинки, Киев), "Без вины
виноватые" (1947, Киевский т-р им.
ПУНОВ, Константин (1844 - 15. XII. 1916) - болг. акт„р. Один из
основателей болг. проф. т-ра. В 1866 окончил Бухарестскую консерваторию
по классу декламации и пения. С 1883 был пом. управителя Румелийской
театр. труппы. В 1889-90 - режисс„р и акт„р т-ра "Основа" (София), в
1890-91 - акт„р Столичной драм.-оперной труппы, с 1892-акт„р, режисс„р и
управляющий труппой "Слеза и смех" (София), в 1904-14 - акт„р Нар. т-ра
(София).
Лучшие роли С.- характерные и комедийные, в т. ч. в пьесах Мольера.
Своим иск-вом утверждал нац.-самобытную манеру исполнения,
естественность и непринужд„нность сценич. поведения, был мастером
сценич. импровизации.
Роли: Странджа, Брычков ("Изгнанники" Вазова), Гавриил, Люцифер
("Поэма зла" Михайловского), Осип ("Ревизор"), Одоардо ("Эмилия Галотти"
Лессинга), Штейнкопф ("Студенческая фантазия" Лауфса), Флаксман
("Педагоги" Эрнста) и др.
В„л педагогич. деятельность; среди учеников: Р. Попова, В. Кирков, К.
Сарафов, С. Бычваров и др.
Лит.: "Театър и изкуство", 1914/1915, кн. 10, с. 5-6; П е-н ев П.,
Лекции по история на българския драматически театър, част 2, [С., 1954],
с. 351-55. А. Ив.
САПУНОВ, Николай Николаевич (17.XII.1880- 14.VI.1912) - рус. театр.
художник и живописец. Учился в моск. Уч-ще живописи, ваяния и зодчества
(у И. И. Левитана), затем в петерб. Академии художеств (у А. А.
Кисел„ва). Будучи студентом, писал декорации к спектаклям Большого т-ра
по эскизам Коровина. Впервые самостоятельно выступил в 1905:
"Три расцвета" Бальмонта (Т-р Трагедии, Петербург), "Евгений Онегин"
(Оперная студия, Москва) и "Смерть Тентажиля" Метерлинка (Театр-студия
на Поварской, Москва). В последней работе, осуществл„нной под рук. В. Э.
Мейерхольда, С. оспаривал художеств. принципы В. А. Симова,
противопоставив детально разработанной жизненно-достоверной декорации
живописную выразительность декоративного панно. Однако в последующие
годы эти художеств. принципы часто приводили С. к неудачам (плоскостное
изображение панно вступало в противоречие с реальной фигурой акт„ра).
Наиболее интересными работами С. были: САшаолическо-романтич. оформление
"Гедды Габлер" Ибсена, "Балаганчика" Блока, где художник удачно
использовал принципы гротескного контраста (1906 и 1907, Т-р В. Ф.
Комйссаржевской, оба спектакля пост. Мейерхольдом). Декорации, созданные
С. в последние годы жизни, отличались живописной пышностью и
красочностью: "Мещанин во дворянстве" (1911, Т-р Незлобина, Москва),
"Принцесса Турандот" Гоцци (1912, там же).
Лит.: Н. Н. Сапунов, М., 1916; Эфрос А., Профили, М., 1930, с.
137-53; Розенталь Л., Николай Сапунов, "Искусство", 1962,ј10;Березкин
В., Николай Сапунов, "Театр", 1963, ј 12. В. Вер.
САРАБСКИЙ (наст. фам.- Р з а е в), Гусейн Кули Мелик оглы
(1879-16.II.1945) - азерб. сов. артист драмы и оперы (тенор), режисс„р,
педагог, театр. деятель. Нар. арт. Азерб. ССР (1932). Деп. Верх. Совета
Азерб. ССР 1-го созыва. Один из основоположников азерб. проф. муз. т-ра.
Сценич. деятельность начал в 1902 как драм. акт„р в труппе Н. Нариманова
(Баку). Среди лучших ролей: Гаджи Салах, Мастали-шах ("Везир
Ленкоранского ханства", "Мосье Жордан..." Ахундова), Шпекин и
Ляпкин-Тяпкин ("Ревизор"), Яго и др. С 1908 С. - солист труппы при об-ве
"Нид-жат" (Баку), в 1914-19 - муз. труппы. Совм. с У. и 3.
Гаджибековыми, М. Магомаевым, Г. Араблинским и др. С. боролся за
национально-самобытное, реалис-тич. театр. иск-во. Он был первым
исполнителем ведущих партий в первых азерб. операх. Обладая небольшим,
но красивым голосом мягкого тембра, С, превосходно владел им, развивал
нар. манеру пения. Игра С., проникновенная и эмоциональная, пользовалась
признанием демократич. аудитории.
Партии: Гейс-Меджнун, шейх Сенан, Зохраб, шах Аб-бас, Керем, Аскер
("Лейли и Меджнун", 1908, "Шейх Сенан", 1910, "Рустам и Зохраб", 1910,
"Шах Аббас и Хуршид Бану", 1912, "Асли и Керем", 1912, "Аршин мал алан",
1913, У. Гаджибекова), ашуг Гариб (о. п. 3. Гаджибекова, 1916), шах
Исмаил (о. п. Магомаева, 1919)- первый исполнитель.
Выступал также как режисс„р ("Рустам и Зохраб", 1910, "Муж и жена",
1910, "Аршин мал алан", 1913, "Лейли и Меджнун", 1915, У. Гаджибекова).
После установления в Азербайджане Сов. власти С. активно участвовал в
деятельности проф. и самодеят. театр. коллективов. С 1920- артист Т-ра
оперы и балета (ныне им. Ахундова). В 30-х гг. возглавлял Дом нар,
творчества в Баку. В„л педагогич. деятельность, преподавал в Бакинской
консерватории (класс нар. пения). Ученики: М. Багиров, Г. Гаджибабабеков
А. Рзаева, А. Садыхов и др. С.- автор пьес, в т. ч. "Ищущий найд„т"
(1906, Баку).
Соч.: Воспоминания акт„ра. Баку, 1930 (на азерб. яз.);
Старый Баку, Баку, 1958 (на азерб. яз.).
Лит.: Джангиров И., Г. К. Сарабский, Баку" 1933; Карагичева Л.,
Мастера азербайджанского муз. театра, в сб.: Азербайджанская музыка, М.,
1961. К. Кае"
САРАДЖЕВ (наст. фам.- Сараджян), Константин Соломонович
[27.1Х(9.Х).1877-22.VII. 1954] - сов. дириж„р, педагог, обществ,
деятель. Нар. арт. Арм. ССР (1945). В 1898 окончил Моск. консерваторию
по классам скрипки И. В. Гржимали и контрапункта С. И. Танеева. В
1905-06 обучался дирижированию в Лейпциге у А. Никиша. С 1900 работал
концертмейстером Моск. частной рус. оперы, в 1908 начал выступать как
симф. дириж„р. С. был дириж„ром оперы Сергиевско-Алексеевского нар.
дома, в 1913-14 - зав. муз. частью "Свободного театра" К. А. Марджанова;
дирижировал здесь первой пост. "Сорочинской ярмарки" Мусоргского (1913).
Основал "Вечера современной музыки" (совместно с муз. критиком В.
Держановским) и Нар. консерваторию. После Октябрьской революции С. в
Страницы: «« « 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 2031 2032 2033 2034 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |