Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 2031 2032 2033 2034 » »» Большой т-р). Искусство С. отличалось широтой диапазона. Он создал трагедийные, скупые, геометрически прочерчивающие сценич. пространство декорации к "Смерти Тарелкина" Сухово-Кобылина (1926, Замоскворецкий т-р). Ироничностью были проникнуты декорации С. к "Свадьбе Фигаро" Моцарта (1926, Экспериментальный т-р). Традиции нар. творчества использовал художник, работая над "Тупейным художником" Шишова (1929, Большой т-р). Трагедийно-балаганный характер носили декорации к спектаклю "Как 14-я дивизия в рай шла" Д. Бедного (1932, Мюзик-холл). Театр. работы С. отличались мастерством монтировки оформления. Среди др. работ: "Валькирия" Вагнера (1925, в Большом т-ре), "Доходное место" (1946, Т-р им. Леси Украинки, Киев), "Без вины виноватые" (1947, Киевский т-р им. ПУНОВ, Константин (1844 - 15. XII. 1916) - болг. акт„р. Один из основателей болг. проф. т-ра. В 1866 окончил Бухарестскую консерваторию по классу декламации и пения. С 1883 был пом. управителя Румелийской театр. труппы. В 1889-90 - режисс„р и акт„р т-ра "Основа" (София), в 1890-91 - акт„р Столичной драм.-оперной труппы, с 1892-акт„р, режисс„р и управляющий труппой "Слеза и смех" (София), в 1904-14 - акт„р Нар. т-ра (София). Лучшие роли С.- характерные и комедийные, в т. ч. в пьесах Мольера. Своим иск-вом утверждал нац.-самобытную манеру исполнения, естественность и непринужд„нность сценич. поведения, был мастером сценич. импровизации. Роли: Странджа, Брычков ("Изгнанники" Вазова), Гавриил, Люцифер ("Поэма зла" Михайловского), Осип ("Ревизор"), Одоардо ("Эмилия Галотти" Лессинга), Штейнкопф ("Студенческая фантазия" Лауфса), Флаксман ("Педагоги" Эрнста) и др. В„л педагогич. деятельность; среди учеников: Р. Попова, В. Кирков, К. Сарафов, С. Бычваров и др. Лит.: "Театър и изкуство", 1914/1915, кн. 10, с. 5-6; П е-н ев П., Лекции по история на българския драматически театър, част 2, [С., 1954], с. 351-55. А. Ив. САПУНОВ, Николай Николаевич (17.XII.1880- 14.VI.1912) - рус. театр. художник и живописец. Учился в моск. Уч-ще живописи, ваяния и зодчества (у И. И. Левитана), затем в петерб. Академии художеств (у А. А. Кисел„ва). Будучи студентом, писал декорации к спектаклям Большого т-ра по эскизам Коровина. Впервые самостоятельно выступил в 1905: "Три расцвета" Бальмонта (Т-р Трагедии, Петербург), "Евгений Онегин" (Оперная студия, Москва) и "Смерть Тентажиля" Метерлинка (Театр-студия на Поварской, Москва). В последней работе, осуществл„нной под рук. В. Э. Мейерхольда, С. оспаривал художеств. принципы В. А. Симова, противопоставив детально разработанной жизненно-достоверной декорации живописную выразительность декоративного панно. Однако в последующие годы эти художеств. принципы часто приводили С. к неудачам (плоскостное изображение панно вступало в противоречие с реальной фигурой акт„ра). Наиболее интересными работами С. были: САшаолическо-романтич. оформление "Гедды Габлер" Ибсена, "Балаганчика" Блока, где художник удачно использовал принципы гротескного контраста (1906 и 1907, Т-р В. Ф. Комйссаржевской, оба спектакля пост. Мейерхольдом). Декорации, созданные С. в последние годы жизни, отличались живописной пышностью и красочностью: "Мещанин во дворянстве" (1911, Т-р Незлобина, Москва), "Принцесса Турандот" Гоцци (1912, там же). Лит.: Н. Н. Сапунов, М., 1916; Эфрос А., Профили, М., 1930, с. 137-53; Розенталь Л., Николай Сапунов, "Искусство", 1962,ј10;Березкин В., Николай Сапунов, "Театр", 1963, ј 12. В. Вер. САРАБСКИЙ (наст. фам.- Р з а е в), Гусейн Кули Мелик оглы (1879-16.II.1945) - азерб. сов. артист драмы и оперы (тенор), режисс„р, педагог, театр. деятель. Нар. арт. Азерб. ССР (1932). Деп. Верх. Совета Азерб. ССР 1-го созыва. Один из основоположников азерб. проф. муз. т-ра. Сценич. деятельность начал в 1902 как драм. акт„р в труппе Н. Нариманова (Баку). Среди лучших ролей: Гаджи Салах, Мастали-шах ("Везир Ленкоранского ханства", "Мосье Жордан..." Ахундова), Шпекин и Ляпкин-Тяпкин ("Ревизор"), Яго и др. С 1908 С. - солист труппы при об-ве "Нид-жат" (Баку), в 1914-19 - муз. труппы. Совм. с У. и 3. Гаджибековыми, М. Магомаевым, Г. Араблинским и др. С. боролся за национально-самобытное, реалис-тич. театр. иск-во. Он был первым исполнителем ведущих партий в первых азерб. операх. Обладая небольшим, но красивым голосом мягкого тембра, С, превосходно владел им, развивал нар. манеру пения. Игра С., проникновенная и эмоциональная, пользовалась признанием демократич. аудитории. Партии: Гейс-Меджнун, шейх Сенан, Зохраб, шах Аб-бас, Керем, Аскер ("Лейли и Меджнун", 1908, "Шейх Сенан", 1910, "Рустам и Зохраб", 1910, "Шах Аббас и Хуршид Бану", 1912, "Асли и Керем", 1912, "Аршин мал алан", 1913, У. Гаджибекова), ашуг Гариб (о. п. 3. Гаджибекова, 1916), шах Исмаил (о. п. Магомаева, 1919)- первый исполнитель. Выступал также как режисс„р ("Рустам и Зохраб", 1910, "Муж и жена", 1910, "Аршин мал алан", 1913, "Лейли и Меджнун", 1915, У. Гаджибекова). После установления в Азербайджане Сов. власти С. активно участвовал в деятельности проф. и самодеят. театр. коллективов. С 1920- артист Т-ра оперы и балета (ныне им. Ахундова). В 30-х гг. возглавлял Дом нар, творчества в Баку. В„л педагогич. деятельность, преподавал в Бакинской консерватории (класс нар. пения). Ученики: М. Багиров, Г. Гаджибабабеков А. Рзаева, А. Садыхов и др. С.- автор пьес, в т. ч. "Ищущий найд„т" (1906, Баку). Соч.: Воспоминания акт„ра. Баку, 1930 (на азерб. яз.); Старый Баку, Баку, 1958 (на азерб. яз.). Лит.: Джангиров И., Г. К. Сарабский, Баку" 1933; Карагичева Л., Мастера азербайджанского муз. театра, в сб.: Азербайджанская музыка, М., 1961. К. Кае" САРАДЖЕВ (наст. фам.- Сараджян), Константин Соломонович [27.1Х(9.Х).1877-22.VII. 1954] - сов. дириж„р, педагог, обществ, деятель. Нар. арт. Арм. ССР (1945). В 1898 окончил Моск. консерваторию по классам скрипки И. В. Гржимали и контрапункта С. И. Танеева. В 1905-06 обучался дирижированию в Лейпциге у А. Никиша. С 1900 работал концертмейстером Моск. частной рус. оперы, в 1908 начал выступать как симф. дириж„р. С. был дириж„ром оперы Сергиевско-Алексеевского нар. дома, в 1913-14 - зав. муз. частью "Свободного театра" К. А. Марджанова; дирижировал здесь первой пост. "Сорочинской ярмарки" Мусоргского (1913). Основал "Вечера современной музыки" (совместно с муз. критиком В. Держановским) и Нар. консерваторию. После Октябрьской революции С. в Страницы: «« « 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 2031 2032 2033 2034 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |