Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2016   2017   2018   2019   2020   2021   2022   2023   2024  2025   2026   2027   2028   2029   2030   2031   2032   2033   2034  » »»

Большой т-р). Искусство  С.  отличалось  широтой  диапазона.  Он  создал
трагедийные, скупые, геометрически прочерчивающие  сценич.  пространство
декорации к "Смерти  Тарелкина"  Сухово-Кобылина  (1926,  Замоскворецкий
т-р). Ироничностью были  проникнуты  декорации  С.  к  "Свадьбе  Фигаро"
Моцарта  (1926,  Экспериментальный  т-р).   Традиции   нар.   творчества
использовал художник, работая над "Тупейным  художником"  Шишова  (1929,
Большой  т-р).  Трагедийно-балаганный  характер   носили   декорации   к
спектаклю "Как 14-я дивизия в рай шла" Д.  Бедного  (1932,  Мюзик-холл).
Театр. работы С. отличались мастерством монтировки оформления.
   Среди  др.  работ:  "Валькирия"  Вагнера  (1925,  в  Большом   т-ре),
"Доходное  место"  (1946,  Т-р  им.  Леси  Украинки,  Киев),  "Без  вины
виноватые" (1947, Киевский т-р им.
   ПУНОВ, Константин (1844 - 15. XII.  1916)  -  болг.  акт„р.  Один  из
основателей болг. проф. т-ра. В 1866 окончил Бухарестскую  консерваторию
по классу декламации и пения. С 1883  был  пом.  управителя  Румелийской
театр. труппы. В 1889-90 - режисс„р и акт„р  т-ра  "Основа"  (София),  в
1890-91 - акт„р Столичной драм.-оперной труппы, с 1892-акт„р, режисс„р и
управляющий труппой "Слеза и смех" (София), в 1904-14 - акт„р Нар.  т-ра
(София).
   Лучшие роли С.- характерные и комедийные, в т. ч. в  пьесах  Мольера.
Своим   иск-вом    утверждал    нац.-самобытную    манеру    исполнения,
естественность  и  непринужд„нность  сценич.  поведения,  был   мастером
сценич. импровизации.
   Роли:  Странджа,  Брычков  ("Изгнанники"  Вазова),  Гавриил,  Люцифер
("Поэма зла" Михайловского), Осип ("Ревизор"), Одоардо ("Эмилия Галотти"
Лессинга),  Штейнкопф   ("Студенческая   фантазия"   Лауфса),   Флаксман
("Педагоги" Эрнста) и др.
   В„л педагогич. деятельность; среди учеников: Р. Попова, В. Кирков, К.
Сарафов, С. Бычваров и др.
   Лит.: "Театър и изкуство", 1914/1915, кн. 10, с. 5-6; П  е-н  ев  П.,
Лекции по история на българския драматически театър, част 2, [С., 1954],
с. 351-55. А. Ив.
   САПУНОВ, Николай Николаевич (17.XII.1880- 14.VI.1912) -  рус.  театр.
художник и живописец. Учился в моск. Уч-ще живописи, ваяния и  зодчества
(у И. И.  Левитана),  затем  в  петерб.  Академии  художеств  (у  А.  А.
Кисел„ва). Будучи студентом, писал декорации к спектаклям Большого  т-ра
по эскизам Коровина. Впервые самостоятельно выступил в 1905:
   "Три расцвета" Бальмонта (Т-р Трагедии, Петербург), "Евгений  Онегин"
(Оперная студия, Москва) и "Смерть Тентажиля"  Метерлинка  (Театр-студия
на Поварской, Москва). В последней работе, осуществл„нной под рук. В. Э.
Мейерхольда,  С.   оспаривал   художеств.   принципы   В.   А.   Симова,
противопоставив детально  разработанной  жизненно-достоверной  декорации
живописную выразительность декоративного  панно.  Однако  в  последующие
годы эти художеств. принципы часто приводили С. к неудачам  (плоскостное
изображение панно вступало в противоречие с  реальной  фигурой  акт„ра).
Наиболее интересными работами С. были: САшаолическо-романтич. оформление
"Гедды  Габлер"  Ибсена,  "Балаганчика"  Блока,  где   художник   удачно
использовал принципы гротескного контраста  (1906  и  1907,  Т-р  В.  Ф.
Комйссаржевской, оба спектакля пост. Мейерхольдом). Декорации, созданные
С.  в  последние  годы  жизни,   отличались   живописной   пышностью   и
красочностью: "Мещанин во дворянстве"  (1911,  Т-р  Незлобина,  Москва),
"Принцесса Турандот" Гоцци (1912, там же).
   Лит.: Н. Н. Сапунов, М.,  1916;  Эфрос  А.,  Профили,  М.,  1930,  с.
137-53; Розенталь Л., Николай  Сапунов,  "Искусство",  1962,ј10;Березкин
В., Николай Сапунов, "Театр", 1963, ј 12. В. Вер.
   САРАБСКИЙ  (наст.  фам.-  Р  з  а  е  в),  Гусейн  Кули  Мелик   оглы
(1879-16.II.1945) - азерб. сов. артист драмы и оперы (тенор),  режисс„р,
педагог, театр. деятель. Нар. арт. Азерб. ССР (1932). Деп. Верх.  Совета
Азерб. ССР 1-го созыва. Один из основоположников азерб. проф. муз. т-ра.
Сценич. деятельность начал в 1902 как драм. акт„р в труппе Н. Нариманова
(Баку).  Среди  лучших   ролей:   Гаджи   Салах,   Мастали-шах   ("Везир
Ленкоранского  ханства",   "Мосье   Жордан..."   Ахундова),   Шпекин   и
Ляпкин-Тяпкин ("Ревизор"), Яго и др. С 1908 С. - солист труппы при об-ве
"Нид-жат"  (Баку),  в  1914-19  -  муз.  труппы.  Совм.  с   У.   и   3.
Гаджибековыми, М.  Магомаевым,  Г.  Араблинским  и  др.  С.  боролся  за
национально-самобытное,  реалис-тич.  театр.  иск-во.  Он   был   первым
исполнителем ведущих партий в первых азерб. операх.  Обладая  небольшим,
но красивым голосом мягкого тембра, С, превосходно владел  им,  развивал
нар. манеру пения. Игра С., проникновенная и эмоциональная, пользовалась
признанием демократич. аудитории.
   Партии: Гейс-Меджнун, шейх Сенан, Зохраб, шах  Аб-бас,  Керем,  Аскер
("Лейли и Меджнун", 1908, "Шейх Сенан", 1910, "Рустам и  Зохраб",  1910,
"Шах Аббас и Хуршид Бану", 1912, "Асли и Керем", 1912, "Аршин мал алан",
1913, У. Гаджибекова), ашуг Гариб (о.  п.  3.  Гаджибекова,  1916),  шах
Исмаил (о. п. Магомаева, 1919)- первый исполнитель.
   Выступал также как режисс„р ("Рустам и Зохраб", 1910, "Муж  и  жена",
1910, "Аршин мал алан", 1913, "Лейли и Меджнун", 1915, У.  Гаджибекова).
После установления в Азербайджане Сов. власти С.  активно  участвовал  в
деятельности проф. и самодеят. театр. коллективов. С 1920-  артист  Т-ра
оперы и балета (ныне им. Ахундова).  В  30-х  гг.  возглавлял  Дом  нар,
творчества в Баку. В„л педагогич. деятельность, преподавал  в  Бакинской
консерватории (класс нар. пения). Ученики: М. Багиров, Г. Гаджибабабеков
А. Рзаева, А. Садыхов и др. С.- автор пьес,  в  т.  ч.  "Ищущий  найд„т"
(1906, Баку).
   Соч.: Воспоминания акт„ра. Баку, 1930 (на азерб. яз.);
   Старый Баку, Баку, 1958 (на азерб. яз.).
   Лит.: Джангиров И., Г.  К.  Сарабский,  Баку"  1933;  Карагичева  Л.,
Мастера азербайджанского муз. театра, в сб.: Азербайджанская музыка, М.,
1961. К. Кае"
   САРАДЖЕВ   (наст.    фам.-    Сараджян),    Константин    Соломонович
[27.1Х(9.Х).1877-22.VII.  1954]  -  сов.  дириж„р,   педагог,   обществ,
деятель. Нар. арт. Арм. ССР (1945). В 1898 окончил  Моск.  консерваторию
по классам скрипки И. В.  Гржимали  и  контрапункта  С.  И.  Танеева.  В
1905-06 обучался дирижированию в Лейпциге у А. Никиша.  С  1900  работал
концертмейстером Моск. частной рус. оперы, в 1908  начал  выступать  как
симф. дириж„р. С.  был  дириж„ром  оперы  Сергиевско-Алексеевского  нар.
дома, в 1913-14 - зав. муз. частью "Свободного театра" К. А. Марджанова;
дирижировал здесь первой пост. "Сорочинской ярмарки" Мусоргского (1913).
Основал "Вечера  современной  музыки"  (совместно  с  муз.  критиком  В.
Держановским) и Нар. консерваторию. После  Октябрьской  революции  С.  в

Страницы: «« « 2016   2017   2018   2019   2020   2021   2022   2023   2024  2025   2026   2027   2028   2029   2030   2031   2032   2033   2034  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия